Методическая разработка СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО
методическая разработка
Методичесая разработка содержить методические рекомендации по организации мероприятий в рамках городской волонтерской акции школьников "Весенняя неделя добра", а также содержит сценарии занятий, которые могут быть проведены в рамках акции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_speshite_delat_dobro.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г.Дзержинска
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Эколого – биологический центр»
СПЕШИТЕ
ДЕЛАТЬ ДОБРО
Методическая разработка по организации городской акции «Весенняя неделя добра»
Разработали:
Маркина Фелицата Николаевна,
заведующая отделом «Здоровье
человека и окружающая среда
ЭкБЦ
Колесова Екатерина
Владимировна, методист ЭкБЦ
г. Дзержинск
2010
Содержание
Стр.
- Введение 3
- Пояснительная записка 4
- Методические рекомендации по решению организационных вопросов 6
- Сценарии занятий 7
- Занятие «Учимся играя» 7
- Занятие «Открытка – всегда открытие» 10
- Занятие «Спешите делать добро» 13
- Список литературы 17
Приложения 18
- Заявка на участие в городской акции «Весенняя неделя добра» 19
- Тест «Добры ли вы» 20
- Рецепт доброты 22
- Учебный материал 23
- Игры, направленные на развитие способности выражать
добрые чувства, сопереживать, сочувствовать 24
1. Введение
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха и
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Неизвестный автор
Сегодня молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию, способствующую росту преступности, разрушению прежних стереотипов поведения, потери идеалов и ценностей. Все это является причиной неуверенности людей в завтрашнем дне, а также существует потенциальная угроза здоровью населения. В первую очередь страдают подростки.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. Особенностью последнего десятилетия является рост социально обусловленных болезней, например, у подростков выросла заболеваемость сифилисом в 21 раз, алкоголизмом в 24 раза, наркоманией в 12 раз, участились случаи суицида среди молодежи.
Самый большой вред обществу наносит недостаток духовности, отсутствие смысла жизни и культуры здоровья. В связи с этим развитие подросткового добровольческого движения является одним из перспективных направлений профилактической работы.
С 2007 года в городе Дзержинск на базе МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» существует Ассоциация волонтерских объединений образовательных учреждений. В арсенале деятельности волонтеров Ассоциации различные мероприятия по профилактике асоциального поведения, в том числе конкурс работ по антинаркотической профилактике, акция «Чистая книга», акция «Весенняя неделя добра».
Приоритетным направлением деятельности Ассоциации является формирование здорового жизненного стиля личности. Интерактивные формы общения в подростковой среде от сверстника к сверстнику – одни из новых, но уже показавших на практике свою эффективность. Суть волонтерства заключается в том, что с идеей о здоровом образе жизни выступают сами ребята и работают по принципу ровесник – ровеснику.
В методической разработке «Спешите делать добро» приводятся рекомендации по организации и проведению городской волонтерской акции «Весенняя неделя добра», представлены сценарии занятий для подростков «Учимся играя», «Открытка – всегда открытие», «Спешите делать добро», а также игры, направленные на развитие способности выражать добрые чувства, сопереживать, сочувствовать.
Данный сборник представляет собой практический материал для проведения городской акции «Весенняя неделя добра», в первую очередь адресован руководителям и лидерам волонтерских объединений образовательных учреждений (ОУ). Материалы могут быть использованы в своей работе классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования (ДО) и другими специалистами.
2. Пояснительная записка
Городская волонтерская акция «Весенняя неделя добра» разработана в рамках областной программы «Выбери жизнь» (ГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр Нижегородской области «Дети против наркотиков») и проводится в марте – апреле в период епархиальной акции «Пасхальные дни милосердия».
Волонтерская акция направлена на вовлечение школьников в движение за здоровый образ жизни.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что проблема здоровья детей включает в себя не только медицинские, социальные, но и значительные педагогические факторы. Сформировать у человека мотивацию к сохранению здоровья можно лишь в результате воспитания.
Существуют различные подходы к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в системе образования. На наш взгляд наиболее перспективным является здоровьеформирующий подход. Отличительной особенностью данного подхода является его нацеленность на формирование культуры здоровья у детей на протяжении всего периода обучения в ОУ.
Понятие «здоровье» сложное и многогранное. Научное определение здоровья исходит из того, что человек – это одновременно организм, личность и социальный объект.
Здоровьеформирующий подход рассматривает здоровье в целостности, как «единое цело», состоящее из взаимозависящих частей. Всё, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части единого. Структуру понятия «здоровье» можно представить как единство следующих аспектов:
- Физический – функционирование организма, здоровье всех его систем.
- Интеллектуальный – возможность работы с информацией, знание, каким образом ее можно получить и использовать.
- Эмоциональный – понимание своих чувств и умение выражать их в адекватной форме, уверенное владение рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы.
- Социальный – осознание себя в качестве личности женского или мужского пола и взаимодействие с окружающими.
