Программа "Азбука шитья"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_shitya.docx | 66.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление общего образования
администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества «Гармония» г. Ртищево Саратовской области»
(МУДО «ДДТ «Гармония» г. Ртищево»)
Рекомендована к утверждению Утверждаю
решением методического совета директор МУДО
МУДО «ДДТ «Гармония» г.Ртищево» «ДДТ «Гармония» г.Ртищево»
Председатель ____________ /Е.Е. Шелепенко
____________ / ____________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«АЗБУКА ШИТЬЯ»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
для детей 5-8 лет
срок реализации программы – 1 год
Вид программы: модифицированная
Утверждена Разработал
На педагогическом совете педагог МУДО
Протокол № ___________ «ДДТ «Гармония» г.Ртищево»
«_____»________________20_______г. Асмолова С.В.
г.Ртищево
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………………………… |
2. | Учебно-тематический план…………………………………………. |
3. | Содержание изучаемого курса……………………………………... |
4. | Календарно – тематический план.…………………………………. |
5. | Методическое обеспечение ……………………………………….. |
6. | Список литературы ………………………………………………… |
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность.
Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
С целью реализации новой политики в образовании актуальна разработка общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука шитья», объединения дополнительного образования «Рукоделие» МУДО ДДТ «Гармония».
Направленность программы – художественная.
Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Актуальным является обучение швейному мастерству, изучая его разные направления: игрушки, одежда, предметы для быта, панно, интерьерная кукла, лоскутная техника и аппликация, вышивка.
Швейное дело - одно из древнейших ремесел, ему учили с детства. Одежда, игрушка, предметы быта несли определенную информацию, отражали сложившиеся народные традиции. Шитье–это творческий процесс, возможность сделать любую задуманную вещь, проявить индивидуальность и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы. Для того чтобы выполнить швейные изделия качественно, эстетично, на высоком уровне, необходимо иметь определенные знания, умения, навыки в технологии обработки ткани, изготовлении выкроек, в умении шить на швейном оборудовании, разбираться в назначении тканей и материалов.
Новизна программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с тканью разной фактуры , это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Азбука шитья» педагогически целесообразна. Обучение по данной программе направлено на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа позволяет решать задачи педагогического воздействия по обучению, воспитанию, профессиональной ориентации и социальной адаптации детей.
Цель программы: развитие индивидуальных творческих способностей, творческое самовыражение и самореализация через теоретическое и практическое приобщение к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
1.Формирование навыков и опыта работы в швейном рукоделии.
2.Выявление творческих способностей обучающихся.
3.Поддержка одаренных детей.
4.Нравственное и эстетическое развитие обучающихся.
5.Профессиональная ориентация.
Учебно-воспитательная программа предполагает поэтапное решение поставленных задач.
1. Сформировать систему базовых знаний и умений, которые позволяют работать под контролем и помощью педагога.
2.Создать условия для мотивации:
-творческой деятельности;
-стремлению добиваться хороших результатов деятельности.
3.Способствовать развитию памяти и внимания на занятиях.
3. Создать условия для соблюдения правил и норм поведения при работе в коллективе.
Отличительные особенности образовательной программы «Азбука шитья» заключаются в том, что в ходе обучения происходит:
- раннее приобщение к искусству шитьё, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей.
- учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации.
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок - является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств.
- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Сроки реализации программы -1 год.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Возраст детей , участвующих в реализации программы «Азбука шитья» - 5-8 лет
Психолого- педагогические особенности возрастной категории обучающихся.
