Артикуляционная гимнастика, произношение.
методическая разработка
Артикуляционная гимнастика, произношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_proiznoshenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы
- Упражнение для глаз
Глазной профилактический комплекс
1 Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни: любовное свидание или первую улыбку сына, плеск ласкового моря или лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания.
2 Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем - против.
3 Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево, и вертикали: вверх-вниз.
4 Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза.
5 Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.
6 Зеркальная диагональ. Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в левый верхний угол, затем в правый.
7 "Темное расслабление". Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
8 Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.
9 "Косые глаза". Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него - тогда глаза легко "соединятся".
10 "Близко-далеко, или работа глаз на расстоянии". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на уровне глаз. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую вдаль, и направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Правила выполнения
Все упражнения, кроме последнего, выполняются сидя, в удобном положении. Спина - прямая, шея и плечи максимально расслаблены.
В упражнениях, когда глаза двигаются по определенным направлениям, фиксируйте финальную точку каждого движения на несколько секунд. Каждое такое упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в каждом направлении.
Упражнения можно выполнять в разной последовательности и неограниченное количество раз.
Стоит выбрать несколько упражнений и повторять их в течение рабочего дня. Такая мышечная мини-зарядка особенно необходима всем, работающим за компьютером.
В "производственный комплекс" стоит ввести гимнастику шейного отдела - наклоны головы вперед, вправо-влево и круговые вращения.
1.2. Упражнения к урокам журналистики.
Занятие по теме «Артикуляционная гимнастика, произношение»
Упражнение для развития мышц языка
Высунуть язык наружу и произвести движение влево, вправо, вверх и вниз
Высунуть язык и произвести круговые движения слева направо и справа налево
Открыть рот, и слегка высунув язык, сделать его широким, узким, чашечкой
Слегка приподнятым кончиком языка делать круговые движения вокруг зубов с наружной и внутренней стороны Поочередно вытаскивать язык то «лопатой», то «жалом» Рот полуоткрыт. Присасывать язык к небу, затем отрывать его со щелканьем
Упражнение для развития подвижности гуд
Растяните губы в улыбке без обнажения зубов и в исходное положение Плотно сомкнутые губы вытянуть вперед, не сужая губ Вытянуть губы в форме трубочке Чередовать движение верхней и нижней губы
Дыхательная гимнастика для снятия напряжения
гортанной мускулатуры
- Поворот головы влево, одновременно с глазами - вдох, в исходное
положение - выдох - Запрокинуть голову назад - вдох, одновременно глаза поднимаются
вверх, опустить голову на грудь - выдох, одновременно глаза
опускаются вниз - Руки сложены на груди, полунаклон вперед - вдох, вернуться в
исходное положение – выдох
Упражнение делаются сначала беззвучно, затем при каждом движении произносить слова текста.
1.3. Материалы к тренингам
Интонационно-фонетические упражнения
- Упражнение для снятия зажима затылочной мышцы и нижней челюсти произнести ГАЙ, МАИ, НАИ, ВАИ легкими движением откидывая
голову назад. - Произнести АМБА, АНДА, АРДА, АЛГА, поднимая вверх плечи.
- Произнести ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР «перекатывая»
запрокинутую голову по спине то вправо, то влево. - Мягко опустить челюсть, придержать ее рукой и, как бы посылая звук
резонатор, произнести ААМ, ААН, ААЛ, АААМ, АААН, АААЛ. - Произнести медленно «К» или «Т» несколько раз, затем медленно,
беззвучно, почти не раскрывая рта, А - Э - 0.
Лучше начинать со скороговорок. Скороговорки надо прорабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. Рекомендуется найти музыкальный ритм речи, в каком бы темпе вы ни произносили текст. Темп не следует увеличивать (ускорять) до тех пор, пока вы не добьётесь уверенного, чёткого, непрерывного, внятного произношения без каких-либо запинок!
В слове может быть только одно ударение: как в речи, так и в пении.
