Программа по развитию творческих способностей
рабочая программа

Красникова Эльвира Даниловна

Программа по развитию творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако они не все развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии  невостребованности. Процент способных  детей с годами резко снижается. В 10-летнем возрасте их примерно60-70 %, к 14 годам -30-40%, к 18 годам – только 15-20 %.

      Программа по развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в  конференциях, творческих конкурсах.

Цель: создание условий для поддержки и развития творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем  творческого потенциала;
  2. создание системы симулирования творческой деятельности обучающихся;
  3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
  4. расширение возможностей для участия школьников творческих конкурсах, конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс  современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного     процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы учебной деятельности обучающихся, которая позволит  обучающимся демонстрировать свои достижения на конкурсах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • ролевые игры;
  • конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

 Основные мероприятия по реализации программы.

I.Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся  по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
  4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
    II.Развитие творческих и познавательных  способностей: 
  1. привлечение  обучающихся к участию в  конкурсах. 
  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
  • творческие ответы; 
  • выполнение творческих тематических заданий; 
  • выполнение проблемных поисковых работ; 
  • выступления в лекторских группах; 
  • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 
  • приобщение (в различных формах) к работе педагога; 
  • повышение степени сложности заданий; 
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.  
    Ожидаемые результаты
  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей ДДТ.
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
  • изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся.
  • нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми.

Педагогические методики: Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Диагностика

музыкальных способностей обучающихся ТО «Клуб любителей музыки»

 Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Её характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание её содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Только тогда я смогу в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Таким образом, развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры. Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. Планируя свою работу, я должна опираться на систему развития музыкальных способностей воспитанников.

Музыкальное развитие воспитанников постоянно мною контролируется. Чаще всего я использую в своей работе методы наблюдения и анализа.

В процессе наблюдения я могу судить об активности ребёнка, проявлении им интереса к занятиям, о степени его участия в коллективном исполнительстве.

Метод анализа в работе с детьми используются в тех случаях, когда дети выступают в роли исполнителей: это, прежде всего, хоровое и сольное пение, игра на шумовых инструментах, выполнение пластических и танцевальных движений. Применение этого метода помогает мне составить представление о выразительности, интонационной чистоте, ритмической верности пения.

Для получения данных о степени понимания музыкальных понятий, терминов я использую метод опроса  воспитанников (устно или письменно).

 На основе анализа и сравнения результатов всех проверок в течение года я делаю выводы о качестве и динамике музыкального развития детей, исходя из особенностей детской аудитории, с которой я работаю, а также специфики образовательного учреждения.

В ходе проведения диагностики необходимо познакомиться с ребёнком, спросить о его семье, о том, что он умеет и любит делать, хочет ли учиться в школе, много ли у него друзей, любит ли он читать и что читает и т. д. С каждым ведётся индивидуальная беседа, чтобы составить хотя бы общее представление о ребёнке, о его семье. Поэтому большая работа ведётся и с родителями.

Ниже представлено в виде таблицы краткое описание тех методов, которые наиболее часто используются мною в работе.

Методы музыкально – педагогической диагностики.

Наименование метода

Область применения

Результат  

Наблюдение

Все виды детской музыкальной деятельности

Активность, интерес к занятиям, степень включённости в коллективное исполнительство

Анализ детского исполнительства

Хоровое и сольное пение

Игра на шумовых инструментах

Пластическое движение

Выразительность пения, его интонационная чистота, ритмическая точность.

Уверенность владения способами звукоизвлечения, правильность исполнения ритмических образцов.

Красота, выразительность пластических и танцевальных движений, ритмичность исполнения

Анализ детской творческой продуктивной деятельности

Творческая деятельность

Инструментальные и вокальные импровизации.

Танцевально – пластические импровизации: адекватное воплощение в движениях музыкального образа.

Опрос (музыкальная викторина)

Музыкально – образовательная деятельность

Правильность понимания музыкальных терминов, сущности художественных явлений в музыке.

Анкетирование

Слушание музыки и её анализ

Широта, художественная ценность, жанровое разнообразие индивидуального музыкального тезауруса

(словаря).

Критерии отслеживания результатов развития творческой личности ребёнка

 I критерий. Развитие познавательной активности в творческой деятельности.

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

  Высокий. Присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается

оригинальность мышления и богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей; легко и быстро увлекается творческим делом.

Средний. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности; решить самостоятельно задания не может, необходима помощь педагога. Может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить.

 Низкий. Интереса к творчеству не проявляет; производит сравнение предметов по заранее намеченному плану; не испытывает радости открытия; отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

II критерий. Уровень сформированности развития навыков пения

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

 Высокий. Точно передаёт мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поёт выразительно; качество звука – чистый, звонкий, протяжный, чёткое произношение согласных, отличный вокальный слух.

Средний. Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт недостаточно выразительно; качество звука – негромкий, непротяжный, средний вокальный слух, нечёткое произношение согласных.

Низкий. Интонирует неточно, поёт равнодушно; качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция, отрывистое звуковедение, слабый ритмический слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей

Программа по развитию творческих способностей...

Программа по развитию творческих способностей."Цвети Земля" для учашихся 8-9 классов

Программа по развитию творческих  способностей."Цвети Земля" для учашихся  8-9 классов...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся

Программа по развитию творческих способностей обучающихся в рамках реализации ФГОС по истории и обществознанию может быть реализована на уроках и во внеурочной деятельности....

программа по развитию творческих способностей обучающихся

  Развитие творческих  способностей обучающихся приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выпол...

Программа по развитию творческих способностей

Программа по развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, твор...

Программа по развитию творческих способностей на уроках математики.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в ходе выполнения практических работ для создания нового продукта....

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"...