Конспект коррекционно-развивающего занятия для дошкольников 5-7 лет "Детские игры. Забавы."
план-конспект

Фитилёва Елена Владимировна

Одно из цикла занятий по развитию ВПФ, направленное, на

·        формирование приемов исключения - обобщения, навыков группировки и классификации;

·        развитие произвольного воображения;

·        развитие распределения, концентрации и переключения внимания;

·        развитие познавательной активности детей;

·        развитие мелкой моторики;

·        обогащение словарного запаса, расширение знаний и представлений об окружающей действительности по теме «Детские игры. Забавы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию ВПФ у дошкольников 5-7 лет

"ДЕТСКИЕ  ИГРЫ. ЗАБАВЫ"

ЦЕЛИ

  • формирование приемов исключения - обобщения;
  • развитие произвольного воображения;
  • развитие распределения, концентрации и переключения внимания;
  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие мелкой моторики;
  • обогащение словарного запаса, расширение знаний и представлений об окружающей действительности по теме «Детские игры. Забавы»

навыки группировки и классификации     

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у детей. Определение целей занятия.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

И.п. — Ребенок сидит. Рот открыт, язык высунут.
Задача ребенка самостоятельно рисовать каким-либо предметом в воздухе восьмерку, следя за предметом глазами и двигая языком в том же направлении. Делать это надо сначала левой рукой (ею надо нарисовать горизонтальную восьмерку), потом правой (вертикальную). Затем наоборот: левой рукой рисуется вертикальная восьмерка, правой — горизонтальная. Упражнение выполняется на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы. Время выполнения 4—6 минут.    

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

            Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка)». Единица счета — одна секунда. 
          Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняется 2—3 раза.            

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 Упражнение "ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ"

Инструкция: Для каждой строчки подбери слово, подходящее по смыслу ко всем прилагательным в данной строке.

  1. Шумная, веселая, подвижная... (игра).
  2. Шарообразный,  резиновый,  разноцветный... (мяч).
  3. Голубоглазая, розовощекая, говорящая... (кукла).
  4. Детский, быстрый, двухколесный... (велосипед).
  5. Яркие, нежные, акварельные... (краски).
  6. Интересная, волшебная, народная... (сказка).
  7. Трудные, стихотворные, хитроумные... (загадки).
  8. Остросюжетные, многосерийные, мультипликационные... (фильмы).
  9. Веселая, детская, хоровая... (песня).
  10. Музыкальная, многолюдная, танцевальная... (дискотека).

Упражнение "НАРИСУЙ ФИГУРУ"

Материал: бумага, цветные карандаши, 6-8 геометрических фигур.

Ход игры: Детям показывают 6-8 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

Упражнение "НАЙДИ  ЛИШНЕЕ"

Инструкция: в каждой строчке найди лишнее слово, которое не подходит к остальным словам.

                    Чашка, ложка, молоток, тарелка
                     Мяч, пенал, линейка, тетрадь
                     Футбол, хоккей, коньки, лодка
                     Кукла, мишка, скакалка, ручка
                     Ложка, кружка, тарелка, стол

Упражнение "ПОДЧЕРКНИ  ИГРУШКИ"[1]

Инструкция: Среди слов написанных в строчках, найди игрушки, подчеркни эти слова.

КАРАНДАШ, КУКЛА, СКРИПКА, МЯЧ, ЛИНЕЙКА, ПИРАМИДКА, ПАЛЬТО, КУБИКИ, НЕВАЛЯШКА, НОЖНИЦЫ, ДЕРЕВО, МИШКА, ДИВАН, СЫР, МАШИНКА, СКАКАЛКА, ЛУЖА, ЮЛА, КАКТУС, АКВАРИУМ.

Упражнение "ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ"

Инструкция: дорисуй вторую часть картинки так, чтобы получилась целая картинка.

 Упражнение "НАЙДИ ИГРУШКИ"

Инструкция: Среди изображенных картинок, наложенных друг на друга найди игрушки и обведи их по контуру.

Упражнение "КТО С ЧЕМ ИГРАЕТ"

Инструкция: Определи, кто из детей чем играет.

Упражнение "ВО ДВОРЕ"

Инструкция: Составь рассказ по картинке. Придумай название.

Упражнение "УГАДАЙ, ЧТО Я ВИЖУ!"

         В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или Коля печально забился в угол.
Начинайте так:
Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь!
Ребенок: Сердечки на занавесках?
Вы: Нет.
Он: Обложку Таниной книжки?
Вы: Нет.
Он: шапку Олега?
Вы: Нет.
Он: Фантик на столе?
Вы: Да!
Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

Упражнение "ПУТЕШЕСТВЕННИКИ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ". 

Инструкция: Ведущий произносит фразы, а дети должны сказать: действительно ли это так или нет. Бывает ли это?
1. Берёза - это дерево с белой корой?       (ДА)
2. Мухомор - съедобный гриб?       (НЕТ)
3. Земля - это планета?       (ДА)
4. Кит - самое большое животное в океане?       (ДА)
5. Сова ночью спит?       (НЕТ)
6. Мама жеребёнка - корова?       (НЕТ)
7. Сено - это сухая трава?       (ДА)
8. Светофор регулирует движение на улицах?       (ДА)
9. Кактус - растение без колючек?       (НЕТ)
10. Чай станет вкуснее, если в него добавить жгучий перец?       (НЕТ)


            

2218822192

22189

 22190

 22191 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).
  2. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  3. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  4. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  5. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  6. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  7. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "АCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  8. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  9. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  10. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  11. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
  12. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
  13. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". - Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  14. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
  15. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.
  16. Иванова Е. М. «Программа по психокоррекции учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта) - http://iemcko.ru/index.html
  17. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
  18. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
  19. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
  20. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
  21. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  22. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
  23. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
  24. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Сайт практического психолога  http://iemcko.ru/index.php/korrektsionnye-zanyatiya/korrektsiya-kognitivnykh-protsessov
  2. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  3. Газета "Школьный психолог"
  4. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  5. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  6. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  7. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


[1] Выполняется только при условии наличия сформированности навыка чтения у всех участников группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для дошкольников 5-7 лет "Домашние животные"

Занятие по развитию высших психических функции дошкольников, направленное на:формирование навыков сравнения, исключения и обобщения;развитие объема, устойчивости переключаемости внимания;обучение приё...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи.

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи....

Конспект коррекционно - развивающего дефектологического занятия на тему "Совершенствование мыслительных операций".

Конспект дефектологического занятия на тему "Совершенствование мыслительных операций" (3 класс, обучающиеся с ЗПР)...