РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Воспитание лидера»
рабочая программа (10, 11 класс)

Лаптева Наталия Николаевна

Актуальность

Первоначальное понятие, относящееся к слову лидер, предполагало значение первый, ведущий. Быть первым по успеваемости. Быть руководителем. Стать узнаваемой фигурой на телеэкране...

В свете подобной амбициозной фигуры возникает определение  противоположного типа людей - закомплексованный, ведомый.

В современном мире понятие лидерства постепенно меняется. И теперь первоначальное значение лидерства рассматривается под качественно новым углом зрения. Человек, постоянно проводящий большую работу по самосовершенствованию, способный искоренить существующие у него комплексы, уже может претендовать на определяющие у него лидерские качества. И чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе цели и стараться  соответствовать заданным приоритетам.

Лидер, это не обязательно человек с выдающимися природными способностями или ораторским умением. Это, в первую очередь, человек, обладающий необходимыми качествами - интуицией, проницательностью и коммуникабельностью, социально защищающими его от разрушительного воздействия стрессовых ситуаций и жизненных неудач.

Основной целью программы данного элективного курса является желание усовершенствовать систему саморегулирования школьника, позволяющую поддерживать его психо-эмоциональный баланс с точки зрения стрессоустойчивости и личностной независимости.

Существует очень много характеристик, которые приписывают лидерам. И практически все они появляются в процессе целенаправленной работы над собой.

Задачей, способной привести к успешному достижению поставленной цели, является развитие и укрепление в себе лидерских социально-личностных позиций, помогающих остаться уверенным в себе человеком, верящим в свои силы.

Успеха в реализации обозначенной выше задачи, можно добиться, по-моему, именно на основе урочной проектной деятельности, что отражается в тематической части представленного авторского элективного курса.

Общая характеристика элективного курса «Воспитание лидера»

В соответствии с поставленной целью тематический материал данного электива представляет собой 2-х блочную сквозную программу и рассчитан на 2 возрастные категории школьников – 9, 10 классы.

В первом блоке (для 9 классов) содержание программного материала помогает учащимся разобраться в основных областях, формирующих первоначальные задатки лидерских качеств.

Во втором блоке (для 10 классов) содержание программного материала предполагает отработку конкретных навыков, свободное владение которыми присуще волевым людям.

Проведение занятий проводится в виде теоретической и практической  частей с применением методик практико-ориентированных упражнений и ролевых игр.

Курсовое завершение предложено в виде защиты индивидуальной или командной проектной работы, ориентированную не на преподавательскую комиссию, а на возрастную аудиторию, заложенную в идейном содержании представленных ученических проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programa_vospitat_lidera_shkola.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса

«Воспитание лидера»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Лицей №110» Советского района города Казани

Лаптевой Наталии Николаевны (высшая квалификационная категория)

 (10- 11классы)

2017


Пояснительная записка

Элективный курс «Воспитание лидера» рассчитан на учащихся 9-х классов  и 10- классов.

Для реализации программного содержания курса используется литература:

  1. Фопель А. Создание команды. М.: Генезис. 2003;
  2. Алексеев А, Пигалов В, Деловое администрирование на практике. М., 1993;
  3. Казелецкий Ю. Человек многомерный. Киев. 1991г;
  4. Равенский Н. «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика», РИПОЛ Классик. 2007;
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М.
    Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.

Актуальность

Первоначальное понятие, относящееся к слову лидер, предполагало значение первый, ведущий. Быть первым по успеваемости. Быть руководителем. Стать узнаваемой фигурой на телеэкране...

В свете подобной амбициозной фигуры возникает определение  противоположного типа людей - закомплексованный, ведомый.

В современном мире понятие лидерства постепенно меняется. И теперь первоначальное значение лидерства рассматривается под качественно новым углом зрения. Человек, постоянно проводящий большую работу по самосовершенствованию, способный искоренить существующие у него комплексы, уже может претендовать на определяющие у него лидерские качества. И чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе цели и стараться  соответствовать заданным приоритетам.

Лидер, это не обязательно человек с выдающимися природными способностями или ораторским умением. Это, в первую очередь, человек, обладающий необходимыми качествами - интуицией, проницательностью и коммуникабельностью, социально защищающими его от разрушительного воздействия стрессовых ситуаций и жизненных неудач.

 

Цели элективного курса «Воспитание лидера»

Основной целью программы данного элективного курса является желание усовершенствовать систему саморегулирования школьника, позволяющую поддерживать его психо-эмоциональный баланс с точки зрения стрессоустойчивости и личностной независимости.

Существует очень много характеристик, которые приписывают лидерам. И практически все они появляются в процессе целенаправленной работы над собой.

Задачей, способной привести к успешному достижению поставленной цели, является развитие и укрепление в себе лидерских социально-личностных позиций, помогающих остаться уверенным в себе человеком, верящим в свои силы.

Успеха в реализации обозначенной выше задачи, можно добиться, по-моему, именно на основе урочной проектной деятельности, что отражается в тематической части представленного авторского элективного курса.

Общая характеристика элективного курса «Воспитание лидера»

В соответствии с поставленной целью тематический материал данного электива представляет собой 2-х блочную сквозную программу и рассчитан на 2 возрастные категории школьников – 9, 10 классы.

