Сценарий игровой программы "В мире птиц"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Конкурсно-игровая программа подготовлена для школьников 5-8 классов и проводится с целью повышения уровня знаний учащихся в области  орнитологии и приурочена к  Международному дню птиц, который отмечается во всем мире 1 апреля. В ходе игры школьники не только отвечают на вопросы и демонстрируют свои знания о пернатых, но и узнают что-то новое о птицах, их поведении. Данное внеклассное мероприятие по биологии  расширяет  знания  учеников об  орнитологии, способствует воспитанию экологической культуры школьников. Мероприятие проходит в виде игры-путешествия. По сумме баллов определяются победители и призёры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igrovoy_programmy_v_mire_ptits.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «В МИРЕ ПТИЦ»

Аннотация  к  мероприятию: конкурсно-игровая программа подготовлена для школьников 5-8 классов и проводится с целью повышения уровня знаний учащихся в области  орнитологии и приурочена к  Международному дню птиц, который отмечается во всем мире 1 апреля. В ходе игры школьники не только отвечают на вопросы и демонстрируют свои знания о пернатых, но и узнают что-то новое о птицах, их поведении. Данное внеклассное мероприятие по биологии  расширяет  знания  учеников об  орнитологии, способствует воспитанию экологической культуры школьников. Мероприятие проходит в виде игры-путешествия. По сумме баллов определяются победители и призёры.

Цель: систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.

Задачи:

- расширение кругозора школьников, повышение  уровня знаний о птицах;

- повышение интереса к предметам школьного цикла (естествознание, география, экология);

- воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде, пропаганда природоохранной деятельности;  

- раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств у школьников;

- воспитание ответственности и уважения к товарищам, умения работать в коллективе.

Участники игры: участниками игры могут быть учащиеся среднего школьного возраста.

Оборудование и оформление: выставка рисунков; игровое поле, кубик, фишки-значки с изображением птиц, вопросы по темам; материалы для конкурсов разминки: листы, ручки, буквы для составления названий птиц, алфавитные таблицы для заполнения названиями птиц;  призы.

Ход игры:

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости!

          Позвольте нашу традиционную весеннюю встречу в Центре детского творчества начать с небольшого вступления и рассказать о возникновении и традициях Международного праздника День птиц.

          Дело в том, что ежегодно отмечаемый День птиц не придуманная ради игры дата. Этот день занимает своё определённое место в так называемом «Экологическом календаре», который не столько празднует,  сколько  напоминает о неблагополучном состоянии многих объектов, элементов природы. Достаточно назвать несколько символичных дат из этого календаря: День воды, День болот, День Земли, День биологического разнообразия. А ещё отмечаемый 1 апреля Международный День птиц.

          Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания). Вскоре он стал проводиться как народный праздник во всех штатах Америки. Затем он пришёл в Россию.

          В мае 1924 года школьниками центральной биостанции юных натуралистов под Москвой было развешано несколько десятков дуплянок. А через год ребята провели первый официальный в стране День птиц, в котором принял участие известный поэт В.В.Маяковский. В 1927 году День птиц праздновала вся Москва, а в последующие годы – вся страна. В середине 30-ых годов весенний праздник стал забываться, а в начале 50-ых годов о нём заговорили вновь. В настоящее время день 1 апреля внесён в «Экологический календарь» и отмечается как Международный день птиц.

          Возможно, решить глобальные проблемы пернатых друзей мы не в состоянии, но хочется напомнить о тех добрых делах, которые нам вполне по силам уже сейчас: изготовить и развесить птичьи домики, подкормить птиц в холодное время года, не допускать разорения птичьих гнёзд, провести разъяснительную работу о пользе пернатых друзей. Замечательно, если такие дела проводятся и в вашей школе или вашей семье. Огромное спасибо за это всем  организаторам и её участникам!

         Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть эта  встреча откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

         

          Итак, теперь самое время перейти к игровой части сегодняшней встречи – игре «В мире птиц.

           

          Для начала предлагаю несколько разминочных  конкурсов, которые заодно помогут познакомиться, сплотиться, сформировать боевой, командный дух, и приглашаю для этого за отдельные игровые столы участников.  Теперь давайте поприветствуем тех, кто в составе команд начнёт путешествие по игровому полю. Просьба к болельщикам – определиться с симпатиями в адрес команд, внимательно наблюдать за ходом игры и, в случае необходимости, собраться с мыслями и помочь тем, за кого «болеете», заработать баллы.

