Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Шахматы"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
В дни, когда удивительные открытия поражают наше воображение, игра в шахматы кажется анархонизмом. И для чего же людям современной цивилизации, гаряду с мощными компьютерами, сложнейшей техникой нужна старинная, доступная каждому, игра в шахматы? А нужна она, потому что:
- учит мыслить;
- учит находить решение;
- учит преодолевать препятствия;
- учит выдержке и прививает уважительное отношение к сопернику.
Шахматы - одно из средств воспитания характера,приобщение человека к большой культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shahmaty_5-8_klassy.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4»
______Е.П. Холмова ________Л.В. Глухова _______ Т.А.Панферова
Протокол заседания ШМО Приказ по школе
от «__» ____20____год №1 «__»______20____год № _____ «__» ______20___год
рабочая программа
по внеурочной деятельности по курсу «Шахматы»
5 – 8 классы
на 2019/2020 учебный год
количество часов: 34 (1 ч. в неделю)
составитель: Кораблёв Александр Николаевич, педагог-организатор
рабочая программа разработана на основе:
рабочей программы «Шахматы в школе» Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017 год.
«___» _____________ 2019 год ________________
(подпись учителя)
г. Лангепас, 2018 г.
Пояснительная записка.
УМК: учебник «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый года обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.
Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый года обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В соотвествии с приказом департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30 июня 2017г. №1066/196 "Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету "Шахматы".
Целью является:
-равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время;
- обучение обучающихся правилам игры в шахматы.
-формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
-воспитание уважительного отношения в игре к противнику.
Задачи:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
Особенности обучения детей в 6,7,8 классах: среди обучающихся 6-8-х классов присутствуют дети с ОВЗ – с нарушением зрения, занимающиеся по адаптированным программам варианты 4.1. и дети с ЗПР
Задачи по профилактике нарушений зрения:
- Способствовать укреплению внутренних и наружных мышц глаз.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Проведение системы профилактических мероприятий для утомленных глаз.
- Соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода при организации работы с опорой на зрительный анализатор.
Для детей с ЗПР:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка
Содержание учебного предмета.
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Теоретические основы и правила шахматной игры».
- «Практико – соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Практико – соревновательная деятельность» включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-
дачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся средней школы (5-7 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты:
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины:
белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый год обучения. Волкова Е. И., Прудникова Е. А.,2017г.
Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый год обучения, Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
Методические рекомендации «Шахматы в школе» 1,2,3,4- ый год обучения, Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Интернет-портал : play.chessking.com
Первый год обучения
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ч. | Содержание |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||
1 | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий и соревнований. Шахматы - мои друзья. | 1 | Беседа о ТБ Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом. | |
2 | Шахматная доска. | 1 | Знакомство детей с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний шахматных играх | |
3 | Горизонталь. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний шахматных играх. | |
4 | Вертикаль. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний шахматных играх. | |
5 | Диагональ. | 1 | Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний шахматных играх. | |
6 | Шахматная нотация | 1 | Повтор понятий «горизонталь»,«вертикаль», «диагональ».Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний шахматных играх. | |
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | Знакомство обучающихся с шахматными фигурами и их начальной постановкой. | |
8 | Ладья. | 1 | Знакомство обучающихся с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в шахматных играх. | |
9 | Слон. | 1 | Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство обучающихся с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Ввести новые понятия «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в шахматных играх. | |
10 | Ферзь | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в шахматных играх. | |
11 | Конь. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление в шахматных играх. | |
12 | Пешка. | 1 | Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, за- крепить полученные зна- ния в шахматных играх. | |
13 | Превращение пешки. | 1 | Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
14 | Король. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные зна- ния в шахматных играх. | |
15 | Ценность фигур. | 1 | Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, полная нотация, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
16 | Нападение. | 1 | Знакомство с атакующими возможностями всех шахматных фигур. | |
17 | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания шахматных играх. | |
18 | Шах и зашита от шаха. | 1 | Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь,ладья, слон, конь, пешка,способы защиты шаха, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
19 | Мат. | 1 | Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
20 | Пат – ничья. | 1 | Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
21 | Рокировка | 1 | Знакомство с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
22 | Основные принципы игры в начале | 1 | Рассмотреть основные принципы игры в начале. Типичные позиции и дебюты. | |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | Знакомство с техника мато вания одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
