ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
статья

Сивоволова Татьяна Владимировна

Актуальность и перспективность организации издательской деятельности в школе обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования. Современные усло­вия развития общества требуют воспитания активной, образованной, нравственной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной на­ходить нестандартные решения, прогнозируя их возможные последствия,  и брать на себя ответственность за конечный результат. Перед общеобразовательной школой поставлена цель формирования у обуча­щихся не только предметных, но и надпредметных компетентностей в качестве желае­мого итога образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сивоволова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования
ГБОУ школы № 525 с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга

Актуальность и перспективность организации издательской деятельности в школе обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования. Современные условия развития общества требуют воспитания активной, образованной, нравственной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной находить нестандартные решения, прогнозируя их возможные последствия,  и брать на себя ответственность за конечный результат.

В последние годы наблюдается все более возрастающий интерес к детским СМИ на региональном и всероссийском уровнях: проводятся многочисленные конкурсы и фестивали детской и юношеской прессы, организуются профильные смены во Всероссийском детском центре «Орленок» и детско-юношеском лагере «Зеркальный». Активизировало свою деятельность Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов»[1],  работа которой направлена на поддержку детской журналистики, на содействие предоставления возможности детям и подросткам, а также любым детским объединениям по интересам заявлять о своих правах, проблемах, о своем отношении к происходящему в обществе и в семье в средствах массовой информации.

Перед общеобразовательной школой поставлена цель формирования у обучащихся не только предметных, но и надпредметных компетентностей[2] в качестве желаемого итога образовательного процесса. «Смысл образовательного процесса с позиций компетентностного похода заключается не в просто “наращивании объема” знаний, а в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся» [1]. По мнению Б.Д. Эльконина[3], «мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», т.е. сведений)» [2].

Сформированность ключевых надпредметных компетенций: исследовательских, общекультурных, речевых, мыслительных, ценностно-смысловых – ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности в будущем. Формированию этих ключевых компетенций обучающихся способствует организация издательской деятельности в школе. Работа в школьном пресс-центре развивает у учащихся инициативу, находчивость, вырабатывает активную жизненную позицию и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Поскольку новые ФГОС нацелены на возрождение воспитательной работы, актуальным становится формирование надпредметных компетенций у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, дружба, умение общаться, толерантность, стремление к познанию, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

Стандарты второго поколения требуют организации внеурочной деятельности[4] учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность рассматривается, во-первых, как сфера индивидуализации образования (сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории), а во-вторых, как важнейшая сфера воспитания. Все основные направления внеурочной деятельности:

– проектная,

– общественно-полезная,

– научно-познавательная,

– художественно-эстетическая,

– патриотическая,

– спортивно-оздоровительная (через выпуск специальных спортивных изданий),

отлично реализуются в рамках проекта «Издательская деятельность в школе».

Учащиеся – участники проекта – становятся компетентными, найдя и апробировав различные модели поведения в тех или иных предметных областях, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям, стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Идея о развитии не только предметных, но и надпредметных компетенций учащихся привела меня пятнадцать лет назад к организации в школе № 525 Московского района Санкт-Петербурга издательской деятельности.

С самого начала своей педагогической практики[5] особо остро ощущала противоречия между предметным образованием и восприятием целостной картины мира, между разнообразием интересов и дарований школьников и единым учебным планом. Кроме того, реализуя программу по информатике, хотелось учить детей основам работы в прикладных программах в процессе настоящего интересного и общего для всех дела, а не просто выполняя упражнения. Конечно, на уроках информатики сделать это было невозможно, приходилось заниматься во внеурочное время дополнительно. Это побудило так выстраивать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы не только осуществлять связь между разными дисциплинами, но и способствовать тому, чтобы учащиеся всю свою систему знаний и умений, приобретенную на разных учебных предметах, применяли не только  в обучении, но и на практике, в том числе во внеклассной и  внеучебной деятельности.

Применяя компетентностный подход к образованию школьников, ориентируюсь на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу приобретенных навыков в сферу своего опыта для становления разного рода ключевых компетенций:

– ценностно-смысловых,

– общекультурных,

– учебно-познавательных,

– информационных,

– коммуникативных,

– социально-трудовых,

– личностного самосовершенствования.

При компетентностном подходе требуется строить и заранее задавать «ситуации включения». «Включение» означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. В таком обучении ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проекте решения жизненно значимой проблемы. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности – проектный, которому отвожу ведущую роль в своей педагогической практике.

