Конспект классного часа "Листая страницы истории. Вторая Мировая война"
план-конспект урока (7 класс)
Материал поможет учителю провести внеклассное мероприятие, посвященное памяти событиям Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listaya_stranitsy_istorii.docx | 261.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Мужества
«Листая страницы истории. Вторая мировая война»
Классный руководитель 7 «Г» класса
Косякова О.Ф.
2022 год
Основная цель:
- Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы Второй мировой войны
Задачи:
- повышение уровня мотивации по изучению материалов о Второй мировой войне и её итогах;
- воспитание чувства национальной гордости и патриотизма;
- развитие способностей к анализу при отборе материала, умения обобщать.
Ожидаемый результат:
- получение необходимых знаний и формирование умений, необходимых для продолжения работы над Книгой Памяти
- умение выявить ключевые моменты и события в тексте
- расширение кругозора учащихся
- развитие монологической и диалогической речи
Ход классного часа
(Презентация является неотъемлемой частью конспекта – скелетом классного часа)
I. Подготовительный этап
Приветствие. Настрой на занятие. Погружение в тему. Постановка проблемы.
Короткий рассказ об Александре Розенбауме. (Еланский Максим)
(информация, подготовленная заранее).
Слушаем песню «А может, не было войны», исполнитель Александр Розенбаум
У учащихся на столах раздаточный материал:
- Текст песни «А может не было войны».
- Глоссарий (напомнить, что это такое)
- Бланк письма
Из раздаточного материала берем текст песни «А может не было войны».
Начинаем работать с текстом. На экране включаются слайды, соответствующие строчкам песни (работаем медленно, если есть непонятные слова, останавливаемся, обсуждаем).
Постановка проблемного вопроса:
- Почему мы должны помнить, что война была?
- Почему всё чаще переосмысливаются итоги войны?
Вводим фразу: «Не сфотографировал — значит, не было» - известная фраза журналистов. Подтверждаем историческими документальными фотографиями* слова песни.
А может, не было войны... И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Работаем с Глоссарием. Концентрационные лагеря Третьего рейха.
Детский концентрационный лагерь Саласпилс - информацию готовит Джиоева Сабина, получившая задание заранее
И у отца с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?
Рассказ о первом применении ядерного оружия в
ходе Второй мировой войны (классный руководитель)
Атомная бомбардировка Хиросимы. Значительная часть города была разрушена, взрывом было убито 70 тысяч человек, ещё 60 тысяч умерли от лучевой болезни, ожогов и ранений. Работаем с Глоссарием – Приложение № 2. Понятие «ГЕТТО»
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
А может, не было войны?
Не гнали немцев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини - дутый лев,
В Париже не было гестапо?
Информация о Муссолини – (классный руководитель).
А может, не было войны?
И "шмайсер" - детская игрушка,
Информация о «Шмайсер» – пистолет пулемет, стоявший на вооружении германской армии во Второй Мировой войне – (информацию готовит Гудиев Артур)
.
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Рассказ об Анне Франк - информацию готовит Малкарова Милена
Берлин не слышал грома пушек?
А может, не было войны,
И мир её себе придумал? ...
Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?
- Однажды ночью я подумал.
А может, не было войны?
И людям все это приснилось?
1941—1944 годы стало временем массовых захоронений.
В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек; по другим данным, 520 тысяч человек — 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих).
Исследователь блокады писатель Михаил Стрыгин оспаривает количество захороненных и предполагает, что в действительности захоронено около 3 миллионов человек.
III. Рефлексия.
- Можем ли мы, пользуясь документальными фотографиями, глоссарием, подготовленными сообщениями учителя и одноклассников дать ответ на поставленные вопросы?
- Почему мы должны помнить, что война была?
- Почему всё чаще переосмысливаются итоги войны?
«Книга Памяти»
Предлагаю начать писать «Книгу памяти». Учащиеся пишут письма своим родным-участникам ВОВ. Письма сворачивают треугольником и помещают в «Книгу памяти»
Итог:
Задачи, поставленные перед началом классного часа, выполнены.
