Что такое ДЗЮДО?
статья
В статье раскрываются следующие вопросы: что такое дзюдо, какова его история, традиции, разновидности и особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_dzyudo.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСКУССТВО ДЗЮДО
«Путь мягкости»; ненасильственное, в основном боевое оборонительное искусство, созданное в 1882 г. КаноДзигоро (1860 – 1938). Основано главным образом на приёмах рукопашного боя, применявшихся в дзю-дзюцу. Само слово дзюдо использовалось в школе дзю-дзюцу «дзикисин-рю» для обозначения боевого искусства этой школы, делавшего ставку на приемы, которые не были смертельными. Этот термин возродил КаноДзигоро, который хотел превратить дзю-дзюцу в «боевой спорт» для физической тренировки и общего образования молодежи. Он говорил: «Цель дзюдо – понимание и демонстрация живых законов движения». Для этой цели КаноДзигоро отобрал ряд движений туловища, рук и ног из арсенала дзю-дзюцу, которые были особенно эффективны в рукопашном бою. Эти приемы охватывали сферы боя в партере и в стойке, КаноДзигоро использовал такие варианты этих техник, которые позволяли нарушить равновесие противника (кудзуси) и обездвижить его. Конечной целью была способность нейтрализовать противника, так КаноДзигоро создал систему самозащиты, которая изучается в сочетании с овладением общими законами движения.
Для изучения дзюдо необходим партнер. Дальнейшая тренировка перерастает в обучение свободному поединку (рандори, а котором противник, или «подчиняющийся» (укэ), бросается на мат и обездвиживается “бросающим” (тари). Тренировка и соревнования происходят в дзю-додзё (сокращённо додзё), на полу, покрытом матами-татами для смягчения падения (укэми).
Как и во всех боевых искусствах, практикующий дзюдо (дзюдо-ка) стремится досчичь гибкости всего тела и конечностей, скорости движений тела (таи-са6аки) и совершенного равновесия посредством управления дыханием и сосредоточения энергий в Хара (расположенном в нижней части живота центре равновесия и резервуаре внутренней энергии), а также посредством тщательного изучения технических приемов своего искусства. В дзюдо должен царить дух отрешенности и безмятежности. Ученик должен стараться пребывать в состоянии постоянной бдительности «хантай», не допуская «мертвых движений» (бонно). Вооруженный дисциплинированным умом, спокойный и безмятежный, управляющий своим телом и реакциями ученик легко сможет повергнуть наземь любого противника. Дзюдо было создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи в 1882 г. Оно быстро развивалось, и первый чернопоясный ранг был присвоен КаноДзигоро его ученику Тайро Сиро уже в 1883 г. Когда КаноДзигоро в 1889 г. отправился в Европу, чтобы преподавать свою технику, в его додзё насчитывалось около 600 учеников. После демонстрации искусства дзюдо, устроенной в Марселе в том же году, первые додзе были основаны во Франции, в частности в Париже. Вернувшись в Японию, Основатель продолжил свою работу и в 1922 г. создал Кодокан, которому предстояло стать официальным центром движения дзюдо. С конца девятнадцатого столетия Великобританию посещали различные инструкторы японского дзю-дзюцу. (Тогда-то и вошло в обиход искаженное название этого боевого искусства – «джиу-джитсу»). Затем стало усиливаться влияниедзюдо. В 1920 г. КаноДзигоро посетил Лондон и принял местные сообщества дзюдо и дзюдзюцу в Кодокан в качестве зарубежных филиалов.
К 1956 г, дзюдо стало обязательным спортом во всех японских школах, и некоторое время японцы побеждали на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г. голландец-гигант Антон Гесинк победил японского чемпиона Сонэ, и с тех пор стало очевидно, что преимущество находится на стороне более рослых и тяжелых борцов. Признание этого факта привело к созданию в дзюдо весовых категорий. Этот шаг противоречил всей концепции дзюдо, сформулированной КаноДзигоро, но в послевоенные годы западные организации дзюдо стали относиться к дзю-до все больше и больше как к спортивному единоборству и все меньше и меньше – как к образу жизни. Это постепенно привело к идеологическому расколу между спортивно-ориентированными дзюдо-ка и теми, кто продолжал придерживаться идеалов Основателя и традиций японских боевых искусств. Подобную двойственность можно наблюдать, во всех боевых искусствах, покинувших родные берега и пустивших корни в странах Запада. Разделение борцов на весовые категории совпало по времени с Олимпийскими Играми 1964 года Токио. Это было отчасти и своевременно, так как японцы меньше всего хотели быть полностью разгромленными в своей собственной стране. Хотя Геесинк, а позже его соотечественник Руска доминировали в категории тяжеловесов, японцы оставались чемпионами в других категориях на чемпионатах мира. И только в 1969 г. японский тяжеловес Синомани стал чемпионом, победив Руску в Мексике.
Со времени своего дебюта в качестве олимпийского вида спорта в 1964 г. дзюдо несколько раз меняло правила и весовые категории. Мировые чемпионаты начались в 1956 г. и проводятся каждые два года. Первый Чемпионат Европы по дзюдо среди мужчин состоялся в 1951 г. (его выиграла французская команда); среди женщин – в 1982 г. С 1974 г. проводится также Кубок Европы. КаноДзигоро всегда был решительно против всяких публичных состязаний, поскольку он считал, что дзюдо должно быть личным искусством для тренировки ума и тела.
Сущность дзюдо содержится в клятве, которую дают ученики при вступлении в Кодокан:
- Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без уважительной причины. Я не опозорю Додзё.
- Без разрешения я никому не открою секретов, которым меня обучили.
- Сначала как ученик, потом как учитель я всегда буду следовать законам Додзе.
По мысли КаноДзигоро, дзюдо – это не столько искусство самозащиты без оружия, сколько философия, искусство повседневной жизни. «Изучение общих принципов дзюдо, – говорил он, – важнее, чем просто занятия дзюдзюцу». К сожалению, в современных соревнованиях по дзюдо все меньше чувствуется дух Основателя. Они становятся, фактически, состязаниями в силе и уже больше относятся к сфере борьбы, чем истинного дзюдо. Вероятно, именно поэтому у любителей боевых искусств все большим успехом стали пользоваться другие дисциплины – такие, как айки-до и каратэ, хотя каратэ тоже выродилось в весьма агрессивное состязательное единоборство. Тем не менее, дзюдо и по сей день – один из самых распространенных видов спорта в мире, которым занимаются миллионы. Обучение дзюдо проходит в несколько стадий. Изучаются техники дляположения стоя (тативадза) и техники борьбы в партере (нэ-вадза). Каждая стадия обучения отмечается вручением ученику цветного пояса (оби). Цвет пояса соответствует достигнутому уровню или рангу(кю). Ранги черного пояса и выше называются дан. У поясов есть и чисто утилитарная функция: стягивать форменную одежду (дзюдо-ги).
Материал подготовил:тренер-преподаватель
ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2»
Воробьев Олег Николаевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...