Программа рассчитана на освоение детьми возраста 5-8 лет, поэтому
все обучения в объединение направлено на формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности. Но если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В психолого-педагогическом сопровождении дошкольников и детей младшего школьного возраста выделяют следующие направления работ:
-обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общее дело;
-общение детей в повседневной жизни
-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;
-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1 | 2 | 3 |
1. Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | упражнения |
3. Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4. Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5. Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | экспозиция |
8. Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9. Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
10. Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
11. Занятие - зачет | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование. |
12. Интегрированное занятие | Развитие интереса учащихся к предмету | Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет |
13. Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция | Самостоятельная деятельность |
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Формы работы коллектива:
- участие в выставках, семинарах;
- мастер – классы;
- защита проектов;
- содружество с другими объединениями рукоделия;
- встреча с народными умельцами;
- посещение выставок декоративно-прикладного искусства
Режим и продолжительность занятий. В соответствии с художественной направленностью программы «Азбука шитья» и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41) продолжительность занятий для детей 5-8 лет
- 45 мин., перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часов в год.
Количество занятий и учебных часов в неделю. Всего за год проводятся 72 занятия (см. календарно - тематический план). При нагрузке 4 часа в неделю, количество часов в год составляет 144 часа.
Количество обучающихся в объединении. Учитывая направленность программы, руководствуясь Уставом МУДО ДДТ «Гармония» и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41), при количестве посадочных мест в кабинете прикладного творчества 11, количество обучающихся в объединении 10-13 человек.
Особенности набора детей. Прием обучающихся на обучение по программе «Азбука шитья» проводится на условиях, определенных локальным нормативным актом МУДО ДДТ «Гармония» и в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.55 Федерального закона № 273-ФЗ). Набор детей в объединение общедоступный, без предъявления требований к уровню образования и способностям.
Ожидаемые результаты.
-знать технику безопасности и организацию своего рабочего места;
-инструменты и приспособления;
-ручные стежки и швы;
-уметь изготавливать игрушки из меха и ткани;
-изготавливать несложные швейные изделия;
-уметь работать в коллективе.
-знать основные ручные термины при пошиве
-иметь понятие о правилах раскроя;
-иметь понятие о тканях и пошивочных материалах;
-выполнить практическую работу по пошиву выставочных изделий;
-принимать участие в творческих конкурсах.
-освоить приемы творческого проектирования;
-принимать участие в творческих конкурсах.
-уметь самостоятельно делать творческие работы разной направленности;
-изготавливать швейные изделия по собственному эскизу, консультируясь с педагогом;
знать основы технологии, материаловедения, конструирования и моделирования.
Формы подведения итогов реализации программы «Азбука шитья»
- диагностика;
- анкетирование;
- защита творческих работ и проектов.
- контрольные задания;
- выставки творческих работ;
- презентация.
Способы оценки качества реализации программы.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого обучающегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, сертификатами.
Аттестация обучающихся проводится педагогом в конце учебного года путем оценки усвоенных знаний, практических навыков и умений и просмотре выполненных работ
Психологическая поддержка программы.
Работа по данной программе предусматривает такую организацию образовательного процесса, которая строится на основе партнерских отношений с детьми в процессе совместной деятельности. Для создания доброжелательной обстановки на занятиях, комфортной среды, сплочения коллектива обучающихся используются такие приемы, как игры, беседы, устраиваются чаепития и тематические развлекательные вечера.
Программа предполагает в процессе организации деятельности детей следующий блок здоровья:
-соблюдение светового режима на занятии;
-правильная организация рабочего места;
-контроль за правильной осанкой во время работы; контроль за соблюдением чистоты в кабинете (сменная обувь);
-перерыв на отдых в течении 15 минут..
Условия реализации программы.
Материально-технические:
-занятия проводятся в МУДО ДДТ «Гармония», в кабинете, оснащенном швейными машинами с ручным, ножным, электрическим приводом, утюжильным местом и раскройным столом.
Для успешной работы объединения потребуется:
- Кабинет с хорошим освещением, столы, стулья.
- Дидактический материал
- наглядные пособия
- Материалы и инструментов
- Ножницы, иглы, булавки, наперсток, сантиметр.
- Хлопчатобумажные нитки, шерстяные или синтетические нити различных цветов; пряжа, мулине.
- Ткань разного цвета, вида, строения.
- Трикотаж, готовые перчатки, носки.
- Синтепон, ватин, флизелин, поролон.
