Формирование художественного мышления детей в хореографическом классе
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств имени Дамба Хуреш-оола
ДОКЛАД
«Воспитание художественного мышления детей в хореографическом классе»
Преподаватель хореографии:
Кашпык-оол О.С.
Тээли 2019
План доклада:
- Значение хореографии в воспитании детей.
- Формирование художественного мышления детей.
- Раскрытия характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность.
Хореографическое искусство является одним из самых важных факторов формирования духовно богатой, гармонически развитой личности и с каждым годом приобретает все большую популярность. Благодаря регулярной системе занятий хореографическому искусству, воспитанию и образованию, учащиеся приобретают общую эстетически-художественную и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей позволяет более тонко осознать и понять профессиональное хореографическое искусство. У детей на занятиях в хореографическом коллективе развивается музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетически-художественного мышления будущих танцоров. Как нам всем известно, музыка и танец тесно связаны друг с другом.
Цель хореографических занятий - научить детей красиво и правильно двигаться в танцевальном номере. Необходимо расширять горизонты танцевально-музыкального развития исполнителей, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танцевальный номер должен явиться средством, способствующим закреплению танцевально-музыкальных впечатлений. Музыку слышат дети на уроке и в постановочной практике, которая должна быть доступной и эстетически-художественной, будь то народные музыки или произведения композиторов-классиков и современных авторов. Учащиеся во время занятий должны получить представления и впечатления о том, как танцевально-музыкальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила и грация. Только при таком глубоком восприятии хореографического искусства, раскрывается эстетически-художественное мышление у танцоров. Хореографическое искусство сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности.
Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетически-художественного мышления у детей. Доступная и простая музыка будить фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясность, четкий ритмический рисунок - вот необходимые качества музыки для учащихся детского коллектива. Эстетически-художественное мышление как средство формирования личности - это способность эмоционально отзываться на «прекрасное», любить и ценить его. Все это «изящество» делает жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Такое мышление оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил великий русский педагог А.С. Макаренко, - и другое дело - привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью». Таким образом, целью эстетически-художественного мышления является формирование у подрастающих поколений идеала, который обобщает наиболее важные и существенные взгляды и представления детей хореографического коллектива об эстетике. А основной задачей такого мышления является формирование взглядов, суждений и вкусов, а также развитие творческих интересов и способностей у танцоров. Формирование эстетических суждений, взглядов и вкусов тесно связано с воспитанием «прекрасного» у детей в танцевальном коллективе. «Человек по своей натуре художник, - говорил А.М. Горький.- Он, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Танцоры должны стремиться быть не только созерцателем «возвышенного», но и уметь понимать и ценить его, а также активно вносить это «великолепие» в повседневную жизнь, делать ее эстетически выразительной и содержательной. Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования. Так как формирование эстетически-художественного мышления у детей в танцевальном коллективе происходит в процессе всей учебно-хореографической работы. Как нам показывает история хореографического искусства: путь к танцевальному творчеству идет через психологию и художественное раскрытие характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность танцоров. Музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ у танцоров - это яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Чтобы их развить - для начала необходимо обратить внимание на сам процесс музыкальности у учащихся не только как способность понять, но и глубоко пережить, почувствовать мелодию. Только тогда она надолго останется в эмоциональной памяти у детей и будет сказываться на их мироощущении и поведении. Сама музыка является душой танца. Она создает творческое настроение и эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность. Весь постановочный процесс хореографической работы способствует физическому развитию исполнителей, развитию их танцевальных способностей и эстетически-художественных мышлений. Задача танцевально-музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к танцу и потребность в нем, готовить учащихся становиться быть более чуткими слушателями и любителями танцевально-музыкального искусства, черпающих в этом искусстве вдохновение, радость, поддержку, а также пробуждать в детях «художников» и «творцов»]. Музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ у танцоров проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда они исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки. (Примеры из ритмики). В постановочном процессе этой работы учащихся надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы от: веселых, беззаботных, лиричных, нежных, до: энергичных, волевых. Сопоставление конкретного музыкально-танцевального характера помогает исполнителям сильнее и глубже переживать и четче выражать его, обогащает и организует яркий и эмоциональный мир. Одной из самых важных задач хореографа в постановочном процессе является создание образа посредствам музыки и движения. Успех работы заключается не в количестве пройденных упражнений, занятий, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Танцевально-музыкальные движения помогают воспитывать эстетически-художественное мышление в коллективе, совершенствовать и развивать способность