доклад на МО
учебно-методический материал

Мясоутова Елена Ивановна

доклад на мо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка32.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Доклад:

«Реализация принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей с ОВЗ на внеклассных занятиях»

Подготовила воспитатель: Мясоутова Е. И.

Дата: 26.01.2019г.

 Дифференцированный подход   в воспитании, один  из  способов решения педагогических задач с учетом социально – психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам детей.

       Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность      педагога, т. к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка , а для определенной категории детей. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства ребенка.

 

Индивидуальный подход в воспитании, осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка (темперамент  и характер, способности, мотивы и интересы и др.),  в значительной степени  влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов.

Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания.

Основные принципы индивидуальной и дифференцированной воспитательной работы:

1.     Повседневное внимание к каждому воспитаннику, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2.     Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3.     Органически сочетаться с уважением к воспитанникам.

4.     Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5.     Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

6. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости.

7.     Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на воспитанника.

8.  Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной и дифференцированной воспитательной работы.

1.     Изучение личного дела.

2.     Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление ребенка рассказать о себе.

 3.     Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4.     Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5. Учет нарушений поведения.

6. Немедленное реагирование на нарушения поведения.

7. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

8. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

9. Шефская работа: работа в парах.

10.  Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

11.  Моделирование проблемных ситуаций.

12.  Использование критики.

13.  Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

14.  Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

15.  Воспитание успехом.

 Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии - участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей.

Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

 Социализация каждого воспитанника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учётом особенностей его развития и воспитания.

Воспитатель должен учитывать все индивидуальные особенности воспитанника: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение; уровень эмоционально-волевого развития, физического развития, условия его воспитанности и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход необходим нашим детям, независимо от их успехов. Нельзя задерживать в развитии тех, кто хорошо выполняет задания, им нужно давать дополнительные, чтобы развивать, вызывать интерес к занятиям (Ковалев Коля). Слабых постоянно контролировать(Дудников Леша и Круподеря Никита).

Необходимой предпосылкой успешной реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей в первую очередь является педагогический такт воспитателя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, за внимание, успехи дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Воспитанник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что воспитатель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним.

Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности воспитателя. Воспитатель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия:

- уважение самооценки личности воспитанника;

- вовлечение во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

- постоянное повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

- создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

Внеклассная воспитательная работа – это организация воспитателем различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации воспитанника, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт, его знания, приобретаются необходимые практические умения и навыки. Также способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание участвовать в работе класса. Воспитанники проявляют свои индивидуальные особенности, учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. Каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия.

Индивидуальная работа с детьми начинается с диагностирования личности каждого ребёнка, устанавливается дружеский контакт с ними, организуется совместная коллективная деятельность. Рекомендуется применять разнообразные методы изучения воспитанников: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их деятельности (ответов на вопросы, самостоятельных практических действий, поделок), беседы (с родителями, с воспитанниками), анкетирование, тестирование, анализ документации. Воспитатель будет знать готовность детей к восприятию материала, предвидеть затруднения, которые могут возникнуть, использовать в системе занятий групповые и индивидуальные задания, анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании в системе, а не эпизодически. У воспитателя появляется возможность помогать слабым и уделять внимание сильным.

Воспитательная работа в классах ведётся с группами (на основе сходства в интеллекте, поведении), каждая группа требует индивидуального подхода. Большую часть занятий проводим в сюжетно - игровой форме. Это помогает активизировать внимание детей, поддерживать познавательный интерес в течение всего занятия. Коррекционно-развивающие задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода: при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребёнка. Например, если одним воспитанникам хватает словесной инструкции, то другим нужен показ. Применяются упражнения на релаксацию, физкультминутки, которые помогают снять утомление детей, мышечное напряжение. Подбирается материал для занятий с разным уровнем сложности, учитывая особенности воспитанников, индивидуально. Например,  взять контурные изображения для раскрашивания, нужно подбирать индивидуально, не все могут аккуратно раскрасить. Во время изготовления поделок у каждого определённый уровень задания, учитываются индивидуальные особенности (темперамент, способности, интересы), но цель одна для всех: выполнить красиво и чисто.

В игре проявляются и формируются все стороны психического развития воспитанника. Через роли, которые он выполняет в игре, обогащается его личность, нужно, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость. Подвижные игры способствуют формированию нравственных проявлений.

Очень популярна в школе внеурочная спортивная деятельность: спортивные кружки, игры, занятия, праздники. Эти мероприятия особенно эффективны для воспитанников с гиперактивным и агрессивным типами нарушений поведения.  Двигательную активность мы, таким образом, направляем и организовываем, подчиняя ее определенной цели. Формируем такие положительные качества личности, как активность, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, товарищество, внимательность и выдержка.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Приёмы и методы различны. Задача воспитателя – отобрать те средства, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям воспитанника. И опираться на коллектив постоянно, на коллективные связи детей внутри группы. Ведь невозможно воспитать доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело без коллектива.