- Тесьма, сутаж, ленты.
- Пуговицы, бисер.
- Мех
- Спицы, крючки, пяльца.
- Пластиковые банки.
- Проволока.
- Клей «Титан»
- Карандаши, ручки, фломастеры.
- Бумага, картон, фольга, пергаментная бумага, альбомы, мишура.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Входная диагностика. | |
2. | Аппликационные работы | |||||
2.1 | Аппликация на ткани | 14 | 2 | 12 | Контрольный образец | |
2.2 | Аппликация из волокнистых материалов на мягкой основе | 8 | 2 | 6 | Взаимоконтроль | |
2.3 | Геометрическая и тематическая аппликация на жесткой основе | 4 | 2 | 2 | Час вопросов и ответов. | |
2.4 | Аппликация из волокнистых материалов на объемных жестких формах | 4 | 2 | 2 | Выставка работ | |
3. | Изготовление сувениров | |||||
3.1 | Пошив плоских игрушек | 8 | 2 | 6 | Самореклама игрушки | |
3.2 | Пошив народной игрушки | 4 | 2 | 2 | Демонстрация работ | |
3.3. | Пошив игрушек с олимпийской символикой | 4 | 2 | 2 | Опрос по теме | |
4. | Новогодние подарки | 16 | 5 | 11 | Промежуточная диагностика. | |
5. | Вышивка в технике «крест» | 16 | 4 | 12 | Выставка работ | |
6. | Пошив объемных игрушек | |||||
6.1 | Игрушки из носочков | 16 | 4 | 12 | Тестирование по теме | |
6.2 | Игрушки из перчаток | 16 | 5 | 11 | Самореклама игрушки | |
6.3 | Игрушки из шариков | 20 | 5 | 15 | Вернисаж героев. | |
7. | Пошив одежды на куклу Барби | 10 | 3 | 7 | Дефиле. | |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Итоговая диагностика. | |
| Итого: | 144 | 43 | 101 |
Содержание изучаемого курса по программе «Азбука шитья».
Тема№1 | «Вводное занятие» План работы объединения просмотр дидактического материала, наглядных пособий. Цели и задачи объединения. Правила техники безопасности работы в объединении. Оборудование кабинета, организация кабинета, организация рабочего места. Экскурсия по ДДТ «Гармония» |
Воспитательная работа | Игра-знакомство. Беседа « История развития художественного вязания, вышивки, мягкой игрушки». |
Форма аттестации/контроля | Входная диагностика. |
Тема №2 | «Аппликационные работы» |
Тема 2.1. | « Аппликация на ткани» Основные виды и формы элементов аппликации. Характеристика тканей для мягких основ. |
Практические занятия | Подбор ткани для аппликационных работ. Подготовка мягких основ к работе. Вырезание заготовок из ткани в форме яблока, груши, мухомора, желудей, ежика, зонтика, слоника, жирафа, мышки, кошки, петуха, зайца, лягушки, улитки, рыбки. Осваивание шва «вперед иголку». Пришивание заготовок из ткани на мягкую основу в определенной последовательности швом «вперед иголку». |
Воспитательная работа | Рефераты ко дню города. Беседа: «История развития декоративно прикладного искусства - аппликация». «Как правильно выбрать ткань для аппликации». |
Форма аттестации/контроля | Контрольный образец по предложенным элементам аппликации. |
Тема 2.2 | «Аппликация из волокнистых материалов на мягкой основе» Классификация волокнистых материалов. Способы обработки концов хлопчатобумажных, шелковых и синтетических шнуров. Способы закрепления волокнистых материалов на мягкой основе. |
Практические занятия | Просмотр эскизов изделий аппликационных панно на мягкой основе. Выбор ткани для основы. Подбор волокнистых материалов для рисунка (орнаментного или тематического) расчет нужной длины материала. Перевод рисунка на фон. Приметывание волокнистых материалов к фону и закрепление их с изнаночной стороны косыми или мелкими стежками шва «вперед иголку». Освоение способа закрепления волокнистого материала «вприкреп». Обработка и оформление мягкой основы. |
