Литературное краеведение: организация и проведение исследовательской работы учащихся
статья по литературе

Анастасия Алексеевна Мазовская

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kbnth.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное краеведение:

организация и проведение исследовательской работы учащихся

Мазовская Анастасия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хабоцкая оош»

 Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает создание определенной системы в занятиях.

Краеведение – важное средство в системе профилактической работы против экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся: 

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Основные дидактические принципы. 

Принцип интеграции.

При изучении краеведения должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики.

Принцип дифференциации и индивидуализации.

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Работа по краеведению ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Изучение и осмысление фактов местной истории литературы стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.

Литературное краеведение позволяет уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, способствует последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, посильное участие учащихся в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

В результате изучения литературного краеведения ученики должны знать

  • основные сведения о писателях и поэтах, которые жили и творили на территории
  • основные села, районы, города на территории, связанные с именами писателей и поэтов;
  • улицы, учебные заведения, театры и т.п., названные в честь писателей и поэтов;
  • литературные памятники и мемориальные доски, установленные в честь писателей и поэтов на изучаемой территории;
  • даты, адреса, основные события, связанные с местными писателями и поэтами;
  • литературные музеи, находящиеся на территории ;
  • художественные произведения, в которых рассказывается об изучаемой территории

Учащиеся должны уметь: 

  • вписывать биографию писателя в историко-культурный контекст определенной эпохи и местности;
  • искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, интернете, брать интервью;
  • писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий материал;
  • выполнять проекты на заданную тему;
  • составлять свою родословную;
  • проводить экскурсию по литературным местам.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь первый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает обучающихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Исследовательские работы обучающихся:

Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее, что вся наша деятельность, как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения обучающихся, использую различные педагогические технологии, в том числе исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Методика проведения исследовательской работы по физике для 9 и 10 классов "Прогнозирование результатов прыжков в длину и проверка прогноза на опыте"

Учебный материал о движении тела, брошенного под углом к горизонту, является одним из наиболее сложных и, в то же время, важных в разделе «Механика» курса физики общеобразовательной школы. Как по...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Методические рекомендации для учащихся по проведению исследовательской работы

К элементам исследовательской деятельности относятся:1. Методы исследования.2. Наличный экспериментальный материал.3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.Научно-исследовательская деятельно...

Положение о проведении городского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся 3 – 6 классов и конференции «Young Explorers» -2015

В Положении представлены организационно-методические условия проведения конкурса проектно- исследовательских работ учащихся 3-6 классов по предмету "английский язык" и конференции ....

Исследовательская работа учащихся на уроках биологии при проведении лабораторных работ

Исследовательский путь в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятел...

Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - ф...