- Личностный – осознание себя в качестве личности, потребность в саморазвитии и самореализации.
- Духовный – осознание собственной нравственной и ценностной позиции. Обеспечивает целостность нашей личности, позволяет понять остальные пять аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.
Рассматривая здоровье человека в целостности его физического, психического и духовного статуса, несомненно, формирование духовно-нравственных качеств (доброты, любви, честности, милосердия и др.) относится к наиболее актуальной и важной составляющей в развитии личности.
Цель акции - формирование духовно-нравственных качеств личности, позитивного отношения и восприятия нравственно-этических ценностей.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей детей через проведение здоровьеформирующих мероприятий;
- накопление положительного эмоционального опыта;
- побуждение в детях стремления к социальной активности.
Участники акции: волонтерские объединения, обучающиеся среднего и старшего возраста ОУ, учреждения ДО, детских домов и интернатов.
Акция «Весенняя неделя добра» реализуется по следующим направлениям:
- организация концертов и праздников для детей-инвалидов, сирот и людей пенсионного возраста;
- участие в сборе средств для благотворительной помощи нуждающимся;
- проведение волонтерами тренинговых занятий.
Мы предлагаем ряд занятий, направленных на расширение представления школьников о здоровье здоровом образе жизни. Приведенные занятия представляют собой занятия с тренинговыми элементами. Такие занятия отличается от традиционных занятий тем, что на занятии с элементами тренинга организуется специальное взаимодействие между членами группы, позволяющее развивать и корректировать особенности личности, приобретать знания, умения и навыки в процессе общения и осознания каждым членом группы своих чувств и действий.
В нашем случае занятия направлены на формирование представления обучающихся о морально – этических нормах как составной части здорового образа жизни, а также на развитие толерантности, способности выражать добрые чувства, сопереживать, сочувствовать. Таким образом, мы вносим в понимание здоровья эмоциональный, социальный и духовный компонент.
3. Методические рекомендации по решению организационных вопросов
3.1. Материально - техническое обеспечение, оформление:
- помещение для занятий: класс, актовый зал;
- оборудование: столы, стулья, учебная доска;
- технические средства: мультимедийная аппаратура, компьютер, видео и аудиомагнитофон, видео и аудиозаписи, телевизор;
- инструменты и материалы: мяч, клей, фломастеры, карандаши, ножницы, бумага, бейджи;
- дидактическое обеспечение: вырезки из газет и журналов, плакат с концепцией добра и зла, тест «Добры ли вы?», учебный материал, знак «Самый добрый долгожитель»;
- оформление стен соответствующей занятию информацией.
3.2. Методические советы на подготовительный период:
- рекомендуется проведение акции в ОУ города в марте – апреле, в рамках акции «Пасхальные дни милосердия»;
- заявки от ОУ на участие в городской акции принимаются в МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» в письменном виде, форма заявки приводится в Приложении №1;
- организатор акции распределяет поручения волонтерам по направлениям проводимой акции, назначает ведущих – ответственных за проведение тренинговых занятий.
3.3. Методические советы на период проведения занятий:
- перед проведением занятий подготовить к работе технические средства; подобрать видео и аудиозаписи, определиться с дидактическими материалами; напечатать для всех участников текст учебных материалов, теста и др.;
- в начале занятия ведущий знакомит участников с правилами поведения на тренинговых занятиях;
- для того, чтобы занятия были наиболее успешными, необходимо ведущим поддерживать позитивную эмоциональную атмосферу, создавать ситуации успешности, работать в течение занятия в бодром темпе.
3.4. Подведение итогов акции
Отчет волонтерского объединения ОУ о проведенной акции в виде мультимедийной презентации, принимается в МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» до 30 апреля. Итоги подводятся в мае на итоговом сборе.
4. Сценарии занятий
4.1. Занятие «Учимся играя»
Цель: развитие толерантности, способности выражать добрые чувства, сопереживать, сочувствовать.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами выражения добрых чувств и терпимости по отношению друг к другу.
2. Побуждать проявлять доброжелательность в повседневной жизни.
3. Формировать нравственные ценности.
Оборудование:
Мяч, газеты, магнитофон, аудиозаписи.
Предварительная работа:
- подготовить чистые стаканы и кипяченую воду;
- подготовить газеты для игры;
- подобрать музыку.
Ход занятия
- Организационный момент
Здравствуйте!
Давайте зададим себе вопрос: Что такое «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?»
Вести здоровый образ жизни – это значит соблюдать режим дня, придерживаться здорового питания, гулять на свежем воздухе, двигаться, учиться и развиваться, хорошо отдыхать, общаться с друзьями.
А еще «вести здоровый образ жизни» – значит быть добрым и приветливым.
Мы редко говорим друг другу добрые, приятные слова. Многие даже не умеют выражать добрые чувства. Сегодня на нашем занятии мы вспомним и узнаем новые способы выражения доброго отношения друг к другу. Но сначала давайте все поздороваемся и познакомимся.