Проект «Издательская деятельность в школе» как нельзя лучше подходит для решения не надуманной (искусственно поставленной) проблемы, а для организации действительно интересного, полезного, значимого дела для всех учащихся школы разных возрастов – создание и издание собственных школьных газет и журналов.

Начинали мы с Microsoft Word, который многим учащимся хорошо знаком. Первые работы были простые: листовки, отчеты, объявления, бюллетени, инструкции. Затем более сложные – школьные газеты.

Организовалась творческая группа из нескольких учащихся, наиболее активно работающих над проектом. Для публикации отбирались лучшие материалы, которые приносили учащиеся 525-ой школы. Таким образом, у школьников появилась дополнительная мотивация научиться грамотно набирать и форматировать текст в компьютерных программах, и, конечно, научиться выражать свои мысли.

Через некоторое время осознали, что без профессионального пакета для электронной верстки нам не обойтись. Освоили сначала Adobe Page Maker, затем Adobe InDesign. Верстку выполняла и выполняет специально подготовленная группа учащихся под руководством учителя информатики. Обучение работе в сложных профессиональных прикладных программах сначала проходило и на факультативной основе, и на платных курсах. Но как только в сентябре 2007 года в школе открылось отделение дополнительного образования, мне было предложено возглавить направления компьютерной графики и верстки. Вот уже шестой год работаю по соответствующим программам во второй половине дня, подтверждая тезис о том, что внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, в части создания условий для развития творческих интересов детей. Так, например, наши художники-иллюстраторы, овладевая современными компьютерными технологиями создания и редактирования графических изображений,  существенно расширяют свой творческий диапазон. Приобретенные знания и умения учащиеся реализуют, оформляя печатную школьную продукцию.

От разовых изданий мы перешли к выпуску ежемесячной школьной газеты, которая с 2005 года обрела новый дизайн и название «Высокое напряжение» (выпущено 68 номеров). У нас создана редколлегия, организована работа журналистского коллектива. За девять лет на посту главного редактора сменилось семь старшеклассников. Учащиеся сами выбирают темы, которые им хочется освещать, сами (но под моим руководством) распределяют их между собой, выполняют компьютерный набор и обработку фотографий.

Особо интересными в газете ребята считают рубрики «Записки прокурора»,  в которой каждый ученик и учитель школы может выступить с критической заметкой, и «Вопрос – ответ», в которой публикуются ответы на поступившие в редакцию вопросы. Через эти рубрики мы пытаемся поддерживать связь учеников с учителями.

Конечно, для организации издательской деятельности в школе нужен педагог-руководитель, который, если не является сам специалистом в области информационных технологий, и не обладает элементами профессиональной грамотности журналиста, дизайнера, фотографа, верстальщика, редактора, то мог бы им научиться, или сорганизовать вокруг себя коллектив единомышленников-специалистов.

Для привлечения все большего числа детей к работе в школьном пресс-центре наша редколлегия использует различные средства:

  • В начале учебного года показываем презентацию о работе школьной редколлегии, рассказываем о ее победах в различных конкурсах, демонстрируя образцы работ.
  • Изданные газеты раздаем по классам, в библиотеку, вывешиваем в самых популярных местах в школе (в столовой, в фойе при входе в школу), где их могут прочитать не только учащиеся, но и родители.
  • Там же вывешиваем отчеты об участии в издательских конкурсах, в кабинете информатики есть постоянная экспозиция наиболее интересных изданий.
  • Активно развиваем проект, в последние годы расширили структуру школьной редакции, создав телемастерскую, и подготавливаем создание школьного радио.
  • Работы школьной редакции оперативно размещаются на странице «Редакция ВН» школьного сайта www.525school.ru.
  • Чтобы собрать учащихся из различных классов, работающих в школьной газете, на оперативные «летучки», делаем объявления по школьной радиотрансляции.

Однако мало заинтересовать учащихся работой в школьном пресс-центре. Мне как руководителю важно выявить наклонности детей, сформировать команду, распределив роли с учетом способностей и желания самих учащихся, да так, чтобы они были убеждены, что организовались и распределили роли между собой сами. Работа «не по указке», а по собственному желанию, да еще, если она получается все лучше, и лучше (а это будет именно так, если соответствует наклонностям и способностям ребенка), при демократичном, но твердом руководстве, принесет высокие результаты.

