Рабочая программа дополнительного образования по рукоделию
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rukodeliyu.docx | 314.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Рукоде́лие — очень широкое понятие, это вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике.
Преимущественно термин используется для женского труда: шитья, вышивания и вязания. Из всех видов рукоделия вязание на спицах, пожалуй, самый доступный вид для незрячих. Все приёмы вязания можно делать на осязание, на счёт.
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения обучающихся, которые они получили ранее в школах, колледжах, на кружках или из иных источников и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Группы состоят из 3-5 человек. Набор обучающихся - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям в области вязания.
Программа рассчитана на 10 недель обучения и направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. В ЦРС в группах с изучением Брайля отводится 40 часов на занятия рукоделием, в группах с изучением компьютерной грамотности 50 часов, есть группы, в которых отведено 70 часов на курс обучения.
Изучение всех тем программы не является обязательным.
Темы программы, которыми владеет слушатель, могут быть исключены или заменены более сложными.
Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание при обучении техникам вязания.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Образовательные:
- познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- обучить правильному положению рук при вязании, научить пользоваться инструментами;
- научить чётко выполнять основные приемы вязания без контроля зрения;
- научить вязать различные узоры, используя схемы и образцы для вязания;
- обучить особенностям вязания различных моделей;
- обучить основным условным обозначениям петель в схемах и описаниях моделей;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- Воспитательные:
- привить интерес к данному виду творчества;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
- Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать образное мышление;
- развивать воображение и фантазию;
- развивать моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям незрячих, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем слушателям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа по предмету должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор изделия и оформление готового изделия, например, как лучше оформить пинетки, вставить ленточку или шнурок, сделать ли помпоны и т.д. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный (беседа, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания;
- практический;
- контроля и др.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
- историю техники вязания на спицах;
- правила поведения, правила техники безопасности;
- инструменты и материалы;
- основные приемы набора петель и вязания на спицах;
- условные обозначения, понятие «раппорт»;
- особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, и варежек;
- влажная обработка трикотажных деталей;
- особенности ухода за готовыми изделиями.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные элементы вязания;
- изготавливать помпоны, кисти;
- вязать пинетки, шапочку, варежки, носки.
- правильно соединять элементы между собой;
- выполнять трикотажные швы различными способами (иголкой, крючком);
- выполнять заключительную отделку готовых изделий.
В результате обучения по программе у незрячих могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.
Тематический план (40 часов)
Тематический план (50 часов)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Основные приемы вязания спицами | 11 | 2 | 9 |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 5 | 1 | 4 |
4 | Накиды | 6 | 0,5 | 5,5 |
5 | Прибавление и убавление петель | 2 | 1 | 1 |
6 | Плоскостное вязание. Вязание пинетки (на 2-х спицах) | 8 | 0,5 | 7,5 |
7 | Круговое (цилиндрическое) вязание спицами | 14 | 0,5 | 13,5 |
8 | Особенности вязания головных уборов. Расчет петель по образцу. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 50 | 8,5 | 41,5 |
Тематический план (70 часов)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Основные приемы вязания спицами | 11 | 2 | 9 |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 5 | 1 | 4 |
4 | Накиды | 6 | 0,5 | 5,5 |
5 | Прибавление и убавление петель | 2 | 1 | 1 |
6 | Плоскостное вязание. Вязание пинетки (на 2-х спицах) | 8 | 0,5 | 7,5 |
