элективный курс
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Выявление и развитие способностей учащихся 5-6 классов на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Пояснительная записка.
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности и направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся младшего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии.
Цель: Выявление и создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
Задачи: - развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей школьников;
- формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по географии;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных
видах деятельности;
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными учащимися:
- работа по индивидуальным планам;
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- конкурсы;
- курсы по выбору, элективные курсы;
- участие в олимпиадах;
- участие в предметной неделе
- научно-исследовательские конференции
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
- Дифференцированный и индивидуальный подход
- Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность и др.)
- Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в географической области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
- Внеклассная работа по предмету
- Выставки творческих работ учащихся
- Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
- Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах
- Активное участие в творческих проектах и конкурсах
- Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса,школы
Основные направления в работе с одарёнными детьми:
1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
Возможностей для формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы территории, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.
Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением мини-исследований.
Можно выделить три уровня проектов:
учебный,
учебно-исследовательский,
научно-исследовательский.
Исследовательскую деятельность возможно организовывать с 5 класса. Исследовательские работы и проекты здесь носят учебный характер. Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая , а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Этот уровень, как правило, реализуется на уроках. Обоснованным здесь является использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, проблемный анализ текста, написание творческих работ, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике, практикумы.
Второй уровень обязательно требует, помимо умения работать с первоисточниками, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, проводить опрос по значимым вопросам. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта.
В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Включение в самостоятельную работу, должно быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития - интерес к работе и посильность во многом определяют успех; длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
В 6-7 классе в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. В данном учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Творчество учащегося не может ограничиваться рамками одного урока – оно выходит на уровень внеурочного дополнительного образования, а это третий уровень.
Третий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и.т.д.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при проблемном проведении уроков, проведении практических занятий исследовательским и проектным методом, внедрении системы домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
Данные формы работы учащихся позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые одарены географически.
2. Факультативы.
В системе работы учителя с одаренными и способными учащимися важное место отводится факультативным занятиям. Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций.
Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:
- развитию географического мышления;
- вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
- вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
- знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.
3. Подготовка учащихся к олимпиадам.
Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.
4. Школьное научное общество
Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми способностями, а так же дети с высокой мотивацией к учебной деятельности.
Этапы работы в ШНОУ:
Подготовительный этап (5 -7 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
Развивающий этап (8 - 9 классы )
Цель: активное расширение кругозора школьников; совершенствование навыков научной деятельности; определение тематики исследовательских проектов.
Собственно исследовательский этап (9 - 11 классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности; разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований работ.
Форма организации работы в НОУ
- Индивидуально-групповая (консультации, эксперименты, проектирование, анкетирование)
- Заочная (чемпионаты ,дистанционные олимпиады, фестивали)
- Массовая (лектории ,конференции, публикации, выставки)
НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Ожидаемые результаты.
• Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей детей
• Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, участие в олимпиадах, положительная динамика успеваемости учащихся.
• - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
• - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
• - Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской одаренности.
• - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
• - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Показатели результативности:
- способность к рефлексии и самоанализу,
-развитие познавательной активности и памяти, умение работать с информацией,
-развитие творческой активности,
-создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Сроки реализации.
Первый этап – диагностико-организационный:
• создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ
• изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей
• определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения географии.
• определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития интеллектуальной и творческой активности обучающихся.
Второй этап – организационно – практический .
• мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
• отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
• отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
• всесторонняя поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно – обобщающий .
• анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
• анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
• анализ деятельности учителя по работе с одарёнными детьми;
• определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
Заключение
1. Описанная выше работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно географии.
2. Используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии), создаются условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности.
3. Ученики реализуют познавательные возможности при работе над проектами, учатся отстаивать свою точку зрения при их защите, делать выводы из полученных результатов работы.
4. Работа по развитию способностей обучающихся по географии должна продолжаться в последующих классах на более углубленном уровне, с учетом возрастных особенностей учащихся
Мероприятия по выполнению программы «Выявление и развитие способностей обучающихся 5-6 классов на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Сентябрь. Ежегодно
2
Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей.
сентябрь. Ежегодно
3
Подготовка к школьному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по географии
Сентябрь. Ежегодно
4
Проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по географии
Октябрь. Ежегодно
5
Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии.
Октябрь Ежегодно
6
Организация индивидуальных и групповых консультаций для ОД по географии.
В течении года
7
Внедрение проблемно исследовательских, проектных методов обучения для развития у учащихся творческого и исследовательского мышление.
В течении года
8
Участие учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах различного уровня
В течении года
9
Проведение мероприятий в рамках проведения предметной недели
Ежегодно
10
Участие в школьном Дне науки
Март Ежегодно
11
Анализ результатов участия учащихся в предметных олимпиадах и
школьном Дне науки.
Ежегодно
12
Корректировка работы с ОД на следующий учебный год, анализ результативности работы
Ежегодно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...