Образовательная программа по хореографии "Дорога к танцу"
рабочая программа
Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательных программ ансамбля «Ивушка». Образовательная модель ансамбля «Ивушка» имеет свою структуру.
1 год обучения.
1.Теоретические сведения.
2. Партерная гимнастика и ритмика.
3. Ритмика.
4. Классический танец
5. Упражнения на середине зала
6.Народно-сценический танец.
7. Русский танец
8. Бурятский танец
9. История хореографического искусства.
10. Постановка танцев.
2 год обучения.
1.Теоретические сведения
2.Партерная гимнастика и ритмика:
3.Ритмика
4. Партерная гимнастика
5. Классический танец:
6.Упражнения у палки
7.Упражнения на середине зала
8.Закрепление упражнений
9. Народно-сценический танец:
10. Русский танец
11. Белорусский танец
12.Итальянский танец
13.Импровизация и актёрское мастерство
14. История хореографического искусства
15.Репетиции и постановка танцев
16. Постановка танцев
17.Репетиции
3 год обучения.
1.Теоретические сведения
2. Партерная гимнастика и ритмика:
3. Ритмика
4. Партерная гимнастика
5.Классический танец:
6.Упражнения у палки
7.Упражнения на середине зала
8.Закрепление упражнений
9. Народно-сценический танец:
10. Русский танец
11.Бурятский танец
12. Греческий танец
13. Импровизация и актёрское мастерство
14. История хореографического искусства
15.Современный танец;
16. Основы джаз-танца
17.Упражнения на середине
18.Хип-хоп стиль
19. Индивидуальные занятия
20. Репетиции и постановка танцев;
21. Постановка танцев
22. Репетиции
23. Сценическая практика.
4 год обучения.
1.Теоретические сведения
2. Партерная гимнастика
3. Классический танец;
4. Упражнения у палки
5. Упражнения на середине зала
6. Закрепление упражнений
7. Народно-сценический танец;
8. Цыганский танец
9. Венгерский танец
10. История хореографического искусства
11.Современный танец
12. Модерн-танец
13. Джаз-танец
14. Контактная импровизация
15.Индивидуальные занятия
16.Репетиции и постановка танцев
17.Постановка танцев
18. Репетиции
19. Сценическая практика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Дорога к танцу" | 59.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ОП «Дорога к танцу» | ||||
| ||||
№ | Элементы ОП УДОД: |
| ||
А | Титульный лист: | |||
1 | Образовательное учреждение | МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» | ||
2 | ПРИНЯТО, дата | Учебно-педагогический совет, протокол № 1 от 30.08.2019 г | ||
3 | УТВЕРЖДЕНО, дата | Директор, приказ № 26 от 03. 09. 2019 г | ||
4 | Название ОП | «Дорога к танцу» | ||
5 | Срок реализации | 4 года | ||
6 | ФИО составитель, должность | Перевозникова Лидия Ефимовна педагог дополнительного образования | ||
7 | Территория, год | пгт. Каменск 2019 г | ||
Б | Пояснительная записка: | |||
8 | Тип программы | Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. | ||
9 | Направленность | Созданная нами структура ансамбля, а также программа поэтапного становления профессиональной направленности детей на всех возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпуском, даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области хореографического искусства. | ||
10 | Актуальность | В результате анализа учебно-воспитательного процесса, после изучения потребностей детей и родителей было выявлено, что за последние годы в нашем городе и районе вырос интерес к занятиям хореографией. Чему во многом способствует активная концертная деятельность образцового хореографического ансамбля «Ивушка». | ||
11 | Отличительные особенности программы | Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательных программ ансамбля «Ивушка». Образовательная модель ансамбля «Ивушка» имеет свою структуру. | ||
12 | Педагогическая целесообразность программы | Основным отличием данной программы от уже существующих, является срок реализации, наличие двух уровней и изучение различных направлений хореографического искусства. В отличие от большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотноcти, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.) | ||
13 | Цель | Создание благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению. | ||
14 | Задачи | - Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства; - Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства; - Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры; - Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению хореографии народного танца; - Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе. | ||
15 | Возраст детей | От 7 до 17 лет. | ||
16 | Продолжительность занятия | 1-2 год обучения - 2 часа 3-4 год обучения - 3 часа | ||
17 | Формы занятий | Коллективных, групповых. | ||
