Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"
методическая разработка
В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ
Звездилина Мария Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МКУ ДО ДДиЮТиЭ(ЮТ)
Краеведение принадлежит к комплексным наукам, а краеведческая работа всегда считалась составляющей в учебной и внешкольной деятельности. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется.
Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент региональной компоненты образовательных стандартов, отражающего своеобразие края.
Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где одной из базовых национальных ценностей декларируется патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Любой туристский поход, независимо от его основной цели (путешествие или спортивный, категорийный поход), можно считать и краеведческим в том числе, потому, что:
- изучается и составляется физико-географическая характеристика района похода;
- изучается, корректируется карта местности, рисуется туристская карта-схема;
- изучается топонимика района путешествия;
- выполняется краеведческое задание, которое выдала МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) при выходе на маршрут;
- участниками выполняются различные наблюдения, исследования, касающиеся истории, флоры, фауны, гидрологии, геологии в районе похода и т.д.
Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе – это сложный и многогранный процесс, который необходимо строить на основе общих педагогических принципов в образовательной деятельности. Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а так же зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение, как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.
Среди многообразия принципов, выдвигаемых каждым из авторов в организации краеведческой работы, наблюдаются и общие для всех положения. Такими, например, общими принципами являются:
- принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся;
- систематичности и непрерывности краеведческой работы;
- принцип связи воспитания и обучения с жизнью;
- развития творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности.
Организацию и проведение краеведческой работы в туристском походе условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной (практический), заключительный (аналитический, отчётный).
Подготовительный этап включает в себя теоретическую подготовку учащихся: ознакомление с необходимой краеведческой литературой; ознакомление с методиками проведения определённых исследований; подготовка необходимого инвентаря и оборудования для исследований.
Основной этап – практический, это собственно «полевая практика», непосредственное выполнение тех или иных исследований в рамках туристского похода.
Заключительный – аналитический, подразумевает анализ полученных в ходе исследований данных, подведение итогов краеведческой работы, оформление исследовательской работы в виде отчёта, учебного стенда или пособий (коллекции (минералов, горных пород или полезных ископаемых), гербарии, фотоальбомы и т.д.).
При организации и проведении краеведческой работы следует чётко соблюдать этапы этой работы. В жизни, чаще всего, подготовительный и практический этапы соблюдаются педагогами. А этап подведения итогов, обработки и оформления результатов часто упускается педагогом в силу ряда причин, но от этого теряется вся ценность самой работы. Об этом необходимо помнить.
Подведём итог вышесказанному.
Краеведческая работа должна основываться на следующих принципах:
- доступность по возрасту и жизненному опыту. Нельзя младшим поручать сложные задания, исследования, а со старших требовать выполнения элементарных наблюдений и упрощать задания, сводя их на уровень знаний детского сада;
- научность – обязательный принцип! Не надо выдумывать самим того, чего не знаете, лучше поинтересуйтесь, найдите источники;
- системность и систематичность. Краеведением нужно заниматься в системе и постоянно, а не от случая к случаю или от того, что больше нечем было заняться в походе;
- принцип завершённого дела. То есть, работа обязательно должна быть завершена, должен быть подведён итог.
И должны соблюдаться этапы организации и проведения этой работы: подготовительный - подготовка (снаряжения и оборудования), а так же сбор первичной информации (из книг, интернета и т.д.); основной - сами полевые исследования (по подгруппам, звеньями, индивидуально или целой группой); заключительный, завершающий этап - этап обработки информации и оформления исследований (различные коллекции (минералов, гербарии, бабочек), фотоальбомы и прочее). К заключительному этапу можно отнести ещё и как определённую ступень - участие в конкурсах, конференциях и так далее.
Педагоги, помните: правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности ваших учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"
Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....
Укрепление здоровья и развитие физических сил учащихся средствами туристских походов.
Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со ш...
Организация и проведение самостоятельных работ учащихся в курсе экономической и социальной географии мира в теме: «География природных ресурсов мира. Экологические проблемы».
Обобщение опыта работы...
Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"
В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. Для наилучшего воспириятия изложенного в статье, предл...
Методика проведения описания оврага или обнажения в туристском походе
Описание оврага или обнажения(методика проведения практической работы на контрольном туристском маршруте, в походе)...
Литературное краеведение: организация и проведение исследовательской работы учащихся
Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа....
Формы и методы организации учебно-исследовательской краеведческой работы школьников (лекция 13 ноября 2020 г.)
Лекция на семинаре педагогов дополнительного образования...