УМК ансамбль «гитара» 5-летний срок обучения
рабочая программа (5 класс)
Учебно-методический комплекс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umks_ansambl_gitara_5_let_obucheniya.docx | 629.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………..........................................3
2. Структурные компоненты УМК учебного предмета……….............................4
3. Рабочая программа учебного предмет
«Ансамбль (гитара)»…………………………………...............................................4
4. Методические указания по изучению предмета………….................................8
5.Содержание предмета по годам..............................................................................9
6. Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета……...................11
7. Учебная литература:
нотные сборники, репертуарные сборники(перечень), учебно – методическая литература (перечень), электронные образовательные ресурсы (перечень)...................................................................................................................12
8.Материально-техническое обеспечение учебного процесса……………….14
9. Самостоятельная работа обучающихся...............................................................14
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебно-методический комплекс по предмету «Ансамбль» (далее УМК) это оптимальная система (комплекс) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Народные инструменты» по виду «гитара» в детской музыкальной школе.
Учебно-методический комплекс по предмету «Ансамбль» предназначен для реализации минимума содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по виду «гитара».
Цель разработки УМК «Ансамбль» - создание необходимых условий для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализация целей обучения, воспитания и развития обучающихся, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.
Задачи УМК «Ансамбль»
- подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;
- систематизация содержания учебного предмета с учётом достижений исполнительской преподавательской школы, требований работодателя и потребителя образовательный услуги;
- оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- внедрение инновационных преподавательских технологий и активных методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;
- правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;
- разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности системного контроля качества образовательного процесса;
- создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий.
Учебно-методический комплекс призван обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительных и теоретических знаний, умений и навыков.
- Структурные компоненты УМК учебного предмета
«Ансамбль».
- Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль».
- Методические рекомендации по изучению предмета.
- Содержание предмета по годам обучения.
- Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.
- Учебная литература: нотные сборники, репертуарные сборники(перечень), учебно-методическая литература (перечень), электронные образовательные ресурсы (перечень).
- Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
- Самостоятельная работа обучающихся.
3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ»
Рабочая программа по предмету «Ансамбль (гитара)» является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Цель рабочей программы: обеспечение развития музыкально– творческих способностей обучающегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков о области ансамблевого исполнительства, выявление одарённых детей, развитие творческого потенциала обучающихся.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, групповая.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Область применения программы:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «народные инструменты» по виду инструмента «гитара» со сроком освоения 5 лет.
Программа учебного предмета предназначена для использования в учебном процессе детской музыкальной школы.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: музыкальное исполнительство.
Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Целями предмета являются:
- создание условий для эстетического и духовно-нравственного воспитания учащихся;
- формирование у обучающихся интереса к музыкальному искусству, ансамблевому музыкальному исполнительству;
- выявление и поддержка одарённых и профессионально перспективных учащихся;
- формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего осваивать профессиональные программы в области музыкального искусства;
- изучение художественно-исполнительских возможностей инструмента;
- изучение музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- приобретение навыков творческой деятельности;
- воспитание потребности в творческой реализации, изучение профессиональных исполнительских приёмов, изучение художественно-исполнительских тембровых возможностей гитары;
- изучение профессиональной терминологии.
Задачами предмета являются:
- развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти,
- развитие творческих способностей,
- формирование творческой инициативы, осмысленное исполнение разучиваемых произведений,
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей,
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле,
- развитие мотивации к игре в ансамбле родственных инструментов,
- обучение специальным умениям и навыкам, необходимым для творческой деятельности внутри ансамбля, а также навыкам импровизации,
- создание условий для передачи знаний и представлений о разных стилях и жанрах ансамблевого творчества,
- развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области музыкального искусства.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- музыкальную терминологию;
- ансамблевый репертуар, способствующий воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- грамотно исполнять музыкальные исполнения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- анализировать исполняемые произведения.
В результате освоения предмета обучающийся должен владеть:
- навыками ансамблевого исполнительства на музыкальном инструменте в объеме, предусмотренном ДПОП «Народные инструменты» по виду «гитара»;
- навыками самостоятельной творческой работы на разных этапах разучивания музыкального произведения;
- навыками публичных выступлений;
- техническими средствами и приемами, необходимыми для создания художественного образа музыкального произведения;
- навыками чтения с листа и музыкального анализа исполняемых произведений.
- СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Ансамбль»
3.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 264 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 132 |
в том числе: | |
практические занятия | 128 |
контрольные уроки, зачеты | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 132 |
в том числе: | |
итоговая аттестация | - |
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Ансамбль
Наименование
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Становление ансамбля, формирование его состава | Содержание учебного материала. | 15 |
Освоение первоначальных навыков исполнения несложных произведений в составе ансамбля. Работа над строем и качеством звука. Работа над несложными коллективными одноголосными упражнениями, пьесами простой формы. | ||
Практические занятия | 15 | |
Контрольные уроки | - | |
Самостоятельная работа | 15 | |
Тема 2. Освоение основных приемов игры в ансамбле. | Содержание учебного материала | 25 |
Приобретение навыков чтения нот с листа. Работа над качеством звука. Развитие слухового контроля за мелодией, аккомпанементом, басом в ансамбле народных инструментов. | ||
Практические занятия | 24 | |
Контрольные уроки | 1 | |
Самостоятельная работа | 25 | |
Тема 3. Совершенствование навыков ансамблевой игры. | Содержание учебного материала | 32 |
Работа над звуком. Совершенствование ансамблевых навыков, навыков чтения с листа. | ||
Практические занятия | 30 | |
Контрольные уроки | 2 | |
Самостоятельная работа | 32 | |
Тема 4. Динамическое и ритмическое ансамблевое звучание. | Содержание учебного материала | 31 |
Развитие навыков слухового контроля. Выработка умения слышать соединение двух или нескольких партий в ансамблевой игре. | ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные уроки | - | |
Самостоятельная работа | 31 | |
Тема 5. Подготовка произведения к публичному исполнению. | Содержание учебного материала | 31 |
Работа в ансамбле над сценическим образом. Преодоление эстрадного волнения. | ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные уроки | - | |
Самостоятельная работа | 31 | |
Тема 6. Произведения различных стилей и жанров в ансамблевой игре. | Содержание учебного материала | 31 |
Работа над произведениями кантиленного и техничного характера. Оригинальные произведения. Переложения и аранжировки. Обработки русских народных песен. Старинная музыка. | ||
Практические занятия | 29 | |
Контрольные уроки | 2 | |
Самостоятельная работа | 31 |
ВИД АТТЕСТАЦИИ
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Четверть учебного года | II | IV | II | IY | II | IY | ||||
Промежуточная аттестация Зачет/Экзамен | к/у | к/у | З | |||||||
Итоговая аттестация |
4.Методические рекомендации по изучению предмета.
Предмет «Ансамбль» является основным по формированию начальных профессиональных навыков в освоении гитары.
Преподавателям гитары необходимо учитывать и использовать в работе с обучающимися возможность взаимодействия с задачами других предметов, предусмотренных программой, например: сольфеджио, хоровой класс, концертмейстерский класс.
Кроме этого следует выделить ансамблевое музицирование как форму работы на уроке.
Для успешной реализации программы учебного предмета «Ансамбль» необходимы следующие условия:
- правильная организация учебного процесса;
- принцип постепенного и последовательного изучения педагогического репертуара;
- применение различных подходов к учащимся с учетом их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки;
- создание творческой атмосферы, доверительных отношений между педагогом и учеником.
Выбор репертуара – одно из средств музыкального воспитания обучающегося. Он должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, который необходимо обновлять и расширять, включая в него лучшие произведения классиков, а также современных русских и зарубежных композиторов.
На начальном этапе занятий важно не перегрузить ребёнка, создать положительную эмоциональную атмосферу, развить мотивацию к познанию и творчеству.
Основная задача преподавателя – научить слушать, чувствовать, переживать, слушая музыку. Вызывать эмоциональный отклик на исполняемое музыкальное произведение.
В гитарной педагогике сложились основные принципы, связанные с посадкой, постановкой рук, звукоизвлечением, основными приемами игры. При игре тремоло необходимо распределять мышечную нагрузку: добиваться приятного на слух бархатного звучания инструмента.
Работая на уроке с каждым учеником по индивидуальному плану, педагог эффективнее использует время, уделяя внимание тем задачам, которые важны и в классе ансамбля, а именно:
- свобода игровых движений;
- легкость переходов в соединении позиций;
- обостренная интонация и качественное звукоизвлечение;
- владение основными штриховыми навыками, а также навыком vibrato;
- ритмическая точность;
- владение разнообразной динамикой при игре на инструменте;
- эмоциональный настрой;
- понимание формы и стиля музыкального произведения;
- навык чтения нот с листа;
- самоконтроль.