24 | Мат ферзём и ладьей одинокому королю. | 1 | Знакомство с техника мато вания одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление метода «лесенка». | |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1 | Знакомство с техника мато вания одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
26 | Материальное преимущество. | 1 | Знакомство с понятиями «материальное преимущество» и «позиционное преимущество». | |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | 1 | Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат»,закрепить полученные знания в шахматных играх. | |
28 | Партии-миниатюры | 1 | Показать на примерах, к чему приводит несоблюдение основных принципов игры в начале партии, изучение «детского мата» и защиты от него. | |
29 | Запись шахматной партии. | 1 | Познакомить детей с шахматной нотацией, научить записывать шахматную позицию и партию. | |
30 | Шахматный этикет. | 1 | Знакомство с правилами поведения партнеров во время игры, объяснить значение термина «шахматный кодекс». | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||
31 | Шахматный турнир | 1 | Закрепление полученных знаний. | |
32 | Шахматный турнир | 1 | ||
33 | Шахматный турнир | 1 |
Второй год обучения
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ч. | Содержание |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 | Напомнить учащимся о ТБ, рассказать о чемпионах мира и ведущих шахматистах мира. | |
2 | Шахматные фигуры (повторение). | 1 | Повторить названия и ходы шахматных фигур. | |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка(повторение) | 1 | Повторить способы нападения на фигуры, защиту короля и рокировку. | |
4 | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей (повторение). | 1 | Повторить понятия «мат» и «пат», изучить и отработать алгоритм матования одинокого короля королем и ладьей | |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 1 | Познакомить учащихся с такими приемами защиты фигур, как уход из-под нападения, уничтожения атакующей фигуры, защита фигуры | |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 | Познакомить учащихся с такими приемами защиты фигур, как перекрытие, контрнападение | |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработать навыки защиты фигур от нападения | |
8 | Тактический прием «двойной удар» | 1 | Ввести новые понятия: тактический прием, двойной удар, коневая вилка, пешечная вилка, изучить с учащимися тактический прием «двойной удар» и все его разновидности | |
9 | Тактический прием «связка» | 1 | Ввести новые понятия: связка, контрнападение связанной фигурой, обуславливающей связку, изучить тактический прием «связка» и способы защиты от него. | |
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработать тактические приемы «двойной удар» и «связка» | |
11 | Тактический прием «ловля фигуры» | 1 | Познакомить учащихся с тактическим приемом ловля фигуры, рассмотреть основные способы ловли фигуры | |
12 | Тактический прием «сквозной удар» | 1 | Познакомить учащихся с новым тактическим приемом сквозной уда ,выполняемым слоном, ладьей, ферзем. | |
13 | Мат на последней горизонтали | 1 | Познакомить учащихся с матом на последней горизонтали, использованием слабости последней горизонтали и приема «форточка» | |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработать тактические приемы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали» | |
15 | Тактический прием «открытый шах» | 1 | Познакомить учащихся с новым приемом открытый шах | |
16 | Тактический прием «двойной шах» | 1 | Познакомить учащихся с новым приемом открытый двойной шах | |
17 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания в ходе игры | |
18 | Шахматный турнир | 1 | ||
19 | Шахматный турнир | 1 | ||
20 | Шахматный турнир | 1 | ||
21 | Основные игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | Вернуться к понятию «дебют» и дать его определение, познакомить учащихся с новыми терминами –«миттельшпиль» «эндшпиль», «дебютная ловушка», изложить правила игры в дебюте, рассмотреть возможные дебютные ловушки | |
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | Ввести новый термин «безопасность короля» рассмотреть дебютные ошибки, приводящие к быстрому поражению. | |
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | ||
24 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | Познакомить учащихся с планами игры в эндшпиле, научить реализовывать большое материальное преимущество в конце шахматной партии | |
25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | ||
26 | Основы анализа шахматной партии | 1 | Повторить с обучающимися пройденный материал, провести самостоятельную работу по анализу партий, повторить с учащимися изученные тактические приемы и правила разыгрывания дебюта, провести занятие по самостоятельному решению позиций и анализу шахматной партии | |
27 | Основы анализа шахматной партии | 1 | ||
28 | Основы анализа шахматной партии | 1 | ||
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработать тактические приемы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали», «двойной удар», «связка», «открытый шах», «двойной шах» | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||
30 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания в ходе игры | |
31 | Шахматный турнир | 1 | ||
32 | Шахматный турнир | 1 | ||
33 | Шахматный турнир | 1 | ||
34 | Шахматный праздник | 1 | Обобщение знаний детей о шахматных фигурах, их взаимодействии на шахматной доске, развитие познавательного интереса путем создания проблемных и эмоциональных ситуаций, выполнения творческих заданий. |
Третий год обучения
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ч. | Содержание |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам | 1 | Напомнить учащимся о ТБ, рассказать об истории возникновения соревнований по шахматам и системах их проведения | |
2 | Матование одинокого короля разными фигурами | 1 | Повторить матование одинокого короля тяжелыми фигурами. | |
3 | Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | 1 | Повторить тактические приемы | |
4 | Тактические комбинации и приемы «двойной шах» «открытый шах» (повторение) | 1 | Повторить тактические приемы | |
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Развивать практические навыки в игре | |