2. Основная часть
Игра «Здравствуй, друг!».
Просим всех встать в круг. Рассчитаемся на «яблоки» – «апельсины»: я – «яблоко», следующий – «апельсин», следующий – «яблоко» и т.д. Теперь все «яблоки» просим встать внутрь круга, обернуться лицом к внешнему кругу. Внутренний круг стоит на месте, а внешний делает шаг вправо. Все участники игры повторяют слова и движения, после чего представляются друг другу:
«Здравствуй, друг! (здороваться за руки)
Как ты тут? (правую руку на плечо напарнику)
Где ты был? (взять напарника за ухо)
Я скучал! (руки прижать к груди)
Ты пришёл! (руки развести в сторону)
Хорошо!» (обняться)
Внешний круг движется до тех пор, пока все не вернутся к своему первому напарнику.
Игра «Остров».
У каждого есть свой «остров» - газета. Расположите его в зале в том месте, где вам больше нравится. Периодически наступает отлив, все острова соединяются в единый берег, и все отправляются гулять. Но когда начинается прилив, и вода возвращается, задача островитян вернуться на сушу, чтобы не утонуть.
Ведущий «отбирает» по нескольку островов. Когда жители начинают искать «пропавший» остров, ведущий объявляет, что остров был смыт приливом, и им нужно найти себе новый дом. И так, пока на острове могут разместиться все участники.
В заключение ведущие просят всех участников взять стулья, сесть в круг и начинается обсуждение:
- что вы почувствовали, когда увидели, что вашего острова больше нет?
- как вас приняли на другом острове, оттолкнули или пригласили сами?
- как вы отнеслись к тому, что на вашем «острове» появились новые «жители»?
Заключение ведущего по итогам игры
Бывает, что мы отказываем в помощи потому, что это доставляет нам некоторые неудобства. Мы часто готовы оказывать помощь тем, кто нам симпатичен, но «не замечать» проблем тех, кто нам не нравится. Однако все люди имеют равные права, и каждый может быть таким, какой он есть. Мы должны уважать индивидуальность каждого и помнить, что кроме нас человеку может никто больше не помочь. Поэтому, если человек в беде, надо оставить личные симпатии и предпочтения и постараться оказать посильную помощь.
Игра «Торопись обрадовать»
Свое доброе отношение можно проявлять различными способами. Давайте вспомним, как это можно сделать.
Мяч передается по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках мяч, должен обрадовать своих соседей (сделать комплимент, подарить что-нибудь, посвятить стихотворение или песню), но повторяться нельзя.
Игра «Обнять каждого».
А теперь давайте встанем, построим круг. Задание следующее: внутри общего круга каждый должен обнять каждого.
Поделитесь одной фразой своими впечатлениями об упражнении. Например: Хорошо!
Игра «Жажда».
Представьте себе, что вы идёте по пустыне и очень, очень хотите пить. Вдруг вы натыкаетесь на воду в чашках и должны ее выпить. Но руки в локтях сгибать нельзя. Попробуйте выполнить задание, выполняя условие не сгибать локти.
Заключение ведущего по итогам игры
Эта игра помогала нам определить, что только помогая друг другу, заботясь друг о друге, можно напиться, можно справиться с трудностями.
Игра «Аплодисменты»
Мы сегодня очень хорошо поработали. Все проявили активность и творчество. Давайте поблагодарим друг друга за работы следующим способом: Все стоят в кругу. Один человек говорит другому: «Спасибо! Сегодня ты был(а) великолепен(а)!» и аплодирует ему. Затем оба берутся за руки и вместе делают то же самое ещё одному человеку. Затем они втроём говорят это четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все играющие.
Заключение ведущего по итогам игры
Главное, необходимо помнить, что доброта распространяется очень быстро, если стараться быть добрым по отношению друг к другу и проявлять свои добрые чувства.
3. Рефлексия
Ведущие предлагают участникам снова сесть в круг и ответить на вопрос: «Понравилось ли с нами играть, и что понравилось?» (мяч по кругу)
4. Заключение
В заключение хотелось бы сказать о последнем открытии ученых. Они выяснили, что для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо получать 14 Гедонов радости каждый день. Гедон – это единица измерения радости. То есть человек должен испытать чувство радости за день не менее 14 раз. А в нашей жизни бывает трудно находить причины для радости. Пусть наши комплименты и маленькие знаки внимания станут недостающим Гедоном в жизни наших друзей и близких. И пусть благодаря нам они живут долго и счастливо!
Всем спасибо! Занятие окончено.
4.2 Занятие «Открытка – всегда открытие»
Цель: формирование у обучающихся представления об открытке как способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с технологией изготовления открытки.
2. Побуждать проявлять доброжелательность в повседневной жизни.
3. Формировать нравственные ценности.
Оборудование:
Мяч, клей, фломастеры, карандаши, ножницы, вырезки из газет и журналов, бумага, магнитофон, аудиозапись.