7 | Круговое (цилиндрическое) вязание спицами | 28 | 1 | 27 |
8 | Особенности вязания головных уборов. Расчет петель по образцу. | 8 | 1 | 7 |
Итого: | 70 | 8 | 62 |
Учебно-тематический план (40 часов)
Учебно-тематический план (50 часов)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
- Знакомство с программой. Техника безопасности. История техники вязания на спицах - Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу» | 1 1 | 1 1 | - - | |
2 | Основные приемы вязания спицами | 11 | 2 | 9 |
- Набор петель начального ряда из 2-х нитей - Лицевые петли - Платочное вязание - Изнаночные петли - Чулочное вязание - Кромочные петли. Узелковый край. Край косичка. Закрытие петель - Вязание игольницы «Зайчик» | 1 1 2 1 2 2 2 | 0,5 0,5 - 0,5 - 0,5 - | 0,5 0,5 2 0,5 2 1,5 2 | |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 5 | 1 | 4 |
- Виды узоров из лицевых и изнаночных петель. Схема узора. Обозначение петель - Узор «Резинка 1*1» - Узор «Резинка 2*2» - Узор «Путанка (Букле)» - Узор «Кукуруза» | 1 1 1 1 1 | 1 - - - - | - 1 1 1 1 | |
4 | Накиды | 6 | 0,5 | 5,5 |
- Накиды и способы их выполнения (открытый и закрытый накиды) - Узор «Английская резинка 1×1» - Вязание шарфа | 1 1 4 | 0,5 - - | 0,5 1 4 | |
5 | Прибавление и убавление петель | 2 | 1 | 1 |
- Способы прибавления петель - Убавления петель по краям и в середине полотна | 1 1 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
6 | Плоскостное вязание. Вязание пинетки (на 2-х спицах) | 8 | 0,5 | 7,5 |
- Вязание пинетки на 2-х спицах - Сшивание. Оформление пинетки. Изготовление шнурка. - Изготовление помпонов - Вязание пинетки самостоятельно | 2 2 2 2 | 0,5 - - - | 1,5 2 2 2 | |
7 | Круговое (цилиндрическое) вязание спицами | 14 | 0,5 | 13,5 |
- Работа с пятью спицами. Построение квадрата. Соединение в круг. Вязание манжеты изделия (резинка носка). - Вязание высоты пятки. - Вязание пятки носка. - Вязание ступни носка. - Оформление мыска. - Вязание носка самостоятельно | 2 2 2 2 2 4 | 0,5 - - - - - | 1,5 2 2 2 2 4 | |
8 | Особенности вязания головных уборов. Расчет петель по образцу | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 50 | 8,5 | 41,5 |
Учебно-тематический план (70 часов)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
- Знакомство с программой. Техника безопасности. История техники вязания на спицах - Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу» | 1 1 | 1 1 | - - | |
2 | Основные приемы вязания спицами | 11 | 2 | 9 |
- Набор петель начального ряда из 2-х нитей - Лицевые петли - Платочное вязание - Изнаночные петли - Чулочное вязание - Кромочные петли. Узелковый край. Край косичка. Закрытие петель - Вязание игольницы «Зайчик» | 1 1 2 1 2 2 2 | 0,5 0,5 - 0,5 - 0,5 - | 0,5 0,5 2 0,5 2 1,5 2 | |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 5 | 1 | 4 |
- Виды узоров из лицевых и изнаночных петель. Схема узора. Обозначение петель - Узор «Резинка 1*1» - Узор «Резинка 2*2» - Узор «Путанка (Букле)» - Узор «Кукуруза» | 1 1 1 1 1 | 1 - - - - | - 1 1 1 1 | |
4 | Накиды | 6 | 0,5 | 5,5 |
- Накиды и способы их выполнения (открытый и закрытый накиды) - Узор «Английская резинка 1×1» - Вязание шарфа | 1 1 4 | 0,5 - - | 0,5 1 4 | |
5 | Прибавление и убавление петель | 2 | 1 | 1 |
- Способы прибавления петель - Убавления петель по краям и в середине полотна | 1 1 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
6 | Плоскостное вязание. Вязание пинетки (на 2-х спицах) | 8 | 0,5 | 7,5 |
- Вязание пинетки на 2-х спицах - Сшивание. Оформление пинетки. Изготовление шнурка. - Изготовление помпонов - Вязание пинетки самостоятельно | 2 2 2 2 | 0,5 - - 2 | 1,5 2 2 2 | |
7 | Круговое (цилиндрическое) вязание спицами | 28 | 1 | 27 |
- Работа с пятью спицами. Построение квадрата. Соединение в круг. Вязание манжеты изделия (резинка носка). - Вязание высоты пятки. - Вязание пятки носка. - Вязание ступни носка. - Оформление мыска. - Вязание носка самостоятельно - Способы вязания варежек. - Вязание детской варежки - Вязание варежки самостоятельно - Вязание подследников (по принципу укороченного носка) | 2 2 2 2 2 2 4 4 8 | 0,5 - - - - 0,5 - - 0,5 | 1,5 2 2 2 2 1,5 4 7,5 | |
8 | Особенности вязания головных уборов. Расчет петель по образцу. | 8 | 1 | 7 |
- Особенности вязания головных уборов. - Вязание детской шапочки. Изготовление помпона | 8 | 1 | 7 | |
Итого: | 70 | 8 | 62 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
Ознакомление с программой, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и спицах, о том, как выбрать хорошую пряжу.
