ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Иванова Елена Валерьяновна

Проблема  снижения роста преступлений среди подростков является актуальной в условиях современного мира.  Путь решения этой проблемы состоит из нескольких составляющих, указанных в данной статье. Сюда входит формирование ценностной ориентации и просвещение, диагностика, коррекционная работа и работа с семьями, с учетом особенностей поведения в подростковом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_po_profilaktike.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Проблема  снижения роста преступлений среди подростков является актуальной в условиях современного мира.  Путь решения этой проблемы состоит из нескольких составляющих, указанных в данной статье. Сюда входит формирование ценностной ориентации и просвещение, диагностика, коррекционная работа и работа с семьями, с учетом особенностей поведения в подростковом возрасте.

На сегодняшний день, одной из основных и наиболее значимых задач,  стоящих перед обществом является профилактика правонарушений среди подростков. Это обусловлено высокой степенью вовлечения молодежи в преступную деятельность  с помощью социальных сетей. Так же не теряет актуальность тема влияния окружения на личность подростков. Молодая несформировавшаяся личность легко попадает под чужое влияние, и это влияние зачастую становится разрушительным для его личности. Может перевернуться понимание «хорошо» и «плохо», под воздействием более сильных и сформировавшихся личностей, которые для подростка становятся подобием кумира. Таким образом подростки могут быть  втянуты в  сферу организованной преступности.

Поэтому очень актуальна проблема  поиска путей снижения роста преступлений среди подростков.  Путь решения этой проблемы состоит из нескольких составляющих – это работа в  семье, правильный выбор окружения, а так же работа школьной службы психолого-педагогического сопровождения. Более подробно рассмотрим последнюю составляющую – работу педагога-психолога по профилактике правонарушений среди учащихся.

Сегодняшний подросток склонен искаженно воспринимать ценностные ориентации. Это влияет на его способ самовыражения и самоутверждение. Зачастую, подростоки демонстрируют девиантное поведение с целью выделиться, быть одобренным окружающими.

На сегодняшний день распространено движение АУЕ («Арестантский уклад един»), под этой аббревиатурой скрывается криминальное молодежное движение, которое несет угрозу безопасности и стабильности общества. Ведь подростки, примыкая к нему, уходят из жизни, которую обеспечивает и предлагает общество. Они устремляются или их вовлекают в ту среду, которую называют криминальной. К АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 11 до 17 лет. Это обусловлено широкой пропагандой блатной жизни, культа силы, воровства и тунеядства, а так же романтизации тюремной жизни. Сама мысль, оказаться в тюрьме, не пугает подростка. Напротив, именно там, в заключении, его ждут самые «лучшие друзья и товарищи». Такая модель пропаганды толкает подростка на девиантное поведение и неуважение к органам власти и полиции. Зачастую, подростки приверженные таких взглядов объединяются в криминальные группировки, совершающие правонарушения и преступления с особой жестокостью.

Исходя из того, что подростки зачастую ложно воспринимают ценностные ориентации и общепринятые принципы жизни, профилактическая работа должна проводиться с учетом этих особенностей. Педагог-психолог, особенно работая с «группой риска», должен быть не только наставником и авторитетом, но и уметь стать для подростка знающим собеседником, который может быть с ним на «одной волне». Авторитарная модель общения, нравоучения с подростком не принесут пользы, а могут лишь оттолкнуть его от педагога, потому что в это период повышен уровень негативизма на фоне возникающего «чувства взрослости». Педагог-психолог должен расположить подростка на беседу, создать обстановку, подобную той, которая складывается между двумя приятелями. Особенно важно, подчеркнуть доверительный характер общения.

Теперь разберемся, что такое «группа риска» и как выявить подростков, относящихся к ней. В группу риска входят подростки склонные к девиантному поведению; подростки, состоящие на внутришкольном учете, учете подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; дети из неблагополучных семей; подростки, имеющие высокие показатели тревожности и агрессии; подростки, склонные к пропуску занятий.

Разберемся, что является основными причинами совершения правонарушения:

- безнадзорность;

- занятость родителей;

- недостаточное информирование подростков об уголовной ответственности;

 - внутри личностные конфликты подростков;

- употребление алкоголя, наркотиков, так как правонарушения в основном совершаются в состоянии измененного сознания;

- потеря авторитета родителей, когда дети полностью выходят из под контроля;

- нарушение эмоциональной связи между родителем и ребенком;

- несправедливость наказаний;

- игнорирование родителями потребностей ребенка;

- потеря доверия детей к родителям;

- ложные ценностные ориентации, сформированные под влиянием СМИ, общением со сверстниками и т.д.

Выявление группы риска должно начинаться с психодиагностики, которая заключается в проведении различных тестирований школьников на уровень их тревожности, агрессивности, адаптации к школе и общей социализации личности.  Психологическая диагностика позволяет вовремя выявить группу детей, попадающих в зону риска, которым требуется помощь психолога в виде проведения коррекционно-развивающих занятий, тренингов по проблеме.

