Дополнительная общеразвивающая программа дизайн-студии «Сувенир»
рабочая программа
Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, занимающимся декоративно-прикладным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn-studiya_suvenir_.docx | 55.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества «Искорка»г. Томска
Рассмотрена на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Методического совета Директор ДДТ «Искорка»
Протокол № ___ _____________ С.Г. Здорнова
от «»_________2017г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
дизайн-студии
«Сувенир»
Возраст: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Некрасова Людмила Тимофеевна
Томск 2017
Содержание
1.Пояснительная записка.......................................................................................3
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы..................3
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность
дополнительной общеразвивающей программы......................................................3
1.3. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы......................4
1.4. Отличительные особенности
дополнительной общеразвивающей программы.....................................................4
1.5. Характеристика обучающихся
и продолжительность освоения программы.............................................................5
1.6. Принципы организации образовательного процесса........................................5
1.7. Ожидаемые результаты по итогам реализации
дополнительной общеразвивающей программы.....................................................6
1.8. Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы................................................................................7
2. Учебно-тематический план……………………………………………………8
2.1. Учебно-тематический план 1 год обучения……………………............….....8
2.2. Содержание программы 1 года обучения………………………................…8
2.3. Учебно-тематический план 2 год обучения……………………….................10
2.4. Содержание программы 2 года обучения…………………………................10
2.5. Учебно-тематический план 3 год обучения……………………….................12
2.6. Содержание программы 3 года обучения…………………………................12
3.Проектные группы…………………………………………………………….14
3.1. Учебно – тематический план проектной группы……………………………14
4. Методическое обеспечение…………………………………………………..15
5. Список литературы…………………………………………………………..18
- Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программадизайн - студии «Сувенир» имеющая художественную направленность. Быть дизайнером в современном мире – это не только умение создавать необычные вещи, но и обладать, способностью увидеть новую идею преображения пространства. Причем объекты, над которыми работают дизайнеры, могут быть разными. Дизайн применяется ко всему, именно поэтому профессия дизайнера становится все более востребованной в нашем мире. Это означает, что открываются безграничные возможности самовыражения.Использование в работе различных материалов (кожи, ткани, тесьмы, бусин, перьев, шишек, пуговиц и многого другого) способствует развитию творческой фантазии и воображения.
Дополнительная общеразвивающая программадизайн - студии «Сувенир» предполагает знакомство с профессией дизайнера, изучение различных приемов, методов, технологий в декоративно-прикладном творчестве, используемых в работе дизайнера. На занятиях обучающиеся учатся делать плоскостные композиции (панно), изделия для украшения дома, а также бижутерию и сувениры. Программа также предполагает знакомство с основами композиции и цветоведения.
Программа дизайн - студии «Сувенир» составленав соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:
- Конституция Российской Федерации (глава 2);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 № 1726 - р);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29. 08. 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172 – 14. «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска
Настоящая программа является модифицированной, составлена на основе следующих источников: Сборник Министерства просвещения СССР «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта» за 1986 год.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
• общих способностей (способность к обучению и труду);
•творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.);
Развивающий характер обучения ориентирован на:
• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
1.3. Цели и задачи образовательного процесса
Цель программы:развитие творческих способностей, умений, навыков обучающихся через освоение дизайнерских техник.
Основные задачи:
Образовательные
- способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества;
- познакомить обучающихся с различными техниками (декупаж, квилинг, кожаная пластика, батик и др.), с освоением приемов технологии;
-обучать созданию эскиза и построению композиции изделия;
-обучать работе с различными материалами: ткань, кожа, природным и нетрадиционным материалом.
Развивающие
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, образцов декоративно-прикладного искусства;
- развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);
Воспитательные
- формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;- формировать у обучающихся культуру труда.
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить следующие:
• комплексность: сочетание тематических блоков, представляет собой комплексный подход в освоении материала, а также предполагает их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
• преемственность: освоение материала от простого к сложного, взаимодополняемость используемых техник и технологий, применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
• не подражание, а творчество: овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
1.5 Характеристика обучающихся и продолжительность освоения программы
Программа адресована детям начального и среднего школьного возраста (с 7 до 15 лет). Выполнение программы рассчитано на 3 года
обучения.
Дети 1-го года обучения занимаются 4 часа в неделю.
Дети 2-го года обучения занимаются 6 часов в неделю
Дети 3-го года обучения занимаются 6 часов в неделю.