Необходимо использовать очень удобную для пальцев аппликатуру, которая поможет в разучивании произведений. Одной из задач гитариста в ансамбле является умение слушать не только себя во время игры, но и концертмейстера.
Успех выступления коллектива во многом зависит от выбора программы. Репертуар должен состоять из разнообразных по стилю, жанру, форме сочинений зарубежных и отечественных композиторов, а также переложений вокальной и инструментальной музыки для различных составов ансамблей.
- дуэты без сопровождения фортепиано;
- сочинения и переложения для 2-х и более гитар;
- гитарные ансамбли (унисоны).
При выборе репертуара целесообразно несколько сочинений исполнять в унисон. При достаточном числе учеников желательно иметь несколько составов.
.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Первый год обучения (3 класс)
- формирование и развитие навыка самостоятельной настройки своего инструмента;
- формирование и развитие навыка игры в ансамбле, умения «слышать» друг друга;
- развитие навыка чтения с листа;
- работа над художественным образом, формой исполняемых музыкальных произведений.
Содержание: за год учащийся должен пройти 4-6 несложных музыкальных произведений, 1-2 раза выступить на зачёте (концерте, участвовать в творческом мероприятии).
Второй год обучения (4 класс).
- развитие и закрепление навыков и умений, приобретенных ранее;
- усложнение музыкального материала;
- дальнейшее изучение произведений различных жанров;
- чтение с листа пьес различного характера.
Содержание: за год учащийся должен пройти 4-6 несложных музыкальных произведений, 1-2 раза выступить на зачёте (концерте, творческом мероприятии).
Третий –пятый год обучения(5 классы)
- дальнейшее формирование навыков ансамблевой игры: ритмической согласованности, динамического равновесия, единства штрихов и фразировки);
- усложнение и накопление репертуара;
- формирование умения выразительно, в соответствии со стилевыми особенностями, исполнять музыкальное произведение;
- дальнейшее углубленное изучение произведений различных жанров;
- совершенствование технических и исполнительских навыков;
- приобретение навыка концертных выступлений.
Содержание: за год учащиеся должны пройти 4-6 несложных музыкальных произведений, 1-2 раза выступить на зачёте (концерте, творческом мероприятии).
- КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение всего образовательного процесса в ходе проведения учебных занятий.
Итоговая аттестация по предмету «Ансамбль» по учебному плану не предусмотрена.
Промежуточная аттестация проводится один раз в конце каждого учебного года. Это может быть контрольный урок, зачет, прослушивание, выступление в концерте, участие в конкурсе или каких-либо других творческих мероприятиях.
Система и критерии оценок промежуточной аттестации
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2». Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. В случае проведения зачета (без оценки) отражается достаточный уровень подготовки и исполнения программы на данном этапе обучения.
Оценка «5» (отлично):
- обучающийся обнаруживает сформированный комплекс инструментальных умений и навыков;
- обучающийся демонстрирует осознанное отношение к музыке;
- яркое, осмысленное выступление, соответствующее настроению музыки;
- целостное восприятие музыкального образа;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- яркое динамическое разнообразие;
«4» (хорошо):
- обучающийся демонстрирует сформированные инструментальные навыки;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- выразительное исполнение с ясным музыкально-художественным намерением, но с небольшими погрешностями (интонационными, штриховыми, текстовыми)
«3» (удовлетворительно):
- обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ;
- испытывает затруднения при воспроизведении музыкального текста (недостаточно использует средства музыкальной выразительности);
- выступление недостаточно выразительное (однообразие и монотонность звучания);
- слабый слуховой контроль;
«2» (неудовлетворительно):
- низкое качество звукоизвлечения (неудовлетворительно сформированы инструментальные навыки);
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро – ритмическая неустойчивость;
- имеет слабое представление об элементах музыкальной речи, средствах музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
7. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НОТНЫЕ СБОРНИКИ, РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ, УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебная литература:
Основные источники:
- Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1985.
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,2002.
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 2002.
- Калинин В. Юный гитарист. М., 2004.
- Педагогический репертуар гитариста. Вып.1 Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1966.
