Адаптированная программа по рабочей профессии"Изготовитель художественных изделий из льноволокна"
рабочая программа
Программа разработана для инвалидов по зрению по рабочей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogrammamakrameitogo.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ»
ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ"
Согласовано: Заместитель генерального директора ЦРС ВОС по профессиональному обучению ЦРС ВОС В.В. Плаксина ______________ «____» ______________ 2018г. | Утверждаю: Генеральный директор ЦРС ВОС С.И. Степанов ______________ «____» ______________ 2018г. |
Рабочая программа
профессионального обучения по предмету:
«Изготовитель художественных изделий из льноволокна»
Составитель: Плаксина В.В. – преподаватель высшей категории
|
город Волоколамск 2018 г.
Пояснительная записка
Художественные изделия из льноволокна, нитей прекрасно украшают жилища, придавая ему неповторимый колорит, и служат выражением индивидуальности хозяина, а также являются прекрасным подарком друзьям и знакомым.
Узелковое плетение служит людям на протяжении веков. Применение его разнообразно. Оно прочно вошло в быт человека, став любимым занятием. Лучшие образцы плетения являются произведением декоративно-прикладного искусства.
Значительное место в программе уделено тем изделиям, которые являются самыми популярными у населения. Это - кашпо, различные панно, игрушки-сувениры, сумки, брелоки, картины, плетеные миниатюры. Это современное направление продиктовано ускоренным ритмом сегодняшней жизни: занятие плетением должно быть не слишком утомительным и иметь практический смысл.
Овладев теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками узелкового плетения, изготовления художественных изделий, инвалид по зрению сможет творчески реализовать свои возможности на практике. Увлечение плетением наполняет жизнь человека новыми интересами и повышает его жизненный тонус.
Программа по предмету включает в себя 7 разделов, изучение которых рассчитано на 520 учебных часов (5 месяцев).
В связи с тем, что каждый инвалид по зрению имеет свои психофизиологические особенности: степень тяжести глазного заболевания, время и темп потери зрения, особенности сохранных анализаторов, общее состояние здоровья, возраст, пол и т. д., то при обучении к инвалидам необходим индивидуальный подход. Также из-за того, что подготовка специалистов в группах носит, в основном, практический характер, рекомендуемая наполняемость групп не должна составлять более 4-х инвалидов по зрению.
Цель программы:
- сформировать у инвалидов по зрению представление о рабочей профессии как об одном из видов декоративно-прикладного искусства;
- раскрыть потенциальные возможности инвалидов по зрению, развить их индивидуальные способности, активизировать творческое мышление для самореализации в обществе, наполнить жизнь инвалидов новым смыслом.
В процессе изучения предмета необходимо решить следующие задачи:
- овладение знаниями, умениями, навыками узелкового плетения;
- развитие устойчивого интереса к выбранной профессии;
- формирование трудолюбия, терпения, усидчивости, активного отношения к труду, дисциплинированности;
- выработка у инвалидов по зрению уверенности в своих силах;
- освоение техники плетения узлов, узоров, технологии плетения различных изделий;
- овладение навыками оформления, украшения плетеных изделий, правильному уходу за ними.
Материал программы можно разделить на две части. В первой части - знакомство с узлами и узелковыми узорами, начиная с самых простых и кончая сложными. Во второй части - описание плетения изделий для интерьера и одежды.
Объем и последовательность изучаемых тем можно изменять. К примеру, темы «Техника плетения узлов», «Техника плетения узелковых узоров», «Приемы плетения изделий» следует изучать параллельно, соблюдая принцип от простого к сложному.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых, в программу можно включать плетение тесьмы, мережек, вставок из небольшого количества тонких нитей (диаметр 1-2 мм), а также цветное и орнаментальное плетение.
Основной организационной формой обучения являются занятия по учебному расписанию, в группе по 4 человека. При прохождении некоторых тем программы выполнению задания предшествует лишь словесный инструктаж, после чего слушатели самостоятельно справляются с заданной работой (отпаривание изделий, завершение подвесных изделий кистями и пр.). Однако успешное усвоение программы предполагает закрепление знаний и умений на факультативных занятиях и при выполнении домашних заданий в свободное от занятий время.
Из опыта работы с незрячими удалось выяснить, что плетение тонкими нитями вообще исключено, так как тонкие нити скользят, уходят из-под рук и прощупать узел руками практически невозможно. Исправить допущенную ошибку самостоятельно незрячий не может. (Например, в плетении воротника одновременно участвуют 200-300 тончайших рабочих нитей).
Большие трудности возникают и при работе с нитями 2-х и более цветов, в так называемом цветном плетении. Слушатели должны держать в памяти количество нитей и узлов, выполняемых нитями каждого цвета, что очень сложно. В цветном и орнаментальном плетении должно быть очень высокое качество работы, иначе при малейшей ошибке сбивается ритм узора и перепутывается цвет.
При плетении некоторых изделий (косметичек, очешников, панно с плетеными цветами и др.) необходимо научить слушателей качественно заделывать концы нитей (прием «чистый край»).
Слушатели должны усвоить, что красиво начатое и грамотно законченное изделие - залог успеха.
Итогом работы слушателей является квалификационный экзамен с выдачей свидетельства «Изготовитель художественных изделий из льноволокна». Теоретический экзамен проводится по билетам. В ходе учебной практики слушатели готовят к защите квалификационную работу.
Планируемые результаты обучения.