Набор детей: свободный. Форма занятий: групповая. Количество учащихся в группе по санитарно-гигиеническим требованиям: 15 человек 1 года обучения (при необходимости возможно деление на подгруппы по 7 человек, в связи со спецификой деятельности и техникой безопасности); 12 человек 2 и 3 годов обучения. Группа может быть сформированаразновозрастная, с постоянным составом.
1.6. Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность обучающихся;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Групповая
Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Для успешной реализации программы используются различные методы и технологии:
- метод обьяснительно-иллюстративный;
- метод репродуктивный;
- метод частично поисковый;
- метод практической деятельности
- метод проектной деятельности;
- технология ТРИЗ.
1.7. Ожидаемые результаты по итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях ДДТ «Искорка»;
• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• предметные результаты
- знание терминологии;
- формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления работ из различных материалов;
- знание приемов безопасной работы с инструментами и приспособлениями, знать последовательность изготовления изделий.
• метапредметные результаты
- развитие фантазии, образного мышления, воображения;
- выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
• личностные результаты
- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
- формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся (Приложение 1).
1.8. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы:
• ежегодные тематические выставки работ («Новогодний сувенир», «Светлая пасха»).
• «летопись» детского творческого объединения (фотоматериалы);
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);
• отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили.
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:
• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;
• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
2. Учебно-тематический план
2.1. Учебно-тематический план 1 год обучения
№п/п | Название темы | Количество часов | Формы | ||
всего | теории | практика | аттестации | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
2 | Первая бижутерия. | 16 | 8 | 8 | Защита творческих работ |
3 | Первые плоскостные композиции (панно). | 44 | 22 | 22 | Защита творческих работ |
4 | Подарки. Сувениры. | 80 | 40 | 40 | Защита творческих работ |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 144 | 72 | 72 |
2.2. Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие (2 часа)
Цели обучения и его содержание. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка.
Первая бижутерия (16 часов)
Теория | Практика |
Материалы и инструменты. Технология изготовления украшений из кожи. ТБ при работе с режущими инструментами. ТБ при работе со свечами. Технология изготовления украшений из джинсовой ткани. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом | Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из кожи. Обработка кожи на свече. Декорирование готовых изделий. Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из джинсовой ткани. Сбор и декорирование готовых изделий |
Первые плоскостные композиции (панно) (44часа)
Теория | Практика |
Понятие о композиции. Основы цветоведения. Материалы и инструменты. Технология изготовления панно в технике аппликация. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. Технология изготовления панно в технике терра. ТБ при работе со шпатлевкой. Технология изготовления простых панно в технике изонить. ТБ при работе с острыми и режущими инструментами. | Практические задания по теме цветоведение и композиция. Разработка эскиза. Изготовление лекал. Обработка деталей. Выбор фона. Наклеивание деталей на основу, сбор композиции. Оформление работы в раму. Разработка эскиза. Подготовка природного материала. Нанесение шпатлевки и размещение материала на фоне. Роспись фона акварельными красками. Оформление работы в раму. Работа с трафаретами для перевода рисунка на картон. Заполнение рисунка в технике изонить. |
Подарки. Сувениры (80 часов)
Теория | Практика |
Подарки и сувениры к празднику «Новый год». Символика праздника. Технологии, используемые при изготовлении сувениров к Новому году. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. Технология изготовления открыток к праздникам 23 февраля и 8 марта. Технология изготовление сувениров - оберегов из природных материалов. Знакомство с символикой оберегов. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. Сувениры к празднику «Пасха». Символика праздника. Технологии, используемые при изготовлении сувениров к Пасхе. ТБ при работе с режущими инструментами. | Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование. Разработка эскиза. Изготовление лекал и выкраивание деталей. Сбор и декорирование готовой работы. Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование. Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование. |
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов года. Планы на следующий год.
Награждение активных кружковцев.
2.3. Учебно-тематический план 2 год обучения
№п/п | Название темы | Количество часов | Формы | ||
всего | теории | практика | аттестации | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
2 | Бижутерия из различных материалов. | 24 | 12 | 12 | Защита творческих работ |
3 | Панно и картины. | 94 | 47 | 47 | Защита творческих работ |
4 | Изделия для оформления интерьера. Сувениры. | 94 | 47 | 47 | Защита творческих работ |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 216 | 108 | 108 |
2.4. Содержание программы 2-го года обучения
Вводное занятие (3 часа)
Цели обучения и его содержание. Правила внутреннего распорядка.