О результативности моего педагогического опыта, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • победы и призовые места учащихся в творческих конкурсах, форумах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до международного уровней; 
  • публикации творческих работ учащихся на школьном сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;
  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
  • высокое качество знаний учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям;
  • активное участие моих воспитанников в волонтерском движении и различных общественных организациях;
  • активная помощь моих учащихся другим учителям в освоении ИКТ; оказание технической и информационной поддержки на других уроках, внеклассных и школьных мероприятиях;
  • активная помощь моих учащихся в освещении проводимых районных мероприятий;
  • успешная социализация моих выпускников, их поступление в профильные вузы;
  • работы школьной редакции за последние несколько лет можно прочитать, увидеть и услышать на странице «Редакция ВН» школьного сайта www.525school.ru .

Кроме школьной газеты издано шесть тематических журналов и несколько экологических газет, примерно полсотни различных информационных буклетов, листовок, программок, брошюр для различных мероприятий, проведенных на базе 525 школы. Выпущено более десятка видеорепортажей, несколько радиопередач.

Благодаря участию и победам в конкурсах учащимся и руководителю команды предоставлялась возможность обучения у профессионалов. Это и работа в мастер-классах ведущих журналистов, фотографов, операторов, редакторов, режиссеров, специалистов в области компьютерной верстки, директоров Санкт-Петербургских СМИ, и приобретение бесценного опыта работы в настоящих телевизионных студиях, редакциях городских газет, на журналистских сменах в ВДЦ «Орленок». Это и знакомство с работой зарубежных редакций («The Guarduen» в Лондоне, «Etelä-Suomen Sanomat» в Финляндии), крупнейшими печатными центрами в Европе («The News Paper Education Trust»).

Особо одаренные учащиеся имели возможность в 2011-2013 годах пройти стажировки в редакциях городских газет и телеканалов. Редакторы школьной газеты А. Антонова и М. Дроздова успешно выступили на международной конференции молодых журналистов, которая состоялась в марте 2012 года в СПбГУ.

«Старики» школьной редакции (в том числе и выпускники) делятся своими знаниями, передают опыт начинающим юным журналистам, проводя свои мастер-классы в школе, вместе с учителем-руководителем помогают другим ребятам найти себя, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Этот проект значим не только для учащихся, но и для учителей, т.к. осуществляет связь между разными дисциплинами: информационными технологиями, русским языком, литературой, историей, географией, журналистикой, английским языком, экологией, изобразительным искусством, компьютерной графикой и многими другими. Важной стороной этого проекта является возможность активного привлечения родителей к работе школьного издательского центра. Он создает условия сотрудничества со всеми участниками проекта.

Организация издательской деятельности в школе способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

Организация издательской деятельности в школе стимулирует постоянное повышение профессионализма педагога – руководителя школьной редакции.

Проект позволяет выявлять и активно работать с талантливой молодежью, обеспечивает полноценные условия взросления, социализацию всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава, через развитие форм детского самоуправления. С помощью работы актива редакторов воспитываются лидерские качества у обучающихся. Участие в работе школьной редколлегии создает условия успешности, повышает мотивацию и к учебной деятельности. Работа в школьном пресс-центре требует от обучающихся не только знаний литературы, русского и английского языков, обществознания, истории, краеведения, информатики, пользования интернетом, но и умений анализировать социальные, экономические, экологические проблемы. Ребятам предоставляется возможность научиться публичным выступлениям, брать интервью и правильно выражать свои мысли. В этом проекте находится место каждому ученику независимо от возраста, т.к. газеты и передачи могут выпускаться для каждой ступени обучающихся.

Выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы. Эта задача отлично решается через выпуск газет, фоторепортажей, радио- и телевизионных передач о социально значимых событиях.

Опыт, который имею в работе по направлению «издательская деятельность» в отделении дополнительного образования, позволяет реализовывать и данное направление стратегического развития Петербургской школы.