Предварительная работа:
- подготовить вырезки из газет и журналов;
- подготовить выставку образцов готовых открыток;
- подобрать музыку.
Ход занятия:
- Организационный момент
Здравствуйте!
Давайте зададим себе вопрос: Что значит «ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?»
Вести здоровый образ жизни – это значит соблюдать режим дня, придерживаться здорового питания, гулять на свежем воздухе, двигаться, учиться и развиваться, хорошо отдыхать, общаться с друзьями.
А еще «вести здоровый образ жизни» – значит быть добрым и приветливым. Сегодня мы поговорим о том, как можно порадовать близких людей.
- Основная часть
Сначала – давайте познакомимся. Сейчас мы попросим каждого назвать своё имя и индивидуальное отличительное качество, начинающееся на букву вашего имени. (Например: Меня зовут Маша – я Милая! Меня зовут Наташа – я Неординарная личность).
Прочитаем стихотворение неизвестного автора:
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха и поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
Мы говорим о том, что нужно быть добрыми друг к другу, заботиться друг о друге, проявлять добрые чувства. Но не все знают, как это можно сделать. Наше занятие вам поможет в этом.
Вопрос: Скажите пожалуйста, как можно выразить добрые чувства? (словом, подарком, помощью, открыткой). Если ответ «открытка» не прозвучал, задать вопрос: «Открыткой можно выразить добрые чувства?»
Словарь дает такое определение открытки: «карточное изделие, предназначенное для письма или воспроизведения художественно – изобразительного произведения»
Вопрос: Скажите, а что для вас ОТКРЫТКА? (мяч по кругу)
Открытка – один из самых распространенных способов выражения доброго отношения друг к другу. Открытки мы храним и перечитываем. Открытки будят в нас приятные воспоминания. Особенно бережно хранят наши мамы те открытки, которые мы сделали своими руками. Ведь в то, что мы делаем своими руками, мы вкладываем кусочек своей души, тепло своих рук и сердец. Кроме того, такая открытка оригинальна и эксклюзивна, ни у кого больше не будет такой открытки.
Чаще всего открытки мы дарим друг другу на праздник. Да и добрые слова и пожелания говорим друг другу лишь по причине праздника. Но получать маленькие знаки внимания нам приятно и в повседневной жизни. Вручая кому-то открытку, мы как бы говорим, что мы рады, что этот человек рядом с нами, что он есть в нашей жизни, и мы благодарим его за это. Она может быть и признанием в любви. Открытка – это и способ поддержать человека в трудную минуту. Наше занятие называется «Открытка – всегда открытие», то есть открыткой мы открываем свои чувства, открываем чувства других по отношению к нам.
Открытка, сделанная своими руками замечательна тем, что может иметь абсолютно любое содержание.
Поэтому мы предлагаем воспользоваться таким способом выражения добрых чувств как создание открытки.
Создание открытки включает:
- Разработку оформления
- Разработку содержания
При оформлении открытки могут использоваться любые материалы: цветная бумага, обои, бисер, бусины, стеклярус, нитки, природные материалы и искусственные цветы (ведущий показывает и комментирует выставку открыток).
Для упрощения и ускорения работы мы будем использовать французскую технику КОЛЛАЖ.
Коллаж (с фр. – наклеенная бумага) – творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст.
Содержание открытки подчиняется цели, которую мы хотим реализовать. В нашем случае цель: оказать внимание, порадовать кого–либо открыткой. Значит, в открытке должны содержаться какие-либо добрые, приятные слова, возможно, добрая шутка.
Например: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!
Я РАДА, ЧТО ТЫ У МЕНЯ ЕСТЬ!
Мозговой штурм: Что еще может быть написано в открытке? (ведущие выписывают варианты на доске). Это могут быть следующие варианты:
- ОЧЕНЬ РАД, ЧТО ТЫ РЯДОМ!
- ВСЕГДА ПРИЯТНО ОБЩАТЬСЯ С ТОБОЙ
- ТЫ МОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
- ТЫ САМАЯ ЛУЧШАЯ МАМА НА СВЕТЕ! И ДР.
- Практическая часть
Теперь мы вам предлагаем с использованием предложенных материалов и придуманных надписей создать свою открытку.
Ведущие раздают приготовленные инструменты и материалы, звучит спокойная музыка, все работают. Ведущие также изготовляют открытки.
Когда работа окончена, ведущие предлагают представить свои открытки: для кого они, что написано, почему такие? Начинают ведущие.
- Подведение итогов
Итак, сегодня мы выяснили, что открытка – это один простых способов доставить человеку радость.
Давайте постараемся проявить доброту по отношению друг к другу другими способами.
Игра «Торопись обрадовать».
Мяч или ленточка передается по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках ленточка, должен обрадовать своих соседей (сделать комплимент, подарить что-нибудь, посвятить стихотворение или песню, но повторяться нельзя. По окончании ведущий радует оставшихся.
