Интервью. Подготовка к интервью
план-конспект
Цель: расширить знания учащихся об особенностях жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ashkarova_plan_-_konspekt_podgotovka_k_intervyu.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия в объединении «Журналист»
Педагог Ашкарова М.А.
Тема: Интервью. Подготовка к интервью
Цель: расширить знания учащихся об особенностях жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.
Ход занятия:
1. Обсуждение работ обучающихся, занимающихся в объединении и опубликованных в СМИ.
А) Заметка “Весёлая ярмарка” (газета «Сорока» ЦДТ)
Б) Репортаж “Вечер встречи выпускников” (газета «Узнавай-ка» СОШ№3)
2. Закрепление материала предыдущих занятий.
(Педагог зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)
А) Заметка – краткое сообщение в печати.
Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Г) Хроника – отдел сообщений в газете.
Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд 2)
Объявление темы занятия.
Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с газетными жанрами, и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” (слайд 1), чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в детской газете или городских СМИ.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)
2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)
3) Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два)
4) Найдите в «Лянторской газете” интервью. В какой рубрике оно напечатано?
5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?
Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. (Слайд 3, 4, 5)
3. Работа с рассказом А. П. Чехова “Моя беседа с Эдисоном”. (Слайд 6)
А сейчас обратимся к рассказу А.П.Чехова. Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя, так как он был прекрасным стилистом., умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Его рассказ – это своеобразное интервью героя с известным учёным.
А) Чтение рассказа. (Приложение 1)
Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 7)
1 группа. Удалось ли интервью? Почему?
(Прогнозируемые ответы. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедическом словаре, например:
Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.
Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.
2 группа. С каким чувством расстались люди?
(Прогнозируемые ответы - они неудовлетворенны друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.
3 группа. Почему и над кем мы смеемся? Какие ошибки допустил журналист?
(Прогнозируемые ответы - Прежде всего над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.
Если таковы специальные корреспонденты, то, каково же “лицо “печатного издания или органа? Каким вы представляете его себе?
Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.
4. Составление правил для начинающего журналиста.
Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос
В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.
Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.
Работа по группам: (слайд 7)
1 группа – перед интервью. (Слайд 8, Приложение 2)
Варианты, предложенные детьми:
1. Постараться узнать больше о собеседнике.
2. Продумать вопросы.
3. Подумать о месте интервью.
4. Уделить внимание своему внешнему виду.
2 группа – во время интервью. (Слайд 9, Приложение 3)
Варианты, предложенные детьми:
1. Чётко формулировать свои вопросы.
2. Не оказывать давление на собеседника.
3. Внимательно выслушивать его рассуждения.
4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.
3 группа – после интервью. (Слайд 10. Приложение 4)
Варианты, предложенные детьми:
1. Анализ записей.
2. Отбор главного материала.
3. Корректирование материала.
4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.
Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.
Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).
5. Обсуждение разработанных правил и сопоставление их с вариантом педагога.
(Заслушиваются представители каждой группы, записываются правила на листочках и вывешиваются на доску, сравниваются с предложенными вариантами педагога.
6. Составление вопросов в группе в соответствии с данными рекомендациями
(Вопросы составлялись в группах, а затем были заданы присутствующему на занятии методисту, который выступал в роли журналиста «Лянторской газеты»). Вопросы, составленные детьми, представлены в презентации – слайд 11)
7. Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.
Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?
Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.
Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?
Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?
Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?
Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
Интервью Довыдовой Е.
Смотрю на жизнь с оптимизмом! Интервью с Заслуженным учителем РФ Сергеем Николаевичем Чарнецким, учителем истории, обществознания, права и мировой художественной культуры. - Ваше самое яркое воспомина...
« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе
Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение к людям...
Интервью ко Дню учителя в газете Арбатские вести 19 октября 2011г.
Газета "Арбатские вести" №279 19.10.2011г., с.3...
Урок-интервью "Все работы хороши"
Урок развития речи в 9 классе ( с профориентационной направленностью)...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Курс «Основы тележурналистики» Тема: Интервью. Виды интервью.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯКурс «Основы тележурналистики»Тема: Интервью. Виды интервью.Цель занятия:· 1.Познакомить школьников с телевизион...
"Не унывать,стремиться к лучшему, работать над собой." Интервью юнкора пресс-центра Лаврентьевой Виолетты с учителем Заломской Фаиной Степановной.Интервью размещено на сайте "Народная летопись."
Интервью с учителем Заломской Фаиной Степановной....