В результате обучения профессии «Изготовитель художественных изделий из льноволокна» слушатели должны:
Знать: |
- технику пожарной безопасности, технику безопасности при работе с электроутюгом, отпаривателем; |
- историю узелкового плетения, отличия древнего плетения от современного; |
- оснащение рабочего стола и коробки для рукоделия, размещенной в нише стола; |
- материалы, приспособления для плетения, декоративные дополнения; |
- технику безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; |
- свойства нитей (распознавать их по качеству, диаметру (толщине), крутке)); - основные понятия макраме-рабочие нити и основу; - основные, вспомогательные, декоративные узлы макраме; - основные узоры макраме; |
- приемы плетения петли для подвешивания изделий от середины в обе стороны и уметь их выполнять; |
- различные приемы оплетения колец, обматывать кольца нитью, узлами «фриволите», полуузлами и двойными плоскими узлами; - приёмы начала изделий, а также приёмы их окончания; |
- прием «чистый край» в конце изделия; |
- различные виды кистей и бахромы; |
- технологию стирки и отпаривания плетеных изделий; - принципы подбора формы, материалов при плетении основных изделий; - простейшие швы из домоводства; - понятия цепочка и шнур в макраме; - виды основ (жёсткие и мягкие); - виды крепления нитей на основу; - виды петель «пико»; - формулы узлов макраме; - кратность нитей в узорах; - перераспределение нитей в узорах; - принципы расчёта количества и длины нитей в изделии; - замену и наращивание нитей в изделии; - виды клеев, применяемых в плетении; - различать цветное плетение от орнаментального; |
Уметь: | |
- навешивать нити на основу различными приемами крепления; | |
- пользоваться нитковдевателем, пришить пуговицу, шить иглой простейшими швами («через край», «вперед иголку»); | |
- ориентироваться в кабинете; | |
- пользоваться ножницами при подготовке нитей к работе; | |
- пользоваться крючком для вязания; | |
- пришивать укороченную или оборвавшуюся при плетении нить, веревку; | |
- склеивать нити при наращивании или удлинении; | |
- менять в процессе плетения основу и рабочие нити; | |
- перематывать нити из мотков в клубки; | |
- правильно отмерять нити с помощью Брайлевской ленты или линейки, отрезать их, точно производя расчет длины и количества нитей при плетении; - плести на плоскости и по кругу; | |
- выполнять вспомогательные, основные узлы макраме; - плести декоративные узлы макраме; | |
- оплетать различные формы; | |
- выполнять приём «чистый край» | |
- выполнять приёмы окончания изделия; | |
- выполнять простейшие цепочки и шнуры макраме; | |
- считать количество узлов, читать с их помощью схемы плетения; | |
- плести узлы-головоломки; | |
- наращивать нить в плоских узлах и бридах; | |
- различать основные виды брид и их разновидности, находить их сходства, различия; | |
- навешивать нити с помощью петель «пико», различать виды петель «пико»; | |
- работать с большим количеством нитей (пучками); | |
- выполнять приемы расширения полотна по кругу, с краев и в середине полотна; | |
- выполнять боковой край изделия и обрабатывать нижний край различными способами; - выполнять узоры из основных узлов на 2-х, 4-х^6-и и 8-ми нитях; - расширять плетеное полотно с помощью ажурных сеток и путем вплетения дополнительных нитей; - выполнять ажурное полотно с одинаковой плотностью и с помощью шаблонов-лекал из картона; - пользоваться булавками, особенно при выполнении геометрических узоров: углов, ромбов, треугольников; - считать нити в узоре, перераспределять нити в узорах; - выполнять простейшие цветные узоры из брид (нитями 2-х цветов); - выполнять несложные виды орнаментального плетения (полоса, столбики); - плести на весу и на руках; - пользоваться картонным трафаретом прямоугольной и цилиндрической формы. - использовать знания о принципах подбора формы, материалов, основного фонового узора при плетении сосудов, панно и кашпо; - рассчитывать длину и количество нитей для панно, кашпо и сосудов; - оплетать сосуды по форме, каркасу; - переходить от одного вида узора к другому; - плести отделку из тонких нитей для одежды и женских украшений; - выполнять различные виды тесьмы от середины в обе стороны, от угла, от застежки; - вплетать шары, бусины и другие дополнительные элементы в изделия; |
Учебно-тематический план
№ п.п. | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | на теорию | на практику | ||
1. | Охрана труда. | 8 | 4 | 4 |
1.1 | Введение. Знакомство с группой, учебным кабинетом, программой обучения. История развития макраме. Современное узелковое плетение. | 4 | 4 | - |
1.2 | Организация работ по охране и безопасности труда. | 2 | - | 2 |
1.3 | Гигиена труда. Пожарная безопасность. | 2 | - | 2 |
2. | Оборудование. | 4 | 4 | - |
2.1 | Оборудование рабочего места. Оснащение рабочего стола. | 2 | 2 | - |
2.2 | Инструменты и приспособления для плетения. Декоративные дополнения. | 2 | 2 | - |
3. | Материаловедение. Цветоведение. | 10 | 4 | 6 |
3.1. | Материалы для плетения. Свойства нитей. Удлинение нитей. | 4 | 2 | 2 |
3.2. | Подготовка нитей к работе. Измерение. Расчет длины нитей. | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Понятие о цветном и орнаментальном плетении. | 2 | 1 | 1 |
4. | Технология изготовления изделий. | 388 | 71 | 317 |
4.1. | Техника плетения узлов. | 48 | 15 | 33 |
4.2. | Техника плетения узелковых узоров. | 96 | 22 | 74 |
4.3. | Приемы плетения изделий. | 104 | 14 | 90 |
4.4. | Плетеные изделия. | 140 | 20 | 120 |
Учебная практика | 104 | - | 104 | |
Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | |
Итоговая аттестация | 4 | - | 4 | |
ИТОГО: | 520 | 83 | 437 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Преподавателю предоставляется право вносить изменения в распределение часов по разделам и темам программы в пределах установленного времени по группам обучаемых.
- Так как инвалиды по зрению имеют различную степень скомпенсированности дефекта, то прохождение отдельных разделов программы, которыми владеет инвалид на момент начала обучения, после проверки из учебного плана могут быть исключены. С учетом этих изменений программы по разделам и темам, определение объектов труда преподаватель составляет календарно-тематическое и поурочное планирование на весь срок обучения.
- Объекты труда должны быть подобраны и выполняться от простого к сложному и иметь общественно полезную направленность.
- На технико-технологические сведения отводится не более 25% учебного времени. Часть теоретических вопросов изучается в процессе практической работы. В программе не предусмотрено время на описание техники плетения основных узлов, узелковых узоров.
- Преподаватель должен применять различные методы обучения в зависимости от категории слушателей и с каждым из них работать индивидуально. Методы показа должны быть наиболее рациональными для усвоения приемов плетения без зрительного контроля. Только после того, как слушатель четко научится выполнять показанный ему прием плетения, преподаватель может переходить к показу другого приема плетения.
