Проект учебного занятия с применением ТРИЗ
план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchebnogo_zanyatiya_s_primeneniem_triz.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области»
Контрольная работа
Проект учебного занятия с применением ТРИЗ
Выполнил Титов Денис Александрович,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Исилькульская СЮТ»
Омск 2009
Информационная карта учебного занятия
№ | Информация об учебном занятии | |
Область деятельности дополнительного образования детей | Техническое творчество | |
1 | Учреждение дополнительного образования | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Исилькульская станция юных техников» |
2 | Педагог дополнительного образования | Титов Денис Александрович |
3 | Детское объединение | Автомодельный кружок |
4 | Возраст учащихся | 11 – 15 лет |
5 | Количество человек в группе | 15 |
6 | Продолжительность учебного занятия | 2*45мин. |
7 | Тема учебного занятия | Сцепные свойства колеса |
8 | Место данного учебного занятия в образовательной программе детского объединения | Раздел «Модели легковых и грузовых автомобилей»; подраздел «Колесо автомобиля»; 1 год обучения. |
9 | Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла | Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний |
10 | Форма учебного занятия | Самостоятельная работа. |
11 | Цель учебного занятия | Развитие исследовательских умений у учащихся посредством изучения цепных свойств материалов, из которых могут быть изготовлены колёса. Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. |
12 | Задачи учебного занятия |
|
13 | Содержание и перечень вводимых понятий | Сцепление, соотношение. |
14 | Формы и методы организации познавательной деятельности воспитанников | Дискуссия, учебная конференция, самостоятельная работа, «мозговой штурм». |
15 | Варианты самостоятельной деятельности детей | «Мозговой штурм», исследовательская работа. |
16 | Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками и опытом деятельности овладеют дети в результате изучения темы | Развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения работы в команде, развиваются умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. |
17 | Средства обучения | Материалы: резина, фанера, дюраль, пластик. Инструменты: простые карандаши, ножницы по бумаге и по металлу, линейки, шаблоны, |
План учебного занятия
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
Подготовительный этап | 1 этап 2 мин. | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
2 этап 3 мин. | Подготовительный (подготовка к новому содержанию | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей | Осмысление возможного начала работы | |
Основной этап | З этап 15 мин. | Проверочный | Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению темы | Проверка имеющихся у детей знаний, разделение на 3 группы | Самооценка, оценочная деятельность педагога |
4 этап 25 мин. | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Изготовление колёс разных размеров и из разных материалов (приложение 1) | Освоение новых знаний | |
5 этап 25 мин. | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Выявление соотношения материалов друг с другом по сцепным свойствам | Осознанное усвоение нового учебного материала | |
6 этап 15 мин. | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Анализ полученных результатов. (Приложение 2). Озвучивание учащимися этих результатов. Учащиеся делают вывод. | Осознанное усвоение нового материала | |
Итоговый этап | 7 этап 5 мин. | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия | Самоутверждение детей в успешности |
Аттестационное занятие.
Педагог – Титов Д.А., педагог дополнительного образования.
Тема. Тюнинг.Рестайлинг.
Цели занятия:
Задачи занятия:
- Воспитывать
- Развивать
Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер, картон, напильники, ножницы, тиски, лист жести, карточки для анализа, карточки с терминами, клей.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Прежде чем Тема нашего сегодняшнего занятия: «Усовершенствование моторно-ходовой части моделей машин». Сегодня на занятии мы с вами обсудим, как можно усовершенствовать элементы ходовой у моделей машин, в частности колёс. Повторим правила техники безопасности при работе с колющим и режущим инструментом. Изготовим разные по размеру и материалу колёса и в дальнейшем опытным путём определим – какие колёса позволят увеличить скорость моделей машин.
II. Подготовка к эксперименту.
Скоростные показатели модели нам необходимо улучшать для соревнований. Ведь вы знаете, что в автомоделировании постоянно улучшаются модели и скорость, соответственно, тоже увеличивается с каждым годом. И тут возникает проблема: как можно улучшить модель автомобиля, чтобы ещё больше увеличить скорость.
На ваш взгляд, какие части модели автомобиля можно улучшить с целью увеличения скорости? (Ребята перечисляют части модели).