творчески воплощать музыкально-танцевальный образ. Кроме того, каждое движение имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного технически-двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности сценического образа). Основой музыкально-танцевального образа является «мелодия». Дети на занятиях учатся вслушиваться, запоминать, двигаться, а также напевать ее про себя. В постановочных танцевальных номерах движения помогают обучающимся следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Для того чтобы учащиеся могли легко и непринужденно реагировать на музыку, надо воспитывать у них необходимые качества самого танцевального движения, дать им ряд технических навыков. Постановочный танец имеет большое эстетически-художественное и воспитательное значение, а также оказывает положительное влияние на развитие детей, на рост их общей культуры. Ведь в танцевальном номере проявляется характер и духовные качества. Красота и пластичность поз танцоров в постановке можно сравнить с живописью и скульптурой. Все это позволяет использовать хореографию композиции как средство эстетически-художественного мышления у исполнителей. Музыка и танец развивают яркую и эмоциональную сферу у детей хореографических коллективов. Если научные предметы сообщают им знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танцевальном номере явлениями окружающего мира. Например, танцевально-музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, яркостью неба и солнца. Такие эмоции могут быть вызваны музыкой, такой как «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние воды» С.В. Рахманинова и другие. Танец, поставленный на такую мелодию, вносит новые ассоциации - трепетности, нежности, хрупкости первых ростков, тянущихся к солнцу. А яркая и эмоциональная сфера танцоров наполняется чувством восторга, нежности, бережности и доброты, пережитая в танцевально-музыкальной практике детей, и оставляя след в их душах. Хореографическое искусство, близкое к «растительным» и «животным» формам танцевально-музыкальных движений природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Например: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, где рассматривается драматургия конфликта человека и природы может стать воспитывающей основой для детей. Осмеяние и порицание может служить содержанием танцевально-музыкального образа, чтобы по признаку от «противного», позитивные чувства пробудить эстетически-художественную и нравственную реакцию на то или иное произведение или явление жизни. Танцоры всегда находятся в движении, изменении и развитии в физическом, нравственном отношениях и эстетически-художественном мышлении. И от того, какова атмосфера в танцевальном классе, будет зависеть развитие учащихся как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является педагог хореографического коллектива. Насколько ясно и эмоционально он воспринимает цели воспитания, задачи и развития детей сегодняшнего дня. Насколько его интересы, желания, помыслы становятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение учащихся. И насколько его педагогическая культура отвечает требованиям времени. Только богатство внутренней жизни педагога хореографического класса, его наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танцевальный номер, делает самые простые движения содержательными. Как часто богатство костюмов, программы выступлений заслоняют подлинную работу по обучению, развитию и воспитанию детей. Часто об успешной работе педагога судят по чисто внешним признакам его творческой деятельности, не учитывая и не замечая порой тех эстетически-художественных и нравственных издержек и цену успеха. Этот успех достигается подчас перегрузкой танцоров, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием коллектива не всегда оправданными средствами. Таким образом, формирование эстетически-художественного мышления учащихся является развитие творческих интересов и способностей в хореографическом искусстве.
Таким образом делаем вывод, что танцевально-музыкальные движения помогают воспитывать эстетически-художественное мышление у детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-танцевальный образ. А также, воспитание у танцоров способности к более глубокому восприятию танцевально-музыкальному искусству, развитие танцевально-музыкальных способностей, формирование эстетически-художественного мышления, вкуса и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-25957-1416035149.jpg)
Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта
Педагог, задающий интеллектуальный тон своим воспитанникам, должен не назидая и не навязывая, а, рассуждая и рассказывая, расставить акценты в их еще не состоявшихся симпатиях...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-403039-1392130497.jpg)
Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.
Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164253-1355482513.jpg)
процесс формирования пространственного мышления в 5 – 6 классах школы.
формирование пространственного мышления учащихся 5 – 6 классов посредством системы упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055763-1536537559.jpg)
Статья. Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.
Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художествен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/22/picture-272614-1374491982.jpg)
Герменевтический подход на уроках музыки как средство формирования художественного мышления учащихся
Ключевым для герменевтики является понятие интерпретация. Это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого. Явление целостности в понимании приобретает особую актуальнос...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/10/picture-1046856-1665405213.jpg)
ПАСПОРТ проекта: "Формирование художественно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования "батик"
Проектная деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/16/picture-1337233-1623835392.jpg)
Сравнительный анализ методических подходов к формированию логического мышления обучающихся 5-6 классов на уроках математики
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (акти...