Программа дополнительного курса подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_podgotovki_k_oge_po_russkomu_yazyku_v_novoy_forme_dlya_9_klassa.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса подготовки к ОГЭ по русскому языку в новой форме для 9 класса
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 27 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Задачи курсов:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Проведение деловых игр и практикумов;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
Модуль 1
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание . Это задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Дата | Тема занятия | Виды деятельности | |
1 | 01.10.18 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2018-2019. | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. |
2 | 08.10.18 | Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения. | Работа с текстом, границы микротем исходного текста. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
Часть 1 | |||
3 | 15.10.18 | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение, обобщение, упрощение. | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
4 | 22.10.18 | Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
Часть 3 | |||
5 | 05.11.18 | Задание 15.1. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
5 | 12.11.18 | Задание 15.1. Тезис сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. |
7 | 19.11.18 | Задание 15.1. Заключение в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. |
8 | 26.11.18 | Задание 15.2. Тезис сочинения – рассуждения. Понимание смысла фрагмента текста Аргументы . | |
9 | 03.12.18 | Задание 15.3. Тезис сочинения – рассуждения. Толкование значения слова Аргументы . | |
10 | 10.12.18 | Написание сочинения 15.3. Практическое занятие. |
Модуль 2
Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Дата | Тема занятия | Виды деятельности | |
Часть 2 | |||
11 | 17.12.18 | Задание 2. Понимание текста. | Работа с тестом, заполнение бланков |
12 | 24.12.18 | Задание 3. Анализ средств выразительности.. | Работа с тестом, заполнение бланков |
13 | 14.01.19 | Задание 4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | Работа с тестом, заполнение бланков |
14 | 21.01.19 | Задание 5. Правописание суффиксов. Н – НН в различных частях речи .Личные окончания глаголов и суффиксов причастий. | Работа с тестом, заполнение бланков |
15 | 28.01.19 | Пробное тестирование | Работа с тестом, заполнение бланков |
16 | 04.02.19 | Задание 6. Лексика и фразеология. Синонимы. | Работа с тестом, заполнение бланков |
17 | 11.02.19 | Задание 7. Словосочетание | Работа с тестом, заполнение бланков |
18 | 18.02.19 | Задание 8. Грамматическая основа предложения . | Работа с тестом, заполнение бланков |
19 | 25.02.19 | Задание 9. Простое осложненное предложение . | Работа с тестом, заполнение бланков |
20 | 04.03.19 | Задание 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | Работа с тестом, заполнение бланков |
21 | 11.03.19 | Задание 11. Синтаксический анализ сложного предложения. | Работа с тестом, заполнение бланков |
22 | 18.03.19 | Пробное тестирование. | Работа с тестом, заполнение бланков |
23 | 25.03.19 | Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. | Работа с тестом, заполнение бланков |
24 | 01.04.19 | Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения. | Работа с тестом, заполнение бланков |
25 | 08.04.19 | Задание 14.Сложное предложение с разными видами связи между частями. | Работа с тестом, заполнение бланков |
26 | 15.04.19 | Пробное тестирование. | Работа с тестом, заполнение бланков |
27 | 22.04.19 | Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие. | Работа с тестом, заполнение бланков |
Литература:
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов/ под ред.И.П.Цыбулько – М. : «Национальное образование», 2018
- Иванова С.Ю. ГИА: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (в новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий 9 класс. – М.: Экзамен, 2018
- Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2018
- Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2018
- Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2018
- Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2018
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2018: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2015
- ФИПИ http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
Рабочая программа по курсу "Подготовка к ГИА по русскому языку"
Рабочая программа по курсу "Подготовка к ГИА по русскому языку"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...
Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Элективный курс...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» (11 класс)
Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщ...