рабочая программа по шахматам
рабочая программа (6 класс)
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы ” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы ” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную опенку деятельности на заня тии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
'г отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
6 класс
Обучающийся научится:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
- обозначать символом и знаком предмет;
- определять логические связи между предметами;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
- Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
6 класс
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных за корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - И КТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
III. Предметные:
6 класс
Ученик научится:
- Основным правилам игры;
- Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
- Шах. мат. пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. 4. Прогнозировать результат шахматной игры.
- Определять шахматные термины: белое и чёрное ноле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Ученик получит возможность научиться:
- Располагать фигуры на шахматной доске;
- Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
- Решать элементарные шахматные задачи.
- Участвовать в соревнованиях различных уровней.
- Содержание учебного предмета «Шахматы» 6 класс (34 часа)
- Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. Шахматная доска (1 ч.).
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат гак: «Разумом одерживать победу». Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, чемпионами мира по шахматам и шахматной доской. Большое место отводиться изучению шахматной доски: (белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр).
- Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Ценность шахматных фигур. (3 ч.).
Значение шахмат. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
- "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются?
- "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
- "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- Ходы и взятие фигур (7 ч.)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
- "Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целыо уничтожения, а с целыо установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
- "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- Цель и результат шахматной партии. Понятия «мат», «пат», «шах» (9ч.)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход.
Дидактические игры и задания
- "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
- "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
- "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка. (2 ч.)
Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
- "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
- Шахматный дебют (4ч.)
Игра на «мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Другие угрозы быстрого быстрого мата в дебюте.
Дидактические игры и задачи
- «Поставь детский маг». Ученики должны как можно быстрее поставить детский мат.
- "Мат в 1 ход". Приводится ряд положений, в которых ученики должны поставить мат в один ход.
- «Защитись от мата». Требуется найти способы защиты от детского мата.
- "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат королю.
- Основы Миттешпиля (4ч.)
Общие рекомендации о том, как играть в миттешпиле. Тактические приемы. Связка в миттешпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические игры и задачи
- «Выигрыш материала». Ученикам необходимо выстроить комбинации, ведущие к достижению матового перевеса.
- Подведение итогов. Шахматный турнир (Зч.)
Таблица тематического распределения количества часов 6 класс
№ | темы | Количество часов | ||
п\п | всего | теория | практика | |
1. | Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. Шахматная доска | 1 | 1 | 0 |
2. | Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Ценность шахматных фигур | о J | 2 | 1 |
Л J. | Ходы и взятие фигур. Правша игры. Шахматная партия | 7 | 2 | 5 |
4. | Цель и результат шахматной партии. Понятия «мат», «пат», «шах» | 9 | 3 | 6 |
8. | Подведение итогов. Шахматный турнир | 3 | 0 | 3 |
Итого | 33 | 11 | 22 |
ФГОС Календарно-тематическое планирование уроков по шахматам 6 класс .
№ | Тема | Дата | |
план | факт | ||
1. | Краткая история шахмат. Первые чемпионы. Знакомство с шахматной доской | 6.09 | |
2. | Знакомство с шахматными фигурами. Белые фигуры, черные фигуры. Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка. | 13.09 | |
о 3. | Ценность шахматных фигур. | 20.09 | |
4 | Расстановка шахматных фигур. | 27.09 | |
5. | Ходы и взятие фигур. Правила игры. Как начинать шахматную партию | 4.10 | |
6. | Способы защиты. Пешки - охрана Короля. | 11.10 | |
7. | Ладья против Слона. Ферзь против ладьи и слона. | 18.10 | |
8. | Король против других фигур. | 25.10 | |
9. | Конь против ферзя, ладьи и слона. | 8.11 | |
10. | 11ешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 15.11 | |
11. | Солдат становится генералом (Король, легкая фигура и Пешка против Короля) | 22.11 | |
12. | Цель шахматной партии. Понятие шах и мат | 29.11 | |
13. | Мат в один ход. Линейный мат двумя ладьями. | 6.12 | |
14. | Мат ферзем. Мат двумя слонами. Мат ладьей | 13.12 | |
15. | Итоговая контрольная работа | 20.12 | |
16. | Шахматный турнир. Подведение итогов | 27.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по Шахматам
УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...