18 | Режим занятий | 1 год обучения – дети 7-8 лет – 144 ч. в год, 2 раза в неделю по 2 ч. 2 год обучения – дети 9-11 лет - 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч. 3 год обучения – дети 12-13 лет – 216 ч. в год, 2 раза в неделю по 3 ч. 4 год обучения - дети 14 - 17 лет - 324 ч, в год, 3 раза в неделю по 3 ч. | ||
19 | Ожидаемые результаты | - владение основами классического танца и знание основных правил исполнения упражнений; - умение исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей грамотно и выразительно; - знание основных особенностей танцев народов мира; - умение свободно импровизировать; - знание основ теории хореографического искусства, его направлений. | ||
20 | Способы определения результативности | -мастер классы для родителей; -участие в конкурсах фестивалях различного уровня; -диагностика; -открытые уроки; | ||
21 | Формы контроля | Одной из форм представления результатов работы являются открытые занятия. | ||
В | Учебно-тематический план: | |||
22 | Перечень разделов, тем. | 1 год обучения. 1.Теоретические сведения. 2. Партерная гимнастика и ритмика. 3. Ритмика. 4. Классический танец 5. Упражнения на середине зала 6.Народно-сценический танец. 7. Русский танец 8. Бурятский танец 9. История хореографического искусства. 10. Постановка танцев. 2 год обучения. 1.Теоретические сведения 2.Партерная гимнастика и ритмика: 3.Ритмика 4. Партерная гимнастика 5. Классический танец: 6.Упражнения у палки 7.Упражнения на середине зала 8.Закрепление упражнений 9. Народно-сценический танец: 10. Русский танец 11. Белорусский танец 12.Итальянский танец 13.Импровизация и актёрское мастерство 14. История хореографического искусства 15.Репетиции и постановка танцев 16. Постановка танцев 17.Репетиции 3 год обучения. 1.Теоретические сведения 2. Партерная гимнастика и ритмика: 3. Ритмика 4. Партерная гимнастика 5.Классический танец: 6.Упражнения у палки 7.Упражнения на середине зала 8.Закрепление упражнений 9. Народно-сценический танец: 10. Русский танец 11.Бурятский танец 12. Греческий танец 13. Импровизация и актёрское мастерство 14. История хореографического искусства 15.Современный танец; 16. Основы джаз-танца 17.Упражнения на середине 18.Хип-хоп стиль 19. Индивидуальные занятия 20. Репетиции и постановка танцев; 21. Постановка танцев 22. Репетиции 23. Сценическая практика. 4 год обучения. 1.Теоретические сведения 2. Партерная гимнастика 3. Классический танец; 4. Упражнения у палки 5. Упражнения на середине зала 6. Закрепление упражнений 7. Народно-сценический танец; 8. Цыганский танец 9. Венгерский танец 10. История хореографического искусства 11.Современный танец 12. Модерн-танец 13. Джаз-танец 14. Контактная импровизация 15.Индивидуальные занятия 16.Репетиции и постановка танцев 17.Постановка танцев 18. Репетиции 19. Сценическая практика | ||
23 | Кол-во часов по темам (теория, практика, всего) | 1 год Теория - 11 ч. Практика – 133 ч. Всего – 144 ч. 2 год Теория – 20 ч. Практика – 196 ч. Всего - 216 ч. 3 год Теория - 14 ч. Практика – 212 ч. Всего - 216 ч. 4 год Теория - 14 ч. Практика - 304 ч. Всего - 324 ч. | ||
Д | Метод обеспечение ОП: | |||
24 | Разработки метод. Видов продукции (сценарии, положения, тесты) | Методические разработки, литература по хореографическому искусству. Литература по педагогике и психологии. Методические видеоматериалы различных направлений хореографии. Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии. | ||
25 | Дидактический материал, исследования | Музыкальное сопровождение: баян, компьютер, Интернет-ресурсы. Наличие сценических костюмов для концертных номеров. | ||
26 | Список литературы: | Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 2003. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. - М.: Искусство, 1968. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004. Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986. Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981. Конен В. Рождение джаза.- М., 1984. Королёва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец.- М.: Искусство, 1984. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981. |
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка ………………………………………………. 1
Цель и задачи программы ……………………………………………..2
Цели и задачи программы по уровням ……………………………… 3
Формы и режим занятий ……………………………………………... 4
Возрастные особенности обучающихся …………………………….. 5
Формы контроля и планируемый результат ………………………....6
Учебно-тематический план 1-го года обучения ……………………..7
Содержание программы 1-го года обучения ………………………. .8
Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………...9
Содержание программы 2-го года обучения ………………………..
