ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ
статья

В статье представлены результаты исследования координационных способностей детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте и детей, занимающихся физическим воспитанием по традиционной программе в дошкольном учреждении. Были изучены способность к перестроению двигательных действий, способность к равновесию, устойчивость вестибулярного аппарата, способность к дифференцированию параметров движений, способность к реагированию. Результаты обработаны математико-статистическими методами. Полученные данные позволили установить различия в проявлении координационных способностей мальчиков, занимающихся прыжками на батуте и детьми, не занимающимися спортом и сформулировать рекомендации для повышения эффективности тренировочного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pashchenko_hazieva_kalashnikov_kultura.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования координационных способностей детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте и детей, занимающихся физическим воспитанием по традиционной программе в дошкольном учреждении. Были изучены способность к перестроению двигательных действий, способность к равновесию, устойчивость вестибулярного аппарата, способность к дифференцированию параметров движений, способность к реагированию. Результаты обработаны математико-статистическими методами. Полученные данные позволили установить различия в проявлении координационных способностей мальчиков, занимающихся прыжками на батуте и детьми, не занимающимися спортом и сформулировать рекомендации для повышения эффективности тренировочного процесса.

Ключевые слова: координационные способности, равновесие, дифференцирование параметров движений, устойчивость вестибулярного аппарата, способности к реагированию

В современном обществе повышается важность поиска эффективных путей сохранения здоровья и улучшения физического развития детей дошкольного возраста. Результаты исследования уровня развития кондиционных способностей детей, проживающих на Крайнем Севере, показали, что большинство из них (61-72%) имеет уровень «ниже среднего» в соответствии с нормативами, разработанными для детей из центральных регионов нашей страны. По параметрам скоростно-силовых способностей, данные лишь 3% детей 5-7 лет находятся в пределах «выше среднего» уровня. В беге на выносливость результаты 4% обследованных 5 и 7 лет и 1% – 6 лет соответствуют уровню «выше среднего» [2]. Автор Б.Б. Егоров отмечает, что до поступления в детский сад выявляется 27,5% детей, имеющих проблемы со здоровьем, в 6 лет таких детей уже 43,2%, а в 7 лет – 58,3%, то есть более, чем в 2 раза. Если до поступления в детский сад нарушения осанки наблюдаются у 24,5% детей, то к 6-ти годам их количество увеличивается до 66,6%, к 7-ми годам – до 86,4%, то есть в 3,5 раза. Перед поступлением в первый класс фиксируются высокие показатели нарушений осанки (92,6%), наличия сколиоза (12,2%). Также вдвое увеличивается доля болезней органов пищеварения – отмечается у 50-60% дошкольников и системы кровообращения – у 42-56% детей [1]. Вышеизложенное позволяет констатировать о том, что организованная в дошкольных учреждениях образовательная среда не справляется с задачей сохранения и укрепления здоровья детей, которую перед ними ставит Федеральный государственный образовательный стандарт. В большей степени это связано с недостаточной эффективностью физического воспитания, характеризующегося однообразием упражнений, низким уровнем интенсивности физической нагрузки, отсутствием заинтересованности детей в используемых средствах, недостаточной эмоциональностью проводимых занятий.

Для решения данных проблем применяются различные средства и методы. Так, например, применение на занятиях по физической культуре в детских садах элементов хатха-йоги, бальных танцев, ритмической гимнастики, фитбол-гимнастики способствуют улучшению показателей здоровья и физического развития дошкольников. Считаем, что повышению эффективности занятий физическим воспитанием будет способствовать использование на физкультурных занятиях элементов вида спорта прыжки на батуте.

Прыжки на батуте – вид спорта, в котором спортсмен на специальных снарядах посредством использования упругой деформации опоры выполняет серию высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела. Прыжки на батуте положительно сказываются на здоровье детей. Так, например, из исследований Казанцевой Н.В. мы видим положительное влияние занятий на состояние сводов стопы детей 5-7 лет. По окончанию 9-ти месячного эксперимента, особенностью которого стало использование  средств вида спорта прыжки на батуте, на 62% увеличилось количество детей с нормальным сводом стопы. В то время как занятия по традиционной методики коррекции плоскостопия дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения позволили улучшить показатели на 41% [3].

Также, занятия этим видом спорта развивают двигательные навыки, способствуют повышению координационных способностей. Координационные способности позволяют владеть своими двигательными действиями. В книге В.И. Ляха приводятся слова одного из крупных дидактов Г.Н. Сатирова, который отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями ...», поэтому так важно развивать координацию в дошкольном возрасте, когда наступают сенситивные периоды в развитии физических качеств [4].

При этом, прыжки на батуте, являясь сложно-координационным видам спорта, предъявляют к занимающимся повышенные требования. Интенсивное развитие этого олимпийского вида спорта предъявляет все более высокие требования к физическим способностям юных спортсменов. Повысилась динамичность и виртуозность упражнений, появляются новые и оригинальные элементы и соединения. Для того, чтобы точно воспроизводить, дифференцировать и отмерять пространственные, силовые и временные параметры движений, уметь ориентироваться и быстро реагировать в сложных условиях, согласовывать  двигательную деятельность спортсмен должен обладать высоким уровнем развития координационных способностей [5].

Вместе с этим, переход спортивных школ на федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта усложнил программу спортивной подготовки для занимающихся прыжками на батуте. К спортсменам предъявляются более высокие требования при отборе на следующий этап подготовки.

