РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Воспитание лидера»
рабочая программа (10, 11 класс)
Актуальность
Первоначальное понятие, относящееся к слову лидер, предполагало значение первый, ведущий. Быть первым по успеваемости. Быть руководителем. Стать узнаваемой фигурой на телеэкране...
В свете подобной амбициозной фигуры возникает определение противоположного типа людей - закомплексованный, ведомый.
В современном мире понятие лидерства постепенно меняется. И теперь первоначальное значение лидерства рассматривается под качественно новым углом зрения. Человек, постоянно проводящий большую работу по самосовершенствованию, способный искоренить существующие у него комплексы, уже может претендовать на определяющие у него лидерские качества. И чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе цели и стараться соответствовать заданным приоритетам.
Лидер, это не обязательно человек с выдающимися природными способностями или ораторским умением. Это, в первую очередь, человек, обладающий необходимыми качествами - интуицией, проницательностью и коммуникабельностью, социально защищающими его от разрушительного воздействия стрессовых ситуаций и жизненных неудач.
Основной целью программы данного элективного курса является желание усовершенствовать систему саморегулирования школьника, позволяющую поддерживать его психо-эмоциональный баланс с точки зрения стрессоустойчивости и личностной независимости.
Существует очень много характеристик, которые приписывают лидерам. И практически все они появляются в процессе целенаправленной работы над собой.
Задачей, способной привести к успешному достижению поставленной цели, является развитие и укрепление в себе лидерских социально-личностных позиций, помогающих остаться уверенным в себе человеком, верящим в свои силы.
Успеха в реализации обозначенной выше задачи, можно добиться, по-моему, именно на основе урочной проектной деятельности, что отражается в тематической части представленного авторского элективного курса.
Общая характеристика элективного курса «Воспитание лидера»
В соответствии с поставленной целью тематический материал данного электива представляет собой 2-х блочную сквозную программу и рассчитан на 2 возрастные категории школьников – 9, 10 классы.
В первом блоке (для 9 классов) содержание программного материала помогает учащимся разобраться в основных областях, формирующих первоначальные задатки лидерских качеств.
Во втором блоке (для 10 классов) содержание программного материала предполагает отработку конкретных навыков, свободное владение которыми присуще волевым людям.
Проведение занятий проводится в виде теоретической и практической частей с применением методик практико-ориентированных упражнений и ролевых игр.
Курсовое завершение предложено в виде защиты индивидуальной или командной проектной работы, ориентированную не на преподавательскую комиссию, а на возрастную аудиторию, заложенную в идейном содержании представленных ученических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programa_vospitat_lidera_shkola.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Воспитание лидера»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Лицей №110» Советского района города Казани
Лаптевой Наталии Николаевны (высшая квалификационная категория)
(10- 11классы)
2017
Пояснительная запискаЭлективный курс «Воспитание лидера» рассчитан на учащихся 9-х классов и 10- классов.
Для реализации программного содержания курса используется литература:
- Фопель А. Создание команды. М.: Генезис. 2003;
- Алексеев А, Пигалов В, Деловое администрирование на практике. М., 1993;
- Казелецкий Ю. Человек многомерный. Киев. 1991г;
- Равенский Н. «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика», РИПОЛ Классик. 2007;
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М.
Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.
Актуальность
Первоначальное понятие, относящееся к слову лидер, предполагало значение первый, ведущий. Быть первым по успеваемости. Быть руководителем. Стать узнаваемой фигурой на телеэкране...
В свете подобной амбициозной фигуры возникает определение противоположного типа людей - закомплексованный, ведомый.
В современном мире понятие лидерства постепенно меняется. И теперь первоначальное значение лидерства рассматривается под качественно новым углом зрения. Человек, постоянно проводящий большую работу по самосовершенствованию, способный искоренить существующие у него комплексы, уже может претендовать на определяющие у него лидерские качества. И чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе цели и стараться соответствовать заданным приоритетам.
Лидер, это не обязательно человек с выдающимися природными способностями или ораторским умением. Это, в первую очередь, человек, обладающий необходимыми качествами - интуицией, проницательностью и коммуникабельностью, социально защищающими его от разрушительного воздействия стрессовых ситуаций и жизненных неудач.
Цели элективного курса «Воспитание лидера»
Основной целью программы данного элективного курса является желание усовершенствовать систему саморегулирования школьника, позволяющую поддерживать его психо-эмоциональный баланс с точки зрения стрессоустойчивости и личностной независимости.
Существует очень много характеристик, которые приписывают лидерам. И практически все они появляются в процессе целенаправленной работы над собой.
Задачей, способной привести к успешному достижению поставленной цели, является развитие и укрепление в себе лидерских социально-личностных позиций, помогающих остаться уверенным в себе человеком, верящим в свои силы.
