Методическая учеба "Антиплагиат или 5 законов честного текста"
методическая разработка

Алексеева Людмила Владимировна

Проблема умышленного заимствования тем, идей, изобретений постоянно будоражит умы исследователей. Оригинальность произведений В. Шекспира и М. Шолохова, события и мотивы библейских текстов, вызывают массу споров и по сей день. Плагиат, являясь наказуемым нарушением авторских прав, вряд ли когда-нибудь полностью исчезнет из нашей жизни. Особенно остро данная проблема стоит в настоящее время, когда Интернет стал незаменимым другом и помощником каждого из нас, а информация, размещенная в виртуальном пространстве, моментально становится общедоступной.

В представленном методическом материале дается краткая информация о  требованиях, предъявляемых научным сообществом и законом РФ, к уникальности текста при его публикации, видах плагиата и правилах, позволяющих его избежать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_zakonov_chestnogo_teksta.docx40.13 КБ
Office presentation icon prezentatsiya._5_zakonov_chestnogo_teksta.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Л.В.,

методист организационно-методического отдела

МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ»

Антиплагиат или 5 законов честного текста

Превосходные слова!

Любопытно, где вы их украли?

Джонатан Свифт

Уважаемые коллеги!

Проблема умышленного заимствования тем, идей, изобретений постоянно будоражит умы исследователей. Оригинальность произведений В. Шекспира и М. Шолохова, события и мотивы библейских текстов, вызывают массу споров и по сей день. Плагиат, являясь наказуемым нарушением авторских прав, вряд ли когда-нибудь полностью исчезнет из нашей жизни. Особенно остро данная проблема стоит в настоящее время, когда Интернет стал незаменимым другом и помощником каждого из нас, а информация, размещенная в виртуальном пространстве, моментально становится общедоступной.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с требованиями, предъявляемыми научным сообществом и законом РФ, к уникальности текста при его публикации, видами плагиата и правилами, позволяющими его избежать.

Слово «плагиат» образовано от лат. plagio («похищаю»). Это присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за свое, а также использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора[1]. Данный термин берет свое начало с античных времен. В римском праве он обозначал преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание. В нынешнем значении слово «плагиат» начало употребляться в 17 веке.

Плагиат является нарушением авторско-правового законодательства и может повлечь за собой юридическую ответственность. Согласно ст. 146 УК РФ за подобное преступление предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, исправительными работами на срок до 1 года или арестом на срок до 6 месяцев[2].

Наиболее часто плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения без указания источника заимствования. Обязательным признаком «интеллектуальной кражи» является присвоение авторства.

Презентации также могут являться предметом плагиата. Слияния нескольких документов, придания текстам другой формы (использования иных цветовых схем, шрифтов и т.п.) – не устраняют факт плагиата.

В настоящее время все работы, представляемые для публикации, проходят проверку в программе антиплагиат. Это российский интернет-проект, в рамках которого рядовой пользователь или организация могут проверять текстовые документы на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников, специализированных коллекций документов, электронных библиотек и т. п.

Каждый желающий может скачать программу для личного пользования, пройдя по следующим ссылкам: http://www.etxt.ru/antiplagiat/, http://www.antiplagiat.ru/, и перед публикации материала лично проверить свой текст на наличие возможных совпадений. 

Естественно, многие пытаются найти способы «обойти» систему и при желании с легкостью могут найти в интернете «доброжелателей», обещающих за определенное вознаграждение помочь вам. Но это всего лишь технические уловки, которые программа раскроет довольно быстро, поэтому выход только один – самостоятельно добиваться высокой уникальности.

Виды плагиата

Существуют следующие виды плагиата:

  • Умышленный или преднамеренный (плагиатчик сознательно присваивает авторство).
  • Случайный (создание работы, идентичной уже имеющийся из-за того, что авторы первого и второго труда, использовали в работе одинаковые источники и применяли схожие методы).

Формы плагиата

  • 100%-ное копирование работы.
  • Компиляционный — изложение в своем труде разрозненных, зачастую из разных источников сведений, полученных в результате работы других людей, но без указания авторства.
  • Предоставление литературного труда, созданного путем пересказа чужой работы, как полученного вследствие индивидуальной интеллектуальной деятельности.
  • Использование в работе результатов коллективных исследований без указания фамилий специалистов, принимавших участие в научном эксперименте[3].

5 законов честного текста

1. Старайтесь подбирать непопулярные темы для статьи. Чем реже освещалась эта проблема в интернете, тем выше шанс получить хорошую уникальность.

2. Используйте различные источники информации. При написании статьи желательно использовать не учебники, а современные научные работы. Большее количество источников поможет уменьшить вероятность совпадения с другими текстами. Некоторые из свежих статей могут еще даже не находиться в базе данных антиплагиатных программ, что повысит шансы обойти проверку.

3. Никогда не списывайте прямо из источников. Но если это необходимо - используйте цитаты и сноски. Ссылайтесь на источники приводимой информации (фактов, мнений, теорий, статистики, графиков, рисунков), если она не является общеизвестной.

4. Вставляйте в текст больше личных выводов, размышлений, замечаний (если по требованию задания это допускается).

5. Не пользуйтесь принципом «скопировал - вставил» в отношении интернет-источников. Перескажите текст от себя, то есть сделайте рерайт. Постарайтесь как можно реже заглядывать в исходный текст. Внимательно прочтите небольшой отрезок, переосмыслите, а затем изложите своими словами, добавляя немного собственного отношения к вопросу. В этом случае вы сохраните смысл, но привнесете свою стилистику, что существенно повысит процент уникальности.

Оформление цитат

  • При добавлении в текст статьи цитаты в первую очередь следует руководствоваться правилами русского языка.
  • Соблюдать главные требования к цитате: уместность и точность.
  • Для цитирования нужно брать логически законченный фрагмент текста. Недопустимо выдёргивать фразы из контекста источника, когда это ведёт к искажению его смысла или хотя бы смыслового оттенка.
  • Нельзя изменять цитату. Однако допускается в некоторых случаях исправление явных опечаток и изменение падежа слов и словосочетаний.
  • При цитировании можно опустить одно или несколько слов, или даже предложений, если это не исказит смысла текста и если на месте опущенных слов или предложений будут поставлены предупредительные знаки в виде многоточия (…) или многоточия в угловых скобках (<…>). Если цитируются отдельные слова или словосочетания, то многоточие обычно не ставится.
  • Короткие цитаты, как правило, не превышающие двух строк и стоящие внутри основного текста, требуется заключать в кавычки. Если внутри цитаты есть ещё одни кавычки, то они набираются другим рисунком
  • Протяжённые цитаты, иногда занимающие больше одного абзаца, следует отделять от текста графически. Такие цитаты в кавычки не заключаются.

(Слайд 10) Правила оформления ссылок

По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:

- внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

- подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

- затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

ГОСТ 2008

Приказе  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Альберт Ю.В. Библиографическая ссылка: справочник. Киев, 1983. 247 с.  или  С. 21.

Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006. С. 144-251.

История Российской книжной палаты, 1917-1935. М., 2006.

или более подробно: 

 Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2006. - С. 305-412.

 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В.И.Романова. - Ростов н/Д, 2006. - С. 144-251.

  История Российской книжной палаты, 1917-1935 / Р.А.Айгистов [и др.]. - М.: Рос. кн. палата, 2006. - 447 с. - ISBN 5-901202-22-8.

 Оформление в списке литературы статей из журналов и периодических сборников

 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - N 10. - С. 76-86.

 Оформление электронных источников

Официальные периодические издания: электрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

ГОСТ 2003

Иванов, И.И. Название книги / И.И. Иванов. – Город: Название издательства. – 552 с.

Жабина С.Г. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании / С.Г. Жабина. - М.: Академия, 2016. - 336 с.

Волков, М.В. Современная экономика [Текст]: учебное пособие  / М.В. Волков. -  СПб.: Питер, 2014.- 225 с.

Оформление книг с 2 и 3 авторами

Волков, М.В. Современная экономика/ М.В. Волков, А.В. Сидоров. -  СПб.: Питер, 2016.- 155 с.    

