Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование"
рабочая программа

Михайлова Гульнора Митиновна

Общеразвивающая программа по гитаре 3-летний срок обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_3_let.docx60.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Г. НЯГАНИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ГИТАРА) И АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

                                                     г.  Нягань

                                                        2024 г.

                                                                                   

Рассмотрена и рекомендована                                     «Утверждаю»

 к утверждению и реализации                                Директор МАОУК ДО

 на методическом совете                                         г. Нягани «ДШИ»

 МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»                      __________  С.П. Саяфарова

Протокол от «  »__________2024г.  №__        «   »       ____________2024г.

                                                                               

                                                                                       

Разработчик  - Михайлова Гульнора Митиновна, преподаватель отдела русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»,  преподаватель высшей  квалификационной категории.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета

        - Учебно-тематический план                                                

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

                     Программа учебного предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование » разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

   Одним из популярнейших музыкальных инструментов сегодня является гитара. В курсе ДМШ и ДШИ этот инструмент издавна занимает достойное место. Гитара в своем проявлении очень разнообразна – это  джаз, рок, классическая и бардовская гитара.  Благодаря  своей универсальности гитара используется и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Учебный предмет «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование»  выполняет значимую роль в образовательном процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на гитаре, ориентирован на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

       Обучение по данной программе соединяет в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – изучение элементарных навыков и приемов звукоизвлечения на шестиструнной гитаре; формирование исполнительских навыков и постановка игрового аппарата; знакомство с популярными образцами классической музыки.

 Другое – развитие аккомпаниаторского навыка, изучение буквенного обозначения аккордов. Чаще всего именно  это направление является мотивацией для  начала обучения игре на  гитаре.  Музыкальный материал может включать в себя:  старинные и современные романсы, бардовские и популярные песни, эстрадную и рок музыку.

         Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы,  7 (8) – 12 лет. Недельная нагрузка по предмету «Специальность (гитара)» составляет 1 час в неделю.

          Основным видом учебной и воспитательной работы  является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

         Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена).

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 32 недели – первый год обучения, 33 – 2 и 3 год обучения в год.

Таблица 1

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

16

16

17

16

17

Аудиторные занятия

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Самостоятельная работа

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Максимальная учебная нагрузка

48

48

48

51

48

51

294

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» при 3-летнем сроке обучения составляет 294 часа.  Из них: 147 часов – аудиторные занятия, 147 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» являются:

  • ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение  знаний в области музыкальной грамоты, в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • Приобретение навыка игры в ансамбле, аккомпанемента, подбора по слуху, знание буквенных обозначений аккордов;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний         и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, игры в ансамбле, аккомпанирования, подбора по слуху.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

         Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду, который  укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой, аудио и видеозаписями.

         Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

          Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие гитар, пюпитра, подставок для ног.            В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов различного размера, необходимых для обучения детей разного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Iполугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

1 четверть

Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера. Игра в ансамбле.

16

2 четверть

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов. Игра в ансамбле.

16

II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

3 четверть

Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Игра в ансамбле.

22

4 четверть

Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа.  Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Игра в ансамбле.

16

Второй  год   обучения

Iполугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

1 четверть

Гаммы: C-dur, G-durдвухоктавные с открытыми струнами. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом барре. Произведения современных композиторов и обработки народных песен. Игра в ансамбле.

16

2 четверть

Развитие техники барре. Упражнения и этюды.   Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня. Игра в ансамбле.

16

II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

3 четверть

Гаммы F-dur, E-durдвухоктавные с открытыми струнами.  Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники).

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.

22

4 четверть

Музыка из кинофильмов, произведения  старинных и современных композиторов. Подбор на слух произведений,  различных по жанрам и стилям. Владение навыками аккомпанемента. Игра в ансамбле.

16

Третийгодобучения

 Iполугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

1 четверть

Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А.Сеговии. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни. Игра в ансамбле.

16

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента  к песням и романсам. Игра в ансамбле.

16

II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

3 четверть

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы. Игра в ансамбле.

22

4 четверть

Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. Произведения  зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

16

Годовые требования по классам

          Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

                                           Первый год обучения

  • Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления;
  • Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений;
  • Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях;
  • Ознакомление с настройкой инструмента.

