Открытый урок по учебному предмету «Специальность» (Шестиструнная гитара) «Работа над техникой арпеджио».
план-конспект урока
1.Определение основных исполнительских штрихов.
а) определение используемых в работе музыкальных терминов.
б) постановка цели урока.
2.Цели и задачи урока
3.Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.
а) упражнение на независимость пальцев правой руки;
б) работа над качеством звука.
4.Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.
а) анализ пьес (выбор вариантов исполнения);
б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.
5.Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение учащегося.
6.Заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rabota_nad_tehnikoy_arpedzhio_2018.docx | 81.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ ДО «Мариинско-Посадская ДШИ» Мариинско-Посадского района Республика Чувашия
Андреев Л.В..____________
Приказ №___________ «_____»__________2018г
Открытый урок
по учебному предмету «Специальность» (Шестиструнная гитара)
с учащимся 2 класса Осиповым Станиславом.
Тема урока: «Работа над техникой арпеджио».
Преподаватель отделения народных инструментов
I квалификационной категории – Николаев А.Ю.
.
План урока:
Введение.
1.Определение основных исполнительских штрихов.
а) определение используемых в работе музыкальных терминов.
б) постановка цели урока.
2.Цели и задачи урока
3.Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.
а) упражнение на независимость пальцев правой руки;
б) работа над качеством звука.
4.Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.
а) анализ пьес (выбор вариантов исполнения);
б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.
5.Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение учащегося.
6.Заключение.
Введение
Отечественное гитарное искусство в последние десятилетия переживает период интенсивного подъема. Свидетельств тому множество: огромное количество проводимых в стране фестивалей и конкурсов гитары, участие и лауреатские звания наших гитаристов в международных конкурсах, расширение сети учебных заведений самых разных уровней с преподаванием в них гитары.
Ход урока
Этапы работы | Содержание урока | Примечание |
Организационный
Постановка цели урока.
| Преподаватель: Добрый день, уважаемые преподаватели. Тема моего открытого урока: «Работа над техникой арпеджио в классе гитары» Сегодня открытый урок я проведу с учеником 2 класса Осиповым Станиславом. Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их. Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того. Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов арпеджио. Ты хочешь, узнать, как достичь такой легкости исполнения арпеджио? Ученик: Да! Преподаватель: Тогда мы должны изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Мы не сможем показать всю нашу работу, мы покажем только ее часть. Мы покажем, какими методами можно развивать технику исполнения арпеджио на начальном этапе обучения. | Активизация внимания.
|
Теоретический.
| Преподаватель: Для работы нам понадобятся различные штрихи. Давай вспомним некоторые из них. Что такое apoyando и tirando? Ответ учащегося. (с опорой, без опоры) Преподаватель: Сегодня мы покажем работу над техникой исполнения арпеджио. Арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном, tirando. Давай, сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:
Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся. | Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление)
Озвучивание проблемы и ее анализ.
Активизация внимания. Решение проблемы.
|
Практический. Формирование навыков игры. | Преподаватель: Располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну? Ответ учащегося (tirando). Преподаватель: Представим себе, что стреляем из лука! Палец оттягивает тетиву, и спускаем стрелу, способом tirando. Постарайся спускать тетиву параллельно деке гитары, чтобы стрела не ушла в землю или не попала в Себя! Пальцы, которые не играют, стоят на струнах (обозначено крестиками), а ноту извлекает соответствующий палец. Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении. Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый. Если некоторые созвучия не получается сыграть вместе, то можно для начала сыграть их раздельно, но поймать струны после извлечения звука нужно одновременно. Когда натренируешься, попытайся все же сыграть вместе созвучия. Когда будет хорошо получаться, постарайся сыграть двойные ноты и созвучия ровным по громкости звуком, чтобы звучал аккорд или интервал. Ответ учащегося и иллюстрация. Работа над развитием навыка исполнения арпеджио на примере М.Каркасси «Прелюд» C-dur. Этот «Прелюд» покажем с аппликатурным вариантом: pimi А теперь другой вариант арпеджио М. Каркасси «Прелюд» G-dur.
| Развитие слуховых и зрительных ощущений на знакомом материале.
Создание ситуации успеха
Анализ собственных действий. Навык устранения ошибок.
Повторение пройденного материала. Применение полученных новых знаний на ранее изученном материале. |
Этот «Прелюд» покажем разными аппликатурными вариантами: pimi, pmam, piai Ответ учащегося и иллюстрация.
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.
Анализ ребенком собственной (удачные и неудачные моменты). | ||
Заключительный. Закрепление полученных знаний. Выводы. | Преподаватель: Ты многое узнал о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Как отработать технику арпеджио? Ответ учащегося. Преподаватель: Ты прекрасно потрудился! В знак признательности, домашнее задание для тебя пусть будет следующее: применить полученные знания на других двух пьесах! Благодарю за работу!
Домашнее задание.Отметка. | Блиц-опрос. Закрепление материала урока
Поощрение. Создание ситуации успеха
|
Используемая литература: 1. А.М. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2005. 2.В.Яшнев, Б. Вольман «Школа –самоучитель игры на шеститструнной гитаре» 1984. 3. Г.А.Фетисов «Первые шаги гитариста» 2004. 4. М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДПОП "Струнные инструменты" учебный предмет "Специальность (виолончель)"
Программа по учебному предмету "Специальность(виолончель)" в соответствии с ФГТ....
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...
Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано» Тема: «Начальный период работы над артикуляцией»
Тип урока: урок закрепления понятий и умений.Цель: Закрепление навыков технической работы над музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.Задачи:Образовательные:- закрепить п...
Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа (фортепиано)"
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...
Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвив...
Программа по учебному предмету: Музыкальный инструмент (гитара)
Программа для обучения детей в детской школе искусств....