Бижутерия из различных материалов (24 часа)
Теория | Практика |
Материалы и инструменты. Технология изготовления украшений в монтажной технике из кожи. ТБ при работе с режущими инструментами. ТБ при работе со свечами. Технология изготовления изделий из фоамирана. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. | Изготовление бижутерии по собственному замыслу. Декорирование готовых изделий. Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из фоамирана. Тепловая обработка на утюге, тонирование. Сбор и декорирование готовых изделий |
Панно и картины (94 часа)
Теория | Практика |
Законы композиции. Различные виды композиции. Выполнение композиций (пейзаж, натюрморт). Теория цветового эмоционального воздействия. Технология изготовления панно из природного материала в технике коллаж. Заготовка природного материала. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. Технология изготовления панно в технике батик. ТБ при работе в технике батик. Технология изготовления панно в технике декупаж. ТБ при работе в технике декупаж. | Практические задания по теме цветоведение и композиция. Разработка эскиза. Подбор материала для панно. Изготовление фона в различных техниках. Наклеивание деталей на фон, декорирование готовой работы. Оформление работы в раму. Разработка эскиза. Нанесение рисунка на ткань. Нанесение резерва на контур рисунка. Роспись панно красками батик. Оформление работы в раму. Разработка эскиза. Подготовка основы для панно. Наклеивание декупажных фрагментов с помощью файла. Декорирование работы различными материалами (шпатлевка, бисер, ракушки и т.д.) |
Изделия для оформления интерьера. Сувениры. (94 часа)
Теория | Практика |
Знакомство с профессией дизайнер. Дизайн интерьера с помощью декоративных предметов. Технология изготовления декоративных предметов технике Пейп-арт. ТБ при работе в технике пейп-арт. Подарки и сувениры к празднику «Новый год», «Пасха» и т.п. Технологии, используемые при изготовлении сувениров. Технология изготовления сувениров в технике чердачная игрушка. ТБ при работе с швейной машиной. | Разработка эскиза вазы, шкатулки. Грунтование основы, нанесение линий эскиза не изделие. Заготовка жгутов из салфеток и приклеивание по рисунку. Покраска и декорирование готовой работы. Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование. Разработка эскиза. Изготовление лекал. Сметывание деталей, стачивание на швейной машине. Набивка, покрытие кофейным раствором. Роспись готовой работы. |
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов года. Награждение активных кружковцев.
2.5. Учебно-тематический план 3 год обучения
№п/п | Название темы | Количество часов | Формы | ||
всего | теории | практика | аттестации | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
2 | Стильная бижутерия и аксессуары из различных материалов. | 24 | 12 | 12 | Защита творческих работ |
3 | Настенные композиции | 94 | 47 | 47 | Защита творческих работ |
4 | Интерьерные композиции. Сувениры. | 94 | 47 | 47 | Защита творческих работ |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 216 | 108 | 108 |
2.6. Содержание программы 3-го года обучения
Вводное занятие (3 часа)
Цели обучения и его содержание. Правила внутреннего распорядка.
Стильная бижутерия и аксессуары из различных материалов (24 часа)
Теория | Практика |
Материалы и инструменты. Технология изготовления украшений из проволоки с памятью. ТБ при работе с круглогубцами и плоскогубцами. Технология изготовления изделий из фоамирана (повторение). ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. | Разработка эскиза. Подготовка материала (бусины, фурнитура и т.п.) Сбор готового украшения. Изготовление бижутерии и аксессуаров из фоамирана по собственному замыслу. |
Настенные композиции (94 часа)
Теория | Практика |
Законы композиции (повторение). Различные виды композиции. Теория цветового эмоционального воздействия. Понятие о стилях в декоративно-прикладном творчестве. Технология изготовления панно в технике объемная аппликация, с использованием ткани, кожи, ниток и других материалов для декорирования. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. Технология изготовления панно в технике декупаж и микс-медиа. ТБ при работе в технике декупаж. Технология изготовления панно в технике шерстяная акварель. | Практические задания по теме стилистика. Работа над эскизом. Изготовление работ по собственному замыслу. Заготовка и обработка деталей. Сбор композиции. Оформление работы в раму. Работа над эскизом. Подбор материала В соответствии со стилевым направлением работы. Изготовление многослойного фона и цветовая заливка красками спрей или акварель. Декорирование готовой работы. Работа над эскизом. Подбор материала различных цветов в соответствии с замыслом работы. Сбор готовой работы, оформление в раму. |
Интерьерные композиции. Сувениры. (94 часа)
Теория | Практика |
Знакомство со стилями и направлениями в области дизайна. Технология изготовления топиариев из различных материалов. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. Технология изготовления сувениров в технике текстильная кукла. ТБ при работе с швейной машиной. Технология изготовления сувенирных кукол из фоамирана. ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом. | Работа над эскизом. Подбор материала в соответствии со стилевым направлением работы. Закрепление шара на ножке и в горшочке. Сбор готовой работы. Разработка эскиза. Изготовление лекал. Сметывание деталей, стачивание на швейной машине, набивка, прикрепление волос. Изготовление одежды для куклы. Разработка эскиза.Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из фоамирана. Тепловая обработка на утюге, тонирование. Сбор и декорирование. |
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов года. Награждение активных кружковцев.