Из всего вышесказанного, какой можно сделать вывод? – Улучшение каждой части модели может привести к увеличению скорости этой модели. На одном уроке мы сможем улучшить только один какой-нибудь элемент моторно-ходовой части модели. Этот элемент – колесо.
И тут возникает резонный вопрос: какие качества колеса можно изменить? (Ученикам показываются колёса из разных материалов и размеров).
Чтобы понять какие колёса лучше проведём эксперимент. Вам необходимо разделиться на три группы. Каждая группа изготовит колёса разных размеров из определённого материала. Затем мы установим колёса на модель и по результатам её движения сделаем выводы: какие колёса позволяют модели развить наибольшую скорость.
Но перед началом работы мы с вами повторим правила техники безопасности. Расскажите, пожалуйста, как правильно обращаться с ножницами. Каковы меры предосторожности при работе с резаком и при обработке жести напильником?
III. Практическая работа.
- Теперь приступаем к работе.
Учащиеся делятся на три группы. Раздаётся материал: лист фанеры, жесть, лист пластмассы, а так же шаблоны. Учащиеся выбирают инструмент и работают над изготовлением колёс.
IV. Заключение.
Ребята, времени остается мало, давайте с вами обсудим, чем мы занимались на уроке. Скажите, какова была цель нашего сегодняшнего занятия? Что мы хотим улучшить и для чего?
Сегодня на уроке мы с вами изготовили различные колёса: разных размеров, из разных материалов. На следующем занятии мы будем устанавливать их на модели, чтобы опытным путём определить, какие колёса наиболее оптимальны для увеличения скорости модели.
Информационная карта учебного занятия
№ | Информация об учебном занятии | |
Область деятельности дополнительного образования детей | Техническое творчество | |
1 | Учреждение дополнительного образования | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Исилькульская станция юных техников» |
2 | Педагог дополнительного образования | Титов Денис Александрович |
3 | Детское объединение | Автомодельный кружок |
4 | Возраст учащихся | 11 – 15 лет |
5 | Количество человек в группе | 15 |
6 | Продолжительность учебного занятия | 45мин. |
7 | Тема учебного занятия | Типы двигателей в автомоделизме. |
8 | Место данного учебного занятия в образовательной программе детского объединения | Раздел «Модели легковых и грузовых автомобилей»; подраздел «Двигатель»; 1 год обучения. |
9 | Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла | Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний |
10 | Форма учебного занятия | |
11 | Цель учебного занятия | Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки двигателей и на их основе делать выводы. |
12 | Задачи учебного занятия |
|
13 | Содержание и перечень вводимых понятий | ДВС, резиномотор, электродвигатель. |
14 | Формы и методы организации познавательной деятельности воспитанников | Дискуссия, презентация предмета, самостоятельная работа. |
15 | Варианты самостоятельной деятельности детей | «Мозговой штурм». |
16 | Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками и опытом деятельности овладеют дети в результате изучения темы | Развиваются навыки самостоятельной работы, развиваются умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. |
17 | Средства обучения | Материалы: ДВСы, резиномоторы, электродвигателя. Инструменты: ручки, модели, стартовая. |
План учебного занятия
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
Подготовительный этап | 1 этап 1 мин. | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
2 этап 1 мин. | Подготовительный (подготовка к новому содержанию | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей | Осмысление возможного начала работы | |
Основной этап | З этап 5 мин. | Проверочный | Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению темы | Тест. Беседа на выявление первичных знаний о двигателях. | Самооценка, оценочная деятельность педагога |
4 этап 20 мин. | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Разбор особенностей каждого рассматриваемого двигателя | Освоение новых знаний | |
5 этап 10 мин. | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Работа с двигателями: ДВСом, резиномотором, электродвигателем. | Осознанное усвоение нового учебного материала | |
6 этап 5 мин. | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Анализ учащимися особенностей работы с каждым типом двигателя. | Осознанное усвоение нового материала | |
Итоговый этап | 7 этап 3 мин. | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия | Самоутверждение детей в успешности |
Открытое занятие автомодельного кружка.
Дата проведения – 26 января 2010г., время проведения – 1500 – 1630.
Учитель – Титов Д.А., педагог дополнительного образования.
Тема. Типы двигателей в автомоделизме.
Цели занятия:
Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки двигателей и на их основе делать выводы.
Задачи занятия:
1. Воспитывать стремление к познанию нового.