- Учитывая, что у слушателей, как правило, имеются сопутствующие заболевания, в поурочном планировании следует отвести время на физкультурную паузу с целью снятия усталости.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Охрана труда - 8 ч. (4/4)
1.1 Знакомство с поступающими на обучение, выявление имеющихся навыков по домоводству и рукоделию. Знакомство с учебным кабинетом, с программой обучения, её целями, задачами. История развития макраме. Современное узелковое плетение. Утилитарное значение макраме. Знакомство с выставкой работ слушателей - выпускников профессиональных групп.
1.2 Организация работ по охране и безопасности труда. Выявление практических элементарных навыков по домоводству. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, в учебном кабинете, здании и на территории ЦРС ВОС.
1.3 Гигиена труда. Санитарно-гигиенические требования. Пожарная безопасность. Инструктаж по пожарной безопасности в учебном кабинете, здании и на территории ЦРС ВОС.
2. Оборудование -4 ч.
2.1. Оборудование рабочего места. Оснащение стола, коробки для рукоделия.
2.2 Инструменты и приспособления для плетения: поролоновые подушки размером 40x50 см и толщиной 5 см для плетения плоских изделий. Ножницы, сантиметровая лента, брайлевские линейки, булавки с наконечниками для прикалывания нитей к подушке. Вязальные крючки различных размеров для протаскивания нитей.
Для плетения объемных предметов: декоративные настенные приспособления, крюки для подвешивания нитей.
Различные виды основ: планки, ветки, коряги, каркасы, банки и бутылки необычной формы, пряжки для поясов, кольца различных диаметров и др.
Декоративные дополнения: деревянные или пластмассовые шары, косточки от счета, кубики, детские ведерки, сухоцветы, искусственные цветы, пуговицы на ножке и с отверстиями для плетения панно, игрушек, сувениров.
3. Материаловедение. Цветоведение - 10 ч. (4/6).
3.1 Подготовка нитей к работе. Перемотка в клубки, измерение. Расчет длины нитей.
3.2 Материалы для плетения: нити, веревки диаметром от 1 до 3 мм различные по качеству (хлопчатобумажные и синтетические, суровые, льняные, пеньковый шпагат, шторный шнур, бумажный шпагат) для плетения кашпо, панно. Сутаж, нити «ирис», тесьма, пряжа для плетения сосудов-ваз, салфеток, украшений, брелоков, сувениров, картин, мини-панно.
3.3 Свойства нитей, веревок: упругость, крутка, окраска, ворсистость, жесткость, ровнота, диаметр (толщина). Требования к материалам в зависимости от назначения изделия. Требования к шерстяной пряже при плетении отделки. Зависимость фактуры от сечения нитей. Удлинение нитей, замена нитей с помощью клея ПВА, сшивание веревок.
3.4 Понятие о цветном и орнаментальном плетении. Прием «Кавандоли» из нитей 2-х цветов.
4.Техника плетения узлов - 48 ч. (15/33).
4.1 Понятие основной и рабочей нити. Виды основ. Приемы крепления нитей на основу: лицевой, изнаночный, расширенный, реверс. Ускоренный способ крепления нитей на жесткую основу.
Крепление нитей с помощью петель «пико». Понятие ажурного края работы.
4.2 Вспомогательные узлы макраме: простой узел (левый, правый), восьмерка, «капуцин», «сережка». Узлы на одной нити. Техника выполнения узлов, особенности плетения.
4.3 Узлы из 2-х концов. Понятия: цепочка и шнур. Петельный узел (лево- и правосторонний). Цепочки из петельных узлов: «змейка» и «гусеница». Узел «фриволите» (правый и левый). Односторонние цепочки из узлов «фриволите».
4.4 Узлы из 4-х и более нитей. Основные плоские узлы. Полуузел (левый, правый). Витая цепочка. Односторонние цепочки из полуузлов: левый, правый винт. Двойной плоский узел. Распознавание узла по «замочку» сбоку. Сокращенное название узла ДПУ, другие его названия. Узел «лакомка». Узел «хамелеон». Общий ДПУ. Формулы узлов в макраме. Узел «ягодка». Способы выполнения «ягодки». Наращивание нитей в цепочках.
4.5 Декоративные узлы в макраме: китайский узел («лотос»), «фиговый» (переплетный) узел, узел «жозефина» (законченная и незаконченная). Лотос 4-х гранный и круглого сечения. Особенности плетения на большом количестве концов.
4.6 Основные выпуклые узлы: репсовый узел (сокращенное название брида). Другие его названия: рубчатый, ребристый, двойной выпуклый.
Основные виды брид: горизонтальная, вертикальная и наклонная (диагональная). Технология плетения брид. Расположение рук, нитей при плетении. Особенности вертикальных брид. Нить от клубка. Положение основной и рабочих нитей, их взаиморасположение. Отличие диагональных и наклонных брид, их сходство. Наращивание нити основы, рабочей нити в бридах. Брида с дополнительной нитью. Разновидности брид: сходящиеся расходящиеся, зигзагообразные, витые, утолщенные, дугообразные, круговые, с уклоном, двойные и сдвоенные.
5. Техника плетения узелковых узоров -96 ч. (22/74).
5.1 Узоры из основных плоских узлов. Понятие плетения в шахматном порядке. Узоры из двойных плоских узлов: сетка-шахматка «от уголка на уголок», сетка-шахматка «прямое полотно». Сетка из цепочек-змеек, узор «решетка. Кратность нитей в узорах. Перераспределение нитей в узорах, переход от одного узора к другому. Сетка-штопка (полотнянка). Сетка из «лакомок». Узоры «жучок» и «паучок». Сетка из парных двойных узлов. Меховое полотно. Узор «мех».
5.2 Узоры из узлов «ягодка»: «сетка», «ромб», «треугольник».
5.3 Узоры из узлов «фриволите»: «медальон», «кулон» на 4-х, 6-ти и 8-ми нитях. Мережка на 4-х и 8-ми нитях. Узор «открытый ромб» из узлов «фриволите». Фестоны без «пико» и с петлями «пико»: односторонние и двухсторонние.
