Особенности преподавания фортепиано в хоровой школе.
методическая разработка
используя вокально-хоровые навыки на уроках фортепиано, педагог существенно сокращает путь к цели своих занятий - воспитанию юного музыканта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_fortepiano_v_horovoy_shkole.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Е.В.
МБУ ДО ДМХШ « АПРЕЛЬ»
г.Димитровград
Особенности преподавания фортепиано в хоровой школе.
Современная действительность такова, что ученики музыкальных школ, подверженные перегрузкам в общеобразовательных школах, походами к репетиторам, занятиями в спортивных и танцевальных коллективах, часто не имеют возможности вдумчиво и полноценно заниматься игрой на фортепиано дома, да и в классе часто бывает трудно добиться от ученика сосредоточенности и целеустремленных занятий. Особенно трудно в этом отношении учащимся хоровых школ, у которых количество хоровых часов значительно больше, по сравнению с программами ДШИ, и, соответственно, у них еще меньше возможности уделять время занятиям на фортепиано. В этой ситуации преподаватель фортепиано должен выработать особые приемы работы, которые будут рационально использовать все особенности развития ученика в хоровой школе и приведут к наилучшим результатам в его музыкальном и техническом развитии.
Прежде всего - это использование вокальных навыков учащегося. Каждый ребенок умеет петь, а учащиеся хоровых школ умеют петь еще и грамотно. На уроках хора и вокала им прививаются навыки фразировки, артикуляции. Идет непрерывная работа над качеством звука, воспитывается гармонический и полифонический слух, чувство ритма. Всеми этими навыками нужно пользоваться и на занятиях за инструментом.
Пропевание детских песенок и пьесок на первых уроках фортепиано сольфеджио и со словами приводит к осмыслению звуков фортепиано, помогает придать им форму. Опыт показывает, что разбор даже самых простых пьесок полезно начинать с прочтения, а потом и пропевания (конечно, с помощью педагога) нот. После такой предворительной подготовки само исполнение пьесы на клавиатуре уже не будет доставлять ученику особых проблем. Домашнее закрепление материала будет также проходить легче и приятнее, что является важнейшим условием для успешного обучения.
Этот же прием наглядней всего дает ученику ощущение силы звука и его тембра. Понятия «громко» и «тихо» весьма относительны и для ребенка не всегда понятно, какой силы звуки он извлекает из инструмента. А пропевание голосом мотивов в различной динамической градации дает ребенку ясные понятия о разнице в силе звучания звуков и приложенном мышечном усилии и позволяет быстрее услышать и осознать разницу в звучании инструмента. Если и пропевание не приносит желаемого результата, то очень полезно прохлопать мелодию с динамическими оттенками. Этот метод работает даже с детьми, обладающими минимальными музыкальными способностями и с очень низкой степенью заинтересованности.
Работа над фразировкой в фортепианной пьесе, ее тембральной окраской также проводится через пропевание целой фразы или отдельных фрагментов мелодии. Это касается в первую очередь пьес полифонического и кантиленного характера. Особенно важно уметь правильно пропеть мелодию для определения темпа произведения, его эмоциональной окраски. Многие педагоги советуют пропевание целиком от начала до конца основных, наиболее существенных тем сочинения до игры на фортепиано. Предполагается, что уже на начальном этапе обучения ребёнок должен привыкнуть к тому, что нельзя играть пьесу, не подготовившись к этому: спой мелодию, представь её скорость до игры.
Также этот прием незаменим в работе над сочетанием звучания мелодии и аккомпанемента в кантиленных пьесах. Это необходимый момент в обучении, но один из самых сложных для детей. Объяснения о том, что в этом случае каждая рука должна издавать звуки разной силы, или что рука, играющая мелодию, должна быть «тяжелее» аккомпонирующей руки практически неэффективны. Пропеть мелодию голосом, аккомпонируя себе на инструменте, тоже очень непросто, но очень эффективно, и для учащегося хоровой школы это самый короткий путь к освоению этого навыка.
Необходимо воспитывать умение органически проинтонировать фразы, без чего игра лишается теплоты и непосредственности высказывания. Если попросить ученика спеть фразу, то он яснее осознает главное и второстепенное в ней, логику её развития. Тогда и работа над динамкой, штрихами, аппликатурой и т.д. будет носить характер не натаскивания, а коррекции уже сложившегося у ученика понимания выразительных особенностей этой фразы.
В работе над полифонией использование вокальных навыков учащихся особенно необходимо. Начинаем с самых первых пьес с элементами подголосочной полифонии, и в течении всего обучения только пропевание тем, голосов, подголосков (и особенно, в работе над полифоническими моментами с длинными звуками, которые учащиеся чаще всего не слышат) может обеспечить качественный результат. Пропевание одного из голосов 2х, 3х или 4хголосной фактуры с одновременным исполнением остальных на фортепиано, можно исполнять практически любое произведение Баха. Это превосходный, испытанный метод.
Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Нейгауз советовал некоторым ученикам «2-3 такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте и т.д.» Много времени уделяется педагогами для освоения навыка глубокого, «опертого» звука и устранения резкого, «прямого», не подготовленного внутренним слухом звукоизвлечения. Здесь также необходимо проводить сравнения с хоровым и вокальным звучанием. На раннем этапе сосредоточиться на достижении глубокого звука можно на материале лирических народных песен.
Нужно также соотнести особенности пения со спецификой фортепианной игры (взятие и снятие дыхания – с началом и концом лиги, расширение при восхождении голоса с подчёркиванием кульминаций, отчётливость в произнесении слогов со staccato и поп legato и т.п.)
В тоже время, считаю необходимым заметить, что непроизвольное подпевание во время занятий или исполнения очень вредит ученику, так теряется способность слышать себя и контролировать исполнение.
При работе над фортепианной техникой также возможно использование вокальных навыков. Сольфеджирование мелодически сложных пассажей, также их ритмическое проговаривание, проговаривание нотами в медленном и подвижном темпе будут большим подспорьем в качественном и виртуозном исполнении.
Очень большую пользу принесет пропевание технически сложного фрагмента с аккомпанементом в медленном темпе. Многие ученики воспринимают подвижную музыку как технически быструю вещь, которую нужно сыграть быстро, чисто и не видят в ней мелодического начала. То же относится к этюдам: только если ученик почувствует в этюде мелодичность, появится ровность звучания, единая линия. Равномерное чередование звуков на фортепиано в подвижном темпе никогда не достигнуть механическим путём, если не будет мелодического начало, осмысления. Простую гамму можно воспринять как мелодию.
Еще один метод работы над техникой « подсмотрен» мной у педагогов по вокалу. Для укрепления вокальных навыков они применяют пропевание произведений на разные слоги. На моих уроках мы отрабатывая технические места «пульсируем» их на разные слоги. Это и «Тири-тири» ,и «така-така» и далее на что хватает фантазии «дили-дили», «трали-вали», «муси-пуси» и т.д.. Пока ребенок проиграет со всеми слогами, место оказывается выученым.
На занятиях хора ученики видят работу дирижера, и использовать элементы этого этого навыка также полезно на уроках фортепиано. Пропевание с дирижированием полезно для осмысления темпа и фразировки. Также динамическое развитие произведения очень просто объяснить, ассоциируя исполнение произведение хором, отведя ребенку роль дирижера. Особенно интересны и полезны такие «ролевые игры» в старших классах в работе над развернутыми пьесами и крупной формой.
Особая роль отводится подтекстовкам. Для поющих детей это очень большое подспорье. Подтекстовки могут быть минимальными и выполнять функции ритмической поддержки, а могут быть развернутыми и в этом варианте несут в себе готовую смысловую и эмоциональную подсказку для ребенка, а также представляют готовый образец формы для него.
Еще одна форма работы, подсмотренная у вокалистов - работа с фонограммами. Уже существует большое количество нотного материала, снабженного фонограммами, что способствует техническому, метроритмическому и музыкальному развитию детей. В интернете можно приобрести авторские программы Екатерины Олерской и Татьяны Киселевой, которые служат существенным подспорьем в этой интересной работе.
В заключение хочется подчеркнуть, что, используя вокально-хоровые навыки на уроках фортепиано, педагог существенно сокращает путь к цели своих занятий - воспитанию юного музыканта.
Список источников.
1. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано - М.: «Просвещение», 1984
2. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию – Л.,1973
3. Вопросы музыкальной педагогики, ред. Натансон В. А. – М.:
«Музыка»,1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)
В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...
Образовательная программа по хоровому дирижированию для 1 класса Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково
Здесь я описываю свою рабочую программу, в которой я описываю актуальность этой работы, цели, задачи. учебно-методическое планирование....
Особенности обучения искусству хорового пения в общеобразовательной школе.
Для чего мы учим детей в общеобразовательной школе хоровому искусству? На первый взгляд ответ прост, научить их правильно и красиво петь. Существует множество мнений, взглядов, методик обучающих...
Психофизические особенности учащихся вокального, хорового отделения ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Психофизические особенности учащихся вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
«Особенности в организации хоровых занятий в общеобразовательной школе: тенденции развития нового, как хорошо забытого старого»
Статья рассказывает о проблемах организации хоровых занятий в школе....
Особенности развития Отечественного хорового искусства в первой половине ХХ века
Начало XX века в России ознаменовалось разными историческими событиями и потрясениями (революции, войны), которые повлияли на изменение направлений и жанров в искусстве. Широко начала развиваться музы...