1. «Моя команда называется…»

          «Моя команда называется…» - это и есть наш первый конкурс. Участникам предстоит «устранить» многоточие в конце этой фразы. Каждой команде предлагается набор карточек, на которых написаны буквы, в итоге составляющие название птицы. Задача игроков - как можно быстрее сложить из букв слово, которое даст «имя» команде. Максимальная оценка – 5 баллов. (После конкурса участники прикрепляют «бейджик-значок» - силуэт птицы, название которой носит команда: в нашей игре – страус, пеликан, пингвин, фламинго (Приложение 1). Такой же значок прикрепляется к магнитным фишкам, которые будут перемещаться по игровому полю.).

2. «Птичья история».

           Задача участников - подготовить небольшое сообщение о той птице, название которой носит команда. За самую интересную и содержательную историю игроки получат 5 баллов.

(Участники знакомят присутствующих с рассказами о птицах, жюри оценивает объём знаний и ставит оценку).

3. «Птичий алфавит».

        Пока команды вспоминают известные и интересные факты о жизни «своих» птиц, болельщики попробуют заработать для них дополнительные баллы, участвуя в конкурсе «Птичий алфавит».  Вам необходимо за 5 минут заполнить предложенную таблицу названиями птиц, первую букву которых мы вам написали. Каждое слово - имя птицы принесёт тем, за кого вы «болеете», 1 балл.

Команда: ________________

Буква алфавита

Название птицы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

(По истечении обозначенного времени ведущий определяет количество баллов, заработанных болельщиками  для каждой команды. Жюри подсчитывает и озвучивает общие результаты «разминки».).

          После такой удачной «разминки» предлагаю командам начать путешествие по очень интересной стране – Орнитология: так называется наука о птицах. Наше игровое поле «В мире птиц» скрывает много интересных вопросов о жизни пернатых друзей, на которые  мы попытаемся ответить, постепенно продвигаясь вперёд. Давайте познакомимся с правилами игры.

Правила игры: 

          На магнитном игровом поле размещены кружочки, выделенные пятью  цветами. Каждый цвет обозначает определённую тему вопросов о птицах (Приложение 2):

«розовый» - «Шуточные вопросы о пернатых друзьях»,

«жёлтый» – «Стихи, загадки про птичьи повадки»,

«оранжевый» – «Викторина о птицах»,

«красный» - «Знатоки пословиц, поговорок, примет о птицах»,

«чёрный» - «Вопросы повышенной сложности».

         

          Участники делятся на команды (по 4-6 человек), представители по очереди бросают кубик и пытаются продвинуться вперёд на то количество «шагов», которое изображено на его гранях.  Передвинуть по полю свою фишку можно только в том случае, если команда даст правильный ответ на вопрос, озвученный ведущим. На размышление даётся 30 секунд. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

          В случае затруднения можно воспользоваться помощью болельщиков: за верный ответ в этом случае  команда получает только 1 балл.

          Если фишка попадает на чёрный кружок, то правильный ответ оценивается сразу 5-ю баллами (помощь болельщиков приносит команде 3 балла).

          Если участники не могут сами предложить ответ, а подсказка болельщиков оказывается неверной, на счёт команд-соперниц прибавляется по одному баллу.

          Выигрывает команда, чья фишка первой окажется у финиша.

          (В случае, когда игра затягивается по времени, можно в любой момент её остановить и определить победителя по количеству набранных  баллов).

          Итак, начинаем нашу игру.

(В соответствии с правилами проводится игра, пока одна из команд первой  достигнет финиша.  Жюри по ходу отмечает набираемые игроками баллы.).

         

          Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу по принципу игры «Поле чудес», правда открывать вам придётся не буквы, а целые слова. Сейчас вы видите только одно открытое слово: «Птицу…». Кто продолжит эту пословицу и назовёт её целиком, получит приз.  («Птицу узнают  в полёте, а человека – в работе»).

(Жюри объявляет результаты игровой программы, комментирует её итоги. Проводится награждение участников).

          Вот и закончилась наша сегодняшняя игра, а вместе с ней – путешествие по необыкновенно интересному миру птиц. Замечательно, если наша игра пробудила у вас интерес к пернатым друзьям.

         С радостью будем ждать вас на других наших игровых программах. До новых встреч!

Приложение 1.  Значки-силуэты птиц

                              Страус                                                             Фламинго

                       Киви                                                                   Пеликан

Приложение 2.  Вопросы к игре

«ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ О ПЕРНАТЫХ ДРУЗЬЯХ»

1. ПТИЦА – БАРАБАНЩИК.   (ДЯТЕЛ)

2. ПТИЦА – ЛЕСНОЙ «ДОКТОР».  (ДЯТЕЛ)

3. «ПЛАСТИЛИНОВАЯ» ПТИЦА.   (ВОРОНА)

4. ПТИЦА – БУДИЛЬНИК.   (ПЕТУХ)

5. ПТИЦЫ – ФОНАРИКИ.   (СНЕГИРИ)

