Методическая разработка занятия по теме «Изготовление модели самолёта из картона с катапультой».
план-конспект
Данная тема изучается в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный техник» в разделе «Юный авиамоделист (основы авиа моделирования) ».
Изготовление модели самолёта позволяет сформировать навыки по конструированию авиационной техники из бумаги и картона.
В данной методической разработке представлена история возникновения летательных аппаратов, виды и типы самолётов, технология изготовления самолёта, расширяются знания о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_samolet_iz_kartona_s_katapultoy.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по теме
«Изготовление модели самолёта из картона с катапультой».
Данная тема изучается в рамках дополнительной общеразвивающей программы
«Юный техник» в разделе «Юный авиамоделист (основы авиа моделирования) ».
Изготовление модели самолёта позволяет сформировать навыки по конструированию
авиационной техники из бумаги и картона.
В данной методической разработке представлена история возникновения
летательных аппаратов, виды и типы самолётов, технология изготовления
самолёта, расширяются знания о профессиях.
Методическая разработка «Изготовление модели самолёта из картона с
катапультой» предназначена для педагогов, занимающихся начальным
техническим моделированием, учителей технологии, учителей начальных классов.
Цель: формирование умения изготавливать модель самолёта из картона с катапультой.
Задачи:
Предметные:
- познакомить обучающихся с видами самолётов, их назначением и устройством, с
известными конструкторами;
- научить изготавливать макет самолёта из картона.
Метапредметные:
- формировать умение организовывать своё рабочее место, соблюдать правила
безопасной работы с ножницами, клеем, канцелярским ножом;
- отбирать материал, размечать и вырезать детали, действовать по инструкции;
- развивать мелкую моторику.
Личностные:
- воспитывать терпение и аккуратность, интерес к занятиям, трудолюбие,
целеустремленность.
Планируемые результаты:
Предметные
- понимают назначение и устройство самолёта;
-совершенствуют умения работать с шаблонами;
- изготавливают макет самолёта из картона;
- расширяют практические навыки работы с бумагой, картоном;
Метапредметные
- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных
действий, контролируют выполнение своих учебных действий, вносят необходимые
коррективы;
- организовывают своё рабочее место;
- соблюдают правила безопасной работы с ножницами, клеем, развивают мелкую
моторику;
- умеют слушать других, задавать вопросы, выражать свои мысли, делать выводы;
- оценивают результат своей деятельности;
Личностные
- проявляют терпение, целеустремленность, аккуратность при изготовлении работы;
- развивают творческое воображение, интерес к познавательной деятельности;
- развивают самостоятельность.
Целевая аудитория: методическая разработка ориентирована на учащихся 8-11 лет.
Время проведения занятия: 90 мин.
Оборудование
Для педагога: шаблоны, картон, ножницы, карандаш, клей, клеевой пистолет,
канцелярские резинки, изолента, монета, образец пассажирского самолёта, текст
графического диктанта «Самолёт»; картинки с изображением различных летательных
аппаратов, видов и типов самолётов.
Для обучающихся: шаблоны, картон, ножницы, простой карандаш, клей, кисточка
для клея, лист в клетку.
Организационный момент
Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Попрошу, вас, угадать с чем я пришла, а чтобы вам помочь, послушайте загадку.
В чистом небе серебрится
Удивительная птица.
В страны дальние летала,
Эта птица из металла.
Совершает перелёт
Чудо-птица … (самолёт)
Актуализация знаний.
- Ребята, а кто из вас летал на самолёте?
- А на кого похож самолёт? (на птицу)
- А чем схожи птицы и самолёты? (есть крылья, хвост, летают)
Мы сегодня с вами будем делать самолет из картона с катапультой.
Беседа о самолётах и их назначении.
Издавна люди смотрели на птиц и мечтали летать, как они. Но прошло много
времени, прежде чем это случилось.
До нас дошел греческий миф о смелом юноше Икаре. Его отец Дедал сделал для
себя и сына крылья, скрепленные воском. Когда Икар приблизился к солнцу, воск на
крыльях растопился, Икар упал в море и утонул.
Но миф – это фантастическое, неправдоподобное. Прошло много веков, и полет
человека стал реальностью.
Сначала люди научились подниматься в воздух на воздушном шаре. Шар
наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха. Но шар
летит туда, куда дует ветер. А человек хотел выбирать сам, куда ему лететь.
Тогда человек создал управляемый воздушный шар - дирижабль, который потом
назвали воздушный корабль. В начале XIX века дирижабль стал металлическим, с
двигателем вроде автомобильного. На дирижаблях перевозили пассажиров и грузы
через океан, летали к Северному полюсу. Дирижабли часто использовали в военных
целях - для охраны неба над важными объектами.
