Художественное оформление учебного кабинета как фактор влияния на образовательный процесс
статья
Проблемы оформления учебных кабинетов в учреждениях дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_oformlenie_uchebnogo_kabineta.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное оформление учебного кабинета
как фактор влияния на образовательный процесс
Слово кабинет происходит от французского саbinet, уменьшительное от cabine «кабина, будка, каюта». В значении «рабочее помещение» русском языке оно употребляется с начала XVIII века.
Говоря об учебном кабинете, мы не можем забывать, что учащиеся проводят в них ежедневно по несколько часов. Поэтому кабинет не только должен функционально соответствовать своему назначению, но и эстетически.
Я остановлюсь на оформлении кабинета в учреждениях дополнительного образования.
Само оформление кабинета мы можем разделить на функциональное и декоративное.
Функциональное несет смысловую нагрузку – это всевозможные пособия и результаты работ учащихся, декоративное же создает атмосферу, стимулирует к проявлению себя – это оформление привычных элементов (стеллажи, шкафы, полки, стены и даже пол и потолок).
Почти любой кабинет мы можем разделить на три зоны: демонстрационную, зону для индивидуальной работы и зону для групповой и неформальной работы.
Демонстрационной зоной называется вся часть аудитории, куда направлено внимание детей при объяснении педагога. Здесь располагаются справочный материал и пособия, необходимые как для объяснений преподавателя, так и для выполнения заданий учащимися. Пособия исключительно информативные, исключают так распространенные портреты писателей и ученых и т.п. Но при этом материалы должны быть привлекательно оформлены, на них сразу должен падать взгляд. Однако слишком броско оформленные пособия мешают воспринимать заложенную в них информацию.
Зона для индивидуальной работы – это та часть аудитории, где ученики самостоятельно решают поставленную задачу, то есть ряды парт, мольбертов, верстаков и т.д.
Зона для групповой и неформальной работы – часть аудитории, где ученики совместно могут обсуждать и решать поставленные задачи. Здесь могут находиться как обучающие пособия, так и примеры удачных работ учащихся. Оформление этой зоны содержит больше декоративных и игровых деталей. Оно должно вызывать учеников на активную работу с представленными материалами, т.е. эти материалы должны быть такими, чтобы ученик, не нанеся им непоправимый вред, мог собрать, разобрать, перенести их в другое место, дополнить новыми деталями и т.д.
Нестандартное использование пространства. Размещение наглядных пособий нетрадиционным, привлекательным для детей способом, возможность эти пособия трогать, обводить, дополнять элементами, ходить по ним ногами, использовать в играх. Например, карта звездного неба располагается на потолке, географические карты, карта города или дорога с пешеходным переходом и дорожными знаками на полу, подсказки – нанесены витражной краской на окнах, для самостоятельного размещения учащимися своих работ и заинтересовавших их материалов часть стены окрашивается магнитной краской или краской, позволяющей писать по ней мелом.
Дети должны иметь возможность самим преобразовывать пространство по своему вкусу и потребностям.
Оформление детьми выставок собственных работ, дополнение существующих пособий новыми элементами, изготовление учениками новых пособий, необходимость которых определяется самим учеником или группой, использование пособий в игровых целях.
Всякий учебный кабинет можно определить как кабинет-аудиторию, кабинет-лабораторию, кабинет-мастерскую или как кабинет-гостиную.
Давайте определим, какие учебные занятия было бы удобно проводить в этих кабинетах, и какие элементы художественного оформления было бы разумно использовать.
Кабинет-аудитория. Оформление кабинета носит в основном информационный характер. При этом никто не отменял декоративного оформления – оно создает комфорт. Наличие элементов, оформленных детьми, а также расстановка мебели не рядами, снижают уровень формализованности пространства и способствуют групповой работе.
Кабинет-лаборатория предназначен для практических и исследовательских работ. Поэтому оформление акцентировано на требованиях охраны труда и подчинено удобству работы.
Кабинет-мастерская предназначен для выполнения практических работ. Как и в лаборатории, большое внимание уделяется требованиям охраны труда. Однако пространство менее формализовано, и большое место уделено результатам учебных работ. Также возможно представление образцов работ.
Кабинет-гостиная. Пространство оформляется неформально: свободная расстановка мебели, тяжелые портьеры и драпировки, мебель не только школьного или офисного стиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»
проектная технология в школе, цели и задачи, основные этапы, виды проектов...
Социальное партнёрство как фактор улучшения качества образовательного процесса.
Педсовет мы бы хотели построить из трёх частей. В первой части - выделить те шаги, по которым мы вместе шли к тематике социального партнерства. Во второй – «поднять на поверхн...
Социальное партнёрство как фактор улучшения качества образовательного процесса.
Педсовет мы бы хотели построить из трёх частей. В первой части - выделить те шаги, по которым мы вместе шли к тематике социального партнерства. Во второй – «поднять на поверхн...
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса
Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология как фактор повышения качества образовател...
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса
Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология как фактор повышения качества образовател...
Доклад «Воспитательная система оркестровой студии «Гармония» как фактор повышения результативности образовательного процесса»
В докладе представлена воспитательная система, которая создана и повышает результативность образовательного процесса, осуществляемого педагогами оркестровой студии «Гармония» в ГБОУ Зелено...