3.Проектные группы
Особое место в образовательной программе отведено проектной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и позволяет наиболее полно раскрыть и развивать творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. Овладевая методом проектов, воспитанники учатся планировать, структурировать и представлять свою работу. Кроме этого метод проектной деятельности позволяет находить новые средства выразительности в декоративно-прикладном творчестве, изобретать новые технологии и приемы при работе с различными материалами. Одной из форм метода проектной деятельности является мастер-класс, участвуя в этом виде деятельности, обучающиеся учатся быть в роли педагога, обучая других детей, что является своеобразной профориентацией.
Для наибольшей продуктивности и результативности особо одаренные обучающиеся 2-го и 3-го годов обучения формируются в проектные группы, для работы над созданием коллективных и индивидуальных проектов.
Проектная группа 2-го года обучения формируется в составе 5-7 человек, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Проектная группа 3-го года обучения формируется в составе 5-7 человек, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
3.1 Учебно-тематический план проектной группы
(2, 3 год обучения)
№п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теории | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Социально-значимые проекты | 52 | 26 | 26 |
3 | Творческие проекты | 52 | 26 | 26 |
4 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 108 | 54 | 54 |
Водное занятие (2 часа)
Цели обучения и его содержание. Правила внутреннего распорядка.
Социально-значимые проекты (52 часа)
Классификация проектов. Структура проекта. Проектная задача. Этапы проектной деятельности. Персональные, групповые проекты. Социально-значимая деятельность в рамках реализации проектов (кукольные спектакли для детей дошкольного возраста, мастер-классы).
Творческие проекты (52 часа)
Классификация проектов. Структура проекта. Проектная задача. Этапы проектной деятельности. Персональные групповые проекты. Поиск новых средств выразительности в декоративно-прикладном творчестве. Поиск новых технологий в декоративно-прикладном творчестве.
Итоговое занятие (2 часа)
Защита всех проектов, реализованных в учебном году.
4. Методическое обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.):
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, технология ТРИЗ).
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод, прием | Образовательные события | Результат |
Технология личностно-ориентированного обучения | Участие в городских конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях ДДТ «Искорка» | Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве |
Здоровье-сберегающие технологии | Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз | Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье |
Мозговой штурм | Разработка образа, поиск идей | Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо |
Технология коллективного творчества | Обучение и общение в группе | Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других |
Технология развивающего обучения | Развитие фантазии, вообра-жения | Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии |
Технология ТРИЗ | Изучение методов и приемов ТРИЗ на занятиях | Развитие не стандарного мышления с помощью приемов фантазирования и воображения |
Проектная технология | Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового | Способность работать самостоятельно и творчески |
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется через следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся;
— мастер-класс — проведение совместного занятия с родителями.
В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций;
• игровые методы — игры на развитие воображения и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания изделия, панно;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы располагает широким набором материалов и включает:
• Образцы и фотоматериалы по разделам занятий,
раздаточный материал (шаблоны, выкройки, схемы и т.д.);
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
• кабинет со столами, стульями и школьной доской;
• шкафы для хранения материалов и рабочих инструментов;
•стенды и полки для размещения образцов и проведения выставок;
• компьютер, проектор.
5. Список литературы
1. Еременко, Р.А. Часы - сувенир [Текст]/ Р.А. Еременко. – Школа и производство, 2005. - № 7. – С. 81.