- Рефлексия
Ведущие предлагают участникам ответить на следующие вопросы: «Вам понравилось занятие, что запомнилось? Будете ли что-то использовать в своей жизни?»
6. Заключение
В заключение хотелось бы сказать о последнем открытии ученых. Они выяснили, что для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо получать 14 Гедонов радости каждый день. Гедон – это единица измерении радости. То есть человек должен испытать чувство радости за день не менее 14 раз. А в нашей жизни бывает трудно находить причины для радости. Пусть наши маленькие знаки внимания станут недостающим Гедоном в жизни наших друзей и близких. И пусть благодаря нам они живут долго и счастливо!
Спасибо всем за работу.
4.3 Занятие «Спешите делать добро»
Количество добра в Природе
равняется количеству зла.
Жан Батист Робинэ
Ни одного дня без доброго дела!
Лозунг скаутского движения
Цель: формирование у подростков нравственных ценностей, социальных норм поведения и поступков.
Задачи:
- Исследовать концепцию добра и зла.
- Проследить природу добра и зла в человеке.
- Формировать осознанное отношение подростков к социальным нормам поведения.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой, мультимедийная презентация или плакат с концепцией добра и зла, тест «Добры ли Вы?», писчая бумага, фломастеры, мяч, бейджи, знак «Самый добрый долгожитель».
Предварительная работа:
- подготовить мультимедийную презентацию;
- оформить знак «Самый добрый долгожитель»;
- напечатать тест для всех участников занятия;
- напечатать учебный материал;
- подобрать музыку.
Ход занятия:
- Организационный момент
Упражнение 1. «Взрыв имен»
Обучающимся предлагается громко, хором, одновременно назвать свои имена. Если получается тихо, упражнение повторяется.
Упражнение 2. «Я тебе желаю…»
Положить руку на плечо соседа, таким образом соединить всех участников занятия и мысленно послать своему соседу добрые пожелания, при этом обязательно улыбаться.
- Постановка задач занятия
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании,
Наши души – как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
Автор этих строк поэт Станислав Куняев. О чём стихотворение? (о милосердии, сострадании, злобе… о жизни).
В жизни добро соседствует со злом. Вот об этом мы сегодня с вами побеседуем: что такое добро и зло, как проявляются они в поступках людей.
- Концепция добра и зла
Ведущий объясняет таблицу и делает вывод, что от состояния души человека зависит состояние его здоровья: доброе расположение к миру, к людям вокруг предполагает счастливую жизнь и здоровье.
Добро | Зло |
Это положительные ценности, которые отождествляются с Благом: - благодеяние - добродетели - справедливость и т.д. Жизнь со знаком «плюс» Жизнь с надеждой, любовью, красотой Жизнь с целью Жизнь с совестью Счастливая жизнь Активная жизнь Трезвая жизнь Жизнь с Богом Милосердная жизнь Интересная жизнь и т.д. ЗДОРОВЬЕ | Это отрицательные нравственные значения общей и личной жизни: - страдание - нищета - болезни - смерть и др. Жизнь со знаком «минус» Жизнь без надежды, любви, красоты Жизнь без цели Жизнь без совести (бессовестная жизнь) Несчастная жизнь Пассивная жизнь Хмельная жизнь Безбожная жизнь Жестокосердная жизнь Скучная жизнь БОЛЕЗНЬ |
Вопрос: Может ли быть добро без зла?
Подростки высказывают свои соображения, затем ведущий отмечает, что:
- добро и зло не зависят друг от друга;
- зло и конфликты не повышают значения добра;
- природа добра и зла противоположна;
- добро всегда старается победить зло.
Вывод: Всё, что совершается во благо других, называется проявлением доброты.
- Тест «Добры ли Вы?»
Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь Вы сами? Всегда ли Вы добры и внимательны к окружающим?
На эти вопросы вам поможет ответить тест (Приложение 2). Звучит тихая, спокойная музыка.
Упражнение 3. «Обнять каждого»
Внутри общего круга участники за 2-3 минут обнимают каждый каждого. Далее одной фразой делятся впечатлениями об упражнении.
- Игра «Самый добрый долгожитель»
Представьте себя долгожителями и составьте собственный свод из 10 заповедей доброты.
Каждый из вас в течение 3 минут составляет собственные заповеди. А потом, как совет старейшин, соберёмся в большой круг и выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей или Рецепт доброты.
Причём, чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей мудрой доброты. Есть смысл побороться за звание «Самый добрый долгожитель».
Внимание! При составлении Рецепта доброты следует избегать частиц «НЕ»: не обманывай, не обижай.
Примерный перечень заповедей приводится в Приложении 3.
Игра заканчивается вручением знака «Самый добрый долгожитель».
- Мотивация поступка
В каждом человеке заложен потенциал добра и зла. Важный момент при определении доброго и злого поступка – мотивы (мотивация) поступка.
Подросткам предлагается:
- обсудить рассказы «Десять и два» и «Причины наших поступков» (Приложение 4).