Обязательным этапом на занятиях является применение здоровьесберегающих технологий:

игровой час после сна (в младшем возрасте),

динамические паузы,

артикуляционная гимнастика,

пальчиковая гимнастика,

подвижные игры,

дорожки здоровья – ходьба,

дыхательная гимнастика,

ЛФК,

арт-терапия,

музыкотерапия,

сказкотерапия,

психогимнастика.

При поступлении ребенка  в школу – интернат воспитатель проводит с ним индивидуальную беседу, направленную на ознакомление его с правами и обязанностями воспитанника школы – интернат. На ребенка заводиться карта развития, где отражаются данные о физическом здоровье ребенка, учебной успеваемости, результаты исследований уровня развития психических процессов, коммуникативных характеристик, социальный статус ребенка и т.д.

 Первый этап – адаптационный (здесь может применяться не только индивидуальный подход, но и дифференцированный, т. к. в этот период ребенок особенно нуждается в избыточном внимании, ласке, опеке, тактильных контактах). Важное направление этого этапа – это ориентировочные беседы, применение различных техник (игры, упражнения, сюжетно – ролевые игры).  Эти мероприятия способствуют снятию адаптационного синдрома.

 Индивидуально – дифференцированный подход  в воспитательной работе присутствует практически во всех режимных моментах  работы с детьми. Например, возьмем утренний туалет и водные процедуры. Задача при этом для всех детей ставится одна: научить следить за чистотой и опрятностью своего тела.  Некоторых воспитанников мы должны этому научить, т.е. сформировать этот навык (вместе взять зубную щетку, показать все движения щетку).

 У воспитанников среднего школьного возраста этот навык уже есть, но его надо развивать и контролировать. Для детей подросткового возраста в этом режимном моменте, нужен лишь контроль над его выполнением, т.к. этот навык уже сформирован, за исключением детей социально и педагогически запущенных.    Уборка кровати и тумбочки – задача ставится для всех одна – научить правильно и аккуратно  заправлять свою кровать, содержать свои вещи в порядке. У детей младшего возраста этот навык еще не сформирован и мы должны его научить этому.

   У детей среднего школьного возраста этот навык  уже сформирован и ребенок  умеет заправлять кровать и складывать вещи в тумбочке  аккуратно, то наша задача состоит только в систематическом контроле.

   Следующий режимный момент – это гимнастика.  День начинается с утренней зарядки, на всех мероприятиях и занятиях – физкультминутки. В этом режимном моменте также применяется индивидуально – дифференцированный подход, т.е. учитывается возраст, уровень физической подготовки, дозируется нагрузка с учетом индивидуальных особенностей (по рекомендациям медиков).            

  Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры личностных отношений.  В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой  деятельности воспитанников, задачи которого решаются в процессе детского труда. Организуя  трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность, стараются так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым. Например, дежурство в столовой. Задачами является:

- приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол, убирать посуду;

- учить пользоваться приборами, салфетками;

- знакомить с правилами поведения в столовой.

Для решения поставленных задач используются различные методы:

- беседы,

- демонстрация красочных иллюстраций (поведение в столовой, уборка посуды и т. д.),

- пример воспитателя.

Для обучения детей младшего школьного возраста учитываются их индивидуальные и физические возможности. Поэтому, дети учатся правильно вести себя в столовой, бережно относится к хлебу и труду поваров и кухонных работников.

  Дети среднего  школьного возраста  знакомятся с правилами дежурства по столовой и приступают к дежурству. Задачей воспитателя является систематический контроль над работой воспитанников, помощь,  если у ребенка отсутствуют какие – либо навыки. Воспитатель показывает, как это необходимо сделать.

  Ребята старшего школьного возраста полностью владеют навыками бытового труда, поэтому воспитатели ведут частичный контроль над работой детей, следят за качеством, указывая на ошибки, не ущемляя достоинства ребенка. День за днем воспитатели терпеливо и настойчиво  учат этому повседневному труду, показывая на примере,   как  важно жить  в чистоте и как приятно быть участником жизни большой семьи. В труде, даже   в простом, у ребенка развиваются многие качества, которые будут ему  необходимы в жизни. Чистоплотность, исполнительность. Ручной труд, как и  хозяйственно – бытовой,  относится к разряду организованной  деятельности.   Конкретный, приносимый пользу результат труда имеет для воспитанников особое значение. Лишь такая работа вызывает их трудовую активность, приносит удовлетворение, формирует положительное отношение к труду.

  Подводя итоги моему выступлению практической деятельности по данному подходу, уже сейчас можно сказать, что  вышеописанный подход в работе в нашей сфере с детьми данных категорий, которые  у нас находятся, не только эффективен, но и необходим, т. к. только при его использовании мы сможем бороться с разного вида нарушениями и отклонениями.

  Любое обучение и воспитание эффективно (в данном случае мы рассматриваем индивидуально – дифференцированный подход), когда оно правильно организовано. И если ребенок с особенностями в развитии, с трудностями в обучении, получит своевременную квалифицированную педагогическую помощь, научившись при этом самостоятельно регулировать и организовывать свою мыслительную деятельность, планировать свои действия и достигать определенных успехов, то этот ребенок обязательно избавиться от многих проблем.  Обязательно захочет учиться, научиться получать радость от познания окружающего мира и тогда он найдет свое место в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...