Использование знаний, умений и навыков, полученных на занятиях сольфеджио в хоровом классе
материал

Величко Татьяна Михайловна

Данная статья ознакамливает с видами работы на занятиях по сольфеджио, которые помогут ребенку на занятиях по хору.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Использование знаний, умений и навыков, полученных на занятиях сольфеджио в хоровом классе

        В настоящее время среди проблем, связанных с образованием, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самовыражению личности, интересны детям, а также органически вписываются в современные воспитательные системы.

        В современном обществе музыкальное воспитание призвано решать задачи не только в области обучения подрастающего поколения, но и проблемы эстетического и культурного роста молодежи.

       Объединение «Хоровая студия Юность», в которой я преподаю сольфеджио и являюсь концертмейстером младшего хора, посредством коллективного  пения знакомит подрастающее поколение с шедеврами хорового творчества отечественных и зарубежных авторов, как прошлых лет, так и современных.

       Петь качественно в хоре - это непростая задача. И здесь на помощь приходит предмет Сольфеджио, который не только знакомит с теоретическими сведениями и понятиями, но помогает глубже понимать исполняемую музыку.

       Детям, которые только начинают учиться музыке, очень важно, чтобы первые занятия поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. Важное условие обучения - создание творческой  атмосферы на занятиях.

             Моя цель, как преподавателя сольфеджио, - не только донести до учащихся в интересной и доступной форме сложный для детского восприятия теоретический материал, но также привить им ряд умений и навыков, которые они смогут применить на занятиях по хору.

Дети любят не только узнавать все новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики является основой успешного обучения.

Вот виды работы на занятиях сольфеджио, которые помогут быстрее освоить основы хорового пения, а также привьют навыки и умения, необходимые в хоровом классе.

Ритм. Метр. Пульсация.

Что касается ритма, то его эмоциональное воздействие очень сильно, а эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

На занятиях по сольфеджио дети много двигаются. Это и смена вида деятельности, и своеобразная физкультминутка, и очень эмоциональная часть занятия. Ритм как бы «пропускается» через организм ребенка. Через движение, ходьбу, отхлопывание длинных и коротких звуков дети быстро усваивают такие понятия, как метр, доля, темп. Любимая игра детей- «Часики». Музыкальные «часы», в отличие от обыкновенных, могут идти быстро, медленно, но, что самое главное, - ровно. Эта игра помогает выучиванию порой непростого ритма. Дети начинают «слышать» пульсацию музыкальных произведений. Также это помогает в работе над артикуляцией.

Вокально - интонационная работа.

Само название «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». На занятиях мы много поем. Так как дети в студию принимаются без предварительного отбора, то о чистом звуковоспроизведении говорить не приходится. И даже те детки, которые поют чистенько, не всегда попадают в тон. Этому есть ряд объяснений: неразвит голосовой аппарат, нет координации между слухом и голосом, могут интонировать только в маленьком диапазоне. Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.

Развивая интонационные навыки, нельзя забывать про правильную посадку детей и дыхание (используются дыхательные упражнения по системе Стрельниковой).

Развитие вокально - интонационных навыков - одна из задач, возможно, самая сложная, которая стоит перед педагогом на занятиях сольфеджио. Роль вокально - интонационных упражнений велика: они помогают формировать и развивать музыкальный слух, способствуют развитию чувства лада. Цель – укрепить активным исполнением полученные на занятии теоретические сведения. Вокально - интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара.

Мною используются разные формы исполнения интонационных упражнений: пение всей группой, подгруппами, индивидуально, цепочкой, чередуя пропевание элементов вслух и «про себя», с текстом и на различные слоги, вопрос педагога – ответ ученика.

Особое внимание уделяется пению по «ручным» знакам. Это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Ручные знаки помогают с самого начала создать у детей ясные слуховые представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской психике.                

Особо любимое упражнение - «Приветствие». Это упражнение, в различных его вариациях, используется на протяжении всех лет обучения. Педагог здоровается с детьми, пропевая звукоряд от I до V ступени. Далее детям предлагаются разные варианты ответов, которые педагог показывает «ручными» знаками. Сначала здоровается вся группа, потом каждый учащийся индивидуально. В процессе занятий упражнение усложняется. Следующий шаг – детям предлагается придумать свой вариант ответа и показывать его рукой. В последующих годах обучения дети, показывая знаки, пропевают свой ответ нотами в пройденных тональностях. На этом упражнении закрепляется понятие звуковысотности, ориентация в ступенях, развивается координация движений.

Еще одно из любимых упражнений детей – «Ходим в гости». Используется горизонтальная столбица, наглядно - дидактический материал «домики». Упражнение может быть также групповым (показывает педагог) и индивидуальным, когда поход «в гости» и возвращение «домой» осуществляется одним учеником. Другая форма работы с этим упражнением: путь «в гости» показывает кто- то из учеников, а стоящий у доски показывает и пропевает ступени в предложенной последовательности. Перед упражнением ученикам сообщается, к кому мы пойдем «в гости», на какую ступень. Вся группа поет песенку, характеризующую данный «персонаж», затем осуществляется сам «путь».

Развитие слуха.

Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и  осмысливать музыкальные впечатления. Уже с первого года обучения необходимо постепенно приучать детей сознательно слушать музыку и определять по слуху отдельные ее элементы. Развитие слуха не сводится только к прослушиванию, это и активное исполнение песенок, попевок, различных вокальных упражнений с предварительным или последующим разбором. Очень важно, я считаю, чтоб дети сами придумывали образы, характеризующее то или иное звучание (например, придумать образ – характеристику интервалам). Все вокально – интонационные упражнения также способствуют развитию слуха.

Я считаю, что предмет сольфеджио важен и  необходим при обучении детей музыке: он развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению других музыкальных предметов. Результат занятий по предмету сольфеджио проявляется в занятиях по таким предметам, как хор или инструмент. И без сольфеджио развитие ребенка не будет целостным и полноценным. Нельзя полюбить музыку в полной мере, не зная ее законов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ СООТВЕТСТВИЯ В СИСТЕМЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ ХИМИИ.

Статья размещена в сборнике материалов  Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 23 апреля 2015 г.). В статье обозначены достоинства и недостатки тес...

Интегрированный урок обобщения знаний, умений и навыков по физике и математике в 7 классе "Линейная функция и её применение".

Интегрированный урок обобщения знаний, умений и навыков по математике и физике в 7 классе...