Работая с документальными фотографиями, текстом глоссария, текстом песни, выслушав сообщения одноклассников и учителя, написав итоговые письма для «Книги Памяти», ребята приходят к выводу: «Мы должны сохранить память о тех грозных годах, чтобы такое больше никогда не повторилось»
Приложение №1
Исполнитель: Александр Розенбаум Альбом: Эпитафия, 1986. А может, не было войны?
А может, не было войны...
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля, Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
А может, не было войны,
И у отца с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб, И не боялась гетто мама?
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
Люди, одним себя мы кормим хлебом, Одно на всех дано нам небо, Одна земля взрастила нас.
Люди, одни на всех у нас дороги,
Одни печали и тревоги,
Пусть будет сном и мой рассказ.
Пусть будет сном и мой рассказ...
А может, не было войны?
Не гнали немцев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини - дутый лев,
В Париже не было гестапо?
А может, не было войны?
И "шмайсер" - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
А может, не было войны, И мир её себе придумал?
...Но почему же старики Так плачут в мае от тоски? - Однажды ночью я подумал.
...А может, не было войны,
И людям всё это приснилось?..
Приложение №2
КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ
(определения даны в сокращенном и упрощенном виде)
АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства. Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем. Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии. Политология: Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.
ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.
ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида. Энциклопедический словарь. 2009. ГЕТТО (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления. Изначально термин употреблялся только для районов проживания людей дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (напр. евреи). Википедия.
ГЕТТО В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ — жилые зоны на подконтрольных немецким нацистам и их союзникам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса»[1][2][3][4][5], в рамках которой было уничтожено около 6 миллионов евреев. Википедия.
ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. Большой Энциклопедический словарь. 2000. «...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.20
Концентрационные лагеря Третьего рейха — места массового заключения и уничтожения властями гитлеровской Германии гражданских лиц по политическим или расовым соображениям; осенью 1941 г. в концлагерях стали массово убивать военнопленных советских командиров и политработников. Концентрационные лагеря существовали до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, голода, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов. Википедия.
НАЦИЗМ. Германский фашизм. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992. НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933–1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инф ра–М., 2003. НЕОНАЦИЗМ. Общественно-политическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма. Заимствует элементы основ нацистской политики, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию и антисемитизм. Характерная черта — использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. (Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом.) Энциклопедический словарь. 2009.
НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберге в Международном военном трибунале (20.11.1945–1.10.1946). К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э.
Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или к пожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтоже ния целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Политическая наука: Словарьсправочник / сост. И.И. Санжаревский, 2010.
ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. Политика: Толковый словарь / Дж. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл и др.; под ред. А. Маклина. — М.: ИНФРАМ: Весь Мир, 2001.
РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ Дискриминационное или оскорбительное поведение по отношению к людям, принадлежащим к другой расе. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА № 2 2014 «Расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или пред почтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью либо следствием уничтожение или умаление призна ния, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (ст. 1(1) Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.) Международное миграционное право: глоссарий терминов / Р. Перрушу. — Женева : Международная организация по миграции, 2005.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
ФАШИЗМ — бесчеловечная идеология, преступная политика.
ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение), социальнополитические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20–40х гг. II века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественнополитической жизни. Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.
В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...
Мультимедийный интерактивный учебный материал по истории Второй мировой войны для студентов и старшеклассников
Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи. С целью повышения заинтересованности молодежи в самостоятельном изучении...
Классный час, посвящённый истории второй мировой войны
Материал составлен в виде викторины для нескольких команд в 6-8 классах. Необходимо предварительно дать детям несколько ломашних заданий....
Викторина "По страницам истории. Первая мировая война"
Презентация посвящена истории первой мировой войны....
вопросы к зачёту по истории "Вторая мировая война. Великая Отечественная война"
Подготовка к зачёту поможет учащимся 11 классов более глубоко знать материал, связанный с Великой Отечественной войной. Это особенно актуально в год 70-летия Великой Победы....
«Почему и как западные историки переписывают историю Второй мировой войны?»
9 мая наш народ будет отмечать знаменательную дату – День Победы.Прошло 69 лет с того дня, когда мир узнал о Великой Победе нашего оружия, нашего духа. Пройдет еще 100, а может быть и тыся...
«Листая страницы истории. Вторая мировая война»
Конспект классного часа 1 сентября...