6 | Тактический прием «завлечение» | 1 | Познакомить учащихся с приемом завлечение и рассмотреть его практическое применение | |
7 | Тактический прием «отвлечение» | 1 | Познакомить учащихся с приемом отвлечение и рассмотреть его практическое применение | |
8 | Тактический прием «уничтожение защиты» | 1 | Познакомить учащихся с приемом уничтожение защиты и рассмотреть его практическое применение | |
9 | Тактический прием «спертый мат» | 1 | Познакомить учащихся с приемом спертый мат и рассмотреть его практическое применение | |
10 | Сочетание тактических приемов | 1 | Повторить тактические приемы и рассмотреть их сочетание и применение | |
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Развивать практические навыки в игре | |
12 | Борьба за инициативу | 1 | Познакомить учащихся с борьбой за инициативу | |
13 | Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля | 1 | Познакомить учащихся с типичными ошибками в дебюте и типовыми атаками на нерокировавшегося короля | |
14 | Атака на рокировавшегося короля | 1 | Рассмотреть типовые атаки на рокировавшегося короля | |
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Развивать практические навыки в игре | |
16 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания в ходе игры | |
17 | Шахматный турнир | 1 | ||
18 | Шахматный турнир | 1 | ||
19 | Шахматный турнир | 1 | ||
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | 1 | Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии | |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | 1 | Познакомить с основами игры в пешечном эндшпиле | |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 1 | Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле | |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | 1 | Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле | |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | 1 | Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле | |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | 1 | Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле | |
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | 1 | Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле | |
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Развивать практические навыки в игре | |
28 | Сыграй кК чемпион мира. Партия В.Крамник –Д.Садвакасов | 1 | Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии | |
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В.Ананд-М.Карлсен | 1 | Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||
30 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания в ходе игры | |
31 | Шахматный турнир | 1 | ||
32 | Шахматный турнир | 1 | ||
33 | Шахматный турнир | 1 | ||
34 | Шахматный праздник | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми фактами, активизация мыслительной деятельности |
Четвертый год обучения
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ч. | Содержание |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||
1 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. | 1 | Напомнить учащимся о ТБ, рассказать об истории появления шахмат на Руси и зарождении шахматной культуры. | |
2 | Основные принципы игры в дебюте. | 1 | Ввести новое понятие «расширенный центр». | |
3 | Перевес в развитии фигур. | 1 | Ввести новое понятие «перевес в развитии» объяснить его значение. | |
4 | Атака на короля | 1 | Рассмотреть типичные методы организации и ведения атаки на короля | |
5 | Перевес в пространстве | 1 | Познакомить учащихся с новым понятием «пространство на шахматной доске» | |
6 | Оценка позиции | 1 | Рассмотреть что такое оценка позиции из каких факторов состоит, показать важность умения оценивать позицию в ходе шахматной партии | |
7 | План игры | 1 | Рассмотреть что такое план шахматной партии, научить детей находить свой план игры | |
8 | Выбор хода | 1 | Рассмотреть алгоритм выбора хода в шахматной партии | |
9 | Открытые дебюты | 1 | Ввести новое понятие «открытые дебюты» ,познакомить с их видами: Итальянская партия и Защита двух коней | |
10 | Полуоткрытые дебюты | 1 | Ввести новое понятие «полуоткрытые дебюты» ,познакомить с их видами: Сицилианская защита и Французская защита | |
11 | Закрытые дебюты | 1 | Ввести новое понятие «озаккрытые дебюты» ,рассмотреть закрытый дебют Славянская защита | |
12 | Гамбиты | 1 | Знакомство с иррациональными позициями в дебюте, ввести понятия «гамбит», «королевский гамбит» | |
13 | Тактический прием мельница | 1 | Знакомство с тактическим приемом «мельница» и способами его применения | |
14 | Тактический прием перекрытие | 1 | Знакомство с тактическим приемом «перекрытие» и способами его применения | |
15 | Тактический прием рентген | 1 | Знакомство с тактическим приемом «рентген» и способами его применения | |
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработать тактические приемы мельница, перекрытие и рентген | |
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход | 1 | Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии | |
18 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания | |
19 | Шахматный турнир | 1 | ||
20 | Шахматный турнир | 1 | ||
21 | Шахматный турнир | 1 | ||
22 | Шахматный турнир | 1 | ||
23 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | Знакомство с основами игры ладейном эндшпиле, особенности ладейных окончаний | |
24 | 1 | |||
25 | 1 | |||
26 | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю | 1 | Знакомство с техникой матования одинокого короля короля двумя слонами | |
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 1 | Знакомство с техникой матования одинокого короля конем и слоном | |
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Повторение пройденного материала | |
29 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом | 1 | Оценить вместе с учащимися роль шахмат в современном обществе, как велики возможности применения шахматных знаний | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||
30 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания | |
31 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания | |
32 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания | |
33 | Шахматный турнир | 1 | Закрепить полученные знания | |
34 | Шахматный праздник | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми фактами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...