Воспитательная работа | Анкетирование родителей. Путешествие в историю возникновения текстильных волокон. |
Форма аттестации/контроля | Взаимоконтроль. Оценка изготовленных панно в форме аукциона. |
Тема 2.3 | «Геометрическая и тематическая аппликация на жесткой основе». Основные виды и формы элементов аппликации. Способы подготовки жестких основ и фонов. Способы закрепления аппликации на жесткой основе. |
Практические занятия | Просмотр образцов и иллюстраций. Поиск композиционных вариантов, исходя из темы и содержания. Подготовка общего фона. Выбор материала для аппликаций. Выполнение геометрических и тематических аппликаций. Закрепление аппликаций на общем фоне. |
Воспитательная работа | Беседа о полезных игрушках для дома. |
Форма аттестации/контроля | Час вопросов и ответов. |
Тема 2.4. | « Аппликация из волокнистых материалов на объемных жестких формах». Применение объемных жестких форм с аппликацией из волокнистых материалов в быту. Способы подготовки объемных жестких форм. Способ закрепления аппликаций на объемных формах. |
Практические занятия | Просмотр элементов художественной росписи на Руси. Выбор объемных жестких форм. Нанесение эскиза на объемную форму. Подбор материала для работы. Закрепление аппликаций на объемных жестких формах. Обработка края объемных форм. |
Воспитательная работа | Беседа «История возникновения художественной росписи на Руси». |
Форма аттестации/контроля | Выставка готовых работ. Тест - виды и способы закрепления аппликационных работ |
Тема №3 | «Изготовление игрушек - сувениров». |
Тема 3.1 | «Пошив плоских игрушек». Правила раскроя ткани. Способы пошива плоской игрушки. Способы нанесения элементов Городецкой росписи на игрушки особенности плоской игрушки. |
Практические занятия | Просмотр образцов сувениров. Зарисовка мотивов Городецкой росписи. Заготовка выкроек - лекал, раскрой ткани. Осваивание швов» назад иголку», «через край». Заготовка каркаса, сметывание деталей. Пошив деталей сувенира. Выравнивание и набивка. Соединение деталей между собой. Оформление игрушки мотивами городецкой росписи, пуговицами. |
Воспитательная работа | Беседа «История возникновения Городецкой росписи в оформлении игрушки». |
Форма аттестации/контроля | Самореклама сшитого сувенира. |
Тема 3.2. | «Пошив народной игрушки». Характерные особенности национальных костюмов. Элементы народной одежды в оформлении игрушки. Анализ конструкции в формировании пошива народной игрушки. |
Практические занятия | Просмотр образцов народных игрушек, репродукций с изображением народного костюма. Работа над эскизами. Заготовка выкроек - лекал. Раскрой каркаса и ткана. Осваивание шва «потайной». Пошив деталей народной игрушки. Сборка деталей. Оформление игрушки, роспись лица. |
Воспитательная работа | Игра – путешествие «Сказочная история народной игрушки». |
Форма аттестации/контроля | Демонстрация готовых работ. |
Тема 3.3 | «Пошив игрушек с олимпийской символикой». Анализ конструкции сувениров. Основные приемы соединения деталей. Рекомендации по выполнению коллективной работы. |
Практические занятия | Просмотр таблиц с изображением олимпийской символики иллюстраций, фотоматериалов, образцов сувениров на спортивную тематику. Зарисовка олимпийской символики и сувениров в альбом. Заготовка каркаса, раскрой ткани. Сметывание и соединение деталей, смешивание их, оформление игрушки. Составление композиции из игрушек-сувениров на общем фоне. |
Воспитательная работа | Беседа «История олимпийский игр». Дискуссия по теме изготовленной композиции. |
