Конспект урока по профориентации с подростками «Атлас новых профессий. Надрофессиональные навыки»
план-конспект урока (9, 10, 11 класс)

Соломянная Екатерина Сергеевна

Какие профессии востребованны на рынке труда сейчас? А какте будут востребованны через 5 лет? Какими навыками необходимо обладать, чтобы быть востребованным специалистом своего дела?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_proforientatsii_s_podrostkami.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по профориентации с подростками «Атлас новых профессий. Надрофессиональные навыки»

Тема: Атлас новых профессий.

Цель: познакомить детей с новыми направлениями профессиональной деятельности, с профессиями – «пенсионерами», надпрофессиональными навыками, способствовать развитию у детей «мягких навыков» (soft skills) - социально-психологические навыки, которые пригодятся большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные другие.

Оборудование: компьютер или ноутбук с «Атласом новых профессий», карточки с заданиями, бумага формата А3, фломастеры, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте! Совсем скоро вам предстоит выбирать ВУЗ в котором вы продолжите свое обучение, а точнее направление своей будущей профессиональной деятельности. Знаете ли вы какие профессии сейчас востребованы на рынке труда? Какие будут востребованы через пять лет?  А какие будут востребованы, когда вы закончите обучение в ВУЗе? (выслушать ответы детей).

Современный мир очень быстро меняется и конечно меняются вместе с ним и люди, а также их потребности. В настоящее время появилось много профессий, о которых не слышали еще каких-то десять лет назад. Например – цифровой лингвист, проектировщик нейроинтерфейсов. Также появились профессии пенсионеры- сметчик, стенографист и многие другие.

Как происходит выход профессии на «пенсию»?

Процесс выхода профессии «на пенсию» идет постепенно: сначала мы видим «первых ласточек» (эксперименты по замене профессий новыми технологическими решениями), потом процесс становится массовым, а «хвост» может тянуться десятилетиями (как в некоторых районах страны до сих пор ездят на телегах, хотя в основном все перешли на автотранспорт).

Почему «устаревают» профессии?

Стенографист - уже сейчас системы распознавания голоса (например, Siri) и преобразования речи в текст позволяют замещать труд подобных профессионалов. Технологии развиваются настолько быстро, что к 2020 году использование таких программ станет повсеместным.

Вот мы и подошли к главной проблеме. Где искать информацию о новых профессиях? Какими знаниями необходимо обладать для освоения выбранной профессии? Найти ответы на эти вопросы нам поможет «Атлас новых профессий».

Агентство стратегических инициатив совместно с московской школой управления Сколково разработали этот «альманах специальностей и путеводитель которые будут перспективными в ближайшее десятилетие». В нем хорошо отражается стремительное развитие мира, его кардинальное изменение, продиктованное достижениями в сфере информационных технологий и других отраслях. На основе проведенных исследований разработчики составили список профессий в 19 разных отраслях, которые будут востребованы уже в ближайшее время. Некоторые специальности ныне уже существуют в хорошо развитых странах, другие профессии пока отсутствуют во всем мире, но при сохранении общей тенденции изменений они обязательно появятся.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий» и надпрофессиональными навыками, которые необходимы для этого. Но сначала узнаем, что такое надпрофессиональные навыки.

Более того, существует огромное количество названий, в которых легко можно запутаться.

  • Навыки межличностного общения;
  • Человеческие навыки;
  • Жизненные навыки;
  • Социальные навыки;
  • Навыки XXI века.

Надрофессиональные навыки – это комплекс неспециализированных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Еще эти навыки называют soft skills («мягкие навыки).

Что значит «надпрофессиональные?

Вне зависимости от того, где вы работаете, вам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы. Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы. Для них характерна универсальность.

В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково также использовали понятие «надпрофессиональные навыки», отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о soft skills можно встретить термин «employability», иначе говоря, «трудоустраиваемость»).

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Сейчас, давайте назовем надпрофессиональные навыки, для этого необходимо открыть «Атлас новых профессий» на странице 6.

(Здесь дети зачитывают навыки, высказывая свои мысли по поводу значения каждого. Всего навыков 11).

  • Экологическое мышление
  • Управление проектами
  • Системное мышление
  • Работа с людьми
  • Работа в условиях неопределенности
  • Программирование/робототехника/ИИ
  • Навыки художественного творчества
  • Мультиязычность и мультикультурность
  • Межотраслевая коммуникация
  • Клиентоориентированность
  • Бережливое производство

Психолог: Теперь, когда мы познакомились с надрофесссиональными навыками, предлагаю выполнить задания.

Задание №1.

Перечислите, с помощью «Атласа новых профессий» для каких профессий необходимо обладать такими надрофессиональными навыками как: межотрослевая коммуникация, системное мышление, управление проектами.

(менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, архитектор живых систем, биоэтик и др).

Задание №2.

С помощью «Атласа новых профессий (раздел «Профессии-пенсионеры»), расскажите по каким причинам исчезают такие профессии как: копирайтер, лектор, нотариус.

КОПИРАЙТЕР

Компьютерные программы (боты), подключенные к огромным базам данных с текстами, статьями, манифестами, литературными произведениями и т. д., способны уже сегодня генерировать тексты среднего качества заданной литературной формы на любые темы, используя стандартные синтаксические конструкции.

ЛЕКТОР

Круг задач преподавателей- «репродукторов» будет меняться благодаря развитию образовательных технологий и изменению запросов студентов – записывание стандартного лекционного курса под диктовку снижает мотивацию к учебе, любую информацию можно найти в Сети, а ведущие вузы мира предлагают различные сертификационные бесплатные и платные онлайн-курсы любому желающему. Лекторы должны давать учащимся уникальный опыт, который им по-другому не получить. Со временем лекции будут читать только те, кто обладает либо уникальными знаниями и опытом, либо умеет общаться с аудиторией и способен артистично излагать информацию.

НОТАРИУС

Развитие сервисов удаленного доступа для оформления документов и совершения банковских операций с использованием электронной подписи, возможность подключения к базам данных с целью проверки подлинности личности, платежеспособности или несудимости делают функции нотариуса устаревшими. Вскоре эта профессия может сохраняться только благодаря устаревшим нормам законодательства.

Задание №3.

Разбейтесь на группы по 3-4 человека.Используя надпрофессиональные навыки, придумайте свою профессию будущего (название, навыки, описание обязанностей, в какой сфере деятельности будет востребована эта профессия, какими знаниями необходимо обладать для получения).

По выполнению задания, ребята защищают свои проекты.

Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по профориентации "Биология-основа моей будущей профессии"

Урок-беседа с применением игр и психологических тренингов....

Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии»

Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии); поддержание интереса к различным видам профессиям....

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ. КАК СОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА.

«Атлас новых профессий» включает:Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективахв быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.Универсальные навыки и умения, даю...

Классный час "Атлас новых профессий"

Презентация для классного часа по профоринтации на тему "Атлас новых профессий"...

Конспект мероприятия по профориентации на тему: «Много хороших профессий на свете, а я выбираю свою».

Конспект мероприятия по профориентации на тему: «Много хороших профессий на свете, а я выбираю свою»....

Конспект урока по профориентации "Ошибки при выборе профессии" 9 класс

План- конспект для 9 класса "Ошибки при выборе профессии"...

План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»

План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»...