5.4 Узоры из репсовых узлов: «четырехлепестковый цветок» ажурный и плотный. Разновидности плотных цветов и их серединой. Узор «веточка». Ромбы из диагональных брид (одинарные, двойные, тройные) с различным заполнением внутри. Узор «улыбка». Узор «букле». Зигзаги из брид (одинарные, двойные). Узор «орех». Узор «листочки» на различном количестве нитей.
Применение брид в изделиях. Назначение брид в донышках сумок, кошельков, очешников. При выполнении петель «пико» использование шаблонов-лекал из картона. Плетение обычном способом: слева направо и по кругу.
Рекомендуемые плетеные изделия: кашпо усложненные, панно с карманом по кругу и прямоугольной формы, простые сумки, кошельки, плетеные цветы, объемные игрушки, оплетенные сосуды-вазы.
6. Приёмы плетения изделий-104 ч. (12/92).
6.1 Приемы начала работы: плетеная петля для подвесных изделий, «чистый край», бахрома. Виды бахромы. Бахрома ровная, волнообразная, уголком, с бусинами.
6.2 Оплетение колец различными узлами в одну сторону, в обе стороны. Обмотка кольца, вплетение колец в изделие в горизонтальной и вертикальной плоскости. Закрепление бусин и других элементов, с отверстиями по середине различными узлами и узорами.
6.3 Приемы окончания работы: бахрома, «чистый край», кисть. Виды кистей. Простые и узорные кисти. Кисть «стог», «одуванчик», «лотос», «бридная», «виноградная гроздь», «фонарик». Условия выбора и приемов окончания изделия. Достоинства и недостатки приемов плетения.
6.4 Уход за изделиями: стирка, отпаривание изделий. Пользование электроутюгом. Техника безопасности при работе. Технология отпаривания. Цель отпаривания. Стирка плетеных изделий: цель, особенности стирки.
6.5 Обработка нижних и боковых краев изделия. Их назначение и применение в изделиях. Виды боковых краев: бахрома, фестоны, цепочки. Боковой край самостоятельный и его назначение. Боковой край, выполняемый вместе с основным полотном. Ровный нижний край. Расширение плетеного полотна: прибавление нитей по кругу, в середине полотна и с краев полотна.
Рекомендуемые плетеные изделия: сложные панно, кашпо, панно-кашпо, игрушки плоские и объемные (усложненные).
7. Плетеные изделия – 140 ч. (20/120).
7.1 Плетение кашпо: подбор материалов для плетения, принцип выбора узора, количество шнуров, расчет длины и количество нитей. Дополнительные элементы в подвесных шнурах: кольца, бусины, планки. Виды кашпо (двухъярусные кашпо). Сочетание панно и кашпо. Принцип плетения кашпо снизу вверх.
7.2 Плетение панно. Идея плетения: подбор размера, формы панно. Материалы для плетения, декоративные элементы и дополнения. Цветовые решения. Расчет длины и количества нитей для плетения.
7.3 Плетение сосудов-ваз. Форма сосуда. Сосуд в дорогу и сосуд-ваза. Принцип подбора нитей, узора. Техника выполнения от горлышка к донышку. Виды донышек. Вогнутое дно, принципы его оплетения. Расчет длины и количества нитей для сосуда.
7.4 Плетение сумок, женских украшений, брелоков. Использование плетения в качестве отделки (различные виды тесьмы, мережки). Плетение изделий (от угла, от середины, от застежки).
Рекомендуемые плетеные изделия:
Настенные панно. Кашпо. Панно-кашпо. Мини-панно и плетеные картины. Сумки. Кошельки. Очешники. Оправы для композиций из сухих, искусственных цветов. Панно с карманами для прихожей. Украшения: брелоки, броши, цветы, браслеты. Сувениры, маски, стилизованные фигуры людей и животных (собачка, кошка, сова, старик, куклы, домовой и т. д.).
Литература:
1.Азбука узлов, учебное пособие с подробными схемами, Ладога-100, 2014г.
2. Азбука плетения, М.Кузьмина, М., 2006г., Издательство «Эскимо».
3. Декоративные узлы, Майя Локшина, Ладога-100, 2014г.
4. Знакомьтесь с макраме, М.М. Соколовская, М., Просвещение, 2009г.
5. Интернет-ресурсы.
6. Искусство плетения наузов/М. Локшина, М., ИЦ «Слава», ООО «Форт-профи
7. Макраме, Светашова Т.А., Нальчик, 2003г.
8. Макраме в интерьере, Е.В. Кузьмина, Т.А. Кузьмина, Феникс, 2006г.
9. Макраме и бусины в современной бижутерии, Е.В. Кузьмина, Т.А. Кузьмина, Феникс, 2006г.
10. Макраме. Фриволите, Практическое руководство, Любовь Чурина, АСТ/Астрель, 2008г.
11. Макраме, уроки плетения для начинающих, А.Зайцева, Е.Моисеева, Эксмо, 2012г.
12. Макраме: украшение из плетеных узелков/пер. с ит., М., Издательский дом «Ниола 21 век»
13. Макраме. Модные идеи. Перевод с французского. Перевод и изд. На русском языке, ООО Издательская группа «Контэнт»
14. Модные детали макраме. Самоучитель., Ростов-на-Дону, Феникс,20017г.
15. Объёмное макраме, Г.В. Рябинина, М., Алтай,200г.
16. Плетение стильных вещей, Головань Т.А., Ростов-на-Дону, Феникс, 2004г.
17.Плетение из шпагата, шнура, бечевки. Идеи для интерьера, Т.О. Скребцова, Л.А. Данильчено, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г.
18. Процесс и методы формирования трудовых умений, М., Профпедагогика, 2006г.
19.Студия декоративно- прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/авт. Сост. Л.В. Горнова и др. Волгоград: Учитель, 2008г.
20. Теоретические вопросы тифлопсихологии, Литвак А.Г., Л.,1993г.
21. Техника «Кавандоли», М., Культура и традиции, 2000г.
22. Узелковая магия, Ян Дикмар, 2015г.
23. Узлы на все случаи жизни, В. Сафроненко, Красико-Принт, 2003г.
24. Узлы-талисманы, М., Изд-во «Эскимо»,2015г.
25. Цветочное макраме. Новые проекты, перевод с итальянского, М., Издательская группа «Контэнт», 2013г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ УЗЕЛКОВОМУ
ПЛЕТЕНИЮ
Тема «Охрана труда».
На первом занятии преподаватель знакомится с группой. С помощью беседы индивидуально с каждым слушателем выявляет навыки и умения по самообслуживанию, домоводству, рукоделию.
Преподаватель знакомит учащихся с учебным расписанием занятий. программой обучения по профессии, её целями и задачами.
Преподаватель знакомит учащихся с кабинетом: планом, размещением рабочих столов, индивидуальным рабочим местом, размещением шкафов-витрин с образцами изделий, рабочим столом учителя.
Преподаватель проводит инструктаж по противопожарной безопасности и охране труда при работе в кабинете с электроутюгом, колющими и режущими инструментами, знакомит с санитарно-гигиеническими требованиями при подготовке нитей к работе и плетению.
Преподаватель знакомит учащихся с историей развития узелкового плетения и проводит экскурсию по кабинету с целью демонстрации плетеных изделий, выполненных инвалидами по зрению. Важно сформировать у учащегося представление об учебной дисциплине.
Тема «Оборудование».
Преподаватель знакомит учащихся с двумя основными видами приспособлений для плетения плоских изделий - поролоновой подушкой и объемных изделий - крюками. Знакомит с настенными приспособлениями, с различными видами материалов: льноволокна, веревок, нитей, пряжи, шнуров для плетения.
Преподаватель знакомит учащихся также с основным понятием в макраме - основой для плетения, различными видами жестких основ: планками, кольцами, пряжками и др. Объясняет их назначение в изделиях. Демонстрирует образцы изделий.
Преподаватель учит слушателей пользоваться большими английскими булавками и булавками с наконечниками для прикалывания нитей к подушке, знакомит с техникой безопасности при работе с булавками, ножницами.
Необходимо познакомить учащихся с различными декоративными дополнениями при плетении: бусами, кольцами, шарами и др. Необходимо показать весь спектр материалов и приспособлений, которые имеются в кабинете.
Тема «Материаловедение. Цветоведение».
Преподаватель знакомит учащихся с материалами для плетения. Учит распознавать материалы по основным их свойствам: крутке, ворсистости, диаметру, качеству (тотально слепых - с помощью тактильной чувствительности, остальных - с помощью остаточного зрения и осязания). Преподаватель разъясняет условия выбора того или иного материала для данного изделия. Необходимо показать весь спектр материалов и приспособлений, которые имеются в кабинете.
Преподаватель знакомит учащихся с процессом подготовки нитей к работе, следует научить перематывать нити из мотков в клубки, измерять нити, нарезать нити для работы. Необходимо научиться пользоваться брайлевской измерительной лентой, линейкой, а в случае их отсутствия в домашних условиях измерять нити с помощью вытянутой руки.
Необходимо научить слушателей рассчитывать длину нитей, сложенных пополам и вертикально растянутых. Необходимо научить способам удлинения нитей с помощью пришива новой нити, приклеивания клеем ПВА и замены нитей с помощью узлов. Преподаватель индивидуально каждому учащемуся показывает технологию пришива основ, рабочих нитей в изделия, объясняет достоинства и недостатки пришива, технологию приклеивания новой нити. Достоинства и недостатки этого способа.
Преподаватель раскрывает свойства клея ПВА (экономичен, не оставляет следов при высыхании, разбавляется водой, сравнительно не дорог). Клей «Момент» и «Секунда». Достоинства и недостатки.
Учащиеся знакомятся с наращиванием нитей узлах. Отрабатывают навыки по введению нитей в работу. Необходимо научить определять фон, фактуру изделия, связывать их с назначение изделия, требованиями к материалам. Преподаватель знакомит слушателей с понятиями цветного и орнаментального плетения. необходимо объяснить способы распознавания нитей двух цветов (если нити одинаковы по всем параметрам и нити различны по свойствам. Раскрыть сходства и различия цветного от орнаментального плетения. Сложности цветного и особенно орнаментального плетения для абсолютно слепого человека.
Тема «Техника плетения узлов».
Преподаватель знакомит учащихся с двумя основными понятиями в плетении: основой и рабочими нитями. Преподаватель вырабатывает у слушателя навык различных приемов крепления нитей на основу, учит распознавать похожие способы (лицевой и изнаночный) по характерной «перекладине» между нитями с помощью осязания. Знакомит учащихся с различными видами основ жесткой и мягкой.
Учащиеся осваивает ускоренный способ крепления нитей на жесткую основу (планку, кольцо).
Необходимо научить учащихся технике выполнению узлов на одной нити. Следует раскрыть возможности вспомогательных узлов макраме.
Необходимо познакомить с особенностями плетения узлов простого, восьмерки, «капуцина», «сережки». Познакомить учащихся с петлями «пико», вытянутыми длинными петлями, их применением в изделиях, способами выполнения ажурного края с помощью «пико», видами петель «пико», их комбинациями. Следует научить выполнять петли с помощью трафарета из картона (патронки) тотально слепых учащихся и с помощью булавок - слушателей с остаточным зрением.
Обучение плетению узлов целесообразно начинать с толстых веревок, нитей диаметром 3 мм и более. Тонкие нити в этот период не используются. Для плетения лучше подходят нити круглого сечения, узлы из них четче, рельефнее, хорошо распознавать «замочки» (перекладинки) между нитями (витками нитей) с помощью осязания.
Следует отрабатывать умения и навыки по плетению основных узлов, научить учащихся считать узлы по характерным меткам. Объяснить, что при плетении на плоскости счет ведется слева направо. Если в плетении, например, 15 нитей, то первая нить - крайняя левая и т. д. Понятия в плетении: цепочка, шнур. Их сходства, различия, применение в изделиях. Цепочки из петельных узлов: «гусеница» (право- и левосторонняя), «змейка». Одинарная и бисерная «змейка», их сходства, различие, условие выбора и применение в изделиях.
Преподаватель знакомит слушателей с основными плоскими и выпуклыми узлами, их особенностями, другими названиями узлов. Следует показать индивидуально каждому слушателю положение рук, нитей во время плетения того или иного узла, научить работать с двумя, 4-мя и более нитями. Важно показать расход нитей во время плетения, научить более экономному плетению, показав способы смены рабочих нитей и основу в узлах.