Учебно-тематический план 3-го года обучения …………………… 10
Содержание программы 3-го года обучения ………………………. 11
Учебно-тематический план 4-го года обучения …………………… 12
Методическое обеспечение программы …………………………… 13
Условия реализации программы …………………………………… 14
Список литературы для педагога ……………………………………15
Список литературы для обучающегося …………………………… .16
Пояснительная записка.
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
В результате анализа учебно-воспитательного процесса, после изучения потребностей детей и родителей было выявлено, что за последние годы в нашем городе и районе вырос интерес к занятиям хореографией. Чему во многом способствует активная концертная деятельность образцового хореографического ансамбля «Ивушка».
Созданная нами структура ансамбля, а также программа поэтапного становления профессиональной направленности детей на всех возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпуском, даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области хореографического искусства.
Это часто приводит обучающихся к самоопределению в мире профессий. Данная программа, являясь углубленной, работает на профессиональное самоопределение выпускников.
Немало выпускников ансамбля связали свою жизнь с искусством танца. Многие продолжают танцевать в ансамблях при средних специальных и высших учебных заведениях, а некоторые выбрали танец своей профессией.
Данная программа входит в интегрированный комплекс образовательных программ ансамбля «Ивушка». Образовательная модель ансамбля «Ивушка» имеет следующую структуру:
- подготовительные группы - это первый – подготовительный этап на пути овладения умениями и навыками хореографического творчества. Пройдя его, воспитанники сдают итоговый экзамен, по результатам которого переходят на следующую ступень.
- основные концертные группы – основной этап обучения, совершенствование умений и навыков, предпрофильная подготовка обучающихся.
- солисты ансамбля – наиболее одарённые дети, которые осознанно выбирают профессию педагога-хореографа.
В нашем хореографическом коллективе разработана многоуровневая система комплексного поэтапного обучения и развития детей, основанная на принципах непрерывного образования и природосообразности.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства;
- Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства;
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры;
- Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению хореографии народного танца;
- Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе.
Программа построена с учётом целостного подхода к педагогическому процессу, предполагающему выделение следующих принципов обучения:
- Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;
- Принцип адекватности особенностям психического развития ребёнка; предполагает изучение педагогом психофизиологических возрастных особенностей детей; умение педагога общаться с детьми на их уровне развития с небольшим опережением;
- Принцип дифференциации и индивидуального подхода; предполагает дополнительные занятия с учётом уровня развития каждого ребёнка; кроме того, при осуществлении воспитательного процесса, он предполагает учёт темперамента каждого участника коллектива;
- Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков их развития и совершенствования; предполагает чёткое следование разработанной педагогом экспериментальной программе;
- Принцип координации «педагог – воспитанник – семья» предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося, где воспитанник выступает не только в роли субъекта.
Программа разработана на основе собственной практической работы с обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей.
Основным отличием данной программы от уже существующих, является срок реализации, наличие двух уровней и изучение различных направлений хореографического искусства. В отличие от большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.).
При разработке содержания программы «Дорога к танцу» учитывается национально – региональный компонент. На занятиях по народному танцу дети знакомятся с культурой и историей бурятского танцевального искусства и получают необходимый запас знаний при постановке бурятского танца. На занятиях используются национальные игры: «Рукавичка» и др.
Программа рассчитана на 4 года обучения, реализуется по двум уровням:
1 – базовый
1 год обучения – дети 7-8 лет – 144 ч. в год, 2 раза в неделю по 2 ч.
2 год обучения – дети 9-11 лет - 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.
3 год обучения – дети 12-13 лет – 324 ч. в год, 3 раза в неделю по 3 ч.
4 год обучения - дети 14 - 17 лет - 324 ч, в год, 3 раза в неделю по 3 ч.
Цель базового уровня:
Способствование гармонизации развития и творческому самовыражению детей посредством хореографии.
Задачи:
- Ознакомить детей с различными направлениями хореографического искусства;
- Развить коммуникативные способности;
- Выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху в освоении танцевальной культуры;
- Активизировать образное мышление и эмоциональную сферу ребёнка.
Цель креативного уровня:
Формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей, путём приобщения к богатству танцевальной культуры.
