Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ
методическая разработка
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение программы. 6. Список литературы.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: наименование образовательного учреждения где, когда и кем утверждена программа название программы возраст детей, на которых рассчитана программа срок реализации программы ФИО, должность автора( ов ) программы название города, населенного пункта, в котором реализуется программа год разработки программы.
Поле 1 Поле 2* Поле 2 Поле 3 Поле 4 Поле 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор ГОУ МО ЦРТДЮ Протокол №_____ от “__”____20 14г . _____________И.О . Фамилия « ___ » __ _____________ __ 20 14г . М. П. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « Юный дизайнер » Возраст обучающихся 7 -10 лет Срок реализации 4 года Составитель (или автор): Ф.И.О., педагог дополнительного образования Москва 20 14
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: направленность программы; актуальность, педагогическая целесообразность, новизна; цель и задачи программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих программ; возраст детей, участвующих в реализации данной программы; сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий, используемые методы и технологии; ожидаемые результаты и способы определения результативности; формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.). Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Введение – краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. 2.1. Направленность программы Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ; Направленности должны соответствовать н азвание программы, ее цель, задачи, содержание. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.2. Н овизна, актуальность, педагогическая целесообразность Актуальность - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Педагогическая целесообразность - подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Новизна - предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.3. Цель и задачи программы Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени. Формула построения цели ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство. Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность. Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий; - должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт был использован и обобщен; указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.5. В озраст детей, участвующих в реализации данной программы для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д. какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении; наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности); состав групп (одного или разных возрастов); условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы). Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.6. Сроки реализации программы: временные границы, на сколько лет рассчитана программа; этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе; количество часов на каждый год. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.7. Формы и режим занятий. Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, лабораторными, контрольными, репетиционными и др. Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся; должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания; в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения; выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Способы определения результативности: указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях, мониторинг. Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.9. Формы подведения итогов реализации программы: опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.; документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: Включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Оформляется в виде таблицы ; Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности. Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование). Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией. Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов : количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года – 36 недель. Иной расчет часов в УТП необходимо обосновать. Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения) Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
№ п / п Наименование разделов, тем Теория Практические занятия Всего 1. Вводное занятие 1 1 2 2 . Раздел I : «…» 1 3 4 2.1. Тема 1: «…» 2 6 8 2.2. Тема 2: «…» … … … … … … … … 4. Концертная деятельность 2 8 10 5. Итоговое занятие 1 1 1 Итого: 144 34 110 Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Количество часов В неделю В год 1 36 2 72 3 108 4 144 6 216 Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА: краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). Раскрывается в именительном падеже . Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП). Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему. Указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии. При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия. Методические рекомендации к оформлению СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.). рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д. Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: Методическое обеспечение: Учебной работы педагога (методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; авторские методики проведения занятий по конкретной теме). Воспитательной работы педагога (методика формирования детского коллектива; методика диагностики межличностных отношений в коллективе; методика организации воспитательной работы). Работы педагога по организации учебного процесса (методика комплектования учебной группы; методика анализа результатов деятельности). Массовой работы (методика организации и проведения массового мероприятия; план и методика проведения родительского собрания; сценарные планы). Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия, дидактические материалы, применяемые на занятиях, глоссарий и др. материалы. Материально-техническое обеспечение программы: сведения о помещении, оборудовании, требования к специальной одежде обучающихся. Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Составляется несколько списков: список литературы, использованной при написании программы; список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности; список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы; список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей. Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет: по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Составляется по ГОСТ 71 – 2003. Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/24/picture-441257-1398332844.jpg)
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной программы.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной программы: авторской, адаптированной и др....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-437424-1517211876.jpg)
Примерные методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы
Рекомендации по составлению программы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/29/picture-452707-1401368786.jpg)
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы
Рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, зам.директора по УВР...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-753293-1455176370.jpg)
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-753293-1455176370.jpg)
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812284-1473181317.jpg)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
Презентация по организации дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1103513-1637592510.jpg)
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...