Форма аттестации/контроля | Опрос по теме: «История возникновения игрушки». |
Тема № 4 | «Новогодние подарки» История и традиции в праздновании Нового года. Роль материала в изготовлении новогодних подарков. Условность формы и особенности конструкции игрушек. Возможность сочетания нескольких видов рукоделия. |
Практические занятия | Зарисовка эскизов новогодних подарков. Отбор лучших эскизов. Подбор материалов, инструментов, мишуры, меха, пряжи. Изготовление лекал. Раскрой деталей новогодних подарков. Сметывание, сшивание деталей. Оформление новогоднего подарка. Просмотр и оценка работы. |
Воспитательная работа | История и традиции в праздновании Нового года. Обмен подарками. |
Форма аттестации/контроля | Промежуточная диагностика. |
Тема № 5 | «Вышивка в технике крест». Виды орнаментов, образы, встречающиеся в них, обычаи и быт народа. Выбор для изделия ткани, орнамента, мулине, иглы. Специфика вышивки в технике крест. |
Практические занятия | Изготовление образцов. Подготовка ткани к вышивке. Выполнение узора вышивки. Обработка краев изделия. Утюжка готового изделия. |
Воспитательная работа | Путешествие в историю вышивки русского народного костюма. Дискуссия: « Правила и подходы при выборе эскиза». |
Форма аттестации/контроля | Выставка работ |
Тема №6 | «Пошив объёмных игрушек» |
Тема 6.1 | «Игрушки из носочков» Особенности выполнения формы игрушки из носков. Способ сшивания обрезных краев трикотажа. Способ закрепления открытых петель. Основные технологические приемы изготовления игрушек из носков. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек из носочков. Подбор носка для игрушки с помощью наполнителя. Изготовление деталей для оформления игрушки. Сборка деталей. Оформление игрушки вышивкой, пуговицами, мехом. |
Воспитательная работа | Беседа «Сказка о стране Антресоли и о практическом применении ненужных вещей». |
Форма аттестации/контроля | Тестирование по теме. |
Тема 6.2 | «Игрушки из перчаток» Технология выполнения трикотажного шва, тамбурного шва. Способы оформления игрушки с помощью вязального крючка. Особенности выполнения формы игрушки из перчаток. Основные технологические приемы изготовления игрушек из перчаток. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек из перчаток. Выбор перчатки для игрушки. Раскрой игрушки. Закрепление открытых обрезных краев трикотажа. Нашивка игрушки, оформление игрушки вышивкой, пуговицами, пряжей. |
Воспитательная работа | Сюжетно – ролевая игра «Сказка о чудесном превращении перчаток в ...» |
Форма аттестации/контроля | Самореклама игрушки. |
Тема 6.3 | «Игрушки из шариков». |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек Шариков – смешариков. Изготовление шариков разного цвета. Оформление шарика в зависимости от выбранного мультипликационного персонажа. |
Воспитательная работа | Театральное представление. |
Форма аттестации/контроля | Вернисаж героев. |
Тема №7 | «Пошив одежды на куклу Барби». |
Практические занятия | Изготовление лекал. Раскрой деталей одежды. Смётывание деталей. Примерка изделия на куклу. Сшивание деталей. |
Воспитательная работа | Консультация для родителей по шитью. Цикл бесед: «Одежда мира». |
Форма аттестации/контроля | Дефиле. |
Тема №8 | «Итоговое занятие» Оформление выставки из лучших работ, изготовленных руками воспитанников. Подведение итогов. Награждение лучших детей. |
Воспитательная работа | «ОТК»– откроем талант каждого. |
Форма аттестации/контроля | Итоговая диагностика. |
Календарно – тематический план.