6. ПТИЦА, У КОТОРОЙ В НАЗВАНИИ СОРОК БУКВ «А».   (СОРОКА)

7. КАКОЙ ГОРОД ЛЕТАЕТ? (ОРЁЛ)

8. КОГДА НОСОРОГ ЛЕТАЕТ?  (КОГДА ЭТО ЖУК-НОСОРОГ  ИЛИ ПТИЦА-НОСОРОГ)

9. КАК ЗОВУТ ВОРОНУ – ЛЮБИМИЦУ ВСЕХ ДЕТЕЙ? (КАРКУША)

10. КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ РАССУЖДЕНИЙ ИНДЮКА. (СУП)

11. КАКИМ ГРЕБЕШКОМ ВОЛОСЫ НЕ РАСЧЕШЕШЬ? (ПЕТУШИНЫМ)

«СТИХИ, ЗАГАДКИ ПРО ПТИЧЬИ ПОВАДКИ»

1. ЛЕТОМ ЗА ПАХАРЕМ ХОДИТ,

    А ПОД ЗИМУ С КРИКОМ УХОДИТ.   (ГРАЧ)

2. ДНЁМ  СЛЕПА, НОЧЬЮ ЗРЯЧА,

    МЫШЕЙ ЛОВИТ, А НЕ КОТ.   (СОВА)

3. ВСТАЛИ  БРАТЬЯ  НА ХОДУЛИ,

    ИЩУТ КОРМА ПО ПУТИ.

    НА БЕГУ ЛИ, НА ХОДУ ЛИ

    ИМ  С ХОДУЛЕЙ  НЕ СОЙТИ.    (ЖУРАВЛИ)

4. КАЖДЫЙ ГОД Я К ВАМ ЛЕЧУ –

    ЗИМОВАТЬ У ВАС ХОЧУ.

    И  ЕЩЁ КРАСНЕЙ ЗИМОЙ

    ЯРКО-КРАСНЫЙ  ГАЛСТУК  МОЙ.   (СНЕГИРЬ)

5. НЕ  КОРОЛЬ, А В КОРОНЕ,

    НЕ  ГУСАР, А ПРИ  ШПОРАХ.

    НА ЧАСЫ НЕ ГЛЯДИТ,

    А  ВРЕМЯ  ЗНАЕТ.       (ПЕТУХ)

6. КРЫЛАТЫЙ,  ГОРЛАСТЫЙ,  КРАСНЫЕ  ЛАСТЫ.  (ГУСЬ)

7. МАТЬ, ОТЦА НЕ ЗНАЮ,

    НО ЧАСТО НАЗЫВАЮ.

    ДЕТЕЙ ЗНАТЬ НЕ БУДУ –

    ЧУЖИМ  СБУДУ.   (КУКУШКА)

8. ДНЁМ СПИТ, НОЧЬЮ ЛЕТАЕТ,

    ПРОХОЖИХ  ПУГАЕТ.  (ФИЛИН)

9. ВЕРТИТСЯ, СТРЕКОЧЕТ,

    ВЕСЬ  ДЕНЬ  ХЛОПОЧЕТ.   (СОРОКА)

10. ДЛИННОНОГИЙ,  ДЛИННОНОСЫЙ,

      ДЛИННОШЕИЙ,  БЕЗГОЛОСЫЙ.

      ОН ЛЕТАЕТ НА ОХОТУ

      ЗА ЛЯГУШКАМИ  К  БОЛОТУ.  (АИСТ)

11. СПЕРЕДИ – ШИЛЬЦЕ,

      СЗАДИ – ВИЛЬЦЕ,

      СВЕРХУ – ТЁМНОЕ СУКОНЦЕ,

      СНИЗУ - БЕЛОЕ ПОЛОТЕНЦЕ.   (ЛАСТОЧКА)

12. СРЕДИ  ДЕРЕВЬЕВ  КУЗНЕЦЫ КУЮТ.  (ДЯТЛЫ)

13. МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИШКА

      В СЕРОМ АРМЯЧИШКЕ

      ПО ДВОРАМ ШНЫРЯЕТ,

      КРОХИ СОБИРАЕТ.   (ВОРОБЕЙ)

14. ОН СЕРЕНЬКИЙ НА ВИД,

      НО  ПЕНЬЕМ  ЗНАМЕНИТ.   (СОЛОВЕЙ)

15. СКАЖИ ТЫ МНЕ, КАКОЙ ЧУДАК

       И ДНЁМ,  И НОЧЬЮ НОСИТ ФРАК?  (ПИНГВИН)

16. Я ВЕСЬ ДЕНЬ ЛОВЛЮ ЖУКОВ,

      ЕМ БУКАШЕК, ЧЕРВЯКОВ.

