Методическое сообщение "Изучение нот на грифе классической гитары"
учебно-методическое пособие
Методическое пособие предназначенное для преподавателей ДМШ и ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oktava_prima.ppt | 823 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель сообщения: рассмотреть методику изучения нот на грифе классической гитары Задачи: • выявить особенности расположения нот на нотном стане • выделить основные этапы процесса изучения нот • рассмотреть особенности начального этапа обучения • изучить закономерности освоения нот на втором этапе • показать процесс освоения более позднего, третьего этапа знакомства с нотами
На первых занятиях по обучению игре на классической гитаре мы проводим небольшую экскурсию по истории возникновения этого инструмента, изучаем его устройство, а затем приступаем к более длительному процессу – изучению нот. Ноты записываются на нотном стане, который состоит из пяти горизонтальных линеек, счет линеек идет снизу. Названий нот всего семь, а количество их гораздо больше.
Диапазон классической гитары составляет около четырех октав – от «ми» большой октавы до «си» второй октавы, и для удобства прочтения, запись нот производят в скрипичном ключе на октаву выше их действительного звучания. Скрипичный ключ еще называют ключом «соль», потому что он помещает ноту «соль» первой октавы на вторую линейку нотоносца. Заострим на этом пристальное внимание, что нота, на второй линейке обязательно должна ассоциироваться со скрипичным ключом, а значит иметь название – «соль». Остальные ноты выстраиваются в порядке очереди относительно этой ноты и имеют разное местоположение на нотном стане.
Одни ноты располагаются на линейках, другие между линейками, под, над, и на добавочных линейках. Счет добавочных линеек идет от нотного стана в обе стороны по нарастанию. Обязательно нужно вслух проговорить все положения записанных нот
На классической гитаре шесть струн, их счет начинается с тонкой струны. Каждая струна называется открытой, т.е. нигде не зажимается и настраивается на определенную ноту. Открытые струны обозначаются цифрой – ноль. Запишем строй гитары и будем играть упражнения по открытым струнам, стараясь запомнить их названия и местоположение на гитаре. Стоит заметить, что нота «соль» пишется на второй линейке, но является третьей открытой струной, и наоборот, нота «си» пишется на третьей линейке и является второй открытой струной. Первая и шестая струны настраиваются на ноту «ми», а значит на одном и том же ладу на этих струнах будут одинаковые ноты, только разных октав.
Далее приступим к игре по закрытым струнам, т.е. по нотам, расположенным на ладах. Для этого нарисуем таблицу, где каждый нотный стан является одной из шести струн. Струны располагаются сверху вниз от первой к шестой. Открытые струны нарисованы красным цветом, и находятся за пределами верхнего порожка, тогда как, закрытые нарисованы синим цветом и зажимаются на ладах.
Это различие помогает быстро находить ноты, особенно на начальном этапе обучения. В таблице специально представлены ноты только до третьего лада, потому что на пятом ладу повторяются некоторые ноты, только на струну ниже, и будет непонятно какую же из этих нот нужно выбрать. Их можно добавить чуть позже, но прежде нужно освоить местоположение нот на гитаре именно до третьего лада. Пространство грифа можно образно разделить на три зоны: зона мелодии играется на первых струнах, зона баса на последних струнах и зона аккомпанемента на средних. Из этого следует, что в зону мелодии входят в основном ноты второй октавы, в зону баса – ноты малой октавы, и в зону аккомпанемента – ноты первой октавы. Это понятие существенно облегчает поиск нот на грифе. Расстояние между двумя соседними ладами на каждой струне соответствует полутону. В таблице представлены только чистые ноты, во избежание загромождения, а альтерированные звуки нужно находить самостоятельно. Таким же способом можно искать другие ноты, только нужно четко представлять на какой струне это удобнее всего делать.
Это зависит от конкретного случая и пользоваться нужно методом исключения: если на первой нельзя - значит на второй, если на второй нельзя – значит на третьей и т. д. Интервалы и аккорды на гитаре также набираются сверху вниз методом исключения, а в какой позиции, обычно ставится подсказка в виде римской цифры, определяющая лад. В изучении нот на нотном стане есть одна особенность: каждая нота имеет пару, кроме ноты «си». Она пишется на третьей линейке и находится в самом центре нотного стана и две другие ноты малой и второй октавы пишутся как в зеркальном отражении от середины нотного стана под первой добавочной линейкой и над первой добавочной линейкой. Нота «соль» всегда находится в зеркальном отражении от середины нотного стана с нотой «ре», нота «до» с нотой «ля» и нота «ми» с нотой «фа». Если знать хотя бы одну ноту из пары, то другую легко вычислить.
Ноты на грифе гитары нужно запоминать в процессе игры на ней, начиная с легких пьес, множество которых написано только до третьего лада, постепенно усложняя нотный материал, в котором будут присутствовать последующие лады. На двенадцатом ладу дублируются открытые струны только на октаву выше. Легко запомнить, что на классической гитаре, на русской семиструнной и на акулеле двенадцатый лад находится на стыке грифа и корпуса, это не относится к акустической вестерн-гитаре и электрогитаре – у них гриф длиннее. Дополнительно можно штудировать определенные лады, на которых почти все ноты чистые: это пятый, седьмой, десятый и двенадцатый лады, их обычно отмечают точками, чтобы легче ориентироваться в пространстве грифа.
Таким образом, процесс освоения нот на классической гитаре проходит в три этапа. Первый основан на изучении звуков на открытых струнах, основу второго составляют ноты, располагающиеся на грифе до третьего лада (с последующим включением изучения альтерированных ступеней). Третий, более поздний этап связан с расширением диапазона изучаемых нот на протяжении всего грифа (с выявлением определенных наиболее часто используемых позиций). Процесс подобного освоения нот является последовательным и наиболее удобным для начинающих музыкантов поскольку основан на проверенном методе изучения, идущего от простого к сложному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:«Из истории гитары»
Родилась гитара семьсот лет назад. В истории её развития можно проследить пять периодов. Условно им дали такие названия: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет....
Методические рекомендации по технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов
Обучение технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля предлагается в программе "Гитарная песня" для учащихся 3-го года обучения, т.е. для подростков с 13-16 лет....
«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»
Теоретический аспект формирования мотивации.Роль мотивации в учебной деятельности.Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники....
План – конспект открытого урока по теме: «Начальный этап обучения на классической гитаре».
Тема урока: «Начальный этап обучения на классической гитаре».Форма: индивидуальная.Тип урока: формирование и отработка первоначальных умений и навыков.Вид урока: традиционный.Цель урока: о...
Практическое дополнение к постановке игрового аппарата и технике игры на классической гитаре
Практическое дополнение к постановке игрового аппарата и технике игры на классической гитаре...
Оригинальные фортепианные сочинения и их переложения для классической гитары.
Данная методическая разработка представляет собой оригинальные сочинения для фортепиано и их переложения для классической гитары. Она нацелена на ознакомление гитаристов с фортепианным репертуаром, но...