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | 2 | «Вводное занятие». Экскурсия по ДДТ «Гармония». | Входная диагностика. |
2 | сентябрь | 2 | Аппликация на ткани «Яблоко, груша». Основные виды и формы элементов аппликации. | |
3 | сентябрь | 2 | Аппликация на ткани «Мухомор». Характеристика тканей для мягких основ. | |
4 | сентябрь | 2 | Аппликация на ткани «Жёлудь». Способы подготовки мягких основ к работе. | |
5 | сентябрь | 2 | Аппликация на ткани «Ежик». Техника выполнения шва «вперёд иголку». | Час вопросов и ответов. |
6 | октябрь | 2 | Аппликация на ткани «Зонтик». Последовательность пришивания заготовок на ткань. | |
7 | октябрь | 2 | Аппликация на ткани «Жираф». Беседа: «История развития декоративно – прикладного искусства – аппликация». | |
8 | октябрь | 2 | Аппликация на ткани «Заяц». Анализ аппликационных работ. | Контрольный образец |
9 | октябрь | 2 | Аппликация из волокнистых материалов на мягкой основе. Классификация волокнистых материалов. Освоение способа закрепления волокнистого материала « вприкреп». | |
10 | октябрь | 2 | Способы обработки концов х/б, шелковых и синтетических шнуров. Выполнение орнаментного рисунка. | |
11 | октябрь | 2 | Беседа «Путешествие в историю возникновения текстильных волокон». Выполнение тематического рисунка. | |
12 | октябрь | 2 | Обработка и оформление мягкой основы. Оценка панно в форме аукциона. | Взаимоконтроль |
13 | октябрь | 2 | Геометрическая аппликация на жесткой основе. Способы подготовки жёстких основ и фонов. Беседа о полезных игрушках для дома. | |
14 | октябрь | 2 | Тематическая аппликация на жёсткой основе. Способы закрепления аппликации на жёсткой основе. Завершение начатых работ. Коллективная оценка работы. | Час вопросов и ответов. |
15 | ноябрь | 2 | Аппликация из волокнистых материалов на объёмных жёстких формах. Способы подготовки объёмных жёстких форм. Беседа: «История возникновения художественной росписи на Руси». | |
16 | ноябрь | 2 | Продолжение темы. Способы закрепления аппликаций на объёмных формах. Обработка края объёмных форм. | Выставка работ |
17 | ноябрь | 2 | Пошив плоской игрушки «Лошадка». Технология изготовления плоской игрушки. | |
18 | ноябрь | 2 | Продолжение темы. Роль отделочного материала в оформлении игрушки. Сборка и оформление игрушки. | |
19 | ноябрь | 2 | Изготовление плоской игрушки «Козлик». Оформление игрушки мотивами Городецкой росписи. | |
20 | ноябрь | 2 | Продолжение темы. Оформление стенда. | Самореклама игрушки |
21 | ноябрь | 2 | Пошив народной игрушки «Матрёшка». Осваивание шва «потайной». | |
22 | ноябрь | 2 | Продолжение темы. Оформление игрушки, роспись лица. | Демонстрация работ |
23 | декабрь | 2 | Пошив игрушек с олимпийской символикой. Основные приёмы соединения деталей игрушки хоккеист. | |
24 | декабрь | 2 | Дискуссия по теме: «История олимпийских игр». Создание композиции из игрушек – сувениров на общем фоне. | |
25 | декабрь | 2 | Опрос по теме: «История возникновения игрушки». | Опрос по теме |
26 | декабрь | 2 | Новогодние подарки. Условность формы и особенности конструкции игрушек. Зарисовка эскизов новогодних подарков. | |
27 | декабрь | 2 | Беседа: «История и традиции празднования Нового года». Раскрой, смётывания, сшивания деталей новогоднего подарка. | |
28 | декабрь | 2 | Роль материала в изготовлении новогодних подарков. Оформление подарка. Украшение рабочего кабинета новогодними игрушками. | |
29 | декабрь | 2 | Изготовление игрушки «Дед Мороз». Использование меха в деталях игрушки. | |
30 | декабрь | 2 | Изготовление игрушки «Снегурочка». Разновидность украшений в одежде снегурочки. | |
