Учебное занятие
учебно-методический материал

Татьяна Валерьевна Подлипаева

Поговорим о дружбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Города Реутова Московской области

Учебное занятие

Поговорим о дружбе

Цели: сформировать твердые понятия о дружбе, разобраться в себе,  осознать свои обязанности перед друзьями.

Формы работы: анкетирование, ответы на вопросы, психологический тренинг, игры, беседа, дискуссия

Оборудование: презентация pptx, анкета, карточки с заданиями.

Слайд 1. Звучит музыка «Песенка о дружбе»

Создание проблемной ситуации.

  • Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
  • Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного», сформировать команду  и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Слайд 2.
  •             Шаг 3. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос:

-Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

Ученик, который остался один, читает стихотворение:

Слайд 3.

… Люди сильны друг другом,
Так,словно Севером – юг,
Так, словно пахарь – плугом,
Так, словно пахарем – плуг,
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом,
Вдруг потерять друзей.

                              Е.Евтушенко

Слайд 4.

"Дружба – самое необходимое для жизни,

так как никто не пожелает жизни без друзей,

даже если он имел бы все остальные блага".

Аристотель

Самый прекрасный подарок после мудрости,

которым могла бы одарить нас природа, – это дружба.

Ларошфуко

- Какие трудности возникли во время игры?

- Какие качества необходимы для решения данной проблемы?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

- Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

Только дружба может стать цементом,

который сплотит воедино весь мир.

Вудро Вильсон

Беседа.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

Слайд 5.

О дружбе как чувстве  человека, которое  делает его лучше.

- А есть ли среди вас те, которые могли бы сказать, что у него есть настоящий друг?

- Почему вы убеждены, что он настоящий?

- Что вы больше всего цените в своем друге?

- Всегда ли ты говоришь другу правду?

- Можешь ли ты публично выступить против друга, если  тот не прав?

- Уверены, что вы говорите искренне?

Слайд 6. Недруг поддакивает, а друг спорит.

Слово учителя: Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми.

Целью нашего занятия будет  разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе,  осознать свои обязанности перед друзьями.

- Почему каждому из нас необходим друг?

Слайд 7. Предварительное домашнее задание.

1. Нужна ли дружба вообще? Зачем?

2. Почему люди дружат? (3-5 качеств)

3. Почему люди ценят дружбу?

4. От чего зависит дружба?

5.  Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Слайд 8.

Анализ вопросов.

Слайд 9.

Вывод: друг необходим.

Слайд 10.

2. Как научиться дружить? 

Дружба - это растение, которое растет медленно, и,

прежде чем заслужить свое имя, она должна

пройти через испытания и выдержать множество превратностей судьбы. 

Джордж Вашингтон

- Как научиться дружить? – этот   вопрос часто задают ребята. Скажите, а что может помочь подружиться?

Читает Кулагина Катя

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал – богаче стал.

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

                                                Н. Доризо

Слайд 11.

Игра «Поздороваемся».

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Описание игры: Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

Слайд 12.

О дружбе говорили и автор толкового словаря, и известный поэт, и литературный критик.

В.И. Даль так трактует понятие «дружба»:

Взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…

На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.

- Как вы понимаете значение слова «бескорыстие»?

Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.

М. Джалиль.

Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.

В. Г. Белинский

- Подтверждают ли данные высказывания ваши слова. Найдите в них ключевые фразы.

Читает Перпелюков Илья

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал ни сколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Н больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело

Вошел с поникшей головой: -

Прости уж! Сердишься?..  За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему:- ну что ж!

Я не сержусь! Чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

                                         С. Погореловский

- А хорошо ли вы знаете друг друга?

Для следующего задания мне понадобится по 1 представителю от каждой команды. (тянут карточки с командой, одного человека из которой будут описывать, и вопросами,)

«Портрет». Каждая из команд выбирает себе «объект» из противоположной команды и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет.

Слайд 13. Коллаж из классных фотографий под музыку.

Листочки с записями отдают ведущему, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.

3. Настоящий ли ты друг?

Слайд 14.

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей

Н. Макиавелли

Твой истинный друг, кто укажет в пути
Препятствия все и поможет пройти.
Льстецов причислять опасайся к друзьям.
Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

М. Саади

2 команды работают с карточками. 

Содержание карточек.

  1. Я умею хранить секреты друзей.
  2. Мне нравится помогать друзьям.
  3. Я никогда не говорю другу обидные слова.
  4. Я всегда прощаю друга, если мы поссорились.
  5. Я умею просить прощение друга, если его обидел(а).
  6. У меня нет верного друга.
  7. Я могу дружить только с теми, кто мне помогает.
  8. Если мой друг поступает плохо, я всегда говорю ему об этом.
  9. Я дружу только с тем, кто хорошо учится.
  10. Я всегда остаюсь с другом и в беде и в радости.