2. Развивать внимание, интерес к техническому творчеству и к автомоделизму.
3. Создание условий для формирования умений использования двигателей. Познакомить учащихся с особенностями двигателей используемых в автомоделизме.
Оборудование: ДВСы, резина, электродвигателя, выпрямитель, провода, стенд ДВС, модели, карточки с тестом, карточки по анализу работы с двигателем.
Ход занятия.
I. Организационный момент.(1 – 2 мин.)
- Здравствуйте ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Типы двигателей в автомоделизме». Сегодня на занятии мы с вами узнаем какие типы двигателей используются в автомоделизме. Узнаем особенности работы с каждым типом двигателя.
II. Проверочный (10 – 15 мин.)
- Но сперва я хотел бы, что бы вы выполнили один тест. В нём вопросы по темам, которые мы изучали ранее. (Раздаются тесты ребята его выполняют).
- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете свои модели, и что бы они сдвинулись с места необходимо установить двигатель. А какие двигателя вы знаете?
- И какие двигателя можно вам поставить на ваши модели?
III. Усвоение новых знаний.
- Как вы уже сказали основных типов двигателей в автомоделизме 3: ДВСы, резиномоторы и электродвигателя. Но эти двигателя нельзя ставить на одну и ту же модель. Для каждой модели подходит только один тип двигателя (показываю примеры). А это значит каждый двигатель обладает своими особенными характеристиками. Рассмотрим их более подробно.
ДВС. Двигатель работающий нагорючем топливе. Наиболее из всех сложен в эксплуатации. С тавится на уличные модели, когда необходимо достичь высокой скорости (до 400 км/ч). Работать с ним сложно, поэтому используются дополнительные средства помогающие завести и отрегулировать его.
Резиномотор. Наиболее простой из всех двигателей. Это простая резинка. И работает за счёт эластичных свойств резины. При растяжении пытается вернуть первоначальный вид, двигая при этом модель.
Электродвигатель. Самый распространённый двигатель в моделизме. Используется очень широко и не только в помещениях, но и в уличных моделях. Работает на электрическом токе. Достаточно сложен в ремонте. Скорость модели с электродвигателем достигает 500 км/ч.
IV. Первичная проверка понимания.
- А теперь мы с вами поработаем с этими двигателями. Вы должны разделиться на 3 группы и выбрать для анализа свой двигатель. Я раздам вам карточки с анализом работы с двигателем. И вы, работая ответите на вопросы в карточке. (Ребята делятся на 3 группы).
- Начнём работу с простейшего двигателя – резиномотора. Возьмите модели, резину и понаблюдайте как работать с резиномотором, удобно ли, сложно ли. Всё написано в карточках.
- А теперь ребята перейдём к электродвигателям. И также поработайте с ним как и с резиномотором.
- Что бы посмотреть как работать с ДВСом нам необходимо выйти на улицу. Одеваемся и выходим.
V. Закрепление новых знаний
- А теперь давайте обсудим особенности работы с двигателями, можно по карточке (Анализ работы с двигателями).
VI. Итоговый.
- Итак. Времени у нас осталось мало, поэтому обсудим чем мы занимались на уроке, что нового вы узнали.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели типы двигателей, их особенности, а также особенности работы с ними.
- На следующем занятии мы с вами более подробно будем работать с электродвигателем, изучим принцип его работы, его особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.
Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...
Разработка учебного занятия с применением интерактивного оборудования по теме "London"
Материалы к конкурсу "Учитель года - 2015"...
Конкурсное задание «Разработка учебного занятия с применением интерактивного оборудования».
Урок в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями"Контрольно-обобщающий с элементами ролевой игры...
Разработка учебного занятия с применением интерактивного оборудования
Конспект занятия с и спользованием новейших интерактивных технологий. Цель урока: развитие физических качеств, координационных способностей по срествам подвижных игр....
Разработку учебного занятия с применением ДОТ
Разработка знятия по математике для 5 класса на тему "Сложение и вычитание смешанных дробей" с примением ДОТ на основе платформы Moodl...
«Методическая разработка учебного занятия с применением арт-технологий обучения»
Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций: свободного воспитания, образования в процессе жизни....
Конспект учебного занятия с применением конструктора «LEGO EDUCATION WEDO 2.0».
Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели робот – тягач....