рабочая программа по шахматам
рабочая программа
Рабочая программа для 3 класса по шахматам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по шахматам | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Высокинская СОШ»
Лискинского района
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Гошкова М.И. Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора ___________Волкова С. А. «30» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы: __________ Гошкова М.И. «30» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Белая Ладья»
Класс ____3____
Количество часов: 17
Тьютор: Кудрина Ирина Алексеевна
Квалификационная категория: СЗД
2018/2019 учебный год
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………….. 3 стр.
- Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальномунаправлению внеурочной деятельности……………..4 стр.
- Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий…………………………………………………5 стр.
- Содержание программы и методические рекомендации…………..………5 стр.
- Ожидаемые результаты………………………………………...…………….6 стр.
- Календарный план работы…………………………………..…...…………9 стр.
- Список литературы…………………………………………..…...…………10 стр.
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено общеинтеллектуальное направление.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок воспринимает их именно как игру.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.).
1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Белая Ладья” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Белая Ладья” предназначена для обучающихся 3 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 15 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач и комбинаций.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Белая Ладья” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
1.4. Содержание программы и методические рекомендации.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой “Белая Ладья” предусматривается 16 занятий (одно занятие в неделю).
Учебный курс включает 6 тем:
1. Краткая история шахмат. История шахмат. Первое знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
2. Шахматная доска. Шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Поля шахматной доски, их имена.
3. Начальная расстановка фигур. Расстановка шахматных фигур, начальные положения каждой фигуры.
4. Шахматные фигуры и их ценность. Знакомство с шахматными фигурами Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешка, Король. Особенности каждой фигуры. Ценность шахматных фигур.
5. Цель шахматной партии. Шах, понятие о шахе. Учимся ставить шах. Мат – цель шахматной партии. Мат в один ход. Ставим мат. Детский мат. Линейный мат двумя ладьями. Ничья, пат. Пат и другие случаи ничьей. Шахматная партия. Как начинать шахматную партию. Правила игры. Шахматная партия. Как начинать шахматную партию. Правила игры.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Тематическое планирование 3 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Краткая история шахмат. | 1 |
2 | Шахматная доска. | 1 |
3 | Шахматные фигуры и их ценность. | 8 |
4 | Начальная расстановка фигур. | 1 |
5 | Цель шахматной партии. | 5 |
Всего | 16 |
5. Ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Белая Ладья” является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Белая Ладья” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
1.2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
1.3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Педагогический контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- итоговый контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговой аттестации, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов:
По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):
Треугольник – удовлетворительно,
цветочек– хорошо,
звездочка – отлично.
Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
4. Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
- интерактивная доска;
- комплекты шахматных фигур с досками - 3шт.
- Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
№ | Тема | Дата | |
план | факт | ||
1 | Краткая история шахмат | 07.09 | |
Краткая история шахмат. Первое знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | |||
2 | Шахматная доска | 14.09 | |
Шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. | |||
3 | Начальная расстановка фигур | 21.09 | |
Расстановка шахматных фигур. | |||
4 | Шахматные фигуры и их ценность | 28.09 | |
Знакомство с шахматными фигурами. Белые фигуры, черные фигуры. | |||
5 | Знакомство с шахматной фигурой Ладья. | 05.10 | |
6 | Знакомство с шахматной фигурой Слон. | 12.10 | |
7 | Знакомство с шахматной фигурой Ферзь | 19.10 | |
8 | Знакомство с шахматной фигурой Конь | 26.10 | |
9 | Знакомство с пешкой. | 02.11 | |
10 | Знакомство с шахматной фигурой Король. | 16.11 | |
11 | Ценность шахматных фигур. Игра, какая фигура сильней? | 23.11 | |
12 | Цель шахматной партии | 30.11 | |
Шах, понятие о шахе. Учимся ставить шах. | |||
13 | Мат – цель шахматной партии. Мат в один ход. | 07.12 | |
14 | Ставим мат. Детский мат. Линейный мат двумя ладьями | 14.12 | |
15 | Ничья, пат. Пат и другие случаи ничьей. | 21.12 | |
16 | Шахматная партия. Как начинать шахматную партию. Правила игры. Короткие шахматные партии. | 28.12 |
№ | Тема | Дата | |
план | факт | ||
1 | Краткая история шахмат | 18.01 | |
Краткая история шахмат. Первое знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | |||
2 | Шахматная доска | 25.01 | |
Шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. | |||
3 | Начальная расстановка фигур | 01.02 | |
Расстановка шахматных фигур. | |||
4 | Шахматные фигуры и их ценность | 08.02 | |
Знакомство с шахматными фигурами. Белые фигуры, черные фигуры. | |||
5 | Знакомство с шахматной фигурой Ладья. | 15.02 | |
6 | Знакомство с шахматной фигурой Слон. | 22.02 | |
7 | Знакомство с шахматной фигурой Ферзь | 01.03 | |
8 | Знакомство с шахматной фигурой Конь | 08.03 | |
9 | Знакомство с пешкой. | 15.03 | |
10 | Знакомство с шахматной фигурой Король. | 22.03 | |
11 | Ценность шахматных фигур. Игра, какая фигура сильней? | 05.04 | |
12 | Цель шахматной партии | 12.04 | |
Шах, понятие о шахе. Учимся ставить шах. | |||
13 | Мат – цель шахматной партии. Мат в один ход. | 19.04 | |
14 | Ставим мат. Детский мат. Линейный мат двумя ладьями | 26.04 | |
15 | Ничья, пат. Пат и другие случаи ничьей. | 10.05 | |
16 | Шахматная партия. Как начинать шахматную партию. Правила игры. | 17.05 | |
17 | Подведение итогов. Короткие шахматные партии. | 24.05 |
7. Список литературы
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
Приложение 1.
Дидактические игры и игровые задания.
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Приложение 2.
Дидактические задания.
“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.
“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.
“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.
“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...
Рабочая программа кружка «Шахматы»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...
Рабочая программа по Шахматам
УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...