Нахождение логических центров, ударных (главных) слов является важнейшей задачей в работе над текстом. От того, какое именно слово (или слова) вы выделите, зависит смысл предложения. Перенос логического ударения на то или иное слово часто совершенно меняет смысл фразы. Количество главных слов во фразе может быть различно, и надо следить, чтобы фраза не была ими перегружена. Не стоит забывать и про логические паузы — остановки в речи, группирующие слова по смыслу и часто совпадающие со знаками препинания.
При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Необходимо добиваться состояния активной свободы (или свободной, естественной активности). Произнесение слов и предложений должно стать слегка утрированным, приподнятым в динамике, энергоёмким, объёмным, ЕДИНЫМ ЗВУКОВЫМ ПОТОКОМ.
Кроме того, «от долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе» (К. С. Станиславский). Если произнесение какого-либо звука или сочетания звуков вызывает у вас затруднение, то работать нужно именно с теми скороговорками, в которых этих звуков больше всего.
Фразы не должны начинаться с лишних призвуков, причмокиваний. Закрывать рот следует после окончания звучания, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.
Чем отчётливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные.
Все слова необходимо произносить близко, «впереди»; чувствовать их на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.
Для того чтобы лучше почувствовать непрерывность, кантиленность звучания (поток), рекомендуется фразы-скороговорки (а впоследствии и тексты исполняемых произведений) произносить поначалу одними гласными:
У воды удавы. [у-а-ы-у-а-ы]
У Егора и Федоры в огороде помидоры. [у-е-о-а-и-е-о-ы-а-а-о-е-а-и-о-ы]
Правила для согласных:
- Свистящие и шипящие согласные (с, ч, ш, щ) следует произносить как можно более коротко, чтобы не прерывалась вокальная линия.
- Сонорные и звонкие согласные интонируются на высоте следующей за ними гласной.
- Правило переноса согласных на следующий слог: если слог в слове заканчивается на согласную букву, следует эту согласную отнести к следующему слогу.
Правило переноса необходимо для непрерывности звукового потока при произнесении (а впоследствии и пропевании) текста. Например:
В сугробе Егорка барахтался.
[фсу-Гро-бе-е-го-Рка-ба-ра-Хта-Лся]
Правило для гласных:
Если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с гласной, нужно их разделить твёрдой атакой. Например:
Как хороша она.
[ка-кха-ра-ша-' а-на]
В качестве речевых упражнений используйте приведённые далее скороговорки.
* * *
Били лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бёдра, лбы и грудь.
* * *
Бык бодатый боком бился,
Бык бодался, бык бодрился.
Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
* * *
В сугробе Егорка барахтался, барахтался и не выбарахтался.
Белые бараны били в барабаны.
Без разбору били, лбы себе разбили.
Баран-буян залез в бурьян.
Белый баран бил в барабан.
* * *
Бобры храбры,
Бредут по бревну в сыры боры,
Бобры для бобрят добры.
Мы перебегали берега.
Добыл бобов бобыль.
* * *
Маланья-болтунья молоко болтала,
выбалтывала, да не выболтала.
* * *
Водовоз вез воду из водопровода.
* * *
Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.
* * *
Проворонила ворона воронёнка.
* * *
Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.
* * *
Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.
* * *
Перевернул ли или вернул верному доверенное, наверное, наверняка вернул.
* * *
Недопереквалифицировавшийся.
Сиреневенькаязубовыковыривательница.
* * *
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дед Данила делил дыню
— Дольку Диме, дольку Дине.
* * *
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
* * *
Дантист долбил дупло долотом,
а днём дурачил девушек дешёвым одеколоном.
* * *
Рододендроны из дендрария.
* * *
У Кондрата куртка коротковата.
* * *
Дели с дружком пирожок с творожком!
* * *
В лесу рубил дрова дровосек.
* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не вместит двор дров, надо дрова выдворить
Со двора на дровяной двор,
А на дровяной двор вскарабкался вор,
А как вскарабкался вор на дровяной двор,
Так и грохнулся вор с дров на двор!
* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора.
На дворе дрова, за двором дрова,
Под двором дрова, над двором дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
Не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора
Обратно на дровяной двор.
* * *
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для исправления произношения звук Р
Пример артикуляционной гимнастики и рекомендации к ней для ,которые даются каждому ученику для выполнения гимнастики дома....
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
Статья на тему "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"...
Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хор...