Развитие физической активности у школьников на основе спортивной борьбы Самбо
методическая разработка
Безопасность жизни и здоровья - одна из базовых потребностей человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samozashchita.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Развитие физической активности у школьников
на основе спортивной борьбы Самбо
Пояснительная записка.
Направленность
Процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Безопасность жизни и здоровья – одна из базовых потребностей человека.
Методика направлена на изучение несложных приемов самозащиты, но при этом высоко практичными. Большая часть из них основывается на естественной реакции человека на угрозы.
Актуальность
В настоящее время становится актуальным укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укреплению опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости; обучение основам техники, привитие стойкого интереса к занятиям, нравственное воспитание.
Новизна
Данная методика способствует развитию творческих и умственных способностей, воображению, вниманию, выносливости и координации.
Плодотворно влияет на развитие личности человека, здоровья и физическое совершенствование.
Способствует развитию умения адекватно реагировать на ситуацию и защищать себя.
Целесообразность
Формирование человека и гражданина.
Учить умению общаться с людьми любого возраста, оценивать себя и результат общей деятельности, всесторонне и гармонично развитой личности, не замыкаться идти на контакт.
Воспитывать у занимающихся четкую мотивацию в жизни.
Развитие у человека навыков самообороны.
Цель
Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации
Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование общества
Укрепление психического и физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни, воспитание всесторонне и гармонично развитой личности
Знакомство с элементами техники борьбы Самбо.
Повышенное внимание уделяется на изучение и освоение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности при занятиях.
Развить психологическую устойчивость в стрессовой ситуации.
Задачи
Основными задачами являются укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение занимающихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств, подготовку людей к защите Родины, создание условий для развития личности, сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование, обеспечение эмоционального благополучия и приобщение к общечеловеческим ценностям.
Отличительные особенности данной методической разработки
В период обучения раскрываются способности и задатки занимающихся, происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов, развивается сенсорно-перцептивные, анемические и психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность и переключаемость в образовании навыков, в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает наличие высоких потенциальных возможностей занимающихся и необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения.
Занимающиеся развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга.
Ожидаемые результаты
Укрепление психического и физического здоровья занимающихся
Улучшение осанки
Улучшение внимательности, собранности и дисциплины
Развитие ловкости, выносливости, координации
Повышение уровня самозащиты в экстремальных ситуациях
Принципы, которые реализуются
Принцип общего развития каждого занимающегося в условиях непрерывного воспитания, идущего впереди развития. (Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебно-воспитательных задач, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение занимающихся в развитии на каждом этапе. Содержание, методы и формы нацелены на развитие занимающихся, под которым понимается умственное, интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие человека.)
Принцип практичной направленности. (Умение использовать знания и способы деятельности в реальной жизни.)
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей. (Поддержка педагога, разноуровневый по трудности материал.)
Принцип охраны психического и физического здоровья. (Формирование у привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.)
Принцип наглядности.
Принцип систематичности и прочности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 1 учебный год
Содержание занятия: теоретическая подготовка, общая физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка и восстановительные мероприятия.
№ | Тема |
1. | Специальные подготовительные упражнения и способы самостраховки |
2. | Удары руками |
3. | Удары ногами |
4. | Защиты от ударов руками |
5. | Защиты от ударов ногами |
6. | Атакующие комбинации руками и ногами |
7. | Болевые приемы в положении стоя |
8. | Защитно-атакующие комбинации от ударов руками |
9 | Защитно-атакующие комбинации от ударов ногами |
10 | Освобождение от захватов и обхватов. |
11 | Самозащита с использованием подручных средств. |
12 | Комбинации из болевых приемов. |
13 | Защита от двух и более нападающих. |
Программный материал
Команды для управления группой понятие о строе в командах, виды строя; предварительная и исполнительная части команд действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановки во время движения шагом и бегом.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса Упражнения без предметов индивидуальные и в парах, упражнения с предметами.
Упражнения дня мышц туловища и шеи - упражнения без предметов и в парах, упражнения с набивными мячами: лежа на спине, лицом вниз, сгибания и поднимая ног, наклоны, прогибания.
Упражнения для мышц ног и таза - бег, прыжки, приседания, выпрыгивания, подскоки многоскоки и др.
Акробатические упражнения - группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора и из основной стойки. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекаты в сторону согнувшись с поворотом на 180. Из положения на коленях перекат вперед, прогнувшись.
Кувырок вперед из упора, присев из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и маленького разбега. Длинный кувырок вперед, кувырки назад, самостоятельный переворот в сторону (вправо, влево) с места.
Страховка вперед, назад, на левое и право.
Теоретическая подготовка
1. Цели и задачи. Борьба Самбо как эффективное средство воспитания моральных, волевых и физических качеств как средство подготовки к защите себя и Родины.
2. Характеристика самообороны
3. Основные принципы самообороны
4. Правомерность применения приемов самообороны
5.Меры безопасности на занятиях самообороны
6. Техника и тактика самообороны.
7. Основы построения и планирования тренировочного процесса. Общая характеристика построения системы подготовки в самозащите.
8. Санитарно-гигиенические требования и нормы к спортивному оборудованию, местам занятий и спортинвентарю.
Физическая подготовка – немаловажный фактор, способствующий тому, чтобы человек мог справиться с экстремальной ситуацией. Какими бы действенными не были приемы, они должны накладываться на подготовленное (хотя бы минимально) тело. Даже бегство требует определенной физической подготовленности.
Техническая подготовка – то есть непосредственно приемы, применимые в ситуации противодействия нападению. Они должны быть простыми (что дает возможность применить их в стрессовой ситуации), направлены на выведение противника из строя и быстры в освоении. Кроме того они должны охватывать наиболее типичные варианты того, как обычно начинается и идет скоротечный бой.
Обучение технике основных ударов руками в зависимости от их сложности, блоков руками в зависимости от их сложности.
Обучение технике основных ударов ногами в зависимости от их сложности на месте и в передвижении.
Психологическая (морально- волевая) подготовка – компонент, включающий в себя такие моменты как: управление своим состоянием (прежде всего, умение «перешагнуть через страх»), развитие уверенности в собственных силах и возможностях, развитие осознанности и внимания, преодоление стресса, а также развитие проницательности для оперативного считывания информации с человека.
Психологическая подготовка - воспитание моральных качеств, а также необходимых в условиях напряженной обстановки и спортивной борьбы, волевых качеств.
Задачи психологической подготовки сводятся к следующему:
1. Сформировать любовь и привязанность к занятиям спорта.
2. Сформировать мотивацию спортивной деятельности.
3. Сформировать мотивацию достижения наивысшего результата в самозащите.
4. Воспитание высоких моральных качеств, разнообразных интересов на развитие положительных черт личности.
5. Воспитание волевых качеств - целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости, инициативности, дисциплины.
Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов. Одни из них специфичны для психологической подготовки, другие имеют место в процессе физической, технической и теоретической подготовки.
Основные из них:
1. Специальные знании в области психологии борьбы Самбо.
2. Обсуждение в коллективе.
3. Проведение совместных занятий менее подготовленных с более подготовленными.
Тактическая подготовка – пункт, аккумулирующий технику и психологию. Как себя повести в той или иной ситуации, как действовать более неожиданно и эффективно. Следует помнить, что в случае защиты своей жизни и здоровья неуместно говорить «честном» ведении боя. На улице всегда есть место тактике и потому важно не допускать мерятся силами и превращать драку в состязание с противником.
Восстановительные мероприятия
Высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок характерны для современного спорта.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в занятиях по самозащите.
Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические, медико-биологические.
Педагогические - являются основными, они предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующие стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Психологические - специальные психологические воздействия - психорегуляцию осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера, управляющего эмоциональными проявлениями спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требование к режиму дня, труда и отдыха, учебных занятий, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологические - включают в себя рациональное питание, витаминизацию и др. Большую помощь в ускорении процессов восстановления играют массаж, гидропроцедуры, баротерапия, электро-свето-процедуры, аэронизация, музыкальные и цветовые воздействия.
Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) назначаются только врачом не чаще 1-2 раза в неделю.
Медико-биологические средства восстановления также назначаются врачом и проводятся под его наблюдением.
Медико-биологические средства восстановления также назначаются врачом и проводятся под его наблюдением.
В тех случаях, когда восстановление работоспособности происходит естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя
1. Гаткин Е.Я. Букварь самбиста –М.: «Лист», 1997 – 176 с.
2. Гогунов Е.Н.,И Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. М.: 2002г.
3. Селиверстов С.А Учебно-методическое и наглядное пособие САМБО Издательство: "Витязь" Москва 1997 - 510 с.
4.Харлампиев А.А. Система самбо. Боевое искусство. – М.: Советский спорт, 1995. -96 с.
5. Харлампиев А.А Борьба самбо. Учебное пособие для секций коллективов физической культуры. Издательство: «Физкультура и спорт» Москва 1961.
6.Психология. Учебное пособие /М.И.Чеховских. М.: Новое знание,2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников
Этот тест к учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык: 6 класс" (М.:Дрофа) поможет организовать и проконтролировать усвоение курса русского языка в течение всего учебного года. С помощью этог...
Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников
Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...
Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"
Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....
Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников....
Методическая разработка на тему: «Развитие творческой активности младшего школьника средствами коммуникативных танцев и музыкальных игр».
Материал будет полезен для учителей начальных классов....
Тема по самообразованию: "Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций"
Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций...