МАСТЕР-КЛАСС «ТУРИСТСКИЙ УЗЕЛОК НАДЁЖЕН КАК ЗАМОК»
материал
Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, учителей ОБЖ, классных руководителей, работающих с младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАСТЕР-КЛАСС «ТУРИСТСКИЙ УЗЕЛОК НАДЁЖЕН КАК ЗАМОК» | 316.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий(юных туристов)»
МАСТЕР КЛАСС
«ТУРИСТСКИЙ УЗЕЛОК НАДЁЖЕН КАК ЗАМОК»
Звездилина Мария Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МКУ ДО ДДиЮТиЭ(ЮТ)
Пгт.Нефтегорск, 2019
Мастер - класс «Туристский узелок надёжен как замок»
Пояснительная записка
Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, учителей ОБЖ, классных руководителей, работающих с младшими школьниками.
Цель: обобщение опыта проведения занятий с младшими школьниками по теме «Туристские узлы. Техника вязания туристских узлов»
Задачи:
- познакомить с методами и приёмами, используемыми на занятиях по теме «Туристские узлы»;
- показать возможные варианты заданий по отработке навыков техники вязания узлов на примере туристских узлов «прямой» и «встречный».
Дидактическое оснащение:
- карточки с изображением различных узлов, карточки-задания,
- памятки «Туристский узелок надёжен как замок»
Демонстрационное оборудование:
- стенд с изображением туристских узлов,
- схема «Классификация туристских узлов по их назначению»
Материалы и инструменты:
- туристские верёвки (3-4 шт.) от 1,5 до 10 м
- репшнуры (двух диаметров) по количеству участников
Структура мастер - класса:
- Организационная часть.
- Знакомство с туристскими узлами:
- историческая справка;
- классификация узлов и возможности их использования;
- материалы и инструменты;
- техника вязания узлов.
III. Основная часть:
- знакомство с узлами «прямой» и « встречный»;
- способы закрепления знаний и формирования навыков вязания узлов;
- способы отработки навыков завязывания узлов (игры, упражнения)
IV. Заключительная часть:
- подведение итога, рефлексия
Ход мастер - класса
I. Организационная часть занятия
Сообщение темы мастер - класса
Отгадайте загадку: сожмётся – с кошку, растянется – с дорожку. Что это? (Верёвка)
Дети очень любят делать что-то руками, это способствует развитию координации и мелкой моторики, активизирует мыслительную деятельность ребёнка, заставляя его не только запоминать, но и строить логические цепочки. В этом и заключается одно их преимуществ занятий по формированию навыков завязывания туристских узлов.
Наш мастер-класс называется «Туристский узелок надёжен как замок».
Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми методами и приёмами в работе с детьми младшего школьного возраста на занятиях по теме «Туристские узлы» и «Техника вязания узлов»
II. Знакомство с туристскими узлами
Историческая справка
Говорят, что узлы ведут своё происхождение с первобытных времён. Наверное, с тех самых пор, когда у человека возникла мысль прикрепить камень к палке с помощью виноградной лозы, когда для охоты нужно было сконструировать капкан или ловушку на зверя.
Веками искусство завязывания узлов играло значительную роль в жизни человека. Способы завязывания постоянно совершенствовались. История нам повествует о том, что первые верёвки изготавливались из кордоподобных волокон деревьев, из полос шкур животных. Со временем, эти верёвки перестали отвечать потребностям человека. Он научился скручивать и сплетать верёвки из подручных материалов, заботясь о е прочности. Древние египтяне делали верёвки из льна, папируса, сыромятной кожи, а в Древнем Китае научились делать верёвки ещё раньше, чем в Египте. Об этом говорят археологические находки. А ещё древние инки, у которых не было письменности изобрели десятичную систему исчисления – узелками. Сейчас об этом напоминают обычные счёты, где каждый элемент – это подобие узла. Известно, что некоторые племена узелками писали письма – кипу. Узлы стали необходимостью людям при строительстве, в кораблестроении. О непревзойдённых достижениях в области изобретения новых узлов древних греков и римлян нам рассказывают многочисленные легенды. Все слышали выражения «гордиев узел» и «геркулесов узел», англичане изобрели плоский узел, он использовался в геральдическом значке Уэйка, не подчинившегося Вильяму Завоевателю 1066г.н.э.
С развитием мореплавания в 1627г. капитан Джон Смит опубликовал «Морскую грамматику», где приводил несколько морских узлов, необходимых каждому моряку. С узлами и их магической силой связано множество преданий и мифов, особенно морских. Любопытно, но скандинавы использовали поверье из области магии узлов, связывающих мужчину и женщину, для контроля над рождаемостью.
Эпоха расцвета верёвочных узлов совпадает по времени с романтической полосой великих географических открытий и завоевания новых земель. Существует даже впечатляющая исповедь верёвки, принадлежащая перу Дана Ф. Мерфи. Где верёвка, наделённая человеческой речью рассказывает, что она слуга человека на всю его жизнь. Что она – лучший друг детей, позволяет им прыгать и скакать через себя, покачивает их колыбель, даёт человеку одежду и постель, сторожит его покой. Верёвке нравится, что с её помощью взмывает вверх и трепещет на ветру флаг, а ещё она счастлива, что является возлюбленной ковбоя… Ей нравится в умелых руках человека жить, танцевать и петь. Итак, верёвка – помощник человека в его путешествиях по безбрежным открытым пространствам – воздушным и морским, восхождениям к горным вершинам. А ещё – оружие, и её роль зависит от того, в чьих она руках. И будет ли она служить во благо человеку или во зло.
А там, где верёвка, там – узлы.
Классификация узлов и возможности их использования
Каждый раз завязываем ли мы шнурки, банты, вешаем бельё, связываем концы верёвок, изготавливаем верёвочную лестницу, привязываем лодку или собаку, наводим переправы, для спуска и подъёма в пещерах или горах, для страховки в турпоходе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста, скалолаза или горного туриста умение правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности.
Все туристские узлы условно можно поделить на 4 группы: узлы для связывания верёвок, узлы для прикрепления верёвки к опоре, узлы-петли для страховки и самостраховки и вспомогательные узлы (Приложение 1)
Материалы и инструменты
Чтобы научиться вязать туристские узлы нам необходимы различные куски верёвок от 1,5 до 5-10 м, диметром в 6 и 10мм, а так же репшнуры, длиной 1-1,5 метра тех же диаметров.
Техника вязания узлов
Как существует множество узлов, так и существует множество способов их завязывания. Один и тот же узел можно завязывать разными способами.
Главные критерии при завязывании узла: он должен завязываться быстро и легко, быть надёжным и крепким, как замок, легко и быстро развязываться, когда это нужно туристу.
III. Основная часть
Рассмотрим возможные методы и приёмы, используемые при проведении занятия «Туристские узлы» и варианты заданий по технике вязания узлов с младшими школьниками на примере узлов «прямой» и «встречный».
Знакомство с узлами «прямой и встречный»
Задание 1. (Ситуация мотивации к приобретению новых знаний)
Перед вами 2 верёвки. Попробуйте связать их привычным для вас способом – так как вы завязываете свои шнурки на кедах, кроссовках – бантиком. А теперь – потяните за концы верёвок. (тянут 4 человека за все 4 конца)
Что из этого вышло? (Развязалась). Узел оказался ненадёжным.
Связываю прямой узел сама и прошу снова потянуть за концы. Узел – не развязался.
Оказывается, у туристов есть особые узлы, которыми можно связать верёвки. Мы с вами будем сегодня учиться связывать верёвки одинаковой толщины двумя узлами «Прямой» и «Встречный».
Две верёвки связать – задача не из лёгких, но туристы вяжут узлы очень ловко!
Была верёвка коротка, нам надо бы длиннее.
Соединим коротких два конца – получим то, что мы хотели.
Способы закрепления знаний и формирования навыков вязания узлов
Есть два способа завязывания прямого узла (Приложение 2):
- Из одинаковых верёвок петлю соединив с петлей, получим узел мы… Прямой
- Начинаем вязать узел простой, сначала работаем правой рукой,
потом снова вяжем узел простой, только теперь уже левой, левой рукой.
Не забудь прикрепить концы узла к верёвке –
вот и вышел узел «прямой» быстро и ловко.
Узлы, которыми мы прикрепляли концы завязанного узла к верёвке, называются контрольными. Они помогают сохранить прочность верёвки при натяжении и не дают ей развязаться.