Дать понятие формул в плетении для чтения схем и узлов в литературе. Понятие общего двойного плоского узла. Слушатели должны получить знания об узлах (вспомогательных, основных и декоративных) по следующему алгоритму: узел - другие его названия - способ выполнения - особенности — применение в изделиях и расход рабочих нитей по сравнению с основами.
Преподаватель отрабатывает умение и навыки у слушателей по плетению основных узлов и цепочек из них.
Необходимо познакомить учащихся с узлами-головоломками, декоративными узлами «лотос» и «жозефина». Особенности плетения декоративных узлов из 2-х и 4-х концов, а также из пучков нитей. В процессе обучения у слушателей вырабатывается творческое мышление. Плетение следует производить из очень толстых веревок, нитей.
Изучение узлов (основных, декоративных) повторяется до их полного усвоения. Практическая работа на уроках подкрепляется домашней самостоятельной работой по индивидуальному заданию.
Слушатели должны приобрести прочные знания, умения и навыки о репсовых узлах, бридах. Должны научиться различать основные виды брид: горизонтальные, вертикальные и диагональные. Необходимо научить учащихся плести и различать разновидности брид без контроля зрения, наращивать нити в бридах. При работе над бридами важно натягивать основу, иначе узлы будут наизнанку. Важно научить слушателей работать левой рукой (не помогая ведущей правой) для праворуких и наоборот. При плетении каждая рука имеет свою функцию: одна - натягивает основу, другая в это время работает (плетет узел).
Необходимо научить слушателей правильному положению рук, нитей во время плетения, взаимному расположению основ и рабочих нитей. Важно научиться плести сидя на стуле за рабочим столом, а также стоя на весу с помощью настенного приспособления, вешалки для одежды, гвоздя или крюка для подвешивания нитей. Особенности плетения на весу - слушатели быстро устают, т. к. работают мышцы шеи, рук, ног, спины. Необходимо чередовать работу сидя, стоя, отдыхать во время перемен.
Тема «Техника плетения узоров».
Познакомить слушателей с основными узорами плетения из узлов «ягодка», «фриволите», репсового узла и двойного плоского узла. Обучение проводится от простого к сложному. Слушатели должны знать и уметь выполнять практически 3 вида сеток из двойных плоских узлов. Дать понятие плетения в шахматном порядке. Необходимо ввести понятие «кратность» (деление) нитей (концов) в том или ином узоре. Слушатели должны выполнять ажурные сетки, «прямое полотно», «от угла», «на уголок» с помощью трафаретки (патронки) из картона или дерева, а также с помощью осязания как слева направо на подушке, так и по кругу (в карманах).
При плетении узоров из узлов «фриволите» необходимо чаще менять рабочие нити с основами для более экономного расходования нитей. Учащиеся должны различать левый и правый узлы «фриволите», односторонние и двусторонние цепочки из узлов «фриволите».
Необходимо научить слушателей выполнять узоры «кулон», «медальон» на 4-х и более нитях. Учащиеся должны уметь менять нити в узорах, перераспределять их, переходя от одного узора к другому. При плетении «фриволите» с «пико» необходимо использовать патронку для удобства работы, а также, чтобы сохранить одинаковый размер петель.
При выполнении геометрических узоров из репсовых узлов (ромбы, треугольники, цветы) используются трафареты из картона в натуральную величину. Необходимо научить слушателей применять булавки при плетении узоров из брид, закалывая ряд в углах ромбов, в начале, середине, конце.
При плетении карманов необходимо уметь пользоваться картонным трафаретом прямоугольной формы. Они нужны для отделения передней стенки карманов от задней для того, чтобы карман не деформировался, а также для удобства работы.
Необходимо ознакомить слушателей с приемом «вышивки» в плетении - орнаментальным плетением. Так как это очень сложный прием, то выполняют его не все слушатели. Всеми слушателями выполняются самые простейшие элементы: полоска, столбики из брид нитями 2-х цветов.
Тотально (абсолютно) слепые слушатели помечают нити одинакового качества, но разного цвета разными узелками, метками. Если нити разного качества (плоские и круглые), то метки не применяют. Такие нити легко распознаются в плетении с помощью тактильной чувствительности.
Плетение объемных ваз, сосудов, абажуров производится непосредственно по каркасу. Необходимо научить слушателей двум способам плетения: непосредственно по кругу единым полотном и отдельными фрагментами, гранями. Особенности такого плетения: условия выбора узоров в изделии.
Тема «Приемы плетения изделий».
Необходимо научить учащихся оплетать кольца, пряжки способом «обмотки» нитью или оплетением различными узлами (двойными, плоскими, полуузлами, узлами «фриволите» одной и двумя нитями, т. е. 2-мя и 4-мя концами).
В начале необходимо научиться плести сверху вниз от булавки, от наборного ряда, уметь начать изделие от наборного ряда в виде угла. Необходимо при плетении от средней линии полотна в обе стороны следить за равномерным его расширением, научиться прибавлять нити с краев полотна. В его середине, закреплять бусины и другие элементы с отверстием по середине.
При плетении бахромы в начале изделий в качестве трафарета используется брайлевская линейка. В конце изделий при выполнении бахромы необходимо научиться выполнению вспомогательных узлов, использовать другие варианты украшения бахромы.
Прежде чем приступить к выполнению изделий, необходимо продумать наиболее удобный и простой способ его плетения. Необходимо раскрыть достоинства и указать недостатки каждого из перечисленных приемов плетения и способы его использования при плетении изделий.
Необходимо научиться выполнять утолщенный нижний край, обрабатывать боковые края изделия, при этом рекомендуется соизмерять приемы плетения с размером, формой и назначением изделия.
В теме «Отпаривание изделий» следует повторить инструктаж по охране труда при работе с утюгом, которая была во вводной теме занятий. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились стирать и отпаривать изделия, знали в каких случаях узлы и изделия не отпариваются.
Тема «Плетеные изделия».
При изготовлении панно, плетеных картин, мини-панно для фона используется мешковина, бортовка и суровое полотно. Они хорошо сочетаются с различными материалами для плетения. Рамки для плетеных картин закупаются в магазине.
При плетении кашпо необходимо узор выбирать в зависимости от цветка. Рекомендуется уделять большое внимание кисти кашпо, т. к. она очень украшает изделие, но необходимо, чтобы кисть была соразмерна кашпо.