Знакомство с различными образцами пряжи. Пряжа животного происхождения (шерсть и её подвиды) и растительного (лен, хлопок, бамбук), пряжа из синтетических волокон (акрил, полиэстер, пан-объёмный), фасонная пряжа и др.
Спицы. Размеры. Виды спиц. Отличия спиц па материалам из которого они изготовлены. (Металлические, пластмассовые, бамбуковые). Деление спиц по назначению (прямые, круговые, чулочные).
Слушатели должны знать и уметь:
- историю техники вязания на спицах;
- правила поведения, правила техники безопасности;
- инструменты и материалы;
2. Основные приемы вязания спицами.
Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».
Практический компонент. Учить набирать петли, вывязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли:
- набор петель с помощью большого пальца;
- техника вязания лицевой петли;
- платочное вязание;
- кромочные петли;
- «узелковый» кромочный край;
- техника вязания изнаночной петли;
- чулочное вязание;
- кромочный край «косичка».
- закрытие петель (завершение работы)
-вязание игольницы «зайчик». Отработка основных элементов вязания на простом изделии.
Слушатели должны знать и уметь:
- основные приемы набора петель и вязания на спицах;
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами, иглой;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные элементы вязания;
3. Узоры из лицевых и изнаночных петель.
Теоретический компонент. Виды несложных для запоминания узоров из лицевых и изнаночных петель.
Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель:
- узор «Резинка 1*1»
- узор «Резинка 2*2»
- узор «Путанка (Букле)»
- узор «Кукуруза»
Узоры «резинка» применяются при вязании шарфов, манжет варежек, носков, шапочек. Важно научиться «не сбивать» рисунок при вязании образца.
Слушатели должны знать и уметь:
- запоминать несложные узоры;
- выполнять узоры, чередуя петли, согласно выбранному рисунку;
4. Накиды, снятые петли.
Теоретический компонент. Накиды и способы их выполнения. Английское вязание.
Практический компонент. Учить выполнять различные накиды, а также вязать узоры, используя эти элементы. Вязание шарфа:
- виды накидов и способы их выполнения (открытый и закрытый накиды).
- узор «Английская резинка 1×1»
- вязание шарфа английской резинкой. Отработка элемента открытый накид при вязании изделия.
Слушатели должны знать и уметь:
- знать виды накидов;
- выполнять накиды различными способами;
- вязать узор «английская резинка»;
- вязать шарф используя данный узор ( выполнение прямого полотна необходимой длины);
- технология изготовления бахромы.
5. Прибавление и убавление петель.
Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.
Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель:
- прибавление петель за переднюю и заднюю стенки;
- прибавление из протяжки;
- невидимое прибавление;
- убавление одной петли: 2 петли вместе лицевой с наклоном влево,
2 петли вместе лицевой с наклоном вправо;
- 2 петли вместе изнаночной;
- убавление 2-х петель (три петли вместе).
Слушатели должны знать и уметь:
- выполнять прибавления и убавления петель в том месте, где это требуется по схеме изделия;
6. Плоскостное вязание. Вязание пинетки на 2-х спицах.