      ЗИМОВАТЬ НЕ УЛЕТАЮ,

      ПОД  КАРНИЗОМ  ОБИТАЮ.   (ВОРОБЕЙ)

17. ВЕСЬ ДЕНЬ РЫБАК В ВОДЕ СТОЯЛ,

      МЕШОК РЫБЁШКОЙ НАБИВАЛ.

      ЗАКОНЧИЛ  ЛОВ, ЗАБРАЛ  УЛОВ,

      ПОДНЯЛСЯ  ВВЫСЬ  И  БЫЛ ТАКОВ.    (ПЕЛИКАН)

18. ОН – В МУНДИРЕ ЯРКОМ.

      ШПОРЫ ДЛЯ КРАСЫ.

      ДНЁМ ОН – ЗАБИЯКА,

      ПОУТРУ – ЧАСЫ.   (ПЕТУХ)

19. ПРОЖИВАЕТ В СТРАНАХ  ЖАРКИХ,

      А  В  НЕЖАРКИХ – В ЗООПАРКАХ.

      И СПЕСИВ ОН, И  ХВАСТЛИВ,

      ПОТОМУ  ЧТО ХВОСТ КРАСИВ.   (ПАВЛИН)

20. НОС – КРЮЧКОМ,

      УШИ – ТОРЧКОМ,

      ГОЛОВА – БОЛЬШАЯ,  КРУГЛАЯ.   (СОВА)

21. БЕЛА, КАК СНЕГ.

      ЧЕРНА, КАК ЖУК.

      ВЕРТИТСЯ, КАК БЕС

      И ПОВЁРТКА – В ЛЕС.  (СОРОКА)

22. ЖИВЁТ В ЛЕСУ,

      УХАЕТ, КАК РАЗБОЙНИК.

      ЛЮДИ  ЕГО  БОЯТСЯ,

      А ОН  ЛЮДЕЙ  БОИТСЯ.   (ФИЛИН)

23. БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЁНКА

      ПОСТРОЕНА  ИЗБЁНКА.   (ГНЕЗДО)

24. ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛО,

      В ВОДУ УПАЛО –

      НЕ  БУЛЬКНУЛО.   (ПЕРО ПТИЦЫ)

25. СТОИТ ДОМ  НА ПАЛКЕ, ХОЗЯИН  НА КРЫЛЕЧКЕ СИДИТ. (СКВОРЕЦ)

26. ПОДНЯТЬ  МОЖНО, А ЧЕРЕЗ  ИЗБУ ПЕРЕКИНУТЬ  НЕЛБЗЯ.  (ПУХ, ПЕРО ПТИЦЫ)

27. НЕ ДРОВОСЕК, НЕ ПЛОТНИК,

      А ПЕРВЫЙ В  ЛЕСУ  РАБОТНИК.  (ДЯТЕЛ)

28. В  ВОДЕ КУПАЛСЯ,

      А  СУХ  ОСТАЛСЯ.   (ГУСЬ)

29. БЕЛЫЙ, КАК СНЕГ,

      НАДУТЫЙ, КАК МЕХ.

      ЛОПАТАМИ ХОДИТ,    

      А РОГОМ  ЕСТ.    (ГУСЬ)

30. В  ПЁСТРОМ НАРЯДЕ ХОДИТ,

      КАК НА ПАРАДЕ.

      ЧАСОВ НЕ ИМЕЕТ,

      А  ВРЕМЯ  РАЗУМЕЕТ.      (ПЕТУХ)

31. У БЕРЕГА, ПОД СКЛОНОМ,

       ГДЕ ТАЛЬНИЧЕК ЗЕЛЁНЫЙ,

       ГДЕ ХМЕЛЬ РАЗРОССЯ ДИКИЙ,

       ПОЁТ АРТИСТ ВЕЛИКИЙ.(СОЛОВЕЙ)

32. У ЭТОЙ ХВОСТ КОСИЦЕЙ,

       У ТОЙ, КАК ВЕЕРОК,

       ДВЕ ПТИЦЫ, ДВЕ СЕСТРИЦЫ –

       КАСАТКА, ВОРОНОК.

       ОДНА ИЗ НИХ СЕЛЬЧАНКА,

       ДРУГАЯ – ГОРОЖАНКА.    (ЛАСТОЧКА)

33. ЧТО ЗА ВЕСЕННЯЯ ЧЁРНАЯ ПТИЦА

       ПРЯМО НА ТРАКТОР ЧУТЬ НЕ САДИТСЯ,

      ЛЮБИТ ЗА ПЛУГОМ ХОДИТЬ  И  КОРМИТЬСЯ?  (ГРАЧ)

34. СЕРОСПИННЫЙ, КРАСНОГРУДЫЙ

      В ЗИМНИХ РОЩАХ ОБИТАЕТ.