Успеха в реализации обозначенной выше задачи, можно добиться, по-моему, именно на основе урочной проектной деятельности, что отражается в тематической части представленного авторского элективного курса.
Общая характеристика элективного курса «Воспитание лидера»
В соответствии с поставленной целью тематический материал данного электива представляет собой 2-х блочную сквозную программу и рассчитан на 2 возрастные категории школьников – 9, 10 классы.
В первом блоке (для 9 классов) содержание программного материала помогает учащимся разобраться в основных областях, формирующих первоначальные задатки лидерских качеств.
Во втором блоке (для 10 классов) содержание программного материала предполагает отработку конкретных навыков, свободное владение которыми присуще волевым людям.
Проведение занятий проводится в виде теоретической и практической частей с применением методик практико-ориентированных упражнений и ролевых игр.
Курсовое завершение предложено в виде защиты индивидуальной или командной проектной работы, ориентированную не на преподавательскую комиссию, а на возрастную аудиторию, заложенную в идейном содержании представленных ученических проектов.
Место элективного курса «Воспитание лидера»
в учебном плане.
Элективный курс «Воспитание лидера» рассчитан на внеурочную деятельность учащихся:
- 9 классы - 35 часов;
- 10 классы - 35 часов.
Результаты освоения элективного курса «Воспитание лидера»
Личностные результаты обучения:
- самовоспитание с позиций альтруистической личности по отношению к беззащитным и одиноким;
- воспитание чувства гражданской ответственности по отношению к родным, близким, обществу;
- укрепление профессиональных пристрастий в проектной деятельности;
- транслирование результатов собственной творческой деятельности на разновозрастную аудиторию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся получат возможность:
- овладеть лидерскими качествами, позволяющими саморегулировать эмоциональными реакциями;
- научиться изменять собственную поведенческую линию в зависимости от жизненной ситуации;
- управлять самим собой для снижения стрессового риска;
- использовать уникальные качества и особенности своей личности, которые даны природой;
- использовать методы определения сильных сторон собственной личности.
Межпредметные понятия
Учащиеся получат возможность:
- овладения основами ораторской компетенции;
- приобретения навыков работы с информацией;
- участия в проектной деятельности с элементами исследования.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся получат возможность:
- применять систему методов и приемов, позволяющих быть уверенным в себе, настаивать на своем и добиваться своих целей в любых обстоятельствах;
- реализовывать качественные черты лидера «нового поколения», способного преодолеть основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста;
- использовать основы личностной психологии для преодоления внутренних барьеров и природных комплексов с целью успешного развития лидерских качеств.
Итоговые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и осмысливать свою деятельность;
- разрабатывать алгоритм проектного планирования;
- использовать предпрофессиональные приоритетные направления в проектной деятельности;
- творчески перевоплощаться и приобретать полезный опыт в командном содружестве.
Учебно-тематическое планирование
элективного курса «Воспитание лидера» (9 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Введение новых знаний | Стратегия задач и программных требований. | Ответы на вопросы | Дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются? | Изучение пройденного материала. | ||
2 | Лидерские качества. Законы лидерства | 2 | Введение новых знаний | Определение ключевых качеств современного лидера | Ответы на вопросы | Знать: лидерские качества и пути достижения лидерских способностей. | Изучение пройденного материала | ||
3-6 | Систематизация навыков для развития лидерских качеств: - Навыки работы в команде. - Интеллектуальное командообразование | 3 2 1 | Практическая работа | Отработка практических навыков, относящихся к начальному этапу развития лидерских качеств. | Выполнение практических упражнений. Ответы на вопросы | Знать: суть становления лидера. Уметь: управлять самим собой и использовать те уникальные качества и особенности своей личности, которые даны природой. | Отработка основных навыков, относящихся к начальному этапу развития лидерских качеств. | ||
7-8 | Психология уверенности | 2 | Комбинированный | Технология регулирования эмоционального поведения | Ответы на вопросы. Отработка технологических навыков «преодолевающего поведения» | Знать: технику управления эмоциональными реакциями через изменение поведения. Уметь: использовать методы определения и измерения сильных сторон личности | Отработка основных навыков, относящихся к технологии регулирования эмоционального поведения. | ||
9-18 | Первые шаги на пути к лидерству: - Правила делового этикета. - Этикет телефонных разговоров - Этикет пользования визитными карточками - Об этикете на официальных мероприятиях - Проведение презентаций | 10 2 2 2 2 2 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Выполнение практических навыков психологического манипулирования. | Знать: принципы выработки новых навыков поведения. Уметь: применять систему методов и приемов, позволяющих быть уверенным в себе, настаивать на своем и добиваться своих целей в любых обстоятельствах | Отработка основных навыков, относящихся к системе методов и приемов психологического манипулирования. | |||
