Будущей пятиклассник
классный час
психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 классе
Тема: «Будущий пятиклассник»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средним звеньями школьного обучения, о посильной помощи детям в адаптации к новым условиям; знакомить родителей с возрастными психологическими особенностями пятиклассников; анализировать основные трудности, возникающие при переходе учащихся в среднюю школу.
Ход собрания.
- Приветствие.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня. Меня зовут…
- Выступление.
Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» дети и родители. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам; с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.
Когда наши дети придут в 5 класс, они столкнутся с довольно трудным периодом – адаптационный период к средней школе. Они переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки у них проходят в разных кабинетах. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства, а это достаточно серьёзный кризис.
Сегодняшний пятиклассник энергичный и любознательный, умный и настойчивый, старательный и творческий, внимательный и находчивый, взволнован и иногда растерян. Он хочет учиться, хочет знать больше. Пятиклассник верит нам, учителям и родителям, и мы не должны его обмануть. Он ждет перемен, ждет, что в школе ему станет интересно. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы учителя были довольны, чтобы «мама, когда увидит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников.
Трудно ему в школе? Да. Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет. К тому же, ему нужно приспосабливаться к требованиям разных учителей. Различные требования учителей зачастую оказываются им не под силу. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к учителю, плач, капризы; возникает чувство одиночества, что в школе они никому не нужны. Вследствие того, что ребенок не сможет выполнить определенных учебных задач, у него может снизиться интерес к учебе. Поэтому учителя и родители постоянно должны быть готовыми помочь детям, чтобы у них не возник так называемый симптом обесценивания своей позиции как ученика.
Почти у всех 5-классников слово «оценка» вызывает сильное эмоциональное (часто негативное) переживание. К сожалению, идя на урок, ученики заранее настраиваются на плохую оценку. Тем самым в них незаметно формируется низкая самооценка, что в дальнейшем негативно отражается на всех сферах жизни.
У детей этого возраста уже формируются личные взгляды на жизненные ценности и обучение. Но не все они могут ответить на вопрос: для чего я учусь? Поэтому создается «вакуум» мотива обучения. Происходит это потому, что прежние ценности ребенка уже не устраивают, а новые еще не сформировались.
Необходимо целенаправленно формировать у ребенка правильную стойкую мотивацию к учебе. Можно выделить следующие мотивы учения:
- учимся для жизни, а не для школы;
- каким я стану зависит только от меня;
- я взрослею, и это ответственно.
Если ученик сохранит эти мотивы обучения, то, окончив школу, он будет уверен в себе, целеустремленный, готов к взрослой жизни.
Большинство детей переживает 5 класс как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Однако резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, несомненно, вызывают у них стресс.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость, или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми и неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы уже нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере.
Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.
Тренинг-провокация
Цель: приблизиться к состоянию пятиклассника, адаптирующегося к новым условиям.
Участники: директор фирмы, секретарь, бухгалтер, акционер, отдел кадров, работница
Информация от тренера для директора :
Вы – вновь назначенный директор достаточно солидной фирмы. Ваш предшественник был человеком опытным, профессионалом своего дела. Деловой уровень сотрудничества коллектива был при старом директоре достаточно высоким, да и сам микроклимат был теплым.
После этой информации так называемого «директора» просят выйти за дверь. В это время между другими участниками распределяются роли. Каждый получает реплику, с которой надо обратиться к «боссу»
Секретарь: «Звонит ваша жена, говорит, что вопрос очень важный и срочный»
Бухгалтер: «Надо подписать документы на зарплату, и еще вас просили срочно
позвонить в казначейство»
Секретарь: «Кстати, вас в кабинете ждет акционер»
Акционер: «Хочу выразить вам свои поздравления по поводу назначения на должность, и имею к вам деловой разговор»
Отдел кадров: «Вас ждет человек, с которым вы пообещали поговорить по вопросу
трудоустройство. Как быть, вы примете его?»
Работница: «Мне требуется ваше разрешение на материальную помощь в связи с болезнью ребенка»
Секретарь: «Вы вчера резко разговаривали с нашим сотрудником, и он попал в больницу.
Нужно проявить внимание. У вас будут какие-то распоряжения?»
После раздачи ролей учителя приглашают зайти в помещение. Он получает новую установку: «Буквально через несколько минут у вас совет директоров, вы почти опаздываете, поэтому спешите. Но фирма достаточно большая,соответственно очень много вопросов нужно выяснить»
По ходу каждый из участников обращается со своей репликою, а «директор» или выясняет вопрос, или дает ответ, помня, что опаздывает в зал заседаний.
После проведения игры все обмениваются впечатлениями.
- Все ли довольны ответами?
- Как себя чувствовал родитель в роли «директора», когда все обращаются со своими
проблемами, требованиями и никто не предлагает помощи?
Вывод:
ученик 5 класса – тот же директор, он переходит от системы
ученик-учитель (где ему известны все требования) к системе ученик-учителя-предметники (где ему ничего не известно). Поэтому сразу приспособиться к требованиям разных учителей невозможно. Для учеников, которые проходят период адаптации, нужно дать время, как минимум месяц для привыкания к требованиям учителей.
Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения
Проблема | Возможное решение |