Прошло время и, наконец, был изобретён самолёт, которым управляет пилот. В
1882 году, русский морской офицер, изобретатель Александр Федорович Можайский
первый в мире создал самолёт в натуральную величину, способный поднять в воздух
человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в
других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца.
Самолёт летит туда, куда направляет его пилот. Но для того чтобы оторваться от
земли и подняться в воздух, самолёт должен сначала промчаться на большой скорости
по земле. Для этого нужно много места и специально построенная дорога - взлётная
полоса. А иногда нужно полететь туда, где нет много места и такой взлётной полосы.
Вот тогда людям пришлось придумать вертолёт. Вертолётом тоже управляет
пилот. Но для взлёта и посадки вертолёту не нужно ни много места, ни взлётной
полосы. Пилот включает мотор, начинают вращаться лопасти, и вертолёт взлетает
прямо с места.
Виды самолетов.
В настоящее время невозможно представить ни одну страну, где нет самолётов.
- Какие виды самолетов вы знаете или про них слышали? (пассажирские,
грузовые, военные)
Военные самолёты подразделяются на истребители, бомбардировщики,
разведчики, топливозаправщики.
Гражданские самолёты подразделяются на пассажирские, грузовые,
транспортные, пожарные, спортивные.
- Для чего нужны самолёты? (перевозить грузы и людей)
- Правильно. Самолёты доставляют грузы, почту, тушат пожары, перевозят
тяжелобольных . Военные самолеты охраняют страну.
Беседа о профессиях, связанных с авиацией.
- Кто управляет самолётом? (пилот, лётчик, штурман).
Лётчик - это специалист, умеющий управлять самолётом, вертолётом или
другим летательным аппаратом. Это одна из технически сложных профессий.
Лётчиками называют военных авиаторов, а гражданских - пилотами. Есть лётчики,
которые испытывают новые модели летательной техники - лётчики - испытатели.
Лётчиком может быть только очень ответственный человек, с быстрой реакцией,
усидчивостью, отличным здоровьем и физически выносливым.
Штурман контролирует безопасность полёта по заданному маршруту, он
указывает пилоту местонахождение, верное направление полёта. Профессия штурмана
очень сложная и ответственная. Он должен быстро переключать внимание с одного
прибора на другой, иметь отличную память и внимание, хорошо ориентироваться в
пространстве.
- Кто создает самолёты? (авиаконструкторы).
- Ребята, строительство самолёта - это очень долгая и кропотливая работа. Его
выполняют специально обученные люди - авиаконструкторы. Авиаконструктор -
специалист по созданию летательных аппаратов и авиационных двигателей. Он
должен отлично знать физику, математику, механику, эти знания он сможет
применить в создании новых летательных аппаратов. Это очень ответственная работа,
от качества работы зависит жизнь целого экипажа и пассажиров.
- Сегодня мы с вами тоже побываем авиаконструкторами.
- Но для этого необходимо пройти проверку. Ведь авиаконструктором может
быть только самый внимательный.
Графический диктант
От точки 2 клетки вправо, 1 вверх, 5 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо,
1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1
вниз, 5 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 1
вниз, 9 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 4 влево, 1
вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 7 влево, 1 вверх.
- Что у вас получилось? (самолёт)
- Какой это самолёт?
Постановка учебной задачи
- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься?
- Вы хотите, чтобы у каждого из вас был такой самолёт?
- Сегодня мы научимся делать модель самолёта. А после, вы сможете испытать его,
произведем пробные полеты.
Знакомство с деталями модели самолёта и их назначением
Построить самолёт - дело непростое. Материалы для него должны быть лёгкими
и прочными. Легкими, чтобы самолёт смог подняться в воздух, а прочными, чтобы
конструкция была надежной.
Для того чтобы знать конструкцию модели, из каких частей она состоит,
давайте рассмотрим саму модель (работа с образцом).
- Какие детали самолёта вы знаете и для чего эти детали нужны?
- Каждая часть самолёта имеет свое название.
Вот это – фюзеляж (показ). Фюзеляж - это основная часть самолёта, его корпус.
Фюзеляж предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования,
также для крепления крыла, шасси и других деталей, он является как бы «телом»
самолета.
- Теперь найдите носовую часть самолёта (показ). В носовой части расположена
кабина пилота.
- Следующая важная часть самолёта - это крыло (показ). А сколько у самолёта
крыльев?
- Посмотрите на самолёт. Вот киль. Киль - это хвост самолёта. Киль нужен
самолёту для того, чтобы самолёт летел строго по прямой линии и не качался из
стороны в сторону.