      НЕ БОИТСЯ  ОН  ПРОСТУДЫ,

      С ПЕРВЫМ СНЕГОМ  ПРИЛЕТАЕТ.  (СНЕГИРЬ)

35. В  СЕРОЙ ШУБКЕ  ПЕРОВОЙ

      И В МОРОЗЫ ОН ГЕРОЙ.

      СКАЧЕТ, НА ЛЕТУ РЕЗВИТСЯ,

      НЕ ОРЁЛ, А  ВСЁ  ЖЕ  ПТИЦА. (ВОРОБЕЙ)

36.  ОКРАСКОЙ – СЕРОВАТАЯ,

        ПОВАДКОЙ – ВОРОВАТАЯ,

        КРИКУНЬЯ ХРИПОВАТАЯ –

        ИЗВЕСТНАЯ ПЕРСОНА.

        КТО ОНА? …   (ВОРОНА)

37. ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА

      НОЖКИ ИМЕЕТ,

      А ХОДИТЬ НЕ УМЕЕТ.

      ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ ШАЖОК –

      ПОЛУЧАЕТСЯ  ПРЫЖОК.   (ВОРОБЕЙ)  

38. ОДЕЖДА БЕЛАЯ, А НОЖКИ

      ОБУТЫ В КРАСНЫЕ САПОЖКИ.

      ИЗ МОДЫ ВЫЙДУТ – ВОТ БЕДА,

      ЕМУ  Ж  НЕ СНЯТЬ ИХ НИКОГДА!  (ГУСЬ)

39. ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ С ОСИН,

      МЧИТСЯ  В  НЕБЕ ОСТРЫЙ КЛИН.   (ЖУРАВЛИ)

40. ИЗБУШКА НОВАЯ,

      ДЛЯ ВСЕХ СТОЛОВАЯ,

      ЗОВЁТ ОБЕДАТЬ,

      КРОШЕК  ОТВЕДАТЬ.   (КОРМУШКА)

 

41. ОН ПО-РАБОЧЕМУ ОДЕТ –

      УДОБНО, ПРОСТО, ЛОВКО.

      НА НЁМ  МАЛИНОВЫЙ  БЕРЕТ

      И  ПЁСТРАЯ  СПЕЦОВКА.  (ДЯТЕЛ)

42. ХОЧЕТ – ПРЯМО ПОЛЕТИТ,

      ХОЧЕТ – В  ВОЗДУХЕ ВИСИТ.

      КАМНЕМ  ПАДАЕТ С  ВЫСОТ

      И  В ПОЛЯХ ПОЁТ, ПОЁТ.      (ЖАВОРОНОК)

43. ДОМИК КРУГЛЫЙ, ДОМИК БЕЛЫЙ,

      ДОМИК БЫЛ СНАЧАЛА ЦЕЛЫЙ,

      А КАК ТРЕСНУЛ  НАКОНЕЦ,

      ТАК И ВЫСКОЧИЛ ЖИЛЕЦ.   (ЯЙЦО  И  ПТЕНЕЦ)

 

44. ЧТО ЗА СТОЛ СРЕДИ БЕРЁЗ

      ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ?

      УГОЩАЕТ ОН В МОРОЗ

      ПТИЦ  ЗЕРНОМ И ХЛЕБОМ?  (КОРМУШКА)

45. ПО ЛУЖКУ ОН ВАЖНО БРОДИТ,

      ИЗ ВОДЫ СУХИМ ВЫХОДИТ,

      НОСИТ КРАСНЫЕ БОТИНКИ,

      ДАРИТ  МЯГКИЕ ПЕРИНКИ.    (ГУСЬ)

46. МЕЖДУ ВЕТОК НОВЫЙ ДОМ,

      НЕТУ  ДВЕРИ В ДОМЕ ТОМ.

      ТОЛЬКО КРУГЛОЕ ОКОШКО,

      НЕ ПРОЛЕЗЕ Т ДАЖЕ КОШКА.  (СКВОРЕЧНИК)

47. ВСЕХ Я ЗА ДЕНЬ НАВЕЩУ,

      ВСЁ,  ЧТО ЗНАЮ,  РАСТРЕЩУ.  (СОРОКА)

48. ДНЁМ СИДИТ ОН  КАК СЛЕПОЙ,

      А ЛИШЬ ВЕЧЕР – ЗА РАЗБОЙ!   (ФИЛИН)

49. ПУШИСТЫЙ МАТРОСИК ,

      ЛОПАТОЧКОЙ НОСИК.