- подумать о ситуации, когда кто-то из знакомых совершил, казалось бы, хороший поступок, но при этом им руководили эгоистические соображения.
Вопрос: Почему так важна мотивация поступка?
Вывод: Добро – это поступки, совершенные нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.
Упражнение 4. «Священная корова»
Заведите руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем выверните пальцами вверх по направлению к спине и расположите кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Вы чувствуете, как ваша спина становится ровной, мышцы крепкими, руки гибкими. Вам дышится легко и спокойно. Грудная клетка раскрылась, сердце работает равномерно. Удержите позу 20 – 30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте свои запястья.
- Творческое задание «Старый бабушкин сундук»
Подросткам (группе) предлагается набор карточек с названиями предметов, которые были найдены в сундуке у бабушки.
Нужно придумать применение каждому из них для спонтанного проявления доброты.
Например:
- Веник – подмести пол на лестничной площадке или около подъезда.
- Стиральный порошок – помыть парты или столы в своей школе.
- Марля – занавесить форточку от мух и комаров одинокой бабушке, живущей в твоем подъезде.
- Рефлексия
Упражнение «Мяч по кругу»
Подростки передают мяч по кругу или ведущий даёт мяч выборочно детям. Дети делятся впечатлениями о занятии:
- что особенно понравилось, не понравилось:
- узнали что-то новое;
- будут ли использовать новую информацию в своей жизни.
- Заключение
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
Л.Н.Толстой
Пусть каждый из нас сделает хоть маленькое добро, поможет хотя бы одному человеку – и мир станет другим – добрым и человечным.
Спешите делать добро! Будьте здоровы!
Список литературы
- Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. В 5 томах. Т.1. Валеология и мудрость здоровья. Санкт – Петербург: Петроградский и К, 1996.
- Воспитательные технологии. Выпуск 2. давай договоримся. Любознайка. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001
- Гин А.А. приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А.Гин. – 8-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2007.
- Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита – Пресс, 2—3.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под. ред. В.В. Петрусинского // в четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994.
- Классные часы. 5 – 11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы / авт.-сост. С.А.Брагина, Л.В.Авдощенко. – Вологоград: Учитель, 2009.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. / М.: Аквариум, 2000.
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. / Книга 1. – М.: ИЦП «Русский Раритет», 1997.
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. / Книга 4. – М.: ИЦП «Русский Раритет», 1997.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я.Варга, – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство / науч. ред. О.С.Гладышева; мин-во образования Нижегородской области, гос. обр. учр. доп. проф. образ. «Нижегородский институт развития образования». – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Заявка
на участие в городской акции «Весенняя неделя добра»
ОУ | Новизна волонтерского объединения | Направление акции | Участники | Контактный телефон | ||
ФИО обучающихся | Класс | ФИО, должность руководителя | ||||
Зам. директора по ВР (УВР) Подпись
Приложение 2
Тест «Добры ли Вы?»
Внимательно прочитайте вопросы и выберите один из вариантов ответов.
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у Вас есть, на подарки друзьям?
Да – 1
Нет – 0
- Товарищ рассказывает Вам о своих невзгодах. Дадите ли Вы ему понять, что Вас мало интересует, даже если это так?
Да – 0
Нет – 1
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли Вы ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
Да – 1
Нет – 0
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы поднять им настроение?
Да – 1
Нет – 0
- Любите ли вы злые шуточки?
Да – 0
Нет – 1
- Вы злопамятны?
Да – 0
Нет – 1
- Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что Вас совершенно не интересует?
Да – 1
Нет – 0
- Умеете ли Вы на практике применять свои способности?
Да – 0
Нет – 1
- Бросаете ли игру, если начинаете проигрывать?
Да – 0
Нет – 1
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
Да – 0
Нет – 1
- Вы охотно выполняете просьбы?
Да – 1
Нет – 0
- Станете ли Вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Да – 0
Нет - 1
Посчитайте количество очков, которое вы набрали.
Вы набрали БОЛЬШЕ 8 ОЧКОВ. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми. У Вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это Вам не пойдёт.
ОТ 4 ДО 8 ОЧКОВ. Ну, что же, Ваша доброта – вопрос случая. Добры Вы далеко не со всеми. Для одних Вы можете пойти на всё, но общение с Вами более чем неприятно для тех, кто Вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, нужно стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали МЕНЬШЕ 4 ОЧКОВ. Общение с Вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких Вам людей. Будьте доброжелательнее, и у Вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
Приложение 3.
Рецепт Доброты
(10 заповедей доброты)
- Будь добр со всеми.
- Помни, что в каждом человеке есть два существа – Добрый и Злой: один влечёт к добрым делам, другой – к порокам. Стремись к доброму, а второго – отвергай.
- Помогай всем, кто просит о помощи, не разбираясь, кто просит.
- Уважай и почитай своих родителей.
- Избегай лжи, сквернословия.
