Занятие ВОДА - ОСНОВА ЖИЗНИ
план-конспект

Занятие направлено на формирование представления обучающихся о чистой воде как необходимом компоненте для жизни и сохранения здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_voda-osnova_zhizni.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лашманова Екатерина Владимировна,

педагог дополнительного образования

отдел «Здоровье человека и окружающая среда»,

МБУ ДО «Эколого – биологический центр»

Конспект занятия

Тема: «Вода – основа жизни»

Цель: Формирование представления о чистой воде как необходимом компоненте для жизни и сохранения здоровья человека.

Задачи:

  1. Актуализировать знания обучающихся о воде.
  2. Расширить знания обучающихся об употребляемых жидкостях.
  3. Познакомить обучающихся с таким параметром воды как окислительно-восстановительный потенциал и характером влиянием данного параметра на здоровье человека.
  4. Познакомить и обучить технологии создания синквейна, коллажа.
  5. Развитие творческих способностей, умения обобщать и анализировать.
  6. Воспитание толерантности, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура, диск с фильмом, музыкальные записи, прибор «ОРR – 169», набор жидкостей («Пепси», мин.вода «Я» и др.), раздаточный материал (информационные листы «Что мы пьем и что пить нельзя», «Синквейн»), бумага, фломастеры, вырезки из газет для коллажа, клей, ножницы, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

  1. Объяснение нового материала

   А) Рассказ + мультимедийная презентация:   

Древние говорили: «Где вода - там жизнь». Вода создаёт хаос, но она же и даёт начало жизни.

       Вся жизнь человека с момента его рождения и до самой смерти связана с водой. Развивается он в водной среде. Младенец с водой на «ты». Это для него - привычная среда. Вода является основным компонентом живых организмов. Без нее не может существовать ни одно растение, ни одна клетка организма. Если клетка высыхает, ее работа прекращается, так как она должна иметь постоянный приток жидкости. В течение всей жизни вода необходима каждой нашей клетке. Организм взрослого человека на 70% состоит из воды, в то время как при рождении это 80%, а эмбрион человека на 97%. Получается, что процесс старения – это процесс потери организмом жидкости.

Вода - самая обильная из земных стихий. Она покрывает более 70% земной поверхности. Около 97% ее содержится в морях и океанах, из оставшихся 3% почти вся вода - около 87% -заточена в плен полярных льдов или в глубинах Земли.

Уже сегодня ее не хватает во многих частях мира. Учитывая исключительную важность воды для человечества, ЮНЕСКО объявило 2005-2014 гг. Международным десятилетием под девизом «Вода для жизни».

 Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но является непременной составной частью всего живого, а также универсальным растворителем огромного количества химических веществ, то есть, вода является той средой, в которой протекают все процессы жизнедеятельности. Даже небольшое обезвоживание на 5-10% ведет к тяжелым последствиям. Роль воды в жизни и здоровья человека трудно переоценить.

Она регулирует все функции организма, включая активность всех растворенных веществ. Все процессы зависят от рационального движения воды. Клетки нашего организма плавают в межклеточной жидкости. Ни на секунду не прекращается движение в межклеточных пространствах. Все это связано с поступлением питательных веществ в клетки и удалению отработанных продуктов. В жидкой среде происходит переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ. Вода является электролитом, который служит проводящей системой для движения жизненной энергии. При помощи этой энергии мы существуем. Поэтому от того, какую воду пьет человек, без всякого преувеличения напрямую зависит его здоровье и даже сама жизнь.

 Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень функций воды в нашем организме:

• регулирование температуры тела;

• доставка питательных веществ и кислорода ко всем клеткам организма;

• защита и буферизация жизненно важных органов;

• помощь при преобразовании пищи в энергию;

• выведение отходов процессов жизнедеятельности и многое-многое другое.

Поэтому чрезвычайно важно качество воды, поступаемой в организм человека.

Мы имеем возможность выбирать, что пить.

Б) Игра

- Что пьёте вы? (Пускаю мяч по кругу. Отвечает тот, у кого в руках мяч.)

Обучающиеся наших объединений проводили опрос среди учеников 8-9 классов (таблица). Давайте обобщим, какие жидкости наиболее популярны. (Учитывая ваши ответы и ответы из приведенной таблицы, мы делаем вывод, что наиболее часто употребляемы напитки: кипяченая вода, вода из-под крана, из источников, фильтрованная вода, газированные напитки и др.)

В) Рассказ

Давайте разберемся, всегда ли мы правы, делая выбор в пользу той или иной жидкости.

Что мы пьём и что из того, что мы назвали, пить нельзя:

• Воду из  крана. Она содержит большое количество хлора. Хлор убивает все живое, в том числе и иммунные клетки, полезных бактерий. При кипячении хлор не уничтожается, а переходит в нерастворимое соединение, не менее токсичное для организма. В России сегодня более 50% водопроводных сетей превысили срок эксплуатации и находятся в угрожающем состоянии. Около 70% промышленных предприятий вовсе не имеют очистных сооружений, предпочитая сбрасывать отходы в реки и озера. Вода содержит более 13 тысяч токсичных элементов.

• Воду из рек и озер. Не кипяченая вода почти всегда содержит большое количество бактерий, простейших, грибков и др. микроорганизмов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения более 80% всех заболеваний в мире передается через воду. Ежегодно в мире от загрязнения воды заболевают около 500 млн. человек. Количество заболеваний растет, продолжительность человеческой жизни во многих странах сокращается.
• Воду из непроверенных, непаспортизированных источников, артезианских скважин, родников, колодцев и т.д. Любой источник может находиться на одном водном горизонте с захоронением ядерных отходов, с сибиреязвенными могильниками, складами отравляющих веществ и др. В Москве, по последним данным, ни один из источников не соответствует даже минимальным стандартам. Дозы солей тяжелых металлов в них увеличены до 5 - 10 ПДК (предельно допустимых концентраций). Люди, тем не менее, думают, что это экологически чистая вода.