2. Зырянова, Н.Е. Работа с кожей [Текст]/ Н.Е. Зырянова. – Школа и производство, 2004. - № 6. – С. 38-39.
3. Зырянова, Н.Е. Обработка кожи и меха [Текст]/ Н. Е. Зырянова.- Школа и производство, 2002.- № 4. – С. 35-37.
4. Котова, Т.В. Стильные штучки из кожи и ткани [Текст]/ Т.В. Котова. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА. – 120с.
5. Лопата, С.П. Вторичное использование кожи [Текст]/ С.П. Лопата. – Школа и производство, 2003. - № 1. – С. 35-36.
6. Лопата, С.П. Объемная аппликация из кожи [Текст]/ С.П. Лопата. – Школа и производство, 2004. - № 8. – С. 40-42.
7. Манкова, Т.Н. Стильные Украшения из кожи своими руками [Текст]/ Т.Н. Манкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 256с.
8. Панфилова, Т.Ф. Работа с кожей [Текст]/ Т.Ф. Панфилова. – Школа и производство, 2004. - № 7. – С. 23-25.
9. Панфилова, Т.Ф. Роспись бутылок [Текст]/ Т.Ф. Панфилова. – Школа и производство, 2005. - № 7. – С. 51-52.
10. Панфилова, Т.Ф. Рамка из картона и бумаги [Текст]/ Т.Ф. Панфилова. – Школа и производство, 2005. - № 5. – С. 55-56.
11. Пушкина, В. З. Стильные изделия из кожи. [Текст]/ В. З. Пушкина. – М.: Эксмо, 2006. – 368с.
12. Сидорова, Л.Е. Изделия из кожи и меха [Текст]/ Л.Е. Сидорова. – Школа и производство, 2003. - №7. – С. 43-44.
13. Скребцова, Т.О. Объемные картины из кожи [Текст] / Т.О Скребцова. – Изд.. 4-е – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 160 с.
14. Скворцов, К.А. Рамки для рукодельных работ [Текст]/ К.А. Скворцов. – Школа и производство, 2005. - № 5. – С. 49.
15. Скребцова,Т.О. Кожа в интерьере: дизайн декоративной посуды [Текст] / Т.О. Скребцова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 170с.
16. Хохленок, О.Н. Объемное панно из бумаги [Текст]/ О.Н. Хохленок. – Школа и производство, 2005. - № 5. – С. 38-40.
Список литературы для детей и родителей
1. Волкова, Н. В. Аксессуары из кожи [Текст]/ Н. В. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 220с.
2. . Горянинова, О. В. Стильная бижутерия своими руками: камень, стекло, дерево, проволока. [Текст]/ О. В. Горянинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 216с.
3. Модные украшения своими руками. Ремешки, браслеты, заколки… и многое другое. [Текст]/ [ред. – сост. Д. В. Нестерова] – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
4. Синеглазова, М. Кожа. [Текст] / М. Синеглазова. – М.: Изд. Культура и традиции, 2000
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения и воспитания ребенка
по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1 . Теоретическая и практическая подготовка ребенка: 1.1 Знания умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие знаний умений и навыков программным требованиям |
| 1 5 10 | Контрольное задание |
1.2 Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
| 1 5 10 | Контрольное задание |
1.3 Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 | Контрольное задание |
2. Развитие личностных качеств ребенка: 2.1 Умение аккуратно и качественно выполнять любую работу. | Старательность и аккуратность в труде, доведение работы до конца: |
| 1 5 10 | Наблюдение |
2.2 Умение проявлять чувство взаимопомощи и умение работать в коллективе. | Навыки взаимопомощи, желание работать сообща. |
| 0 5 10 | Наблюдение |
3. Результаты освоения образовательной программы | Участие в выставках и конкурсах различных уровней |
Карточка учета результатов обучения и воспитания
Учебный год
Объединение
Год обучения
Педагог
№ | ФИ обучаю щегося | Теоретическая и практическая подготовка ребенка | Развитие личностных качеств ребенка | Результаты освоения образовательной программы | |||||||||
Знания умения и навыки 1.1 | Владение оборудованием 1.2 | Творческие навыки 1.3 | Старательность и аккуратность в труде, доведение работы до конца 2.1 | Навыки взаимопомощи, желание работать сообща 2.2 | Участие в выставках и конкурсах различных уровней | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
Примечания:
1. - на конец первого полугодия
2. - на конец учебного года
Общие выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»
Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции по проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии чер...
Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»
Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....