Есть ещё один крепкий и надёжный узел для связывания верёвок одинаковой толщины (Приложение 2):
Контрольный узел на конце верёвки,
ему на встречу вышел вдруг, конец второй верёвки, и,
повторив за первым полный путь,
получим узел крепкий - не забудь!
Прочность верёвки нам обеспечена,
а называется узел … Встречный.
Прошу повторять за мной движения верёвки, чтобы завязать встречный узел.
Задание 2. На столе у Вас лежат карточки со схемой туристских узлов. Раскрась эти схемы, используя 2 цвета. Каждому концу верёвки – свой цвет (Приложение 3)
Задание 3. Придумайте примеры, где в домашней работе вам могли бы пригодиться узлы «прямой» и «встречный». ( Пример: часто развязываются капроновые шнурки, их можно завязать узлом «прямой»)
Игры и упражнения на закрепление навыков завязывания туристских узлов
Задание 4. Разбейтесь на пары. Возьмите по репшнуру, один – в правую руку, другой – в левую. Ваша задача – связать узел, работая парой вместе.
Задание 5. Работа в парах. Один завязывает узел закрытыми глазами, другой – помогает ему, направляет словами в случае ошибок в действиях первого.
Примеры заданий: «Помоги маме связать бельевую верёвку», «Помоги младшему брату (сестре) завязать шнурки, (шарф, ленточку) и т.д., «Кто быстрее свяжет верёвки», «У кого верёвка длиннее». Эти задания можно выполнять и командами, и парами, и индивидуально.
IV. Заключительная часть.
Подведём итог: мы славно с Вами потрудились, вязать узлы мы научились. Запомнил каждый наш урок: туристский узелок - надёжен как замок». А теперь я вам предлагаю все ваши верёвочки связать между собой, у нас получилась большая длинная верёвка, что символизирует сплочённость в нашей группе. А я в свою очередь свяжу концы этой верёвочки, образно объединяя вас и меня в единый дружный коллектив. А домой Вы возьмёте Памятки по нашему мастер-классу и карточки, где попробуете разгадать одну задачку. (Приложение 3).
Творческих успехов!
Список литературы и дополнительных источников
- И.В. Балабанов «Узлы» - Москва, 1998
- И.Н. Крайнева «Узлы, простые забавные сложные» - Санкт - Петербург, 1997
- Ю.С. Константинов «Детско-юношеский туризм»- Москва, 2008
- Ю.С. Константинов «Теория и практика спортивно оздоровительного туризма» - Москва, 2009
- http://www.animatedknots.com/
- http://alpinhike.com/viewblog/19
- http://sizz.name/88-uzly-dlya-turizma
- http://festival.1september.ru/articles/622079/
- https://infourok.ru/-48661.html
- http://saratov-tur.narod.ru/12Uzlov.pdf
Приложения
Приложение 1
Классификация туристских узлов по их назначению
Приложение 2
Схема завязывания туристских узлов
Прямой узел
* Примечание: красной рамкой отмечен неправильно завязанный прямой узел – «бабий»
Встречный узел
«Прямой» узел можно вязать двумя способами.
1. Одной верёвкой делается петля (рис. а), а второй верёвкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
2. Две верёвки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. д). Он отмечен красной рамкой. Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. е).
«Встречный» узел
Берём две верёвки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. а), затем второй верёвкой навстречу ходовому концу первой верёвки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. в).
Приложение 3
Карточка-задание на дом
Какие две верёвки из четырёх завяжутся в узел, если потянуть?
Подсказка: Если вы потянете за концы каждую веревку, изображенную на рисунке, то 2 из них завяжутся узлом, а 2 нет.
Поставь галочку у того номера, где верёвка завяжется в узел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
мастер-класс "Туристский узелок надёжен как замок"
Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, учителей ОБЖ, классных руководителей, работающих с младшими школьниками.Цель: обобщен...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Мастер-класс по технологии "Волшебный узелок"
Мастер - класс учителя технологии...
Мастер- класс "Узелок хорошего настроения"
Методическая разработка мастер- класса по теме изготовления сувенира в скульптурно-текстильной технике «Узелок хорошего настроения» составлена на основе педагогического оп...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....
Мастер класс «Туристский узелок надёжен как замок».
Жизнь — это калейдоскоп различных событий: обыденных, экстремальных, даже трагичных. Чтобы быть готовым к любой ситуации человек должен быть сильным, умелым и эмоционально устойчивым. И сейчас м...