- Радуйся каждому новому дню, день начинай с улыбки.
- Будь медленным на обиду и скорым на прощение.
- Недостатки знай только свои, остерегайся осуждать других людей.
- Обращайся с людьми так, как хотел бы, чтобы с тобой обращались.
- Откажись от желания ждать благодарности за содеянные добрые поступки.
Приложение 4.
Учебный материал
Десять и два
Вообразите, что есть два человека. У каждого – десять хороших друзей. Теперь представьте себе, что один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и в конце концов просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
Теперь обратимся к другому. Каждый день он встаёт пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им чем может. Через некоторое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
С кем бы из этих двух людей Вы хотели бы дружить?
Причины наших поступков
У Маши была подруга, у которой была красивая одежда. Маше очень нравились её платья, и она захотела одолжить хотя бы одно. Для начала она решила предложить подруге свою одежду или что – нибудь еще, что заинтересует её. Подруга была приятно удивлена щедростью Маши и решила, что та ей очень доверяет. Маша же подумала, что если она будет продолжать одалживать подруге свои вещи, то со временем та ответит ей взаимностью.
Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня - круглая отличница по всем предметам. Внешне она была не слишком привлекательной, и у нее совсем не было друзей. В конце года Тимур запаниковал. Он всеми силами старался найти выход, чтобы сдать математику. Через некоторое время он стал оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы и поздравительную открытку. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал ей смешные истории. Никто никогда не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил 5.
Лада была старшеклассницей. У нее было много друзей, и ей нравилось быть в центре внимания. По вечерам она часто помогала другим. В душе она ненавидела это занятие, но знала, что это единственный способ избежать участи сиделки при младшем брате каждый день после школы. Ее маме действительно нужна была помощь, но отец настаивал, чтобы она помогала другим. Все были рады ее помощи, но часто Лада чувствовала, что поступает неправильно.
Приложение 5.
Игры, направленные на развитие
способности выражать добрые чувства, сопереживать, сочувствовать
1. Здравствуй, друг!
Все участники образуют два круга – один внутри другого. Внутренний круг стоит лицом к внешнему, образуя пары. Внешний круг будет делать шаг вправо, а внутренний - стоять на месте. Все пары повторяют слова и движения, после чего представляются:
«Здравствуй, друг! (здороваться за руки)
Как ты тут? (правую руку на плечо напарнику)
Где ты был? (взять напарника за ухо)
Я скучал! (руки прижать к груди)
Ты пришёл! (руки развести в сторону)
Хорошо!» (обняться)
Внешний круг движется до тех пор, пока все не вернуться к своему первому напарнику.
2. Острова
У каждого есть свой «остров» - газета. Периодически наступает выходной, и все отправляются гулять. Ведущий «отбирает» по нескольку островов, жители должны искать себе другой остров.
В заключение идёт обсуждение:
- как вас приняли на другом острове, оттолкнули или пригласили сами?
- как вы отнеслись к тому, что на вашем «острове» появились новые «жители»?
Аналог:
На пол кладётся 1-2 покрывала в зависимости от количества участвующих. Задача – всем разместиться, не падая и не заступая за эти покрывала. Затем задача усложняется: покрывала складываются вдвое, втрое и т.д.
Обсуждение:
- о чём вы думали? (о себе, о других, ни о чём)
- что каждый сделал, для того, чтобы другие не упали?
3. Торопись обрадовать
Мяч или ленточка передается по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках ленточка, должен обрадовать своих соседей (сделать комплимент, подарить что-нибудь, посвятить стихотворение или песню, но повторяться нельзя. По окончании ведущий «радует» оставшихся.
4. Обнять каждого
Внутри общего круга участники за 4-5 минут обнимают каждый каждого. Далее одной фразой делятся впечатлениями об упражнении.
5. «Заразимся добротой»
Все стоят в кругу. Один человек говорит что-то доброе другому. Затем оба берутся за руки и вместе придумывают и говорят что-нибудь хорошее еще одному человеку. Затем они втроём говорят что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все играющие.
Аналог: игра «Аплодисменты».
Все стоят в кругу. Один человек подходит и аплодирует другому. Затем оба берутся за руки. Тот, кому аплодировали, решает, кому они идут аплодировать дольше, и вместе они аплодируют еще одному человеку. Затем они втроём аплодируют четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все играющие.
6. «Старый бабушкин сундук»
Подросткам (группе) предлагается набор карточек с названиями предметов, которые были найдены в сундуке. Нужно придумать применение каждому из них для спонтанного проявления доброты.
Например: Веник – подмести пол на лестничной площадке или около подъезда.
7. Давайте говорить друг другу комплименты
Один из детей выходит из комнаты. Затем каждый из играющих говорит в адрес вышедшего какой-нибудь комплимент. Педагог записывает все высказываемое и потом зовет того, кто выходил из комнаты, и читает ему комплименты.
Можно предложить, чтобы игрок угадал, кто о нем что сказал.