           В течение учебного  года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

           В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Произведения на аккордовую технику,  аккордовые последовательности. Рекомендуется играть аккордовые цепочки:  Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am   и т.д.

Примерные исполнительские программы:

  1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

Козлов В. «Грустный напев»

Американская народная песня

  1.  «Как у наших, у ворот» р.н.п.

Калинин В. Вальс

Захарьина Т. «Детская песенка»

  1. «Савка и Гришка» р.н.п.

Красева М. «Ёлочка»

Кано «Мелодия»

  1. Аноним  Гальярда 

Варламов  А. «На  заре  ты  её  не  буди»

Аноним  «Ла  фолия»

  1. «Как  под  горкой  под  горой»р.н.п.                                    

М. Каркасси  Андантино

Лангенберг  Дж. Лёгкий  блюз

  1. Джулиани М. Этюд  До мажор

Рнп «На горе-то калина». Обр. В. Калинина

Козлов В.»Маленькая  арфистка»

Примерная программа для ансамбля:

Паркенинг Х. ДУЭТ №1

Паркенинг Х.  ДУЭТ №2

Гендель Г.Ф. Ария

Кюффнер И. Вальс

Виницкий А. «Дождик»

По окончании  первого года  обучения сформированы следующие знания,  умения, навыки.  Учащийся:

- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;

- умеет правильно держать инструмент;

- соблюдает постановку исполнительского аппарата;

- владеет двумя приемами звукоизвлечения  (тирандо, апояндо);

- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре  (A,  Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);

- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;

- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);

- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;

- применяет на практике натуральные флажолеты.

Второй год обучения

В качестве практики применяются:

  • работа над звуком;
  • развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций;  
  • Освоение  новых  выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка,    исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах);
  • Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений;
  • Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые простые последовательности в мажоре

С-F-G7 -C     D-G-A7-D      G-C-D7-G       E-A-H7-E    A-D-E7 -A

 F-C -G7-C   G-D-A7-D     C-G-D7-G    A-E-H7 -E      D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности в миноре

Am -Dm-E7–Am    Em-Am-H7-Em    Dm-Gm-A7-Dm   Bm-Em-#F7-Hm

 Dm-Am-E7-Am    Am-Em-H7 -Em    Gm-Dm-A7-Dm   Em-Hm-#F7-Hm

Рекомендуемые упражнения и этюды

Во втором классе можно использовать:

«Ежедневные упражнения  для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Шилина Е.;

упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;

Несложные этюды Агуадо Д., Карулли Ф.,  Форт Д..

Примерные исполнительские  программы

  1. Вайсель М. Немецкий танец

Шиндлер К. «Ночная прогулка Мефистофеля»

Вайс С. Менуэт из Сонаты №2

  1. «Волынщик» ирландский напев

Поплянова Е. «Старинный танец»

Хартог К. «Поварёнок из Пуэрто-Рико»

  1. Гречанинов  А. Мазурка

«Кукушка»  швейцарская  нар.п. переел. П.Вещицкого

Джулиани  М.  Аллегретто  ля-минор

  1. К.Шиндлер  Романс  Фредерика  

Доменикони К. Рондо

Козлов В. «Кискино горе»

5. В. А. Моцарт. Аллегретто

М. Каркасси. Этюд

Ф. да Милано. Канцона.

Примерная программа для ансамбля:

Джулиани М. Лендлер

Поплянова Е. «Колыбельная луны»

Дюарт «Индейцы»

Рнп «По малину в сад пойдём»

Польский народный танец «Мазурка» обр. для 2-х гитар О.Зубченко  

            По окончании  второго года обучения учащийся:

- играет пьесы, различные по стилю, жанру;

- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;

- знаком с позиционной игрой;

- владеет приемом барре;

- знает основные музыкальные термины;

- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;

- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.

Третий год обучения

  • Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями;
  • Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания;
  • Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций;  
  • Развитие техники барре.  

         Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.