Так как набор в группы начальной подготовки в этом виде спорта начинается с дошкольного возраста, то важным является поиск ответа на вопрос о влиянии занятий прыжками на батуте на показатели координационных способностей детей, а также о возможности использования средств этого вида спорта в практике физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования: провести сравнительный анализ координационных способностей детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте и детей, занимающихся физическим воспитанием по традиционной программе в дошкольном учреждении.

Для решения поставленной задачи использовали методы  исследования – педагогическое тестирование и математической статистики. Для изучения координационных способностей использовались тесты, предложенные В.И. Ляхом для оценки специфических координационных способностей. Для оценки способности к перестроению двигательных действий применялся тест «челночный бег 3х10 метров», для оценки способности к равновесию применяли тест удержание «равновесия на одной ноге», для оценки устойчивости вестибулярного аппарата применяли «повороты на 360°», для оценки способности к дифференцированию параметров движений использовали «прыжки вниз на разметку», для оценки способности к реагированию использовали тест «реакция на падающий предмет» с использованием линейки.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста, из которых 15 мальчиков, занимающихся прыжками на батуте в спортивной школе «Вымпел», имеющих стаж занятий 1 год, и 15 мальчиков, занимающихся физическим воспитанием по традиционной программе дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении «Умка» города Мегион.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ уровня развития координационных способностей.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития координационных способностей

Группа

Челночный бег

3х10, сек

Равновесие на одной ноге, сек

Повороты на 360°, кол-во

Прыжки вниз на разметку, см

Реакция на падающий предмет, см

Дети, занимающиеся прыжками на батуте

9,58±0,52

14,48±14,98

18,7±2,50

1,20±1,62

17,0±6,39

Дети, не занимающиеся спортом

12,91±1,25

4,54±2,48

12,28±3,68

3,13±3,28

27,19±6,34

Результаты теста «Челночный бег 3х10 метров», характеризующего  способность к перестроению двигательных действий, показали, что у детей, занимающихся прыжками на батуте, скорость пробегания составила 9,58 сек  и соответствует высокому уровню развития этой способности, тогда как у детей, не занимающихся спортом, результат был равен 12,91 сек, соответствуя низкому уровню. В тесте «Равновесие на одной ноге» результаты были выше у спортсменов – 14,48 сек, но имеющееся большое среднеквадратичное отклонение (14,98 сек), говорит о неоднородности группы: что в составе испытуемых были дети, показавшие высокие результаты в тесте и дети, показавшие низкие результаты. В результатах дошкольников, занимающихся по традиционной программе, показатели способности к равновесию ниже и составили 4,54 сек.

Результаты теста «Повороты на 360°», показали лучшую способность к вестибулярной устойчивости и у спортсменов – 18,7 раз,  и у не спортсменов – 12,28 раз. В тесте «Прыжки вниз на разметку», оценивающем способность к дифференцированию параметров движений наблюдаются более высокие результаты у юных спортсменов. Результаты теста «Реакция на падающий предмет», оценивающего реагирующую способность, показали лучшие значения у юных спортсменов.

Проведенное исследование позволило сделать ряд заключений. Во-первых, мальчики, занимающиеся прыжками на батуте, превосходят своих сверстников в проявлении таких координационных способностей, как способность к перестроению двигательных действий и к равновесию. Это позволяет рекомендовать к использованию в практике физкультурного воспитания в условиях дошкольного учреждения средства вида спорта прыжки на батуте.

Во-вторых, способность к вестибулярной устойчивости, дифференцированию параметров движений, а также способность к реагированию у юных спортсменов незначительно отличались от результатов детей неспортсменов. Что требует внесения корректив в программу физической подготовки юных батутистов, акцентируя внимание на развитие данных координационных способностей.

Литература

  1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста / Б.Б. Егоров // Дети России образованы и здоровы: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. М.:2009. С. 233-235.
  2. Ведерникова Л.В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5-7 лет, проживающих в регионах крайнего Севера / Л.В. Ведерникова: автореф. дисс. … канд. пед. наук. 2005. С. 8-9.
  3. Казанцева Н.В. Использование прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста / Н.В. Казанцева // Вестник Красноярского государственного педагогического им. В.П. Астафьева. 2010. №3. 2-3 с.
  4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006.
  5. Пащенко Л.Г., Гончарова Ю.О. Развитие координационных способностей у юных акробаток / Семнадцатая региональная студ. науч. конф. Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г.Нижневартовск, 2—3 апреля 2015 года). – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. С. 655-657.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей детей 9-11 лет средствами фитбол и кор-рибок.

Нами была разработана методика развития координационных способностей детей 9-11 лет средствами и методами фитбол и Кор-рибок. Для подтверждения эффективности методики был проведен педагогический экспе...

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...

План самообразования: "Степ-аэробика как средство развития координационных способностей детей"

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТЕП-АЭРОБИКИ....

Скоростная лестница, как средство повышения координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Скоростная лестница – тренажер, представляет собой имитацию горизонтальной лестницы, выполненной из нейлона или резины, которые выкладываются на поверхность земли....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Данная тема широко рассмотрена в научно-методической литературе, в работе показано становление и структура координационных способностей; их развитие, положительное влияние и взаимосвязь ритмической ги...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности"к функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных способ...