• Воду из-под фильтра, отслужившего свой срок. Картриджи фильтров, как правило, абсорбционно-накопительного профиля, имеют свой срок службы, который определяется количеством литров воды, пропущенных через фильтр. По истечении срока годности, картридж становится источником загрязнения воды. Фильтры, как правило, не улавливают хлор.
• Нежелательно длительное время употреблять ароматизированные чаи. Вкусы спелых фруктов, как правило, достигаются при добавлении ароматических химических эссенций, которые опасны для здоровья.

• Чай, компоты, соки, кисели не должны стать заменителями воды. Организм выделяет из чая воду, но на это тратиться огромное количество энергии.

Желательно избегать сладких газированных напитков. Воду газируют углекислотой для того, чтобы она дольше хранилась. Углекислота закисляет жидкие среды организма. Это создает условия для развития заболеваний. Также углекислота выводит кальций из организма. Сахар обезвоживает клетки жизненно важных органов: печени, головного мозга, блокирует ферменты, подавляет деятельность полезных бактерий, усиливает рост грибков. Организм выделяет из напитков воду, но на это тратиться огромное количество энергии. Существуют данные, что сладкие газированные напитки имеют окислительно-восстановительный потенциал, во многом превышающий норму.

Существуют данные, что сладкие газированные напитки имеют окислительно-восстановительный потенциал (ОВП), во многом превышающий норму.

Окислительно-восстановительный потенциал – это параметр, который характеризует активность электронов молекул воды.  

      В норме ОВП внутренней среды организма человека обычно находится в пределах от плюс 100 до минус 200 милливольт (мВ), то есть внутренние среды человеческого организма находятся в восстановленном состоянии. ОВП обычной питьевой воды (вода из крана, питьевая вода в бутылках и пр.) практически всегда больше нуля и обычно находится в пределах от +200 до +300 мВ. Всемирная организация здравоохранения  рекомендует воду с ОВП не более +50.

Указанные различия ОВП внутренней среды организма человека и питьевой воды означают, что активность электронов во внутренней среде организма человека намного выше, чем активность электронов в питьевой воде. Это означает, что организм вынужден изменять окислительно-восстановительные свойства питьевой воды. В результате данной затраты энергии биологические структуры организма (клеточные мембраны, органоиды клеток, нуклеиновые кислоты и другие) подвергаются постоянному энергетическому ослаблению, окислительному разрушению. Так организм изнашивается, стареет, жизненно-важные органы теряют свою функцию. Если поступающая в организм питьевая вода имеет ОВП близкий к значению ОВП внутренней среды организма человека, то жизненная энергия организма не расходуется на коррекцию активности электронов воды и вода тотчас же усваивается, поскольку обладает биологической совместимостью по этому параметру. В русском фольклоре отразилось представление о «живой» и «мертвой» воде. Мы можем сказать, что вода с отрицательным ОВП – «живая», поскольку питает организм, а с положительным потенциалом – «мертвая», так как заставляет организм расходовать жизненную энергию на преобразование жидкости в чистую воду.

Обратимся к таблице (в презентации).

Существуют данные, что сладкие газированные напитки имеют окислительно-восстановительный потенциал, во многом превышающий норму. Давайте это проверим с помощью прибора измерения ОВП OPR – 169.

Г) Эксперимент по измерению ОВП жидкостей: смотрим и сравниваем результаты с данными таблицы. 

Делаем вывод, что употребляя газированные напитки, мы разрушаем свое здоровье.

Д) Опрос

- Что же пить?

• ВОДУ ФИЛЬТРОВАННУЮ ОТСТОЯННУЮ  КИПЯЧЕНУЮ

• ВОДУ ИЗ ПРОВЕРЕННЫХ И  ОФИЦИАЛЬНО РАЗРЕШЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закрепление нового материала

Давайте попробуем в творческой форме обобщить наши выводы. Наши знания и впечатления мы будем выражать, создавая синквейн и коллаж по теме «Вода – основа жизни».

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять

                     союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в

                     1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке,

                     обычно существительное.

Пример:

1.  ЕЛЬ

2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.  НОВЫЙ ГОД.

Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В переводе с французского — наклеенная бумага. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью.  

Мы будем работать в группах. Каждая группа через 10 минут должна будет представить свой синквейн и иллюстрирующий его коллаж.

  1. Подведение итогов

Защита творческого проекта группы.

  1. Рефлексия

- что нового узнали?

- будете ли что-то использовать в жизни?

- что понравилось?

- что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»

Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии,  литературе, музыке....

Вода-основа жизни.

Химия. 11  класс. Презентация Вода-основа жизни....

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Интеллектуальная игра "Вода - основа жизни на Земле"

Данный ресурс в комплекте с презентацией "Вода, которую мы пьём" можно использовать при проведении мероприятий экологической направленности в 8-9 классе....

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

Урок-конференция "Вода - основа жизни"

Вода  - основа жизни на ЗемлеУрок – практикум, где в форме пресс – конференции, обучающиеся 8 класса получают знания  о воде....

"Вода - основа жизни на нашей планете"

Занятие  по разделу "Экология", в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Юные туристы-экологи" в занимательной форме обобщает уже имеющиеся знания  обучаю...