31 | декабрь | 2 | Изготовление игрушки - символа нового года. Просмотр и оценка работ. | Промежуточная диагностика. |
32 | декабрь | 2 | Занятие – сказка «Путешествие к Деду Морозу». | |
33 | январь | 2 | «Рождественские посиделки». Конкурсно - развлекательная программа. | |
34 | январь | 2 | «Игрушка за час». Реалити – класс. | |
35 | январь | 2 | Вышивка в технике «крест». Выполнение узора по схеме. | |
36 | январь | 2 | Вышивка русского народного костюма. Беседа по теме, выполнение элементов вышивки. | |
37 | январь | 2 | Способы обработки краёв изделия после вышивания. Обработка салфетки. | |
38 | январь | 2 | Выполнение узора вышивки «Снежинка». Беседа о зиме. | |
39 | февраль | 2 | Выполнение фона вышивки «Снежинка». Оформление работы в виде игольницы. | |
40 | февраль | 2 | Дискуссия: «Правила и подходы при выборе эскиза». Оформление стенда по итогам выполненных работ. | Выставка работ |
41 | февраль | 2 | Пошив объёмных игрушек из носочков. Основные технологические приёмы изготовления игрушек из носков. | |
42 | февраль | 2 | Особенности выполнения формы игрушки из носков. Игрушка «Заяц». | |
43 | февраль | 2 | Способ сшивания обрезных краёв трикотажа. Игрушка «Улитка». | |
44 | февраль | 2 | Способ закрепления открытых петель. Игрушка «Пират». | |
45 | февраль | 2 | Беседа: «Сказка о стране Антресолии». Игрушка «Пудель». | |
46 | февраль | 2 | Использование меха в отделки игрушки. Игрушка «Собака». | |
47 | март | 2 | Оформление игрушка бисером. Игрушка «Гусеница». | |
48 | март | 2 | Самореклама игрушки. Подготовка игрушек к выставке. | Тестирование по теме |
49 | март | 2 | Пошив объёмных игрушек из перчаток. Основные технологические приёмы изготовления игрушек из перчаток. | |
50 | март | 2 | Особенности выполнения формы игрушки из перчаток. Игрушка «Лебедь». | |
51 | март | 2 | Технология выполнения трикотажного шва. Игрушка «Жираф». | |
52 | март | 2 | Технология выполнения тамбурного шва. Игрушка «Черепаха». | |
53 | март | 2 | Способы оформления игрушки вязальным крючком. Игрушка «Слоник». | |
54 | март | 2 | Беседа: «Сказка о чудесном превращении перчаток в …». Подготовка игрушек к выставке. | Самореклама игрушки |
55 | март | 2 | Работа над выставочными экспонатами. Установка работ в выставочном зале. Посещение выставки прикладного творчества. | |
56 | апрель | 2 | Любимые мультипликационные герои. Способ изготовления шара из ткани и наполнителя. | |
57 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Крош. | |
58 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Лосяш. | |
59 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Карыч. | |
60 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Нюша. | |
61 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Копатыч. | |
62 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Пин. | |
63 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Совунья. | |
64 | апрель | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Бараш. | |
65 | май | 2 | Изготовление игрушки смешарик – Ёжик. | |
66 | май | 2 | Театральное представление с участием игрушек – смешариков. | Вернисаж героев. |
67 | май | 2 | Пошив одежды для куклы Барби. Зарисовка эскизов. Изготовление лекал. | |
68 | май | 2 | Раскрой деталей одежды. Смётывание, сшивание деталей. | |
69 | май | 2 | Оформление одежды декоративной отделкой. | |
70 | май | 2 | Примерка одежды. Исправление недостатков. | |
71 | май | 2 | Демонстрация коллекции одежды для куклы Барби. | Дефиле. |
72 | май | 2 | Итоговое занятие. Тестирование. Награждение лучших работ. | Итоговая диагностика |
Методическое обеспечение программы « Азбука шитья».