Теоретический компонент. Объяснить схему вязания пинетки на двух спицах платочной вязкой с последующим сшиванием.
Практический компонент. Вязание пинеток на 2-х спицах:
- вязание пинетки;
- сшивание, оформление пинетки, изготовление шнурка;
- изготовление помпонов;
- вязание пинетки самостоятельно (отработка схемы изделия)
Слушатели должны знать и уметь:
- вязать изделие по конкретной схеме;
- сшить готовое изделие, применив навыки полученные на уроках домоводства (выполнять шов через край);
- оформить изделие, вставить шнурок, украсить помпонами;
7. Круговое (цилиндрическое) вязание спицами.
Теоретический компонент. Учить технике кругового вязания на 5 спицах.
Особенности снятия мерок и расчет для вязания носок, варежек.
Практический компонент. Вязание детских носок и варежек:
- особенности вязания по кругу;
- расчет количества петель для изготовления носка;
- выполнить манжету носка, вязание высоты пятки, вязание пятки носка, вязание ступни носка, оформление мыска;
- последовательность изготовления варежки, вязание манжеты, отверстие для большого пальца, завершение варежки по спирали или клином, вязание большого пальца.
Слушатели должны знать и уметь:
- особенности снятия мерок и расчета для вязания носок, и варежек;
- владеть техникой кругового вязания;
- вязать варежки, носки.
8. Особенности вязания головных уборов. Расчет петель по образцу.
Теоретический компонент. Виды шапочек. Особенности снятия мерок и расчет для вязания шапочек.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Вязание шапочки.
- особенности вязания головных уборов;
- вязание детской шапочки, изготовление помпона,
- расчет плотности вязания по образцу.
Слушатели должны знать и уметь:
- особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки,
- вязать шапочку,
- провести расчет петель по образцу для изделия.
Условия реализации программы
Работа по предмету рукоделие ведется с учетом учебно-воспитательного режима ЦРС. К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, имеющиеся у педагога (спицы для вязания, иглы для сшивания вязаных изделий, сантиметровая «брайлевская» лента, пряжа, маркеры для вязания, приспособления для изготовления помпонов и т.д.);
- учебные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Слушатели должны соблюдать правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять задания педагога.
Правила техники безопасности при работе:
1. До начала работы обучающийся должен хранить рукоделие в специальной шкатулке или ящике стола.
2. Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе. Концы спиц должны быть защищены колпачками или ограничителями. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.
3. Во время работы обучающийся должен бережно относиться к своей работе и инструментам для работы; не брать булавки, иголки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
4. Во время перерыва в работе вкалывать иголки в игольницу, крючок и спицы в клубок ниток или в работу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
5. Передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
6. Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя делать резких движений рукой с крючком или спицами, чтобы не уколоться.
8. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками, а отрезать ножницами.
9. Перед тем как пользоваться утюгом, убедиться в его исправности. Нельзя включать утюг мокрыми руками. Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга. При неисправности немедленно сообщите преподавателю и отключите прибор от сети.
Влажно-тепловую обработку изделий проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку.
10. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном положении.
11. По окончании работы обучающийся должен проверить количество булавок, крючков и спиц в шкатулке, их должно быть столько же, сколько в начале работы. Сложить спицы после работы в чехол. Спицы должны храниться парами. Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место. Убрать свою работу в ящик рабочего стола или шкатулку для работы.
Литература:
- Довцова Ярослава «Вязание на спицах: наглядное пособие для начинающих».- Москва: Эксмо, 2014.- 160 с.
- Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
- Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом НОВА-ПРЕСС».
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д. В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
- Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Мулыги А. Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие" для учащихся 5-7 классов....
Рецензия на программу дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа по дополнительному образованию "Креативное рукоделие"на 2018-2019 учебный год прошла рецензию....
Рабочая программа дополнительного образования "Студия рукоделия "Золушка"
Программа Студии рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. Адресована на детей от 9 до 15 лет....