Первый уровень сложности

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Am-C-Am-C-Am-C-Em,   Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,

Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,  

Am-C-Am-Dm-Am-E-Am,   Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,    

G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,

Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,

отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C-A7-Dm-G7-C,      Am-A7-Dm-E7-Am,

C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,       Am-G7-C-E7-Am,

двойная доминанта:   Em-#F7-H7-Em.

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения Каркасси М.,

100 упражнений из «Школы игры» Джулиани М.,

этюды Паганини Н., Молино Ф., Каркасси М. и т.д.

Примерные исполнительские программы

  1. Козлов  В. Румба

Агуадо  Д.  Полифоническая  пьеса

Марышев  С.  «Незнакомая  звезда»

  1. Р. Де  Визе  Менуэт (До  мажор)

Хартог  Г. «Цыганский  праздник»       

А.Лози   Сарабанда

  1. Пёрселл Г. Ария

Шиндлер К. «Время бежит»

Лози А. Каприччио

  1. Лангенберг «Лёгкий блюз» №2

Мертц Й. Этюд

Карулли  Ф. Рондо (Фа  мажор)

  1. Молино  Ф. Рондо

Лангенберг  Дж. «Послушай  меня»

«Помнишь  ли  меня, мой свет» р.н.п.  обр. Ларичева  Е.

  1. Джулиани  М. Грациозо (До  мажор)

Марышев С. «Три сестры ночного неба»

  1. Джулиани М. Аллегретто

Поплянова Е. «Песенка старого дилижанса»

         Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Второй уровень сложности

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые  последовательности, например:  

A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,

Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения из «Школы игры» Кирьянова Н., Каркасси М., Агафошина П., Пухоля Э., а также современных гитаристов: Веселова А., Волкова В., Борисевича В.

этюды Тарреги Ф., Сора Ф.,  Пухоля Э., Джулиани М., Льобета М., Молино Ф., Каркасси м.  

Примерные исполнительские программы 

Дж.Терци  Немецкий танец

Д.Зенамон  Романс

К.Ф.Э.Бах Марш из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

Б.Таерс «Вальсирующая Матильда»

Р. де Визе Аллеманда из Сюиты №3

М.Линнеман «Ночной шёпот»

Г.Пёрселл  «Дудочка»

Ю.Хохвебер Танец

Ф. Карулли  Рондо

«Я на камушке сижу» р.н.п. Обр. А. Иванова-Крамского

М.Джулиани Багатель

«Ах ты, душечка» р.н.п.  Обр. А. Иванова-Крамского

А.Диабелли Рондо До-мажор

Х.Аркас Болеро

Х.Виньянс «Сентиментальное анданте»

Г.Навон «Чилентана» (тарантелла) ред.Ю.Зырянова

Е.Campion Аллегро

Ф.Гислер Фанданго

Примерный репертуар для ансамбля:

Ф. Карулли  Ляргетто из «Серенады» для 2-х гитар

Н. Кост Вальс До мажор

К.М.Вебер «Романс для 2-х гитар»

А.Виницкий «В цирке»

В.Козлов «Баркарола для принцессы»

Е.Поплянова «Наиграл сверчок»

А.Рамирес «Странники»

По окончании  третьего года обучения учащийся:

- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;

- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;

- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды  F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;

- подбирает по слуху;

- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;

- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ    Выпускник имеет следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, аккомпанирования.

     IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий  по ансамблю, аккомпанементу.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе,  продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.  

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
  2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
  3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
  4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
  6. Кирьянов Н.  Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
  7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009

Методическая литература

  1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
  2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
  3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
  4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003

Нотная литература

  1. Барриос А.  Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
  2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
  3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
  4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
  5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
  6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
  7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
  8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
  9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
  10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
  11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
  12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
  13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
  14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
  15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
  16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
  17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
  18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
  19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
  20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
  21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
  22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
  23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Программа по учебному предмету ОРКЕСТР (элементарное музицирование)

Программа учебного предмета «Оркестр (элементарное музицирование)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих програм...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.

Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования....

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень

Дополнительная  общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Фортепиано»

Дополнительная  общеразвивающаяпрограмма в области музыкального искусства по учебному предмету«Фортепиано» для учащихся подготовительного класса(срок реализации 1 год)...