Программа "Моя рабочая профессия"
проект на тему
Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, отвечающая требованиям регионального рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii.docx | 49.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Программа профессиональной ориентации учащихся «Моя рабочая профессия» |
Назначение Программы | Программа является организационной, методической, нормативно-правовой основой для реализации профориентационной работы в БУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище. По ходу реализации Программы могут быть допущены коррективы в плане мероприятий по осуществлению направлений деятельности. |
Документы, используемые для разработки программы |
|
Разработчик Программы | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Габдуллина И.М. |
Исполнители Программы | Заместители директора, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, мастера п/о, классные руководители, преподаватели |
Цель Программы | Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся в Покачевском профессиональном училище, отвечающее требованиям регионального рынка труда. |
Задачи Программы |
|
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в течение 2011 – 2013 гг. I этап – Подготовительный (сентябрь декабрь 2011 г.) II этап – Основной (январь 2012 г. – сентябрь 2013 г.) III этап – Заключительный (сентябрь – декабрь 2013 г.) |
Объемы и источники финансирования | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета БУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище» |
Ожидаемый результат |
|
Система организации контроля за исполнением Программы | Для обеспечения анализа эффективности мероприятий Программы, контроля за ходом ее реализации ежегодно проводится оценка качества набора в учебные группы, отчет представляется на совещаниях и педагогическом совете. |
Обоснование актуальности программы
Покачевское профессиональное училище призвано удовлетворять текущие потребности города и округа в рабочих профессиях. Училище готовит специалистов по следующим профессиям: автомеханик, делопроизводитель, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, повар, кондитер, сварщик, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Училищем проводится последовательная профориентационная работа в школах города с потенциальными абитуриентами. Но несмотря на это анализ приема обучающихся в училище за последние годы показывает уменьшение количества поступающих, особенно по профессиям – электромонтер, сварщик, повар. На показатели приема повлияли, с одной стороны, демографический фактор (уменьшение количества девятиклассников), с другой стороны, непрестижность рабочих профессий. Результаты опросов девятиклассников общеобразовательных школ города показывают, что молодежь не мотивирована на получение рабочих профессий (большинство из них хотят стать юристами и экономистами).
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда в округе свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования. Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией старшеклассников с другой. Рабочие профессии молодежь оценивает как непрестижные. В то же время в структуре вакансий, предлагаемых предприятиями, органами службы занятости населения, до 72% составляют именно такие профессии (статистические данные Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры на 01.04.2011).
Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы) предусмотрено увеличение доли учащихся, продолжающих обучение в учреждениях довузовского профессионального образования после 9-го класса, до 35%. Для выполнения этой задачи, необходимо усиление профориентационной работы в направлении повышения престижа рабочих профессий. Назрела необходимость создания системы профориентации, обеспечивающей преемственность и непрерывность профориентационной работы на разных ступенях обучения.
Программа разработана на основании:
Решения совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010г.;
Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»;
Программы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы:
Комплексного плана профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений города Покачи на 2011 – 2013 годы.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся в Покачевском профессиональном училище, отвечающий требованиям регионального рынка труда.
Задачи:
- Разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих необходимый перечень профориентационных услуг для учащихся школ и училища;
- Обеспечение социально-психологической поддержки учащихся;
- Координация действий педагогического коллектива по созданию системы профориентации;
- Обеспечение нормативно-правового сопровождения;
- Методическое обеспечение деятельности.
Ожидаемый результат
- Увеличение доли учащихся общеобразовательных школ и училища, получивших профориентационные услуги в соответствии с Программой, принятой в автономном округе, и Комплексным планом, принятым в городе Покачи, до 100%.
- Увеличение количества учащихся, поступивших в училище.
Содержание программы
Основные этапы и задачи профориентационной работы
В современных социально-экономических условиях особую важность, с точки зрения повышения качества профессионального образования, приобретает создание условий для развития личности будущих специалистов. Это требует создания предпосылок для правильного выбора профессии, проявления молодыми людьми активности, обеспечивающей полноценную учебно-производственную подготовку, осознания и преодоления трудностей в освоении профессии, связанных с индивидуальными психологическими особенностями. Начало этой работы приходится на этап первичной профориентации, на время получения общего среднего образования. К его окончанию у выпускника происходит выявление профессионального интереса и выбор им сферы приложения труда в определенной отрасли. На этом этапе важно формирование у выпускников учреждений общего образования самой готовности делать выбор, т.е. готовности к самоопределению, к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития - профессионального, жизненного и личностного.