Оформление книг с 4 и более авторами

Коробкин, М.В. Современная экономика/ М.В. Коробкин [и др.] -СПб.: Питер, 2014.- 325 с.    

Оформление учебников и учебных пособий

Волков, М.В. Современная экономика: учебное пособие  / М.В. Волков. -  СПб.: Питер, 2014.- 225 с.

Волков, М.В. Современная экономика [Текст]: учебное пособие  / М.В. Волков. -  СПб.: Питер, 2014.- 225 с.

Оформление учебников и учебных пособий под редакцией  

Фармацевтическая химия: учеб. Пособие для студ. вузов/под ред. И.Н. Совенко. - М.: Риор, 2014. - 323 с.   

Если в пособии несколько авторов с общим редактором.  

Фармацевтическая химия: учеб. Пособие для студ. вузов / Л.Н. Протасова., М.И. Иванов, А.А. Сидоров; под ред.  И.Н. Совенко. - М.: Риор, 2014. -323 с.  

Для многотомных книг 

Боков, АН. Экономика Т.2. Микроэкономика [Текст] / А.Н. Боков. - М.: Норма, 2015. - 532 с.   

 Оформление в списке литературы статей из журналов и периодических сборников 

Боков, В.К. Причины кризиса экономической модели США  / В.К. Боков // РБК. -2014. - №4 (11). - С. 32-36.  

 

Оформление электронных источников

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т.д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т.п.).

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов "Режим доступа" использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру "URL" (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель ресурса).

 

Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс] / Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. - М., 2004. - 1 CD-ROM. - Загл. с этикетки диска.

Галина Васильевна Старовойтова, 17.05.46 - 20.11.1998: [мемор. сайт] / сост. и ред. Т.Лиханова. [СПб., 2004]. URL: http://www.starovoitova.ru/rus/main.php (дата обращения: 22.01.2007).

Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс] / Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М.- Режим доступа: http://referatwork.ru, свободный. (дата обращения: 16.08.2015 г.).

Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], -http://www.architechos.ru/restovrat.htm- статья в интернете.

Как обвинить в плагиате

Законодательством РФ предусмотрены также гражданско-правовые формы защиты от плагиата – это выплата компенсации или возмещение убытков (ст. 1301,1252 Гражданского кодекса РФ).

Если вы считаете, что ваши авторские права были нарушены, для начала свяжитесь с виновником и потребуйте устранить нарушение. Вы можете договориться с ним о выплате денежной компенсации. Если договориться не получилось, следует обратиться в суд.

Перед тем как подадите иск в суд, докажите факт плагиата. В качестве доказательства используйте показания свидетелей, книги, распечатанные страницы с сайтов, диски, видеозаписи, заключения экспертов. Часто авторы не могут решить проблему из-за того, что не предоставляют доказательств.

Далее удостоверьтесь, что у нарушителя отсутствует лицензионный договор, по которому передаётся право публичного использования вашего произведения. Отсутствие договора будет непосредственным доказательством плагиата.

Теперь можете писать исковое заявление. Имейте в виду, что такого рода иски облагаются достаточно большой денежной пошлиной, а процесс может затянуться на несколько лет. В иске укажите наименование суда, вашу фамилию, имя, отчество, адрес истца, затем ответчика. Предоставьте необходимые доказательства нарушения прав. Конкретно сформулируйте требования. Напишите цену иска. Это те деньги, которые вы потратили на адвоката, экспертизы, сумма компенсации морального вреда и т.д. Подпишите и поставьте дату подачи заявления[4].

Как защитить свои права

Знака охраны авторского права. Был утвержден в 1952 году на всемирной женевской конвенции по авторскому праву. С в окружности (alt удерживаем и набираем справа 0169. Сверху не получится). Знак регистрировать не надо. Право получили, как только создали объект. Срок охраны  согласно общему правилу - вся жизнь + 70 лет после.

Пример: © МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества», 2018 (год первого опубликования) 

© Т.Е. Казакова, Т.В. Емельянова, составление, 2018

      (Знак д.б. и на обложке СД-диска и на самом диске).

Защита прав в интернете.