Вторым аспектом выявления группы риска является проведение тренингов в группах, где педагог-психолог имеет возможность наблюдать за поведением учеников в коллективе и их взаимоотношениях, как внутри класса, так и с педагогом.  Проведение тренинговой работы позволяет выявить подростков, имеющих проблемы в общении, которые часто приводят к девиации.

Третий аспект работы педагога-психолога по выявлению «группы риска» – это проведение бесед и консультаций с учениками в индивидуальном порядке, где педагог-психолог может обсудить те проблемы, которые беспокоят подростка, а так же лучше его узнать в ходе личной беседы.

Так же немаловажно проведение консультативной  работы с родителями, консультация родителей по детско-родительским отношениям. Т.к. зачастую причина девиантного поведения подростков скрывается во взаимоотношениях в семье.

Подростки, относящиеся к «группе риска» требуют пристального внимания со стороны педагога психолога. С данной группой должна проводиться более тщательная работа по профилактике правонарушений.

Работа должна идти по нескольким направлениям:

1) Формирование ценностной ориентации и просвещение.

- беседы с подростками, нацеленные на информирование подростков и формирование у них правовой культуры и общечеловеческих ценностей;

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Взаимодействие с сотрудниками ПДН ОВД, привлечение сотрудников ПДН для проведения профилактических бесед;

- Вовлечение подростков в кружки и секции по интересам;

2) Диагностическая работа:

- определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)

- диагностика «Диагностика состояний агрессии» (автор А.Басс А. Дарки) с целью выявления отклоняющего поведения, связанного с повышенным уровнем агрессии;

- диагностика «Тест школьной тревожности» (автор Д. Филлипс) для своевременного выявления тревожности в поведении, как фактора неблагополучия развития личности;

- диагностика «шкала самооценки» (автор А.Г. Коломинсткий) для диагностики уровня самооценки.

 - тренинговые занятия, направленные на коллективную работу с целью наблюдения за межличностными отношениями подростков в группе, уровнем их социализации.

- проведение индивидуальных консультаций в формате доверительной беседы по личным вопросам подростков, а так же с целью выявить проблемы подростка и помочь ему с ними справиться.

- проведение индивидуальных диагностик для определения личностных качеств с целью самореализации.

3) Коррекционная работа - проводится с целью предупреждения негативных последствий, выявленных диагностикой нарушений:

- занятия по стабилизации эмоционально-волевой сферы, повышение самооценки подростков;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки;

- индивидуальная работа с подростком, направленная на решение его проблемы в сфере взаимодействия с коллективом и родителями;

- занятия по обучению способам выплеска негативных эмоций, навыкам владения самоконтроля и саморегуляции, а также обучение распознаванию эмоций окружающих;

 - ролевые игры на снижение тревожности и повышение уверенности в себе;

- сеансы релаксации и медитации.

4) Работа с семьями:

- тематические беседы с родителями, информирование об основных ошибках воспитания, влияние родителей на становление личности подростка, негативные последствия эмоционально-волевой неустойчивости родителей, причины потери авторитета родителей и т.д.

- работа с неблагополучными семьями;

- проведение индивидуальных консультаций по вопросам воспитания;

- создание буклетов для родителей с рекомендациями по воспитанию детей «группы риска», профилактике правонарушений, а так же рекомендации по воспитанию детей с высоким уровнем тревожности, низкой самооценки, высоким уровнем агрессивности.

- профилактика пренебрежения родительскими обязанностями и попустительского стиля воспитания.

При условии своевременного выявления «группы риска» и работы с подростками, входящими в «группу риска» можно снизить уровень подростковой преступности с помощью профилактики совершения правонарушений. При условии, что подростки правильно ценностно ориентированы, вовлечены в секции и кружки, им будет труднее попасть под неправильное влияние. Так же очень важно проводить диагностику и выявлять проблемы личности, проблемы во взаимоотношениях, чтобы провести соответствующую коррекционную работу и помочь подростку справится с возникшими трудностями. Потому что часть правонарушений совершается подростками на фоне изменений эмоционально-волевой сферы. В первую очередь на фоне повышенной агрессивности. Поэтому очень важно обучать подростков направлять отрицательную энергию в конструктивное русло. Также важно уделять внимание снижению тревожности, так как на ее фоне подростки часто употребляют алкогольные напитки с целью повышения уверенности в себе, а как следствие это может привести к совершению правонарушений. Важную роль занимают отношения в семье, поэтому для профилактики правонарушений необходимо помочь родителям и подросткам установить доверительные и уважительные отношения.

Таким образом, педагог-психолог с помощью методики выявления и работы с «группой риска» способен оказать влияние на снижение подростковой преступности, путем профилактической работы.

Литература:

1. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. - М.: "Издательство Прометей", 2014. - 208 c.

2. Почему культура АУЕ так популярна среди современной молодёжи – Фактрум.ру [электронный ресурс] https://www.factroom.ru/rossiya/pochemu-kultura-aue-tak-populyarna-sredi-sovremennoj-molodyozhi

3. Профилактика правонарушений в школе – Мультиурок.ру [электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/deiatelnost-pedagoga-psikhologa-po-profilaktiki-pr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков.

Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации дет...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.

Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...