При выполнении брелоков, сувениров, масок нельзя перегружать изделия сложными узорами.
Для сухих цветов и растений рекомендуется использовать натуральную пеньковую веревку или нити в спокойной цветовой гамме, не перегружая изделие.
При плетении украшений используются тонкие нити. Слушателям рекомендуется применять чувство меры и художественного вкуса при плетении изделий. Важно следовать принципу: «Лучше меньше, да лучше». Нельзя перенасыщать изделие узорами, отделкой.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
по профессии 12484 «Изготовитель художественных изделий из льноволокна»
БИЛЕТ № 1.
- История узелкового плетения. Современное узелковое плетение.
- Вспомогательные узлы, используемые в плетении
- Отпаривание изделий. Плетение сумок, кошельков, очешников.
БИЛЕТ № 2.
- Основные узлы, применяемые в плетении.
2. Понятие основы и рабочей нити.
3. Приемы начала изделия (ажурный край, чистый край, бахрома, плетеная петля).
БИЛЕТ № 3.
1. Основные узоры, применяемые в плетении.
2. Приемы окончания изделия. Виды кистей.
3. Принцип плетения панно с карманом.
БИЛЕТ № 4.
1. Материалы и приспособления в плетении. Свойства нитей. Расчет длины нитей.
2. Приемы крепления нитей на основу.
3. Плетение вкруговую, оплетение объемных предметов. Вплетение дополнений: бусин, шаров.
БИЛЕТ № 5.
1. Декоративные узлы, их применение.
2. Принцип плетения кашпо.
3. Удлинение нити. Замена нити.
БИЛЕТ № 6.
1. Репсовый узел. Брида. Основные виды брид, их применение в изделиях.
2. Плетение и одежда. Использование плетения в качестве отделки. Плетение женских украшений, брелоков.
3. Ажурный край: пико, фестоны.
БИЛЕТ № 7.
- Обработка нижнего и боковых краев изделия.
- Разновидности брид. Брида с дополнительной нитью.
- Принцип плетения и расчет длины нитей для сосуда.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
План | Факт | |||
11.08.2017 | 11.08.2017 | Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. История развития узелкового плетения. Современное узелковое плетение. | 4 | |
12.08.2017 | 12.08.2017 | Вспомогательные узлы макраме. Приёмы крепления нитей. | 6 | |
14.08.2017 | 14.08.2017 | Понятие основы и рабочей нити, виды основ. | 6 | |
16.08.2017 | 16.08.2017 | Подготовка нитей к работе. | 4 | |
17.08.2017 | 17.08.2017 | Основные узлы макраме: петельный узел. | 6 | |
18.08.2017 | 18.08.2017 | Основные узлы: полуузел. | 4 | |
19.08.2017 | 19.08.2017 | Основные узлы: двойной плоский | 6 | |
21.08.2017 | 21.08.2017 | Цепочки, шнуры в макраме (понятия) | 6 | |
23.08.2017 | 23.08.2017 | Узел «ягодка». Расчёт длины нитей. | 4 | |
24.08.2017 | 24.08.2017 | Приёмы плетения: петля. | 6 | |
25.08.2017 | 25.08.2017 | Плетение простого кашпо | 4 | |
26.08.2017 | 26.08.2017 | Простое кашпо: общий узел. | 6 | |
28.08.2017 | 28.08.2017 | Понятие основы, рабочей нити | 6 | |
30.08.2017 | 30.08.2017 | Оплетение кольца в вертикальной плоскости | 4 | |
31.08.2017 | 31.08.2017 | Кашпо «Снежинка», узор «Медальон». | 6 | |
01.09.2017 | 01.09.2017 | Приёмы крепления нитей на основу. | 4 | |
02.09.2017 | 02.09.2017 | Виды основ. Чистый и ажурный края работы. | 6 | |
04.09.2017 | 04.09.2017 | Узел «фриволите». Цепочки на его основе. | 6 | |
06.09.2017 | 06.09.2017 | Узел «лакомка», «хамелеон» | 4 | |
07.09.2017 | 07.09.2017 | Общий узел (ДПУ). Формулы узлов макраме. | 6 | |
08.09.2017 | 08.09.2017 | Цепочки «змейка», «гусеница» | 4 | |
09.09.2017 | 09.09.2017 | Односторонние и двусторонние цепочки фриволите. | 6 | |
11.09.2017 | 11.09.2017 | Узоры «жучок», «паучок» | 6 | |
13.09.2017 | 13.09.2017 | Узоры «медальон», «кулон» | 4 | |
14.09.2017 | 14.09.2017 | Кратность нитей в узорах. Узор «Мех» | 6 | |
15.09.2017 | 15.09.2017 | Панно с карманом. | 4 | |
16.09.2017 | 16.09.2017 | Панно с карманом. | 6 | |
18.09.2017 | 18.09.2017 | Панно с карманом. | 6 | |
20.09.2017 | 20.09.2017 | Панно с карманом. | 4 | |
21.09.2017 | 21.09.2017 | Узор «сетка-шахматка» из ДПУ. | 6 | |
22.09.2017 | 22.09.2017 | Узор «сетка-шахматка» от угла. | 4 | |
23.09.2017 | 23.09.2017 | Узор «сетка-шахматка» на уголок. | 6 | |
25.09.2017 | 25.09.2017 | Плетение кармана прямоугольной формы | 6 | |
27.09.2017 | 27.09.2017 | Плетение кармана прямоугольной формы. | 4 | |
28.09.2017 | 28.09.2017 | Плетение кармана прямоугольной формы. | 6 | |
29.09.2017 | 29.09.2017 | Плетение кармана прямоугольной формы | 4 | |
30.09.2017 | 30.09.2017 | Утолщённый край. Кисть. | 6 | |
02.10.2017 | 02.10.2017 | Плетение сумки(навеска) | 6 | |
04.10.2017 | 04.10.2017 | Плетение сумки(ручка) | 6 | |
05.10.2017 | 05.10.2017 | Плетение сумки(крышка) | 6 | |
06.10.2017 | 06.10.2017 | Плетение сумки (передняя стенка) | 6 | |
07.10.2017 | 07.10.2017 | Плетение сумки (задняя стенка) | 6 | |
09.10.2017 | 09.10.2017 | Совёнок. Приём «реверс» | 6 | |
11.10.2017 | 11.09.2017 | Совёнок: голова, клюв, туловище. | 4 | |