  1. Оповестить всех, читающих ваш текст о том, что у этой работы есть автор.
  2. Ставить знак на сайте, внизу «в подвале» страницы.
  3. В блогах и форумах ставьте знак после каждой своей записи. Напр., © имя автора (псевдоним) 
  4. Знак защищает произведение, но не идею, концепцию, процедуру, процесс.
  5. Вас можно цитировать (СМИ, критика), но обязательно ссылка, и только несколько цитат.

Практическая часть

Задание. Прочитайте текст в карточках. Определите вид ссылки. Найдите ошибки, допущенные в ссылке, и исправьте их (см. Приложение 1).

Приложение 1

Карточка 1

1. Определите вид ссылки.

2. Найдите ошибки, допущенные в ссылке, и исправьте их.

ХХХ

Функции печени в организме очень разнообразны. Она является центральным органом химического гомеостаза организма, так как в печени создается единый энергетический пул для метаболизма углеводов, белков и жиров. (Фельдман Г.Л. Биоритмология. РнД : изд-во Рост, 1982 год. 80 С.).

Карточка 1

Функции печени в организме очень разнообразны. Она является центральным органом химического гомеостаза организма, так как в печени создается единый энергетический пул для метаболизма углеводов, белков и жиров. (Фельдман Г. Л. Биоритмология. Ростов н/Д : Изд-во Рост, 1982. 80 с.).

Ответ: Внутритекстовая ссылка помещена в тексте документа (может быть в середине предложения, в конце предложения). Текст ссылки (библиографическое описание источника) заключается в круглые скобки (). Ссылка оформляется тем же шрифтом, каким набран весть текст.

Карточка 2

1. Определите вид ссылки.

2. Найдите ошибки, допущенные в ссылке, и исправьте их.

ХХХ

Поэтому продовольственная безопасность как вектор обеспечения национальной безопасности лежит в плоскости первостепенной важности в среднесрочной перспективе, является детерминирующим условием сохранения ее государственности и суверенитета, главенствующей компонентой демографической политики, нужным условием осуществления стратегического повышения качества проживания нации путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения7.

7 Баринов, С.И. Продовольственная безопасность как часть национальной безопасности // Экономист. 2014. № 1. Электронный ресурс: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2003/part1/PLP/ 

Карточка 2

Поэтому продовольственная безопасность как вектор обеспечения национальной безопасности лежит в плоскости первостепенной важности в среднесрочной перспективе, является детерминирующим условием сохранения ее государственности и суверенитета, главенствующей компонентой демографической политики, нужным условием осуществления стратегического повышения качества проживания нации путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения7 .

7 Баринов С. И. Продовольственная безопасность как часть национальной безопасности // Экономист. 2014. № 1. URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2003/part1/PLP/ (дата обращения: 25.11.2016).

Ответ:  Подстрочная ссылка вынесена из текста вниз полосы документа (в сноску). В тексте после цитаты или названия источника ставится порядковый номер ссылки-сноски. Текст ссылки (библиографическое описание источника) размещается внизу страницы. Сноска, как правило, оформляется меньшим шрифтом, чем текст научной работы. Ссылка/сноска должна быть размещена на той же странице, что и текст с номером сноски.

Карточка 3

1. Определите вид ссылки.

2. Найдите ошибки, допущенные в ссылке, и исправьте их.

Под профессионально технологической средой предприятий будем в дальнейшем понимать, основываясь на исследованиях Н.Е. Астафьевой, А.П. Беляевой:  - «...взаимосвязь техникотехнологического базиса производства, содержания труда специалиста и комплекса выполняемых им трудовых функций» (12; С. 97).

Карточка 3

1. Определите вид ссылки.

2. Найдите ошибки, допущенные в ссылке, и исправьте их.

Под профессионально технологической средой предприятий будем в дальнейшем понимать, основываясь на исследованиях Н.Е. Астафьевой, А.П. Беляевой «...взаимосвязь техникотехнологического базиса производства, содержания труда специалиста и комплекса выполняемых им трудовых функций» [12, с. 97].

