Организация досуга в дошкольном возрасте
статья

Шавленок Лариса Ивановна

 Досуговая деятельность в детском саду является благоприятной почвой для формирования у детей дошкольного возраста фундаментальных человеческих потребностей. Организация досуга дошкольников рассматривается как целостная динамическая система. Движущей силой воспитательного процесса в досуговой деятельности является разрешение противоречия между разнообразными воздействиями на дошкольника и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей дошкольников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. Правильно организованная досуговая деятельность способствует формированию у дошкольника таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiviruyushchee_nachalo_zanyatiya_po_kulturno.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

  • изучение наглядного материала:
  • рассматривание тематических плакатов,
  • картинок,
  • репродукций,
  • иллюстраций в книгах,
  • макетов,
  • мини-выставки в уголке познания;
  • проведение познавательных и эвристических бесед;
  • создание сюрпризных моментов;
  • проведение дидактических и подвижных игр, включение в игровую ситуацию:
  • посещение группы сказочным персонажем,
  • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
  • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
  • зачитывание стихотворений, рассказов, малых фольклорных форм (частушки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки);
  • использование ИКТ: просмотр презентаций с фото- и видеоматериалами, музыкальным сопровождением.

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

Тема занятия

Вариант мотивирующего начала

«Путешествие в страну сказок» (досуг-развлечение)

  1. Создание сюрпризного момента.
    В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
  2. Включение в игровую ситуацию.
    Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.

«В гостях у русской народной сказки» (театрализованный досуг)

  1. Изучение наглядного материала.
    Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
  • Каких сказочных героев вы узнали?
  • Из каких они сказок?
  • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
  • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
  1. Создание проблемной ситуации.
    Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.

«Австралия! Австралия! Прекрасный материк» (спортивный досуг)

Изучение наглядного материала и проведение познавательной беседы.
Ребятам предлагается изучить карту Австралии, на которой изображены представители флоры и фауны, и ответить на вопросы:

  • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
  • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
  • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
  • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

«Радостные краски зимы» (музыкальный досуг)

  1. Создание проблемной ситуации.
    Ребята находят в музыкальном зале письмо от Снежной Королевы, воспитатель зачитывает: хозяйка снежного царства жалуется, что в её владениях нерадостно и скучно, зимой всё белое и холодное, а хочется веселья. Воспитатель предлагает детям развеселить Снежную Королеву и показать, что зимой тоже может быть радостно.
  2. Прослушивание песни «Вот зима, кругом бело».
  3. Проведение беседы.
  • Ребята, про какую зимнюю забаву была эта песенка? (Про катание на санках с горы).
  • Чем ещё можно заниматься на улице зимой? (Кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежную крепость).
  • Какие вы знаете праздничные забавы зимой? (Новогодние и рождественские гуляния, хороводы и карусели, колядование, запуск фейерверков).

Планирование мероприятий

Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные  праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы,   Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей младшего дошкольного возраста "Каша- радость наша"

Досуг для детей младшего дошкольного возраста с использованием музыкальных игр, направленных на развитие творческих ритмических способностей. Развлечение продумано так, что его можно проводить как в м...

Сценарий досуга "Масленица" на улице для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий досуга "Масленица" на улице для детей старшего дошкольного возраста....

логопедический досуг с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР-III "Путешествие к замку Снежной королевы" с ИКТ

Представленный сценарий логопедического досуга   - это системная работа   по программе обучения дошкольников  театрализованным играм. Цель данного занятия – взаимосвязь ...

Физкультурный досуг "Веселая скакалка" для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий физкультурного досуга с использованием гимнастической скакалки....

Досуг для детей младшего дошкольного возраста "Как учили Настю правилам дорожного движения"

В материале представлен сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Досуг проводится на улице, на площадке с разлинованным дорожным перекрестком....

годовой план проведения праздников и досугов в дошкольном возрасте

годовой план проведения праздников и досугов в дошкольном возрасте...