12.10.2017 | 12.10.2017 | Совёнок: крылья, перья, Хвост. | 6 | |
13.10.2017 | 13.10.2017 | Декоративные узлы: лотос. | 4 | |
14.10.2017 | 14.10.2017 | Узел «жозефина» | 6 | |
16.10.2017 | 16.10.2017 | Приёмы плетения: от угла. | 6 | |
18.10.2017 | 18.10.2017 | Приёмы плетения: от середины. | 4 | |
19.10.2017 | 19.10.2017 | Оплетение колец узлами. | 6 | |
20.10.2017 | 20.10.2017 | Цветное плетение: карман | 4 | |
21.10.2017 | 21.10.2017 | Понятие об орнаменте. | 6 | |
23.10.2017 | 23.10.2017 | Виды крепления нитей. | 6 | |
25.10.2017 | 25.10.2017 | Кисти. Виды кистей. | 4 | |
26.10.2017 | 26.10.2017 | Плетение игрушек. | 6 | |
27.10.2017 | 27.10.2017 | Плетение игрушек. | 4 | |
28.10.2017 | 28.10.2017 | Плетение игрушек. | 6 | |
30.10.2017 | 30.10.2017 | Плетение игрушек. | 6 | |
01.11.2017 | 01.11.2017 | Основные выпуклые узлы: репсовый узел. | 4 | |
02.11.2017 | 02.11.2017 | Брида. Виды брид: горизонтальная брида. | 6 | |
03.11.2017 | 03.11.2017 | Диагональная и вертикальная брида. | 4 | |
06.11.2017 | 06.11.2017 | Узоры из брид: ромб с заполнением середины. | 6 | |
08.11.2017 | 08.11.2017 | Разновидности брид. Утолщённая брида. | 4 | |
09.11.2017 | 09.11.2017 | Узор «веточка», «листок». | 6 | |
10.11.2017 | 10.11.2017 | Узор «мережка» из вертикальных репсовых узлов. | 4 | |
11.11.2017 | 11.11.2017 | Пико, виды пико. Фестоны. | 6 | |
13.11.2017 | 13.11.2017 | Материалы для плетения. Свойства нитей. | 6 | |
15.11.2017 | 15.11.2017 | Брида с дополнительной нитью. | 4 | |
16.11.2017 | 16.11.2017 | Узоры: «зигзаг», «букле», «орех», «окошко». | 6 | |
17.11.2017 | 17.11.2017 | Приёмы начала работы. | 4 | |
18.11.2017 | 18.11.2017 | Бахрома, виды бахромы. | 6 | |
20.11.2017 | 20.11.2017 | Уход за изделиями: отпаривание. | 6 | |
22.11.2017 | 22.11.2017 | Образование нижнего и боковых краёв изделия. | 4 | |
23.11.2017 | 23.11.2017 | Обработка краёв изделия. | 6 | |
24.11.2017 | 24.11.2017 | Приёмы окончания работы. Дно. | 4 | |
25.11.2017 | 25.11.2017 | Бахрома, кисть, «чистый край». | 6 | |
27.11.2017 | 27.11.2017 | Простые и узорные кисти. | 6 | |
29.11.2017 | 29.11.2017 | Расширение плетёного полотна. | 4 | |
30.11.2017 | 30.11.2017 | Оплетение колец, вплетение в изделие. | 6 | |
01.12.2017 | 01.12.2017 | Плетение вкруговую. Оплетение объёмов. | 4 | |
02.12.2017 | 02.12.2017 | Удлинение нитей. Замена нитей. | 6 | |
04.12.2017 | 04.12.2017 | Узоры из «ягодок»: виноградная гроздь. | 6 | |
06.12.2017 | 06.12.2017 | Узел «фиговый» (переплетённый). | 4 | |
07.12.2017 | 07.12.2017 | Оплетение сосудов-ваз. | 6 | |
08.12.2017 | 08.12.2017 | Оплетение сосудов-ваз. | 4 | |
09.12.2017 | 09.12.2017 | Оплетение сосудов-ваз. | 6 | |
11.12.2017 | 11.12.2017 | Оплетение сосудов-ваз. | 6 | |
13.12.2017 | 13.12.2017 | Плетение сумки. Узор «4-х лепестковый цветок». | 4 | |
14.12.2017 | 14.12.2017 | Плетение сумки. Узор «листочки». | 6 | |
15.12.2017 | 15.12.2017 | Плетение сумки. Узор «улыбка». | 4 | |
16.12.2017 | 16.12.2017 | Плетение сумки. | 6 | |
18.11.2017 | 18.12.2017 | Плетение сумки. | 6 | |
20.11.2017 | 20.12.2017 | Плетение сумки. | 4 | |
21.12.2017 | 21.12.2017 | Плетение украшений, поясов. | 6 | |
22.12.2017 | 22.12.2017 | Плетение украшений, поясов. | 4 | |
23.12.2017 | 23.12.2017 | Плетение украшений, поясов. | 6 | |
25.12.2017 | 25.12.2017 | Кулон. Чехол для телефона. | 6 | |
27.12.2017 | 27.12.2017 | Мини-панно, плетёные картины. | 4 | |
28.12.2017 | 28.12.2017 | Плетение изделий. Плетение и одежда. | 6 | |
29.12.2017 | 29.12.2017 | Использование плетения в качестве отделки. Советы и секреты в плетении. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Моя рабочая профессия"
Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, отвечающая требованиям регионального рынка труда....
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.05 «Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.13 «Изготовитель художественных изделий из дерева»
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Разработка урока по технологии в 8 классе (адаптированная программа) по теме "Соединение заплаты с изделием накладным швом"
Разработка урока по технологии в 8 классе (адаптированная программа) по теме "Соединение заплаты с изделием накладным швом"...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.13 «Изготовитель художественных изделий из дерева»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Практическая работа "Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе
Практическая работа "Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориенти...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественные изделия из фоамирана и изолона» для детей 10-15 лет
Через знакомство и приобщение обучающихся к декоративно - прикладному искусству, оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования твор...