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1977-1987.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 классы детских музыкальных школ. Вып. 1. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып. 1. Сост. Е. Ларичев. М., 1972.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ. Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.
Дополнительные источники:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М., 2002.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.,2004.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973.
- Бирмак А. О художественной технике пианиста. М., 1973.
- Браудо И. Артикуляция. Л., 1973.
- Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004.
Экзаменационные программы:
Приложение 1.
Репертуарные списки
3 класс дуэты |
|
трио |
|
4 класс дуэты |
|
трио |
|
5 класс дуэты |
|
трио |
|
Учебно–методическая литература:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М., 2002.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.,2004.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973.
- Бирмак А. О художественной технике пианиста. М., 1973.
- Браудо И. Артикуляция. Л., 1973.
- Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004.
Электронно–образовательные ресурсы;
guitarmusic.ru, guitar.ru, guitarshlin.ru, guitarprofy.ru, guitaron.ru, gitarnotes.ru
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Ансамбль»
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета площадью не менее 12 кв.м и доступа к репетициям и выступлениям в концертном зале.- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета, зала для концертных выступлений;
- оборудование учебного кабинета: фортепиано, гитары, пульты, стол, стулья, подставки для ног, пюпитр.
- технические средства: метроном, звукотехническая аппаратура.
- книжный шкаф для хранения методической литературы.
- освещение учебного класса согласно нормСНИП 23-05-95
В школе создаются условия для содержания и своевременного ремонта инструментов.
9.Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена ФГТ ДПОП «Народные инструменты» по виду «гитара». Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Специальность» определяется с учётом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.
Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (концертных залов, музеев), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебной , учебно-методической и нотной литературой, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.
В результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции и содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создавать интересный, выразительный, яркий музыкальный образ. Всё это свидетельствует о том, что в процессе обучения осуществляется их эстетическое воспитание.
Важный стимул для самостоятельного творчества – положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития самостоятельного творчества необходимы определённые знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребёнок обучается непосредственно на уроке, а после. Приобретённые навыки, использует для самостоятельных занятий дома.
Целесообразно освоить такой навык самостоятельной работы, как умение обучающегося слушать себя при исполнении музыкальных произведений.
Необходимо научить ребёнка самостоятельной работе над свободными исполнительскими движениями. Обучающиеся, усвоивший правильные пианистические приёмы, играющий свободно и непринуждённо, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать своё исполнение.
Важный навык самостоятельной работы – это сознательное усвоение ритма, который должен увязываться с конкретным музыкальным звучанием.
В процессе обучения игре на домре с музыкальными образами следует увязывать динамику. Часто домашним заданием является указание динамических оттенков в конкретном произведении. Музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее. Данная работа поможет обучающемуся понять как произведение должно звучать.
Систематичность в развитии навыков самостоятельной работы обучающихся способствует качественному учебному процессу. Воспитав у обучающихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, преподаватель, безусловно, достигнет положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Учебная программа по предмету Аккомпанемент на шестиструнной гитаре 3/4 – летний срок обучения в ДМШ и ДШИ»
Статья на Учебную программу по предмету «Аккомпанемент на шестиструнной гитаре 3/4 – летний срок обучения в ДМШ и ДШИ»...
Учебная программа по предмету «Аккомпанемент на шестиструнной гитаре» 3/4 – летний срок обучения
Сама программа по Аккомпанементу для детей старшего возраста...
Рабочая программа по предмету "Фортепианный ансамбль" (срок обучения 6-7 лет)
Программа по ансамблю разработана в целях расширения музыкального кругозора развития творческих способностей и формирования интереса к музыке у детей обучающихся на фортепиано 6-7 лет....
Рабочая программа по предмету "Фортепианный ансамбль" (срок обучения 3-4 года)
Программа по ансамблю разработана в целях расширения музыкального кругозора, развития творческих способностей и формирования интересов к музыке у детей обучающихся на отделении фортепиано 3-4 года...
Примеры экзаменационных билетов для выпускников ДШИ 7(8)-летнего срока обучения по предмету "Сольфеджио".
Выпускной экзамен по "Сольфеджио" - это не только экзамен для учащихся, но и для преподавателя. К этому экзмену не возможно "натаскать" ученика за 2-3 месяца, т.к. здесь требуется продемонстрировать н...
УМК ансамбль «гитара» 8-летний срок обучения
учебно-методический комплекс...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет...