Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ
методическая разработка
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii_po_programmam_dop.obr_.pptx | 131.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение программы. 6. Список литературы.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: наименование образовательного учреждения где, когда и кем утверждена программа название программы возраст детей, на которых рассчитана программа срок реализации программы ФИО, должность автора( ов ) программы название города, населенного пункта, в котором реализуется программа год разработки программы.
Поле 1 Поле 2* Поле 2 Поле 3 Поле 4 Поле 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор ГОУ МО ЦРТДЮ Протокол №_____ от “__”____20 14г . _____________И.О . Фамилия « ___ » __ _____________ __ 20 14г . М. П. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « Юный дизайнер » Возраст обучающихся 7 -10 лет Срок реализации 4 года Составитель (или автор): Ф.И.О., педагог дополнительного образования Москва 20 14
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: направленность программы; актуальность, педагогическая целесообразность, новизна; цель и задачи программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих программ; возраст детей, участвующих в реализации данной программы; сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий, используемые методы и технологии; ожидаемые результаты и способы определения результативности; формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.). Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Введение – краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. 2.1. Направленность программы Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ; Направленности должны соответствовать н азвание программы, ее цель, задачи, содержание. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.2. Н овизна, актуальность, педагогическая целесообразность Актуальность - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Педагогическая целесообразность - подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Новизна - предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.3. Цель и задачи программы Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени. Формула построения цели ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство. Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность. Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий; - должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт был использован и обобщен; указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.5. В озраст детей, участвующих в реализации данной программы для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д. какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении; наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности); состав групп (одного или разных возрастов); условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы). Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.6. Сроки реализации программы: временные границы, на сколько лет рассчитана программа; этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе; количество часов на каждый год. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.7. Формы и режим занятий. Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, лабораторными, контрольными, репетиционными и др. Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся; должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания; в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения; выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Способы определения результативности: указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях, мониторинг. Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.9. Формы подведения итогов реализации программы: опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.; документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: Включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Оформляется в виде таблицы ; Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности. Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование). Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией. Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов : количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года – 36 недель. Иной расчет часов в УТП необходимо обосновать. Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения) Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
№ п / п Наименование разделов, тем Теория Практические занятия Всего 1. Вводное занятие 1 1 2 2 . Раздел I : «…» 1 3 4 2.1. Тема 1: «…» 2 6 8 2.2. Тема 2: «…» … … … … … … … … 4. Концертная деятельность 2 8 10 5. Итоговое занятие 1 1 1 Итого: 144 34 110 Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Количество часов В неделю В год 1 36 2 72 3 108 4 144 6 216 Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА: краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). Раскрывается в именительном падеже . Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП). Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему. Указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии. При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия. Методические рекомендации к оформлению СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.). рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д. Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: Методическое обеспечение: Учебной работы педагога (методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; авторские методики проведения занятий по конкретной теме). Воспитательной работы педагога (методика формирования детского коллектива; методика диагностики межличностных отношений в коллективе; методика организации воспитательной работы). Работы педагога по организации учебного процесса (методика комплектования учебной группы; методика анализа результатов деятельности). Массовой работы (методика организации и проведения массового мероприятия; план и методика проведения родительского собрания; сценарные планы). Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия, дидактические материалы, применяемые на занятиях, глоссарий и др. материалы. Материально-техническое обеспечение программы: сведения о помещении, оборудовании, требования к специальной одежде обучающихся. Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Составляется несколько списков: список литературы, использованной при написании программы; список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности; список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы; список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей. Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет: по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Составляется по ГОСТ 71 – 2003. Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной программы.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной программы: авторской, адаптированной и др....
Примерные методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы
Рекомендации по составлению программы...
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы
Рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, зам.директора по УВР...
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования...
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования...
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
Презентация по организации дополнительного образования...
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...