Конспект открытого занятия Казак как прирожденный воин
план-конспект

Титов Денис Александрович

Цель занятия: Познакомить учащихся с казачеством как военным сословием России.

Задачи: 1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества 2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники ,умение работать в команде. 3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_otkr_zan_kazak_kak_prirozhdennyy_voin.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта учебного занятия

1.

Направление дополнительной образовательной программы

Туристско-краеведческая

2.

Название образовательной программы

История казачества

3.

Срок реализации

1 год

4.

Целевая группа обучающихся

11-14 лет

5.

Краткий психолого- педагогический портрет целевой группы

6.

Цель образовательной программы

Воспитание личности креативной, способной присваивать общечеловеческие культурные ценности и идентифицировать себя с определенной социокультурной и этнокультурной средой,  готовой к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

7.

Раздел образовательной программы

Раздел 7. Воинский мир Сибирского казачества

8.

Тема занятия

Казак как прирожденный воин

9.

Количество часов на изучение темы

2

10.

Номер занятия

1

Конспект учебного занятия

Тема :«Казак как прирожденный воин»

Цель занятия: Познакомить учащихся с казачеством как военным сословием России.

Задачи:

1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества

2. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники ,умение работать в команде.

3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Планируемые результаты:

1.

2.

3.

4.

5.

Образовательная форма занятия____________________

Учебное методическое обеспечение занятия

1. мультимедиа

2. шашка

3. казачья пика

Методы организации деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

1.Актуализация

Учащиеся построены в ряд.

- Равняйсь, смирно! Здорово дневале!

На первый второй рассчитайсь!

- Первые занимают стол с синим листком, вторые – с красным. Марш!

Беседа

- У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?
Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.
И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

На слайде репродукция картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.
- В памяти народной сохранились их имена.

Беседа о богатырях

- Назовите их…

- Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.
Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.
А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?
Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.
А вот почему казак?

Вопрос:. Как вы думаете какая тема нашего занятия будет сегодня?

Педагог называет тему и цель занятия

- Я вам расскажу о казачестве как военном сословии России, а вы после моего небольшого рассказа и ответите на вопрос почему в былинах Илью Муромца часто называют «старым казаком».

Во время рассказа на слайде изображение первых казаков.

- Казаки́ — представители казачества — военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана.

Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооружённого населения на различных, нередко полупустынных и малонаселённых территориях, представителей сообществ, состоящих из людей разного этнического происхождения, но преимущественно христианского вероисповедания. До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, до конца XIX века — станичные казаки, до 1920 года — сибирские городовые казаки и т.д.
Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.
Собираясь в поход, казаки выбирали походного атамана и его помощников – есаула, полковников и сотников, которые по возвращению, слагали с себя полномочия. Выборным было и духовенство.

- А теперь ещё раз вопрос: Почему в былинах Илью Муромца часто называют «старым казаком»?

- Да, это так, но также, казак – это особый образ жизни и образ мысли. И это понять нам помогут казачьи поговорки.

-Кто из вас знает казачьи поговорки?

-Перед вами лежат карточки, на них напечатаны части казачьих поговорок либо начало одних, либо конец других. Ваша задача правильно закончит предложенную поговорку. После этого мы их прочитаем и определим: какая из групп лучше знает поговорки.

- Первыми начинает синяя группа. Далее красная, и так по очереди. Начали!

Карточки с поговорками.

Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.

Всяк свистнет,                                     да не по-казацки.

И шашка остра,                                    а дух – сильнее.

Где казак,                                           там и слава!

С доброй песней и путь короче,         и жизнь слаще, и смерть легче.

Не всяк тот казак,                            что фуражку набекрень носит.

Нет уз святее                     товарищества!

Казак без коня –                              сирота

Слава предков                                    не ржавеет.

Кровь казачья –                                  не водица.

- А теперь прочитаем их и проверим какие поговорки правильно собраны.

Параллельно на слайде правильно собранные поговорки.

Подводится итог

.

- О каких чертах характера казаков они говорят?

- Перед вами карточки с чертами характера. Вам необходимо расположить их рядом с той поговоркой какая об этой черте характера и говорит.