Задачи первичной профориентации:
- Разработка и внедрение комплекса мер, направленных на повышение престижа профессий училища, повышение информированности о его деятельности у учащихся школ, их родителей, потенциальных социальных партнеров.
- Обеспечение набора из числа выпускников общеобразовательных школ, чьи знания, умения, профессиональные интересы, склонности и способности, состояние здоровья в наибольшей мере соответствуют требованиям профессии, по которым проводится обучение в училище.
Современные исследования наглядно показывают, что в основе конкурентоспособности выпускника лежит готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Выпускник должен овладеть деятельностью на таком уровне, чтобы быть способным к дальнейшему саморазвитию, полноценно решать проблемы, возникающие в конкретной производственной области, а в случае необходимости - быстро и эффективно перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми задачами. Важная роль в формировании такого специалиста отводится этапу вторичной профориентации. Вторичная профориентация происходит у обучающегося в процессе получения профессионального образования, который начинается с адаптации на учебном месте и завершается выпуском из стен училища. Она делится на несколько этапов:
- Адаптация на учебном месте (I курс) решает задачи:
- создание у обучающихся настроя на получение профессии;
- создание системы психолого - педагогического сопровождения в образовательном процессе, комплексная диагностика личности обучающегося и применение технологий психологического содействия его адаптации;
- профилактика и преодоление проблем дезадаптации обучающихся.
В течение первого года обучения происходит приспособление к условиям и содержанию образовательного процесса, освоение новой социальной роли, налаживание взаимоотношений в коллективе и с педагогами, выработка нового стиля жизнедеятельности. Происходит индивидуализация обучающихся, имеющих низкий и средний уровень профессионального самоопределения, задачей, которой является коррекция профессионального самоопределения.
- Интенсификация (освоение профессии: I (второе полугодие) - II курс) решает задачи:
- формирование готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
- формирование у обучающихся социально - ценностного отношения к осваиваемой профессии.
На этом этапе происходит развитие общих и профессиональных компетенций, интеллекта, ответственности за свое профессиональное становление, самостоятельности.
- Идентификация (завершающий этап: III курс) решает задачи:
- формирование полной готовности к профессиональной деятельности;
- расширение профессиональных контактов обучающихся вне училища;
- формирование активной адаптивной стратегии поведения на рынке труда, ориентированной на самореализацию, использование собственных ресурсов, ответственность, в том числе в области занятости (самозанятости);
- максимальное содействие трудоустройству и карьерному росту обучающихся.
На этом этапе большое значение приобретает формирование профессиональной идентичности (отождествления себя с будущей профессией), готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством, развивается способность к профессиональной самопрезентации.
Социально-психологическое сопровождение процесса профессиональной ориентации
Целью социально-психологического сопровождения учащихся является максимальное содействие профессионально-личностному развитию каждого.
Приоритетные направления работы связаны с определенными периодами обучения. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие учащихся.
1 направление – адаптация первокурсников.
Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первокурсников.
Задачи:
- содействие социально-психологической адаптации в новом коллективе;
- формирование устойчивой мотивации учебной деятельности;
- сплочение коллектива учебной группы.
Содержание работы:
- психологическая диагностика;
- социологические опросы;
- проведение часов общения в группах;
- консультации для классных руководителей на темы: «Характеристика детей подросткового и юношеского возраста», «Социально-педагогическая дезадаптации и связанные с ней трудности обучения», «психологические особенности учебного коллектива»;
- проведение адаптационных тренингов для учащихся;
- составление методических рекомендаций для классных руководителей учебных групп.
Содействие успешной адаптации.
Посредством социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится изучение особенностей адаптации учащихся, интересов и затруднений в учебной деятельности.
Результатом являются составление социального портрета учащихся конкретной группы, изучение социально- психологической комфортности учащихся, консультирование классных руководителей групп по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведение психологических занятий в рамках классных часов. Включение адаптационных тренингов в образовательный процесс позволяет видеть учащегося независимо от оценок его учебно-профессиональной деятельности, понимать его индивидуальность, включить его в систему отношений, привлекать к значимой совместной деятельности, изменять место учащегося в структуре межличностных отношений в коллективе сверстников.
Индивидуальное сопровождение учащихся
На первом курсе неизбежно выявляется контингент учащихся, требующихся индивидуального подхода. При организации работы с данной категорией детей применяется комплексный подход. Учитываются социальные, педагогические и психологические затруднение как ребенка, так и его семьи.
2 направление – профессиональное самоопределение.
Цель: дальнейшая профессионализация.
Задачи: содействие формированию профессиональных целей и способностей к их реализации.
Содействие профессиональному становлению
Проблема профессиональной востребованности выпускников начальных профессиональных образовательных учебных заведений в условиях жесткой конкуренции тесно связана не только с качеством подготовки, но и уровнем личностного развития. Настоящей находкой для любого работодателя являются молодые специалисты, умеющие ставить цели в своей работе. Планировать их достижение и брать на себя ответственность за результаты, обладающие коммуникативными навыками и перспективным мышлением. Поэтому система подготовки выпускников должна затрагивать вопросы личностного и профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии.
Будущие специалисты подводятся к понимаю путей овладения рабочей профессией, становления собственного профессионального «Я», личностной и профессиональной самореализации через осмысление сущности специфики деятельности.
Финансовое обеспечение программы
Мероприятия программы финансируются за счет средств бюджета Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Покачевское профессиональное училище»
Система контроля за выполнением программы
Для обеспечения анализа эффективности мероприятий Программы, контроля за ходом ее реализации ежегодно проводится оценка качества набора в учебные группы, отчет представляется на совещаниях и педагогическом совете.
Основные мероприятия по реализации программы
Основные этапы | Направления работы | Наименование мероприятий | сроки | ответственные |
Подготовительный (сентябрь – декабрь 2011г.) | Организационные мероприятия по развитию системы профориентации | Работа над созданием нормативно-правовой базы для проведения профориентационной работы | 2011 год | методист |
Разработка совместных профориентационных планов с Управлением образования города | ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР | ||
Распределение полномочий по проведению профориентационной работы | Ежегодно в начале учебного года | Директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР | ||
II. Основной (2012 – 2013г.) | Участие в социологических исследованиях с целью выявления тенденций профессионального выбора школьников и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда | ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР | |
Создание базы данных положительного опыта профориентационной работы, разработка методических пособий | ежегодно | методист | ||
Мероприятия, способствующие повышению престижа рабочих профессий, учебного заведения | Участие в межведомственной акции «Твоя профессия – твое будущее» | Март 2012 г. | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР, мастера, преподаватели | |
Сотрудничество со СМИ. Публикация рекламы, статей в городской газете «Покачевский вестник» и показ рекламных роликов по местному телевидению. Освещение учебно-воспитательной деятельности в училище | в течение года | Заместитель директора по УВР | ||
Участие в ярмарках учебных заведений, проводимых ЦЗН и УО администрации г. Покачи | В течение года | Зам. директора по УПР | ||
Проведение классных часов, бесед | По плану | Классные руководители | ||
Распространение печатной продукции с полной информацией об училище и профессиях | В течение года | Заместитель директора по УВР | ||
Работа со школьниками (первичная профориентация) | Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых качеств) | ежегодно | Заместитель директора по УВР, психолог | |
Организация встреч со школьниками по различным темам | ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР, мастера, преподаватели | ||
Консультации по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и выпускников | В течение года | заместитель директора по УПР, психолог | ||
Проведение мастер-классов и профессиональных проб для девятиклассников | В течение года | заместитель директора по УПР, мастера | ||
Проведение экскурсий | В течение года | Заместитель директора по УВР | ||
Профориентационные выставки | В течение года | Заместитель директора по УВР | ||
Проведение предметных недель с приглашением учащихся школ | В течение года | заместитель директора по УПР, мастера | ||
Выступление агитбригад | В течение года | Педагог-организатор | ||
Презентация профессий | В течение года | заместитель директора по УПР, мастера | ||
Дни открытых дверей | Март-апрель | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР | ||
Работа с учащимися (вторичная профориентация) | Этап адаптации (Приложение 1) | 2011 год | Заместитель директора по УВР | |
Этап интенсификации: | ||||
Проведение недель профессионального мастерства по профессиям | В течение года | Заместитель директора по УПР | ||
Проведение конкурсов профессионального мастерства | В течение года | Заместитель директора по УПР | ||
Работа с психологом | По плану | психолог | ||
Реализация инвариативной части ОПОП | Преподаватели специальных дисциплин | |||
Этап идентификации | ||||
Расширение профессиональных контактов вне училища через встречи с представителями профессий, посредством производственной практики | Мастера п/о | |||
Реализация вариативной части ОПОП | Мастера п/о | |||
Работа психолога (по трудоустройству) | По плану | психолог | ||
Участие в ярмарках рабочих мест, проводимых ЦЗН | В течение года | Зам. директора по УПР | ||
Работа с родителями | Проведение Дня открытых дверей | Март-апрель ежегодно | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР | |
Посещение родительских собраний в школах | ежегодно | Заместитель директора по УПР, заместитель директора по УВР, мастера | ||
Выступление агитбригад перед родителями | В течение года | Педагог-организатор | ||
Презентация профессий | В течение года | заместитель директора по УВР, мастера | ||
Распространение печатной продукции с полной информацией об училище и профессиях | В течение года | Заместитель директора по УВР | ||
Консультации родителей по различным вопросам | ||||
Заключительный (Сентябрь – декабрь 2013) | Подведение итогов, анализ эффективности мероприятий | Мониторинг качества набора в учебные группы | ежегодно | Заместитель директора по УПР |
Представление отчета по эффективности мероприятий на совещаниях, педагогических советах | ежегодно | Заместитель директора по УПР, заместитель директора по УВР |
Приложение 1
Мероприятия по адаптации учащихся 1 курса
I. Коллективная деятельность по адаптации
Содержание деятельности | Сроки | Исполнители |
1 | 2 | 3 |
Ознакомление с Едиными требованиями к учащимся | Сентябрь | 1. Мастера производственного обучения и классные руководители |
Помощь учащимся по ориентированию в расписании, расположении кабинетов, столовой, раздевалки и т.д. | Сентябрь | |
Контроль за соблюдением Единых требований к учащимся. | Постоянно | |
Изучение личных дел учащихся | Сентябрь | |
Сбор информации для оформления социального паспорта | Сентябрь | |
Классные часы знакомства. | Сентябрь - октябрь | |
Встречи в неформальной обстановке. | ||
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся, наметившихся проблем: посещение уроков индивидуальные беседы с учащимися индивидуальные беседы с родителями анкетирование родителей и учащихся | Сентябрь- октябрь Постоянно | |
Наблюдения по шкале эмоционального состояния | ||
Привлечение учащихся к общественной, внеклассной деятельности, распределение общественных поручений | Постоянно | |
Координация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Своевременное, оперативное информирование администрации, членов инженерно-педагогического коллектива, родителей о возникших проблемах | Постоянно | |
Беседы с учащимися старших групп об отношениях с вновь приятыми учащимися, о помощи, внимании, дружелюбии, едином коллективе | Сентябрь - октябрь | 2. Мастера п/о и классные руководители других групп |
Изучение учебного потенциала вновь принятых учащихся (входной контроль) | 1 декада сентября | 3. Преподаватели |
Взаимодействие с мастерами п/о, классными руководителями по информированию об индивидуальных особенностях, успехах, проблемах учащихся. | Постоянно | |
Отслеживание регламента учебной деятельности на уроке и дома | Постоянно | |
Индивидуальные консультации | Сентябрь - октябрь | |
Выработка рекомендаций НОТ | ||
Акцентирование внимания на соблюдение единых требований к учебной деятельности. | ||
Вовлечение учащихся в факультативную деятельность | ||
Проведение единого Дня здоровья для учащихся I курса | Сентябрь - октябрь | 4.Руководитель физвоспитания |
Вовлечение учащихся в спортивные секции | ||
Вооружение коллектива знаниями возрастной психологии | Сентябрь - октябрь |
5. Психолог |
Тренинг знакомства, индивидуальные консультации | ||
Занятия на снятия эмоционального напряжения | ||
Проведение социометрических исследований | ||
Помощь мастерам и кл. руководителям в разработке методик изучения личностных особенностей вновь принятых учащихся | ||
Подготовка лекций консультаций для родителей | ||
Индивидуальное консультирование учащихся и родителей | ||
Выявление учащихся, требующих повышенного контроля, и постановка на внутриучилищный контроль | Сентябрь - октябрь | 6. Социальный педагог |
Составление социального паспорта вновь принятых групп | ||
Контроль составления расписания с учётом возрастных особенностей учащихся | Сентябрь - октябрь | 7. Зам. директора. по УПР и УВР |
Посещёние уроков, изучение особенностей и возможностей учащихся во время урочной деятельности | ||
Выявление потребностей и удовлетворение запросов учащихся в дополнительных занятиях. | ||
Информирование учащихся о системе внеклассной работы, о традициях училища | Сентябрь | 8. Зам. директора по УВР |
Координация деятельности мастеров и классных руководителей | Сентябрь | |
Разработка рекомендаций по проведению родительских собраний. | Сентябрь | |
Выявление потребностей и удовлетворение запросов учащихся в дополнительном образовании. | Сентябрь - октябрь | |
Разработка диагностики для отслеживания прохождения адаптации | Сентябрь | 9. Методист |
Разработка рекомендаций мастерам, преподавателям по применению технологий и методик, обеспечивающих эффективность учебной деятельности вновь принятых учащихся | Сентябрь | |
Подготовка материалов, анализ результатов диагностических работ учащихся по основным предметам общеобразовательного цикла | Август – сентябрь | |
Обобщение передового педагогического опыта по адаптации, внедрение его в коллективе | Сентябрь - октябрь |
II. Координация деятельности инженерно-педагогического коллектива в период адаптации
Формы деятельности | Тематика | Сроки | Ответственные |
Административное совещание | Задачи коллектива в период адаптации | Август | Директор |
Совещание при зам. директора по ВР | Изучение деятельности групп нового набора в период адаптации | Сентябрь- октябрь | Зам. директора по УВР |
Классно-обобщающий контроль в группах 1 курса | Изучение деятельности групп нового набора | Сентябрь – октябрь январь | Зам. директора по УПР,УВР методист |
Методическое совещание | Особенности учебной деятельности групп нового набора | Октябрь | Методист |
Совещание при зам. директора по УПР, УВР | Особенности коллективов групп нового набора. | Ноябрь | Зам. директора по УПР, УВР |
III. Подведение итогов.
Аналитическая деятельность
1. Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в группах первого курса, отчётам мастеров производственного обучения, классных руководителей.
2. Выработка рекомендаций, решений.
3. Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
4. Проведение родительских собраний «Анализ совместной деятельности училища и родителей в период адаптации учащихся групп нового набора».
Ожидаемый результат:
- Оптимизация учебной деятельности учащихся;
- Оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям училища;
- Развитие личности учащегося, раскрытие его интеллектуального и личностного потенциала, поддержка его психического здоровья;
- Обеспечение помощи классным руководителям и организация внеклассной работы с учащимися – первокурсниками.
- Успешное овладение выпускником профессией рабочего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по рабочей профессии"Оператор электронного набора иверстки"
Предназначен материал для проведения открытого мероприятия...
Тренинг "Рабочие профессии"
Сценарий профориентационного тренинга для обучающихся СКОУ VIII вида...
Экзаменационные билеты для студентов (рабочая профессия "Оператор ЭВМ")
Представленные экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников по рабочей профессии "Оператор ЭВМ" с учетом того уровня, на котором велось обучение....
Учебный план профессиональной подготовки по рабочей профессии "Водитель транспортных средств категории "В".
Учебный план разработан для учащихся общеобразовательных школ, получающих профессию "Водитель транспортных средств категории "В"....
Учебный план профессиональной подготовки по рабочей профессии "Водитель транспортных средств категории "В".
Учебный план разработан с учётом Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года...
Рабочая программа ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии «Лаборант по физико-механическим испытаниям»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии«Лаборант по физико-механическим испытаниям» для специальности 240111...
Рабочая программа учебной практики для приобретения рабочей профессии по ПМ 06 для специальности 260105 “Технология сахаристых продуктов”
Рабочая программа учебной практики...