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Занятия в объединении являются комплексными. На них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: устное изложение, рассказ, лекции, аналитические и эвристические беседы, работа с наглядными пособиями т.д., наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, готовых работ;
наблюдение;
показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Для организации качественных занятий необходимо:
наличие светлого просторного помещения,
шкафы для хранения материалов,
для оформления выставок - стеллажи и стенды, рамки,
наглядные и методические пособия - образцы готовых изделий, таблицы, схемы, технологические карты, презентации, карточки для контроля знаний,
мультимедийная техника и компьютер (для демонстрации презентаций),
материалы (лоскуты ткани разных цветов и разного качества, нитки для шитья, вышивания и плетения, синтепон, фурнитура для изделий из бисера, «глазки», паетки и др.),
инструменты (ножницы, иголки, линейки, булавки, наперсток, сантиметр, спицы, крючки, пяльцаи др.),
наглядные пособия: готовые изделия, схемы, фотографии, презентации, книги, трафареты и шаблоны и др.
№ п/п | Название раздела и темы образовательной программы | Формы занятий | Названия и формы методических материалов | Формы подведения итогов по теме или разделу |
1. | Вводное занятие | Инструктаж, беседа. | Инструкции, выставочные работы. | Экскурсия по ДДТ «Гармония». |
2. | Аппликационные работы | Урок- путешествие, беседы, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Оценка изготовленных панно в форме аукциона, тестирование. |
3. | Изготовление сувениров | Дискуссия по теме, интегрированное занятие, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Опрос по теме, демонстрация готовых работ. |
4. | Новогодние подарки | Занятие – сказка, практические занятия, беседы. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия, DVD-пособие. | Коллективная оценка работ, обмен подарками. |
5. | Вышивка в технике «крест» | Дискуссия по теме, беседы, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Выставка готовых изделий. |
6. | Пошив объемных игрушек | Театральное представление, беседы, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Самореклама игрушки, тестирование, выставка работ. |
7. | Пошив одежды на куклу Барби | Беседы, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Демонстрация коллекции одежды. |
8. | Итоговое занятие | Вернисаж поделок. | DVD – пособие. | «ОТК»– откроем талант каждого. Выставка для родителей. |
Список литературы для детей
1.Деревянко Н.С. Серия «Малая энциклопедия рукоделия»». «Мягкая игрушка: Волшебный сад».- М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; 2001.
2.Кочетова СВ. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: Игрушки из носочков».- М: «РОПИЛ КЛАССИК»; 2001.
3.Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: Веселый зоопарк».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
4.Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: игрушки с бисером».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
5.Фролова Т.О. Серия « Подарок своими руками». «Мягкая игрушка».-М.ЮОО «Издательство ACT».; 2004.
Список литературы для педагога
1.Белова Н.Р., Неботова З.Л. Серия «Энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
2.Максимова М.В., Кузьмина М.П. «лоскутики».- М.: «Издательство ЭКСМО- ПРЕСС»; 1998.
3.Максимова М.В., Кузьминам.А. «Девичьи хлопоты».-М.: «Издательство ЭКСМО - ПРЕСС»; 2000.
4.Андреева И.А. Серия «Популярная энциклопедия». «Рукоделие». - М.: «Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; 1996.
5.Молотобарова О.С. Серия «Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений». «Кружок изготовления игрушек - сувениров».-М.: «Издательство «Просвещение»; 1990.
6.Дидактический материал, составленный из отдельных статей газет, журналов и образцов, сделанных руками детей, при участии педагога. Темы материалов: «Вязание», «Вышивка», «Мягкая игрушка», «Рукоделие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лоскутное шитье
Изготовление картины "Котенок". Работа Тулиной Марии....
Использование однотонных тканей в лоскутном шитье
Техника лоскутного шитья на уроках "Технология" в 8 классах....
Создание аксессуаров с использованием технологий лоскутного шитья
Презентация + мастер-класс в четырёх частях, можно использовать с5 по 11классы и во внеурочной работе. В презентации даны выкройки....
Технология лоскутного шитья - для 5 - 11классов
Презентация из трех частей для уроков по теме: Лоскутное шитье. Подходит для всех классов....
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
План-конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и...
Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.
Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....