не будь хвастливым;

не будь трусливым;

будь сильным духом;

будь храбрым;

никогда не унывай

будь мужественным

будь хорошим товарищем

уважай предков;

береги честь;

-Хорошо, молодцы!

-А теперь обратите своё внимание на экран. Вы увидите загадки, ваша задача их отгадать и поднять руку быстрее ваших оппонентов.  

На слайдах загадки и затем ответы.
- Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой.

- Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет.
- Мал мужичок – костяная ручка.
- На чужой спине едет, на своей груз везет.
- Шесть ног, две головы, один хвост.
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается?
- Погоны белые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы!

Подведение итогов.

- Теперь обратите внимание на листочки у вас на столах. На них небольшой текст. Прочитайте его. И ответьте на вопрос: Каким оружием пользовались казаки?

Текст на листке.

Рассказ о холодном оружии казаков с демонстрацией образцов.

Поговорим о вооружении казаков!
Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог.
Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье.
С 1834 года была введена шашка.
Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
Потеря шашки – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.
Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетия.

- Все прочитали и повторю вопрос: Каким оружием пользовались казаки?

- И в конце нашего занятия, я хотел бы провести быстрый блиц-опрос «Что вы знаете про казаков?»

(Блиц-опрос)
1. На какое время присваивалось звание “казак”?
2. С какого времени юношу призывали на службу?
3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки?
4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу?
5. Как назывался командир, возглавляющий войско?
6. Какие вы знаете воинские казачьи чины?
7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе?

Рефлексия

-Подсчет жетонов

На слайде «До свидания!»

- Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь.
Я говорю Вам: “До свиданья!”,
До счастливых новых встреч!

-Слава Богу!

-Первый, второй,…

Учащиеся рассаживаются.

-Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

-Старый казак

Дети предлагают варианты

Слушают

- Потому что он был самостоятельным вооружённым всадником.

Поднимают руки.

Учащиеся по очереди собирают на магнитной доске из частей поговорки.

Читают и при необходимости меняют на правильные.

 

Прикрепляют карточки к поговоркам.

Поднимают руки и отгадывают.

Шашка

Стрела

Нож

Седло

Всадник на коне

Подковы

Казаки

Читают текст на листке.

- Пика, дротик, ружьё, шашка

- Звание было пожизненным

- с 17 лет

- Станица

- Казачий караул

- Атаман

- Есаул, сотник, урядник, хорунжий

- Шашка, нагайка

Дети отвечают на вопросы по рефлексии

Контрольно –оценочная деятельность педагога:  педагогическое наблюдение

Учебно-дидактическое обеспечение:

II.  Содержательно-оперативный этап.

Цель этапа:

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

Дети работают

Контрольно-оценочная деятельность педагога:

Учебно –дидактическое обеспечение:  образцы изделий из ленточек;

III.Рефлексивный этап

Цель этапа: 

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.

Всяк свистнет,                                     да не по-казацки.

И шашка остра,                                    а дух – сильнее.

Где казак,                                           там и слава!

С доброй песней и путь короче,              и жизнь слаще, и смерть легче.

Не всяк тот казак,                            что фуражку набекрень носит.

Нет уз святее                     товарищества!

Казак без коня –                              сирота

Слава предков                                    не ржавеет. 

Кровь казачья –                                  не водица.

не будь хвастливым;

не будь трусливым;

будь сильным духом;

будь храбрым;

никогда не унывай

будь мужественным

будь хорошим товарищем

уважай предков; береги честь;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, посвященный Дню воинов-интернационалистов

Беседа о том, кто такие воины - интернационалисты и почему именно 15 февраля является Днём памяти воинов - интернационалистов. Рассказ о  Воздушно -десантных войсках. Знак Гвардии. ...

Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:·         формирование личности способной к творческой деятельности;·...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Конспект открытого занятия, посвященного Дню воина-интернационалиста. Он-лайн встреча в формате видеоконференции с участником боевых действий Курбановым Владимиром.

Конспект открытого занятия, посвященного Дню воина-интернационалиста. Он-лайн встреча в формате видеоконференции с участником боевых действий Курбановым Владимиром....