Ответ: Затекстовая ссылка вынесена за текст документа или его части. Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают или в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта (как в подстрочной ссылке), или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа. (Так рекомендует данный ГОСТ; на практике лучше использовать отличное друг от друга оформление различных видов ссылок и номер затекстовой ссылки оформлять в квадратные скобки). В предложении затекстовая ссылка может располагаться в любом месте: в середине и в конце предложения. После текста научной работы размещается список затекстовых ссылок, сгруппированных в алфавитном порядке или в порядке нумерации (тогда описание источников может быть размещено не по алфавиту).

Литература:

  1. Как избежать плагиата (Прохоров А. Интернет: источник плагиата или средство его выявления? Клио-софт http://2balla.ru )

[1] Большой толковый словарь иностранных слов. - Ростов-на-Дону, изд-во Феникс. 1995. – Т. 2. – С. 452.

[2] Значение плагиата: какая статья предусмотрена в УК РФ? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-konstitutsionnyh-prav-i-svobod/narushenie-avtorskih-i-smezhnyh/plagiat.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.05.2016). 

[3] Значение плагиата: какая статья предусмотрена в УК РФ? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-konstitutsionnyh-prav-i-svobod/narushenie-avtorskih-i-smezhnyh/plagiat.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.05.2016).

[4] Как обвинить в плагиате [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai/detail6.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.05.2016).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антиплагиат или 5 законов честного текста

Слайд 2

Превосходные слова! Любопытно, где вы их украли? Джонатан Свифт

Слайд 3

Плагиат ( от лат. plagio - «похищаю») - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки, мыслей, искусства, изобретения.

Слайд 5

http://www.etxt.ru/antiplagiat/ http://www.antiplagiat.ru/

Слайд 6

Виды плагиата Профессиональный – предусматривает присвоение интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений других в профессиональных целях (цель – авторитет, заработок, награды, признание и тому подобное). Образовательно–научный плагиат – заключается в присвоении чужого интеллектуального имущества исключительно в процессе получения научной степени, образовательной квалификации или признания в этих направлениях. Социальный плагиат – возникают в бытовых отношениях.

Слайд 7

Формы плагиата

Слайд 8

5 законов честного текста 1. Ищите уникальные темы! 2. Больше читайте! 3. Ссылайтесь на источники приводимой информации! 4. Размышляйте! 5. Пересказывайте своими словами!

Слайд 10

Виды библиографических ссылок внутритекстовые , помещенные в тексте документа; подстрочные , вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые , вынесенные за текст документа или его части (в выноску). ГОСТ 2008 Альберт Ю.В. Библиографическая ссылка: справочник. Киев, 1983. 247 с. Оформление в списке литературы статей из журналов и периодических сборников Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - N 10. - С. 76. Оформление электронных источников Официальные периодические издания: электрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007). ГОСТ 2003 Волков, М.В. Современная экономика [Текст]: учебное пособие / М.В. Волков. – СПб.: Питер, 2014. – 225 с.

Слайд 11

Руки вверх, плагиатчик!

Слайд 12

Знак охраны авторского права alt удерживаем и набираем справа 0169

Слайд 13

© МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества», 2018 © С.С. Кандыба, О.А. Рамазанова, составление, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока «Законы движения крови»

методическая разработка урока «Законы движения крови»...

Методическая разработка урока Законы Ньютона в 10 классе

Урок  по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й классПродолжительность урока 45 минутТип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.Форма организации раб...

методический семинар Новый закон Об образовании РФ

В презентации рассматривается структура и основные разделы нового    Федерального  закона № 273-ФЗ"Об образовании в РФ"  принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 г...

Методическая разработка урока "Закон Гука"

Разработка урока с применением ЦОР....

Методическая разработка праздника "Масленица честная"

Разработка праздника Масленицы    с информацией об истории праздника и  различными играми для учащихся 5-6 классов....

Методическая разработка урока "Закон РФ «О защите прав потребителя»"

Цели урока:Обучающая - знать основные понятия: потребитель, продавец, срок годности, гарантийный срок, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара,  штрих код товара. З...

Методические рекомендации родителям (законным представителям) по вопросу «Безопасности детей в период летних каникул»

Методические рекомендации родителям (законным представителям) по вопросу «Безопасности детей в период летних каникул»...