- Находим следующую деталь. Это - стабилизатор (показ). Стабилизаторы
расположены рядом с килем самолёта. Стабилизаторы тоже очень важная часть
самолёта. Благодаря им самолёт не прыгает вверх-вниз, а точно летит под тем углом,
под которым направил его лётчик.
- А каких частей самолета здесь нет? Шасси состоят из двух частей - колёса и стойки.
Ребята, а зачем самолёту колёса, он же не ездит по земле? Шасси нужны самолёту
только во время взлёта и посадки. Для того чтобы самолёту взлететь, ему надо
разогнаться, набрать скорость. А когда он приземляется, он сначала садиться на
шасси, а затем катится по посадочной полосе до тех пор, пока не остановится.
Правила работы. Первичный инструктаж по технике безопасности
- Повторим ряд правил, о которых нужно помнить на занятии:
1. каждый работает за своим рабочим местом;
2. во время работы держи рабочее место в порядке;
3. береги инструменты, экономь материалы;
4. думай, как сделать работу лучше;
5. кончил работу, убери рабочее место.
- Какие правила безопасности необходимо соблюдать во время работы при
работе с ножницами?
1. Следи за движением лезвий во время работы.
2. Ножницы клади кольцами к себе.
3. Не оставляй ножницы открытыми.
4. Храни ножницы в коробочке.
5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
6. Используй ножницы по назначению.
Практическая работа.
- Теперь приступим к сборке модели самолёта.
- Изготавливая модель, мы с вами будем не только авиаконструкторами, но и
специалистами разных профессий: сварщиками, монтажниками, сборщиками.
Составление плана работы
- Вырезанные шаблоны наложить на картон и вырезать
- Расположение шаблонов на материале, выбрав наиболее экономный способ вырезания
- Вырезание деталей
- Соединение деталей
- Изготовление катапульты
- Опробование модели самолёта в действии
Практическая работа по плану
С чего начнём работу?
- Ребята, посмотрите на модель самолёта и скажите, какой материал нам понадобится для работы? (картон, клей.)
- Вспомните, нужно ли экономить бумагу и как вас учит учебник?
- А какие инструменты нам необходимы при работе? (Ножницы.)
-Наложить и обвести основной шаблон самолёта.
- Сколько деталей понадобится для хвоста? (Одна.)
- Что нужно сделать с крыльями? (Вставить в отверстие)
- Как закрепим киль? (Вклеим в отверстие в хвосте)
Дети изготавливают самостоятельно модель самолёта.
Педагог помогает тем ребятам, у кого не получается.
Помощники помогают отстающим.
Физминутка.
Лётчики должны быть быстрыми. Сейчас мы покажем, какие мы ловкие и быстрые.
Руки ставим все в разлёт:
Получился самолёт.
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз, делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз, два, раз, два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись.
Продолжение практической работы по плану.
Подведение итогов.
- Ребята, вам понравилось быть конструкторами?
- Что конструировали на занятии?
- Вспомните, из каких частей состоит самолёт? (фюзеляж, киль, стабилизатор,
крылья, кабина пилота)
- Какая часть самолёта, на ваш взгляд, самая важная? (все части необходимы для
того, чтобы самолёт мог летать)
- С какими материалами работали?
- Какие инструменты помогли нам выполнить модель самолёта?
- Чему научились на занятии?
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, у меня на доске нарисовано небо. А рядом - лежат
самолётики разного цвета. Вам нужно будет выбрать тот цвет, который больше всего
подходит для вас. Обозначение цветов:
жёлтый - узнал много нового;
красный - было познавательно, интересно;
зелёный - расскажу о занятии родителям, друзьям;
синий - полученные знания и умения пригодятся мне в жизни.
- Выберите понравившийся вам самолётик и прикрепите его к небу.
- Лёгкого полёта! Мягкой посадки! Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")
Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».
Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».
Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...
Методическая разработка занятия по теме:«Изготовление бус в технике фелтинга (сухое валяние)»
Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок &nda...
Занятие На тему: Изготовление модели катапульта .( Дата проведения 22.04. 20г)
Карточка-инструкция по теме: Изготовление модели катапульта. Уважаемые ребята!Вам предстоит ознакомиться с различными приемами изготовления модели катапульта....
Методическая разработка занятия на тему: «Изготовление макета шатровой мельницы»
В данном материале подробно представлено занятие по изготовлению макета шатровой мельницы с поэтапными фотограифями и технологической картой....
Методическая разработка занятия по самостоятельному изготовлению световозвращающих устройств (внедрение в учебно-воспитательный процесс) 5 класс
Автор: учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ №6 г.ИпатовоСтавропольский крайДацунова Татьяна Ивановна...