19-20 | 2 | Комбинированный | Рассмотрение понятия лидерства под новым углом зрения | Ответы на вопросы. Выполнение практических упражнений по оцениванию качеств лидера | Знать: признаки «нового лидерства» Уметь: реализовывать качественные черты лидера «нового поколения». | Отработка основных навыков, относящихся к реализации качественных черт лидера «нового поколения». | |||
21-32 | Основы практического развития лидерских навыков: - Дискуссия "Обсуждение истории" - Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" - Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" - Процедура "Образ Я" - Процедура "Доброжелательное выспрашивание" - Процедура "Доведи за меня дело до конца!" | 12 2 2 2 2 2 2 | Практическая работа | Выполнение практических творческих заданий начальной ступени основ лидерства. | Выполнение практических упражнений. Ответы на вопросы | Знать: основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста Уметь: использовать основы личностной психологии для преодоления внутренних барьеров с целью успешного развития лидерских качеств. | Отработка практических навыков, относящихся к умению использовать основы личностной психологии для преодоления внутренних барьеров с целью успешного развития лидерских качеств. | ||
33-35 | Диагностика лидерских способностей | 3 | Защита практических работ | Презентация проектных работ, демонстрирующих возможности развития лидерских качеств ученика | Защита практической работы с презентационным материалом | Уметь: использовать личностные возможности при реализации проектной работы | Отработка основных навыков, относящихся к умению использовать личностные возможности целенаправленного формирования лидера. |
Учебно-тематическое планирование
элективного курса «Воспитание лидера» (10 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | Вводное занятие Деловая этика | 1 | Введение новых знаний | Стратегия задач и программных требований. | Ответы на вопросы | Дискуссия об этике | Изучение пройденного материала. | ||
2 | Правила хорошего тона | 1 | Введение новых знаний | Определение ключевых качеств современного лидера | Ответы на вопросы | Знать: общие принципы хорошего тона | Изучение пройденного материала | ||
3-12 | Культура речи: -культура общения; -умение слушать; -речевая культура; -публичное выступление; -правила культуры речи | 10 2 2 2 2 2 | Практическая работа | Отработка практических навыков, относящихся к развитию речевых лидерских качеств | Выполнение практических упражнений. Ответы на вопросы | Знать: этикет культуры речи Уметь: применять правила хорошего тона. | Отработка основных навыков. | ||
13-15 | Этикет письма - виды писем; правила написания писем; -схема написания делового письма; -составление резюме | 3 1 1 1 2 | Комбинированный | Технология оформления писем | Ответы на вопросы. Отработка технологических навыков | Знать: этикет письма Уметь: использовать правила хорошего тона в составлении писем | Отработка основных навыков, относящихся к переписке | ||
16-17 | Правила общения: - официальное - неофициальное | 2 1 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Выполнение практических навыков делового общения | Знать: принципы хорошего тона в общении Уметь: применять правила хорошего тона при деловых и неофициальных встречах | Отработка основных навыков | |||
18-25 | Жесты. Культура жестикуляции -общепринятые жесты; -эмоциональные жесты; -индивидуальные жесты; -ритуальные жесты. | 8 2 2 2 2 | Комбинированный | Культура жестов, как один из основных лидерских признаков | Ответы на вопросы. Выполнение практических упражнений по оцениванию умения жестикуляции лидера | Знать: правила жестикуляции Уметь: реализовывать характерные жесты, определяющие лидера | Отработка основных навыков | ||
26-27 | Психология конфликта - правила ведения дискуссий - правила выхода из конфликта | 2 1 1 | Комбинированный | Основы психологии конфликта | Ответы на вопросы | Знать: основы психологии конфликта Уметь: использовать основы личностной психологии для преодоления конфликтных ситуаций при общении | Отработка практических навыков, относящихся к умению использовать основы личностной психологии выхода из конфликтной ситуации | ||
28-35 | Диагностика лидерских способностей | 8 | Защита практических проектных работ | Презентация проектных возможностей лидерских качеств личности | Защита практической работы с презентационным материалом | Уметь: использовать личностные возможности при реализации проектной работы | Отработка основных навыков, относящихся к умению использовать личностные возможности целенаправленного формирования лидера. |
Литература
- Фопель А. Создание команды. М.: Генезис. 2003;
- Алексеев А, Пигалов В, Деловое администрирование на практике. М., 1993;
- Казелецкий Ю. Человек многомерный. Киев. 1991г;
- Николай Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика», РИПОЛ Классик. 2007;
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М.
Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".
Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....
Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...
Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.
Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Школа самоуправления «Лидеры школьной республики «БудуШел»
Дополнительная общеразвивающая программа "Лидеры республики БудуШел" адресована обучающимся, входящим в состав ученического самоуправления школы, которые хотят сделать жизнь школы, города, р...