Задачи:
- Освоение способов и приёмов, технологий творческого решения художественных задач;
- Воспитать интерес к самостоятельному изучению истории танцев народов мира;
- Развитие интереса к профессиональной деятельности выдающихся танцоров;
- Развить способность к творческому самовыражению в творческом коллективе и самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры.
Формы и режим занятий.Для достижения поставленных целей и задач, основной формой учебной и воспитательной работы является групповое занятие.
Ни одно занятие нельзя мыслить как обособленное звено, в него всегда входит и повторение пройденного, и новый материал, и перспектива связи с дальнейшими заданиями.
На одном занятии могут сочетаться изучение элементов классического и народного танцев и исполняться задания на импровизацию.
С особо одарёнными детьми проводятся индивидуальные занятия, на которых педагог разучивает сольные партии и номера, отличающиеся некоторой сложностью, соответствующей уровню индивидуального развития и уровню техники исполнения .
Индивидуально с педагогом занимаются дети, которые менее интенсивно усваивают новый материал. С этой категорией детей дополнительно работают и солисты ансамбля, выступая в роли педагога-репетитора.
Количество обучающихся в группах первого и второго года целесообразно в пределах 12-15 человек, третьего года 10-12 человек, четвёртого года 8-10 человек.
Планируемый результат:
- владение основами классического танца и знание основных правил исполнения упражнений;
- умение исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей грамотно и выразительно;
- знание основных особенностей танцев народов мира;
- умение свободно импровизировать;
- знание основ теории хореографического искусства, его направлений.
Формы и методы выявления и анализа результатов:
Диагностическая таблица (Начальный и конечный результат)
Портфолио образцового хореографического ансамбля «Ивушка»
Учебно-тематический план
1 год обучения
|
|
|
| Формы аттестации и контроля |
|
|
|
| Беседа |
|
| 1 |
| |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Тест |
|
|
| Практическая работа | |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Задание - упражнение |
|
|
|
| Задание - упражнение |
|
|
|
| Беседа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
|
Содержание программы.
1. Теоретические сведения.
Введение в предмет. Задачи 1-го года обучения. Правила поведения в коллективе. Права и
обязанности воспитанников. Техника безопасности.
2.Партерная гимнастика и ритмика
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты, исполнение различных ритмических рисунков. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более сложным упражнениям у станка.
Разучивание разминки – разогрева. Упражнения, развивающие силу ног, выворотность; правильную осанку; гибкость; подвижность суставов.
Разучивание батман тандю, плие, ронд, анлер.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвёрками, построение в круг, движение по кругу.
3. Классический танец.
Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
3.1 Упражнения на середине зала:
Разминка: шаг с носка, шаг на полупальцах, бег, выбрасывая прямые ноги вперёд и назад, бег сгибая ноги, наклоны корпуса в стороны, вперёд и назад, низкие выпады вперёд и в стороны.
Точки плана класса, эпальман;1-е пор де бра; постановка корпуса по 1-й позиции; танцевальные движения.
Учебно-тематический план.
|
|
|
| Формы аттестации и контроля |
|
|
|
| Фронтальный опрос |
|
|
|
| Практическая работа |
| ||||
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Контрольная работа |
| ||||
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
5. История хореографического искусства |
|
|
| Задание - упражнение |
| ||||
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
|
|
| Практическая работа |
|
| |||
|
|
|
| Оценка практических навыков |
|
|
|
| |
|
|
|
| Творческий отчёт |
|
|
|
|
Содержание программы.
1. Теоретические сведения.
Задачи 4-го года обучения. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.
2. Партерная гимнастика.
Повторение и закрепление выученных упражнений за 1-3-й годы обучения. Разучивание новых более сложных упражнений.
3. Классический танец.
3.1 Упражнения у палки.
Все упражнения повторяются в ускоренном темпе. Изучается уровень подъёма ног, добавляются полупальцы опорной стопы.
Разучивание упражнений: ронд де жамб ан лер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, пор де бра с ронд де жамб пар тер на плие, плие-релеве на 45 с демиронд де жамб, батман девлоппе, танрелеве на 45 ан деор и ан дедан, ватман девлоппе расе на 90, демиронд де жамб на 90, маленькие позы, заключающие упражнения.
3.2 Упражнения насередине зала.