8. Какой я хороший
Один человек выходит из комнаты. Все остальные пишут о нем что –либо хорошее, не подписывая листочки. Затем все листочки отдаются вошедшему ребенку. Затем игра продолжается. После предлагается обсуждение: «Что ты чувствовал, когда читал эти листочки?»
9. «Я тебе желаю…»
Положить руку на плечо соседа, таким образом соединить всех участников занятия и мысленно послать своему соседу добрые пожелания, при этом обязательно улыбаться.
10. Игра «Самый добрый долгожитель»
Представьте себя долгожителями и составьте собственный свод из 10 заповедей доброты. Каждый из вас в течение 3 минут составляет собственные заповеди. А потом, как совет старейшин, соберёмся в большой круг и выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей или Рецепт доброты. Причём, чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей мудрой доброты. Есть смысл побороться за звание «Самый добрый долгожитель».
Внимание! При составлении Рецепта доброты следует избегать частиц «НЕ»: не обманывай, не обижай.
11. «Я тебе дарю»
Жестами изобразить, какой подарок хотели бы подарить соседу.
12. Все слова о любви
По очереди участники говорят слова, которые так или иначе связанные с темой любви! Задержавшийся с ответом выходит из игры.
13. Ласковые слова
Из предложенных слов участники должны составить1-3 выражения, которые они бы сказали нежно своему другу, подруге: двигатель, сцепление, тарелка, табурет, сумка, гладильная доска и др.
Резюме: даже совершенно посторенние на первый взгляд слова могут звучать нежно и ласково, потому что важен посыл и интонация, с которой мы их произносим.
14. Волшебный стул
Дети встают в круг. Внутри круга у края стоит стул. Тот, кто садиться на этот стул, те6ряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее и доброе. Дети под музыку двигаются по кругу. Когда музыка заканчивается, тот, кто оказался ближе всего к волшебному стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга (по-очереди) должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
15. Только хорошее
Дети выстраиваются в ряд. Учитель кидает мяч по очереди каждому из детей. Дети должны только тогда ловить мяч,…. Когда учитель произносит какое-либо хорошее качество (доброта, бескорыстие и т.д.). Если дети случайно ловят плохое качество, то они делают шаг назад, если хорошее – шаг вперед. Побеждает тот, кто пересёк финишную линию.
16. Жажда
Дети воображают, что идут по пустыне и очень, очень хотят пить. Вдруг они натыкаются на воду в чашках и должны ее выпить. Но руки в локтях сгибать нельзя.
Резюме: только помогая друг другу, заботясь друг о друге, можно напиться, можно справиться со сложными жизненными ситуациями.
17. Тайное свойство
Все дети становятся в круг и вытягивают руки перед собой. Учитель держит монетку или колечко в своих руках. Монетка символизирует какое-либо качество, например, доброту. Затем учитель помещает свои руки в руки каждого из детей, и говорит: «Катя добрая», «Ира добрая» и т.д. каждый ребенок закрывает ладошки, будто ему дали монетку. Учитель оставляет монетку в руках одного из детей. Когда он закончит круг, один из детей пытается отгадать, у кого в руках монетка, говоря, например: «Ира очень добрая». После этого Ира открывает ладошки и показывает, есть ли у нее монетка. Ребенку дается 3 попытки. Если водящий угадал, у кого монетка за 3 попытки, он встает на его место, а тот, у кого была монетка, становится водящим. Игра начинается снова, только выбирается другое качество.
18. Игра «Я знаю, что…»
Дети передают внутри круга мяч и рассказывают то, что они знают на заданную тему, начиная высказывание словами: «Я знаю, что…». В нашем случае мы берем тему доброты. Предлагаю продолжить предложение: «Я знаю, что доброта одна из главных человеческих ценностей, потому что …».
19. Игра «Пожалуйста»
Ведущий находится в середине комнаты, делает различные движения, обращаясь к играющим с просьбой повторять их. Играющие повторяют движения только в том случае, если ведущий прибавляет к своей просьбе «пожалуйста». Тот, кто ошибается и исполняет движение, когда не было произнесено слово «пожалуйста», выполняет фант.
20. Проведи слепого
Разделить детей на группы. Каждая группа выбирает одного человека, который будет играть роль слепого. И ему завязывают глаза. Цель игры в том, чтобы с помощью словесных команд довести «слепого» от одного до другого конца комнаты.
Аналог: «Слепой и поводырь»
Дети разбиваются на пары. Внутри каждой пары выбирается тот, кто будет исполнять роль «слепого» и роль «поводыря». Задача «поводыря» провести «слепого» по заданному пути, не давая словесных указаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Спешите делать добро»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Спешите делать добро» может быть использована для проведения внеклассных мероприятий и классных часов.Основные цели :1. Активизация творческог...
методическая разработка урока "Спешите делать добро" - о святом докторе Фёдоре Ивановиче Гаазе
разработка комплекса уроков с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»
Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...