      НА НОЖКАХ КОРОТЕНЬКИХ –

      КРАСНЫЕ БОТИКИ.   (УТЁНОК)

50. НЕПОСЕДА ПЁСТРАЯ,
     ПТИЦА ДЛИННОХВОСТАЯ,    

      ПТИЦА ГОВОРЛИВАЯ,    

      САМАЯ  БОЛТЛИВАЯ.  (СОРОКА)  

51. МОЖЕТ И РАЗБИТЬСЯ,

      МОЖЕТ И СВАРИТЬСЯ.

      ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, В ПТИЦУ

      МОЖЕТ  ПРЕВРАТИТЬСЯ.    (ЯЙЦО)

52. ОН В СВОЕЙ ЛЕСНОЙ ПАЛАТЕ

      НОСИТ ПЁСТРЕНЬКИЙ ХАЛАТИК.

      ОН ДЕРЕВЬЯ ЛЕЧИТ,

      ПОСТУЧИТ – И ЛЕГЧЕ.   (ДЯТЕЛ)

                                         

                                   

«ВИКТОРИНА О ПТИЦАХ»

1. КАКАЯ  ПТИЦА ВЫШЕ  ВСЕХ  ЛЕТАЕТ?    (ОРЁЛ)

2. КАКАЯ ПТИЦА В МИРЕ САМАЯ БОЛЬШАЯ?   (СТРАУС)

3. ГДЕ СИНИЦЫ ВЬЮТ ГНЁЗДА?  (В ДУПЛАХ ДЕРЕВЬЕВ)

4. КОГДА  ГУСИ  БЫВАЮТ ОСОБЕННО ЗЛЫМИ?  (КОГДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ГУСЯТА)

5. КАК  ГУСИ  ЗАЩИЩАЮТ СВОИХ  ДЕТЕЙ  ОТ  НЕПОГОДЫ? (ПРЯЧУТ ПОД СВОИМИ КРЫЛЬЯМИ)

6. НАЗОВИТЕ ЛЮБИМОЕ ЛАКОМСТВО АИСТОВ   (ЛЯГУШКИ)

7. КОГО  НАЗЫВАЮТ ПЕРНАТЫМИ? (ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ПЕРЬЯ, ПТИЦ)

8. ЕСТЬ ЛИ ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ  НЕ НЕСУТ ЯИЦ? (НЕТ)

9. ПРАВДА ЛИ, ЧТО ПТИЦЫ ЛИНЯЮТ?  (ДА)

10. ПОЧЕМУ  СОРОКУ  ЗОВУТ «ВОРОВКОЙ»? (ОНА ЛЮБИТ  ТАСКАТЬ К СЕБЕ В ГНЕЗДО БЛЕСТЯЩИЕ ПРЕДМЕТЫ)

11. ПРАВДА ЛИ, ЧТО СОВА НЕ СЛЫШИТ, НО ХОРОШО  ВИДИТ?  (НЕТ, У СОВЫ ОТЛИЧНЫЙ СЛУХ)

12. ЕСТЬ ЛИ  У  ПТИЦ  «РУЛЬ»?    (ДА, ЭТО ИХ ХВОСТ)

13. У КАКИХ ПТИЦ ПТЕНЦОВ НАЗЫВАЮТ ЦЫПЛЯТАМИ?    

 (У КУРИНЫХ)

14. ПРАВДА ЛИ, ЧТО  ФИЛИН – ЭТО «МУЖ» СОВЫ? (НЕТ, ЭТО РАЗНЫЕ ПТИЦЫ)

15. О  ВЕРНОСТИ КАКИХ ПТИЦ СЛАГАЮТ ПЕСНИ?   (ЛЕБЕДИ)

16. НАЗОВИТЕ ПТИЦУ, КОТОРАЯ ПЛАВАЕТ, НО НЕ ЛЕТАЕТ. (ПИНГВИН)

17. НАЗОВИТЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ  ПОЛАКОМИТЬСЯ САЛОМ.  (СИНИЧКИ)

18. КАКИЕ  ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ К НАМ С ЮГА ПЕРВЫМИ? (ГРАЧИ)

19. КУДА  ДЕВАЮТСЯ ИЗ СКВОРЕЧНИКОВ СКОРЛУПКИ РАЗБИТЫХ ЯИЦ? ( ПТИЦЫ ВЫНОСЯТ ИХ В КЛЮВЕ)

20. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА НАШИ ЛАСТОЧКИ? (ИЗ ГРЯЗИ И СЛЮНЫ)

21. ВЬЮТ ЛИ НАШИ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ГНЁЗДА НА ЮГЕ?  (НЕТ)

22. ЗАЧЕМ  ВНУТРИ  СКВОРЕЧНИКОВ  ПОД ВХОДНЫМ ОТВЕРСТИЕМ НАБИВАЮТ ТРЕУГОЛЬНИК?  (ЧТОБЫ КОШКА НЕ МОГЛА ДОСТАТЬ ЛАПОЙ ГНЕЗДО)