Поворот в 5-й позиции на полупальцах на середине зала, позы классического танца на 45, затем на 90 градусов, аттитюды, арабески на 45 затем на 90 градусов, элементарное адажио, танлие вперёд и назад, па де буре без перемены ног в сторону, и наефассе.
Прыжки: па эшаппе на одну ногу, гранд шанжман де пье, птишанжман де пье, па глиссад, жете в маленьких позах, па ассамблее в позах.
3.3 Закрепление упражнений.
Работа над техникой исполнения упражнений.».»Пордебра»-упр. для корпуса.
4.Народно-сценический танец.
4.1 Цыганский танец.
Особенности кочевого образа жизни цыган, характер и манера исполнения цыганских танцев. Основные положения и движения рук в цыганском танце, перегибы корпуса, флик-фляки, отбрасывания ног в сторону, броски вперёд, тряска плечами, мужские «хлопушки» и. т. д.
Разучивание цыганского танца «Цыганские напевы».
4.2 Венгерский танец.
Венгерские танцы интересны своей ритмичностью, координацией танцевальных движений, темпераментом.
Элементы венгерского сценического танца: положения рук и ног, «ключ» - удар каблуками (одинарный и двойной), шаг в сторону с двумя переступаниями, «верёвочка», «голубец», поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции, пружинистые удары, вращение с отбрасыванием ног назад, пируэт на каблуках и. т. д.
Разучиваем этюд в характере венгерского танца.Этюд на48 т.
5.История хореографического искусства.
Истоки западноевропейского балетного театра. Турниры, процессии, карнавалы, маскарады. Зарождение придворного балета.
Драматургия и хореография. Музыкальное и хореографическое решение спектаклей, их идейное содержание.
Развитие техники танца. Эволюция выразительных средств хореографических форм. Реформы в балетном театре. Перспективы развития балетного театра.
Просмотр видеоматериала «Балетная школа».Видио материал танцевального коллектива»Сибирские узоры».
6. Современный танец.
6.1 Модерн-танец.
На уроках танца модерн дети, обучаясь основным движениям, учатся взаимодействовать с окружающим их пространством, учатся использовать в танце силу земного притяжения. Работа с пространством даёт неограниченные возможности в сочетании с высоким техническим уровнем подготовки.
Основные понятия: контракция, кёф, арка. Учимся правильно дышать. Падения и быстрый подъём.
Разучивание тренажа на полу: плие, батман тандю, жете, ронд, фондю, гранд батман жете и адажио в стиле модерн.
Разучивание танцевальных комбинаций на середине зала и в продвижении.
6.2 Джаз танец.
Повторение и закрепление выученного за 3-й год обучения.
Развёрнутая разминка у палки на материале современного джаза.
Характерно использование чередования темпо ритмов, синкоп, смещённого ритма, свойственных джазовому танцу. Фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях и использование простейших танцевальных комбинаций.
6.3 Контактная импровизация.
Используя основы техники release, учимся: совмещать в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, чувствовать партнёра, коллектив, себя в коллективе как одно целое.
8.Репетиции и постановка танцев.
Греческий хоровод «Сиртаки», «Татарский танец».
Работа над техникой исполнения номеров, характером и манерой.
9. Сценическая практика.
Применение на практике полученных знаний, умений и навыков, их закрепление.
По окончании 4-го года обучения дети должны:
владеть методикой исполнения движений классического танца;
владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального номера;
чувствовать национальный характер и ритм;
иметь понятие о балетном спектакле;
знать законы общей координации тела, рук, ног, головы, законы равновесия;
знать основы овладения техниками джаз и модерн танца.
Методическое обеспечение программы
Основные формы и методы работы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
Метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о балетных школах, прослушивание аудиозаписей.
Словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.
Наглядный метод - личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видео просмотр выступлений профессиональных коллективов.
Практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.
Метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.
Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексноезанятие включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.
Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:
Ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении.
Тренировка. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью исполнения движений всеми участниками группы.
Применение. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.
Типы учебных занятий в ансамбле «Ивушка»
Усвоение новых знаний – теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие-игра.
Применение усвоенных знаний – практическое занятие, занятие-игра, репетиция, импровизация, концерт.
Для выявления результатов реализации программы использую такие формы промежуточной и итоговой аттестации:
зачёт – открытое занятие, экзамен, отчётный концерт коллектива.
