Трудности педагогов в общении с родителями детей с СДВГ
статья (5, 6, 7 класс)

Белых Павел Валерьевич

В данной статье я не рассматриваю типологию очень хороших родителей,  а стараюсь раскрыть  вопрос о трудностях тех родителей,

которые склонны перекладывать ответственность за воспитание ребенка с СДВГ на других (ближайших родственников, детский сад, школу, социум, близкое окружение). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudn_na_puti_obshchen_s_rodit.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности педагогов  

в общении с родителями детей с СДВГ

Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

          Семьи бывают разные, как и семьи с детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Отношения, существующие внутри таких семей, их желание воспитывать ребенка также разнятся: родители, всем сердцем желающие добра своему ребенку, понимающая все его нужды, часто обращающаяся к специалистам и делающая все возможное для счастья и здоровья своего ребенка, существуют родители, которые осознают проблему, но из-за нехватки времени или других причин снимающие с себя ответственность за воспитание ребенка и возлагающие эти обязанности на родных и близких, на окружение. Причем, они могут обращаться к специалистам, но не выполняют данных им рекомендаций.

           Последний тип родителей не принимает проблему собственного ребенка, «закрывает глаза» на нее, видит решение проблемы в психическом насилии или физических наказаниях. Обращение к специалистам считают напрасной тратой времени. Следовательно, помощь педагогов ребенку должна начинаться с родителей, с привлечения родителей к адекватному оцениванию себя и собственных возможностей.

          Не рассматривая типологию очень хороших родителей, поднимем вопрос о трудностях тех родителей, которые склонны перекладывать ответственность за воспитание ребенка с СДВГ на других (ближайших родственников, детский сад, школу, социум, близкое окружение). Родители склонны перекладывать проблему друг на друга, причем, обычно, мать вполне понимает проблему, но желает воспитывать свое чадо так, как «считает нужным», параллельно обвиняя педагогов и окружающих в «низком профессионализме, плохом отношении к ним, незнании правильных методов работы с детьми». Такое отношение к педагогам со стороны родителей несколько угнетает, однако педагоги честно рекомендуют матери обратиться к психологу.

         Несомненно, это сложный тип родителей и общение с такими родителями негативно сказывается как на психике самого ребенка, так и на душевном самочувствии педагогов. Они не могут (или не желают) понять простую истину: все зависит от семьи и оказать помощь родителям и ребенку можно, когда родители стараются быть с педагогом единомышленниками, заинтересованно выполняя все рекомендации педагога и психолога. Родители должны всецело стремиться решать проблему, а не уподобляться страусу в пустыне, прячущему голову в песок. Ради достижения успеха и спасения ребенка, они обязаны вникать в проблему, понимать ее, интересоваться литературой по проблеме, они должны сами обращаться за помощью к специалистам. Что касается тех родителей, которые не понимают проблему вообще и не склонны принимать собственного ребенка таким, каков он есть, игнорируя помощь специалистов, то на прием к специалистам они приводят ребенка в крайнем случае, уже после обращения к педиатру, неврологу. Сами педагоги советуют родителям проконсультироваться у психолога по той причине, что в случае отказа, когда ситуация не будет разрешена, ребенку грозит перевод в коррекционный класс или коррекционную школу.

            Родители, после таких замечаний, как правило впадают в гнев, считают все замечания педагогов наветами на ребенка. Они настаивают на том, что их ребенок абсолютно нормален, считая, что педагоги склонны драматизировать ситуацию.

Что касается проблем ребенка, то, как считают они, все проблемы пройдут по мере роста и взросления ребенка. Ошибка родителей состоит также в том, что они не задумываются над будущим своего ребенка, когда проблема будет сформирована и перерастет в нечто большее.

            В подобных семья, как я уже говорила выше нередки физические наказания, психическое насилие. Нередки случаи, когда родители страдают алкоголизмом и ведут асоциальную жизнь, не получив никакого образования, их уровень достатка низок. Типологию семей можно продолжить, указав на т.н. «благополучные семьи», где родители имеют образование, высокое профессиональное положение, пропадают день и ночь на работе и оставляя ребенка без внимания. Заботы о своем эмоционально заброшенном чаде перекладывают на приходящую няню или бабушку.

При этом, они постоянно имеют собственный взгляд на воспитание детей, считают себя психологами, отвергая все выводы специалистов.

             Безапелляционно опираясь на собственное необоснованное мнение склонны считать себя истиной в последней инстанции.

Общение с такими родителями представляет для педагогов большую трудность. Благодаря барьерам в общении, таким как смысловой (события имеют разный смысл) или барьер, связанный с особенностями характера, темперамента родителей, их эмоциями, манерой общения.

          Как указывает преподаватель психологии, медицинский психолог И.Н.  Снегина «общение людей, разных по своей темпераментной структуре, может не только формировать барьеры на пути к взаимодействию, но и привести к конфликту. Индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определённом отношении к себе, к другим людям, к порученному делу — определяется как характер, и если мы говорим о «трудном» характере человека, а в нашем случае это родители, то и общение с ним будет непростое». Как видно, исходя из видов семей с СДВГ и поведения родителей, у педагогов возникает множество трудностей в процессе общения. Выход один- выстраивание с родителями спокойного, конструктивного разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...

Методические рекомендации по организации работы с родителями детей с нарушением системы саморегуляции, в том числе с (СДВГ)

В   пособии сформулированы отве­ты на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей, дети которых страдают нарушениям саморегуляции деятельности, в том числе и синдромом дефицита внима...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ и Комплекс практических советов для родителей детей с СДВГ...

ШМО "Личностный компонент в профессиональной компетентности педагога в общении с родителями учащихся"

Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблем...

Выступление на педсовете "Особенности общения с родителями детей, имеющих разные нарушения в развитии"

В этом коротком выступлении я показала, что, осуществляя индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, не следует забывать и об индивидуальном отношении к их родителям, которые по- разному отно...

Общие стратегические рекомендации родителям, воспитывающим детей с СДВГ

СДВГ не является следствием плохого воспитания, но правильно организованное воспитание играет исключительно важную роль в помощи таким детям. Как синдром, как заболевание дефицит внимания и гиперактив...