Стойкая привычка у детей к преувеличенной помощи родителей во время выполнения домашних заданий, творческих работ | Дать детям самостоятельность в выполнении заданий, проверка после выполнения. |
Создание у детей в конце 4-го класса психологического барьера – настороженного ожидания трудностей учебы в 5 классе | Знакомство родителей и учащихся со своими учителями уже в 4м классе, проведение адаптационных занятий |
Недостаточная техника чтения, большие проблемы, связанные с пониманием текста учащимися через бедный лексический запас у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его | рекомендовать родителям постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания содержания терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условие упражнения, летом ежедневно читать вслух и пересказывать прочитанное |
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей | Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, с правильной позицией ручки |
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей | специальные упражнения на тренировку внимания и памяти |
Недостаточная тренированность долговременной механической памяти | Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты |
Отсутствие у учащихся умений и навыков работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной учебной литературой | Рекомендовать создать в классе собрание справочной литературы, предлагать учащимся задания с использованием справочников и словарей, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы |
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) | Постоянное закрепление знаний: таблицы сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного вычисления |
Ошибки в письменных действиях с многозначными числами | Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения действия , систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание |
Недостаточное знание правил порядка выполнения действий ( в том числе и в выражениях со скобками) | После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий |
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) | Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунках, схеме. Во время обсуждения решения ставить вопрос: как догадаться, что первое (второе, ... ) действие есть именно такое? |
Формальные представления о буквенные выражения, уравнения, его корне, способах проверки правильности решения уравнения | Больше внимания уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного или неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной |
Недостаточно грамотное речи учащихся | Чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений, неравенств, склонять числительные, тренировать в верном чтении выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах |
Игра «Хлопок».
Вызвать одного из родителей.
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладонью. Получилось? Действительно во-первых неудобно, во-вторых рука быстро устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Давайте попробуем – одна ладонь ваша, а вторая моя. Хлопок – это результат двух ладоней. Важно, чтобы у вас и ваших детей всегда была вторая ладошка.
Помните – родительское собрание – это не для учителя! Это для мам и пап, неравнодушных к судьбе своих детей. Оно предполагает не только обсуждение хозяйственных нужд и финансовых вопросов. В обязанности классного руководителя входит психологическое просвещение родителей, анкетирование учащихся с целью отслеживания эмоционального состояния детей, выявления проблем различного характера. Учитель может помочь советом в воспитании, даже в решении семейных проблем.
3. Еще один совет: не ждите чудес от школы. Нагрузки на преподавателей таковы, что под вечер они валится с ног. Помогайте учителю в организации внеклассных мероприятий, создайте действующий родительский комитет, который не только деньги собирает, но ведет воспитательную работу, общается с предметниками, и ваш ребенок получит от средней школы максимум знаний и минимум отрицательных эмоций. И чем старше будет становиться Ваш ребенок, тем внимательнее следует относиться к его школьным делам.
4. Классному руководителю необходимо сообщать о любых, особенно неприятных, изменениях в семье. Это поможет предотвратить нервные срывы, конфликты с педагогами и товарищами. Также состояние здоровья вашего ребенка, чтобы предотвратить возможные неприятности или недоразумения.
5. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. Помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все кризисы подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не попадет в психологический тупик. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем более что ставка уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!
Благодарю всех за внимание!
Рекомендации для родителей будущих пятиклассников
Первое условие школьного успеха пятиклассника– безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учёбной деятельностью.
- Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
Рекомендации для родителей будущих пятиклассников
Первое условие школьного успеха пятиклассника– безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учёбной деятельностью.
- Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих пятиклассников
Все знают как тревожно в сентябре в 5 классе. Адаптация проходит по разному. Почему? Что нужно сделать, чтоб вашему ребёнку стало комфортно в школе... Советы родителям и ребятам....

Напутствия будущим пятиклассникам
В нашей школе 1 сентября проходит линейка-посвящение в пятиклассники.Вчерашние выпускники начальной школы переходят в среднее звено. Их ждёт встреча с новым классным руководителем, новым кабинетом, но...

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

Классный час «Давайте познакомимся» (в ходе смотра знаний будущих пятиклассников)
Традиционно в апреле в нашей школе проходит Смотр знаний будущих пятиклассников. Школа у нас опорная, поэтому участие в Смотре принимают и выпускники начальных школ ближайших сел. Этот день позволяет ...

Советы родителям будущих пятиклассников
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...