Издательская деятельность позволяет успешно участвовать в международных проектах, интегрироваться в международное образовательное пространство. В январе 2014 года по инициативе нашей школы организован совместный российско-американский проект по созданию тематических школьных журналов учащимися 525-ой школы Санкт-Петербурга и американскими школьниками штата Алабама. Свои статьи, репортажи и интервью юные журналисты напишут на английском языке. Лучшие работы будут опубликованы на страницах интернет-журнала, созданного под руководством учителей города Дотана, а печатную версию тематического журнала будут разрабатывать и выпускать учащиеся 525 школы с углубленным изучением английского языка. Этот проект еще больше мотивирует наших учащихся изучать английский язык, а также те предметы (историю, географию, биологию, искусство и пр.), знание которых потребуется при написании материалов для тематических журналов. Предполагается обмен и видеорепортажами, а в перспективе – и организация телемостов. Первые шаги по реализации этого проекта уже делаются: учащиеся определяются с темами своих журналистских материалов, начинают их разработку, а видеорепортаж, снятый о детях блокадного Ленинграда, и специально переозвученный для американских школьников, находится на стадии завершения монтажа. Надеемся, что этот международный проект будет способствовать установлению взаимопонимания школьников разных стран.

Важным итогом работы в школьном пресс-центре становится приобретение учащимися ключевых компетенций, которые переходят потом в компетентности, а они, в свою очередь, в профессию. Таким образом, организация издательской деятельности в школе выполняет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся основной школы, и профильную подготовку старшеклассников. Учащиеся пробуют, ищут, и многие находят свой путь в профессию. Каждый год наши выпускники поступают в вузы по направлениям «информационные технологии», «журналистика», «компьютерная графика», «издательское дело». Многие становятся успешными инженерами, журналистами, редакторами, дизайнерами.

Таким образом, организуя проект «Издательская деятельность в школе», можно решить сразу множество задач, стоящих перед современной школой. Все основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стратегии развития Петербургской школы могут быть реализованы через работу школьного пресс-центра. Его деятельность очень тесно связана с учебным процессом. Они дополняют и взаимно проникают друг в друга. Работа обучающихся в сотворчестве с учителями заканчивается выпуском реального продукта – школьного журнала или газеты, созданного с использования новых информационных технологий. Собственно этим и отличается компетентностно-ориентированное обучение: оно заканчивается не ответом учащегося у доски, или выполнением тестовых заданий, а созданием продукта.

Результаты нашей пятнадцатилетней работы над проектом «Издательская деятельность в школе» подтверждают следующие положения:

1.  Одной из основных ключевых компетенций, которые должны быть освоены (на базовом уровне) в образовательном процессе в рамках основной школы, должна быть компетенция познавательной деятельности, которая предусматривает умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных целей.

2. Педагогическими условиями, которые способствуют реализации целей компетентностно-ориентированного обучения, являются: создание образовательной среды, направленной на формирование ключевых компетенций учащихся; обеспечение деятельностного характера освоения социального опыта; диагностика и коррекция результатов процесса формирования ключевых компетенций.

3. Компетентностный подход в образовании, в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), способствует освоению учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особо ценно, что учащиеся приобретают компетенции, позволяющие им успешно действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Эти средства личность находит в процессе решения подобных ситуаций и достигает требуемых результатов.

Главная проблема востребованности и конкурентоспособности молодых людей на рынке труда основывается на профессиональном карьерном росте, активности и мобильности, саморазвитии личности, повышении квалификации, прогнозировании своей деятельности. Как отмечают Дж. Боуден и Ф. Мертон (John Bowden & Ference Marton): «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях» [3].

Литература

1. Ильина М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsii-uchashchikhsya-osnovnoi-shko#ixzz2sADSnWr4 // 2011

2. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.

3. Bowden J. and Marton F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. – London: “Kogan Press”, 1998.

4. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: «Молодой ученый», 2011.

5. Пигичка Ю. Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся: Групповое исследование учащимися глобальных проблем современности с использованием новых информационных технологий. // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-globalnye-problemy-sovremennosti-kak-predmet-gruppovoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya#ixzz2rW6nhYQI // СПб., 1999.


[1]  Официальный сайт Отделения Лиги Юных Журналистов доступен по адресу: люж.рф

[2]  Компетенция рассматривается как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, а компетентность понимается как мера освоения компетенций.

[3] Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 -1984) – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития

[4] Внеурочная деятельность  в рамках реализации ФГОС – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы.

[5] Имею высшее техническое образование по специальности «Электронные вычислительные машины», 15 лет проработала инженером-разработчиком радиоэлектронной аппаратуры,  с 1994 года нашла призвание в профессии учителя информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

     Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Методическая разработка мастер-класса «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»

Мастер-класс «Издательская деятель­ность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятел...

«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».

В данной статье описан механизм развития ключевых компетенций в процессе приобщения детей к театральной деятельности в школьном театре, таких какценностно-смысловые;общекультурные;саморазвитие;креатив...