1 команда – записать качества настоящего друга.

2 команда: записать качества, которых не должно быть у друга.

2 команды играют в игру «Карандаши».

1. Поднять руки, опустить.

2. Вытянуть руки вперёд, отвести назад.

3. Наклониться вперёд, назад.

4. Присесть, встать.

5. Сделать 2 шага вперёд, назад.

Вопрос:

- Какие действия должен выполнять каждый из вас, чтобы карандаши не упали?

Классный руководитель подводит итог: при выполнении этого упражнения от всех вас требовалась чёткая координация совместных действий. Каждый из участников должен был думать не только о своих действиях, но и о движениях своего одноклассника.

Слайд 15.

Рассказы-портреты первых 2 групп зачитываются и вывешиваются на доске.

Слайд 16.

Анализ теста «Настоящий ли ты друг?».

Слайд 17.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

Слайд 18.

- мы поговорили о том, каким хотим видеть лучшего друга, забывая о том, что сами являемся друзьями.

- Кого бы в нашем классе вы назвали настоящими друзьями?

- А я присмотрелась к вам и считаю, что дружеские отношения у Фокина и Сущенко, Кулагиной и Мысковой, Руденко и Сапуновой.

- Классный руководитель предлагает детям закончить предложение «Со мной можно дружить потому, что…»

Вывод.

Дружба означает близость   взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше,  чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Читает Надин Влад
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое?

Слайд 19.

“Толерантность”.
- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Терпение
Понимание
Уважение
Снисходительность
Принятие чужого мнения

- А можно  ли познать друга в радости?

Тренинг  «Счёт». Цель: сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Слайд 20.

- Чем отличается друг от знакомого или приятеля?

- Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?»

- Какие качества должны быть у настоящего друга?

4. Дружный коллектив?

- Как вы думаете, ребята, много ли может быть у человека настоящих друзей?

- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?

- С любым ли человеком дружат?

Игра "Атомы - молекулы". Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое" играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

Классный руководитель. Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?

Примерный ответ детей:

-  Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

Читает Семёнов-Шефов Максим
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

- На каких принципах строится настоящая дружба? Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность и т.д.

Классный руководитель. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.

И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосфер дружбы и сотрудничества.

Слайд 21.

Сейчас мы проведем игру «Пазлы».

Описание упражнения

Каждой команде выдается по пазлу. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение

- Легко ли было работать в команде?

Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

Слайд 22.

Для нашей группы попробуем предложить в общий «котёл дружбы» наши пожелания, качества, которые помогут нашей группе сдружиться, сплотиться. Ваши пожелания могут быть самыми разными: можно пожелать денег, счастья, понимания, здоровья, хороших оценок, улыбок, веселья, чтобы уроки начинались попозже и т. д. Все учащиеся вместе с классным руководителем садятся в круг и, передавая из рук в руки настоящий котелок, предлагают что-то от себя в котелок дружбы группы.

Итог классного часа:

Оглянитесь, нас 25 человек. И каждый хочет, чтобы у него был друг. Нет такого человека, который смог бы всю жизнь прожить один. Нам повезло: у каждого из нас в классе может быть 24 друга. И это прекрасно!

Заключительное слово классного руководителя. Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.

Читает Кабанов Дмитрий

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

У. Шекспир

Золотые слова написал когда-то Уильям Шекспир. За столько времени ценность дружбы не изменилась.

Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все  труднее  и труднее подружиться. Помните это!

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=95&source=&block=0&capping=0&cb=d2ee60109b9e2891bf2fc0a8b064258b

Тест «Настоящий ли ты друг?».

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность - он никогда вас не подведет;

б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость - вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?

а) ни одного; б) один; в) два; г) трое; д) четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все; б) почти все; в) не все; г) немногие; д) двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

а) панда; б) кошка; в) собака; г) обезьяна; д) слон.

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друга на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды; б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения; г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

Очки

 

А

Б

В

Г

Д

1

10

5

15

0

20

2

20

0

5

15

10

3

15

10

10

15

20

4

0

5

10

15

20

5

15

20

10

5

0

6

20

10

10

0

15

7

15

10

0

5

0

8

5

0

10

20

15

9

0

5

10

-

-

10

0

10

20

15

5

11

10

15

20

0

5

12

15

0

5

10

20

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...