Зачёт и экзамен проходят в форме «класс-концерта», на котором присутствуют родители детей, воспитанники других групп и все желающие.
После сдачи экзамена обучающимся выдаётся свидетельство с оценками, благодаря чему, экзамен является большим стимулом для дальнейшего творческого роста.
Оценки, выставляемые на экзаменах, отличаются от оценок в школе.
Моё правило – никаких двоек и троек. Обучающиеся первых двух лет обучения получают оценки от 4-х до 6-и баллов, третьего года обучения от 5-и до 7-и баллов, четвёртого года обучения от 6-ти до 8-и баллов и пятый год обучения от 7-и до 9-ти баллов. Таким образом, сравнивая полученные свидетельства с оценками за разные годы обучения, для ребёнка создаётся ситуация успеха, так как вместе с его творческим ростом, увеличиваются баллы, которые он получает на экзамене.
Для того чтобы отследить результаты усвоения знаний, умений и навыков мастерства моими воспитанниками, а так же своевременно реагировать на возникшие проблемы, я разработала диагностические карты по двум уровням обучения: базовый и креативный.
Творческий рост моих воспитанников отражается в успешных выступлениях на фестивалях и конкурсах.
Для выявления интересов ребят разработала тест. По результатам теста видно, что 100% детей занимаются в коллективе с интересом и желанием, 65% обучающихся занимаются целенаправленно, т. е. хотят достичь каких-либо результатов, 10% из них хотят продолжить своё обучение в специализированных учебных заведениях.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение программы
Преподавание разных видов танца требует от педагога специального образования и разносторонней подготовки в области хореографии, педагогики и психологии.
Руководитель ансамбля – Почетный работник общего образования РФ Л.Е. Перевозникова Республиканский колледж культуры и искусства им,Чайковского.
Постоянно повышает свою квалификацию на семинарах и мастер-классах в г.Улан-Удэ.
Материально-техническое обеспечение
Наличие оборудованного зала для занятий. В зале должны быть: зеркала, станок, палас.
Наличие у детей специальной формы для занятий (у мальчиков шорты и футболка, у девочек велосипедки и футболка, либо купальник для занятий и юбочка).
Музыкальное сопровождение: баян, компьютер, Интернет-ресурсы.
Наличие сценических костюмов для концертных номеров.
Программно-методическое обеспечение
Методические разработки, литература по хореографическому искусству.
Литература по педагогике и психологии.
Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.
Список литературы для педагога:
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.
Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.
Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.-М.: Искусство, 1968.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964.
Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
Королёва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец.- М.: Искусство, 1984.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных коллективов.- М., 1984.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
Смирнов И. Искусство балетмейстера.- М.: Просвещение, 1986.
Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975.
Устинова Т. Избранные русские народные танцы.- М.: Искусство, 1996.
Чижова А. Берёзка.- М.: Советская Россия, 1972.
Шишкина-Фишер Е. Немецкие народные календарные обряды обычаи танцы и песни.- М.: Готика, 2000.
Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца.- М.: Искусство, 1968.
Список литературы для детей.
Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
Пасютинкая В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1986.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"
Программа разработана педагогом дополнительного образования Пекешиной Светланой Анатольевной средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ . Срок реализации...
дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"
Результатом моей работы над методической темой "Современная хореография как средство развития личности ребёнка" стало создание модифицированной образовательной программы «От фантазии...
Образовательная программа факультативного курса "Постановка танца"
Образовательная программа факультативного курса разработана для ансамбля народно-сценического танца "Надежда".Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет . Срок реализации 8 лет....
Образовательная программа "В мире народного танца"
Модульная программа по хореографии рассчитана на детей 7 - 14 лет....
Методическая разработа: Формы и методы контроля результативности освоения образовательной программы клуба спортивного бального танца
Данный материал предназначен для тренеров и руководителей клубов спортивного танца и позволяет оценить результативность освоения образовательной программы клуба....
Образовательные программы по "Ритмике и танцу"7-10 лет и "Танцевальному мастерству"11-14 лет на 2 года обучения
Образотельные программы по "Ритмике и танцу" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...
Образовательная программа коллектива эстрадно - спортивного танца "Шанс" - "Будем стройнее" для детей 12 - 17 лет, автор Дубова Наталья Васильевна
Программа «Будем стройнее», результат 5-летнего опыта работы педагога, соответствует современным требованиям педагогики, психологии, теории физической культуры, раскрывает со...