23.ПОЧЕМУ  НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ  ЯЙЦА РУКАМИ В ГНЁЗДАХ? ( ПТИЦА МОЖЕТ ПОКИНУТЬ ГНЕЗДО)

24. КАКАЯ ПТИЦА ИЗОБРАЖЕНА НА НЕКОТОРЫХ МОНЕТАХ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ?  (КИВИ)

25.КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПТИЦЫ, УЛЕТАЮЩИЕ НА ЗИМУ НА ЮГ? (ПЕРЕЛЁТНЫЕ)

«ЗНАТОКИ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, ПРИМЕТ О ПТИЦАХ»

1. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ: «СЛОВО – НЕ  ВОРОБЕЙ,  ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ»? (Пословица учит: прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном). 

2. ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ПОГОВОРКИ: «СТАРОГО ВОРОБЬЯ НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ». (Эта поговорка используется в качестве характеристики опытного, бывалого человека, который без труда отличит истинное от ложного,    которого не обманешь и  не перехитришь;  возникла, так как старого опытного воробья не обманешь мякиной – остатками колосьев, стеблей при молотьбе).

3. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОГОВОРКУ: «ВСЯК КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ»? (Кулик - маленькая болотная и лесная птица, для него родное болото и удалённые лесные места, мало привлекательные для других, - лучшие места для  проживания. Так и для человека: имеет вес, значение только привычное, родное  для него место).

4. В ЧЁМ СМЫСЛ ПОПУЛЯРНОЙ ПОСЛОВИЦЫ: «ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКЕ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ»? (Поговорка о преимуществе чего-то посредственного, но уже доступного, имеющегося, перед чем-либо достойным, прекрасным, но трудно достижимым).

5. ОБЪЯСНИТЕ ПОГОВОРКУ: «ГРОМЧЕ ВСЕХ СОЙКА КРИЧИТ, ДА РЕДКО ПРАВА БЫВАЕТ».  (Пословица  характеризует ситуацию: когда кто-то громко кричит, это вовсе не значит, что он всегда прав).

6. КАК СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ ПОГОВОРКА: «ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ ОДНОГО СОЛОВЬЯ, ЧЕМ СОТНЮ ВОРОБЬЁВ»? (Поговорка сложилась на примере из мира пернатых: слушать красивую мелодичную песню одного исполнителя – соловья гораздо приятнее, чем беспорядочный гомон и чириканье множества воробьёв).

7. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОГОВОРКУ: «НЕ ДЛЯ ТОГО ПТИЦЕ ХВОСТ, ЧТОБЫ МУХ ОТГОНЯТЬ»? (Обозначает истинную значимость и ценность чего-либо: для птиц, например, помимо крыльев для полёта много значит хвост, выполняющий роль руля.).  

8. В ЧЁМ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ: «ДЛЯ ДЯТЛА ДЛИННЫЙ ЯЗЫК – НЕ ПОРОК»?  (Основана на сопоставлении значения «длинный язык»: излишняя болтливость в мире людей и необходимость для питания дятлов, у которых язык необходим для добывания личинок).

9. КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОГОВОРКУ: «НЕВИДНЫЙ СОЛОВЕЙ, ДА СЛЫШНЫЙ»? (Поговорка о необязательном совпадении внешнего облика и внутреннего содержания: серенький, невзрачный с виду соловей обладает замечательным знаменитым пением).

11. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОГОВОРКУ: «РАЗЗАДОРИТСЯ  ВОРОБЕЙ, ТАК И КОТА НЕ БОИТСЯ»? (Немного ироничная поговорка характеризует такие качества человека, как «удаль» и «расторопность», помогающие справиться с проблемами в трудных ситуациях.).

12. В ЧЁМ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ: «ЛУЧШЕ  УМЕРЕТЬ ОРЛОМ, ЧЕМ ЖИТЬ ЗАЙЦЕМ»? (Пословица имеет отношение к характеристике личностных качеств человека; обозначает, что лучше проявить героизм и отвагу и даже при этом погибнуть, чем всю жизнь бояться и трястись от страха, как заяц).

13. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОГОВОРКУ: «ЗАЛАДИЛ,  КАК ДЯТЕЛ»? (Дятел долбит короедные деревья с большим упорством, иногда стучит на одном дереве целый день).

14. ПОЧЕМУ СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ ПОГОВОРКА: «КАК  С ГУСЯ ВОДА»? (Гусь выходит из воды сухим, так как его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы).

15. КАК СЛОЖИЛАСЬ  ПОГОВОРКА: «ЗАБИЛСЯ, КАК СЫЧ»? (На день сычи забиваются в укромные уголки: в дупла, на чердаки и т.д.).

16. ПОЧЕМУ СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ ПОСЛОВИЦА: «ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЁТЕ, ЧЕЛОВЕКА – В РАБОТЕ»?  (Птицы по-разному летают, люди по-разному работают; человека славят его дела.)  

17. КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ПОСЛОВИЦУ: «ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ»  (Пословица учит: об успехе какого-либо дела можно говорить только тогда, когда оно выполнено. Основано на реальных наблюдениях: при разведении цыплят об успехе дела обычно судят по итогам сезона, осенью; тогда можно подсчитать результат - сколько всего выведено цыплят  и какой вес они набрали, сколько погибло от болезней, голода или нападения хищников).

18. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ  ПОСЛОВИЦУ: «ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ  БЕЗ ПЕСНИ»? (Родина – это олицетворение самого святого для любого человека. Человеку нужна родина: как соловей не может без песни, так и человек не может без Родины).

 

19. КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОСЛОВИЦУ: «ГОДЫ НЕ ПТИЦА: УЛЕТЯТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ»?   (Пословица учит: нужно суметь правильно распорядиться своей жизнью; если улетевшие птицы могут вернуться либо их можно поймать, то прожитые годы вернуть невозможно.).

 

«ВОПРОСЫ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

1. В КАКОЙ  СТРАНЕ СТРОЯТ ГНЁЗДА И ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ БЕЛЫЕ ЖУРАВЛИ-СТЕРХИ?     (В РОССИИ)

2. У КАКОЙ  ПТИЦЫ САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЯЗЫК?   (У ДЯТЛА)

3. У КАКИХ ПТИЦ  ПЕРЬЯ  ПОКРЫТЫ  НЕ ПЕРЬЯМИ, А ЧЕШУЙКАМИ? (У ПИНГВИНОВ)

4. ЧТО ТАКОЕ  КРАСНАЯ  КНИГА?   (КНИГА О ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫМ ГРОЗИТ ОПАСНОСТЬ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ)

5. ПОЧЕМУ  ПИНГВИНОВ  НЕ ЕДЯТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?  (ОНИ ЖИВУТ В   РАЗНЫХ  ПОЛУШАРИЯХ:   ПИНГВИНЫ -  НА ЮЖНОМ ПОЛЮСЕ, МЕДВЕДИ - НА СЕВЕРНОМ)

6. БЛИЦ-ТУРНИР.

С КАКИМИ ПТИЦАМИ ИНОГДА СРАВНИВАЮТ ЧЕЛОВЕКА:

   1) МУДРЫЙ, КАК …  (ФИЛИН);

   2) БОЛТЛИВЫЙ, КАК …  (СОРОКА);

   3) ГОЛОСИСТЫЙ, КАК … (СОЛОВЕЙ).

7. ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ПЧЁЛАМИ И КОЛИБРИ? (И ТЕ И ДРУГИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОПЫЛИТЕЛЯМИ  ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ).

8. ПОЧЕМУ СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ ПОГОВОРКА: «ТРЯСОГУЗКА ХВОСТОМ ЛЁД  РАЗБИВАЕТ»? (ПРИЛЁТ  ТРЯСОГУЗОК СОВПАДАЕТ СО ВСКРЫТИЕМ РЕК ОТО ЛЬДА).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы. День рождения клуба «Рукодельница».

Игра дает возможность педагогу увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она поможет выявить положение детей в группе; детей, готовых брать на с...

Сценарий игровой программы на День защиты детей "В гостях у сказки"

Дети любят игры со сказочными героями. В гостях у сказки -это игры со старушкой Шапокляк. Игры "Кенгуру", "Найди свою шапку", "Мои тапочки" и др. несомненно должны вас заинтересовать....

Сценарий игровой программы "В гостях у сказки"

Дети любят игры со сказочными героями. В гостях у сказки -это игры со старушкой Шапокляк. Игры "Кенгуру", "Найди свою шапку", "Мои тапочки" и др. несомненно должны вас заинтересовать. Можно провести н...

Сценарий игровой программы "В небо к звёздам", посвящённой Дню космонавтики

Сценарий игровой программы "В небо к звёздам", посвящённой Дню космонавтики  рассчитана на детей младшего школьного возраста. Разработка предназначена учителям начальных классов и педагогам допол...

Сценарий игровой программы "Эрудит шоу"

Веселые командные конкурсы...

Сценарий игровой программы "Тяжело в ученье - легко в бою"

Мероприятие ко Дню защитника Отечества...

Сценарий праздника "В мире птиц"

Впервые праздник "В мире птиц" был организован юннатами Сокольнической биостанции в далёком 1927 году. С тех пор 23 марта День птиц стал массовым праздником юннатов. Поэтому сценарий праздника...