В первом блоке (для 9 классов) содержание программного материала помогает учащимся разобраться в основных областях, формирующих первоначальные задатки лидерских качеств.

Во втором блоке (для 10 классов) содержание программного материала предполагает отработку конкретных навыков, свободное владение которыми присуще волевым людям.

Проведение занятий проводится в виде теоретической и практической  частей с применением методик практико-ориентированных упражнений и ролевых игр.

Курсовое завершение предложено в виде защиты индивидуальной или командной проектной работы, ориентированную не на преподавательскую комиссию, а на возрастную аудиторию, заложенную в идейном содержании представленных ученических проектов.

Место элективного курса «Воспитание лидера»

в учебном плане.

Элективный курс «Воспитание лидера» рассчитан на внеурочную деятельность  учащихся:

  • 9 классы  - 35  часов;
  • 10 классы - 35  часов.

Результаты освоения элективного курса «Воспитание лидера»

Личностные результаты обучения:

  1. самовоспитание  с позиций альтруистической личности по отношению к беззащитным и одиноким;
  2. воспитание чувства гражданской ответственности по отношению к родным, близким, обществу;
  3. укрепление профессиональных  пристрастий в проектной деятельности;
  4. транслирование результатов собственной творческой деятельности на разновозрастную аудиторию.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся получат возможность:

  1. овладеть лидерскими качествами, позволяющими  саморегулировать эмоциональными реакциями;
  1. научиться изменять собственную поведенческую линию в зависимости от жизненной ситуации;
  2. управлять самим собой для снижения стрессового риска;
  3. использовать уникальные качества и особенности своей личности, которые даны природой;
  4. использовать методы определения сильных сторон собственной личности.

Межпредметные понятия

Учащиеся получат возможность:

  1. овладения основами ораторской компетенции;
  2. приобретения навыков работы с информацией;
  3. участия  в проектной деятельности с элементами исследования.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся получат возможность:

  1. применять систему методов и приемов, позволяющих быть уверенным в себе, настаивать на своем и добиваться своих целей в любых обстоятельствах;
  2. реализовывать качественные черты лидера «нового поколения», способного преодолеть основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста;
  3. использовать основы личностной психологии для преодоления внутренних барьеров и природных комплексов с целью успешного развития лидерских качеств.

Итоговые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  1. анализировать и осмысливать свою деятельность;
  2. разрабатывать алгоритм проектного планирования;
  3. использовать предпрофессиональные приоритетные направления в проектной деятельности;
  4. творчески перевоплощаться и приобретать полезный опыт в командном содружестве.


Учебно-тематическое планирование

элективного курса «Воспитание лидера» (9 класс)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

1

Введение новых знаний

Стратегия задач и программных требований.

Ответы на вопросы

Дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?

Изучение пройденного материала.

2

Лидерские качества.  Законы  лидерства

2

Введение новых знаний

Определение ключевых качеств современного лидера

Ответы на вопросы

Знать: лидерские качества и пути достижения лидерских способностей.

Изучение пройденного материала

3-6

Систематизация навыков для развития лидерских качеств:

- Навыки работы в команде.

- Интеллектуальное командообразование

3

2

1

Практическая работа

Отработка практических навыков, относящихся к начальному этапу развития лидерских качеств.

Выполнение практических упражнений. Ответы на вопросы

Знать: суть становления лидера.

Уметь: управлять самим собой и использовать те уникальные качества и особенности своей личности, которые даны природой.

Отработка основных навыков, относящихся к начальному этапу развития лидерских качеств.

7-8

Психология уверенности

2

Комбинированный

Технология регулирования эмоционального поведения

Ответы на вопросы. Отработка технологических навыков «преодолевающего поведения»

Знать: технику управления эмоциональными реакциями через изменение поведения.

Уметь: использовать методы определения и измерения сильных сторон личности

Отработка основных навыков, относящихся к  технологии регулирования эмоционального поведения.

9-18

Первые шаги на пути к лидерству:

- Правила делового этикета.

- Этикет телефонных разговоров

- Этикет пользования визитными карточками

- Об этикете на официальных мероприятиях

- Проведение презентаций

10

2

2

2

2

2

Комбинированный

Основы психологии манипуляции

Ответы на вопросы. Выполнение практических навыков психологического манипулирования.

Знать: принципы выработки новых навыков поведения.

Уметь: применять систему методов и приемов, позволяющих быть уверенным в себе, настаивать на своем и добиваться своих целей в любых обстоятельствах

Отработка основных навыков, относящихся к системе методов и приемов психологического манипулирования.

19-20

Новые признаки лидерства

2

Комбинированный

Рассмотрение понятия лидерства под новым углом зрения

Ответы на вопросы. Выполнение практических упражнений по оцениванию качеств лидера

Знать: признаки «нового лидерства»

Уметь: реализовывать качественные черты лидера «нового поколения».

Отработка основных навыков, относящихся к реализации качественных черт лидера «нового поколения».

21-32

Основы практического развития лидерских навыков:

- Дискуссия "Обсуждение истории"

- Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя"

- Проективный рисунок "Я такой, какой я есть"

- Процедура "Образ Я"

- Процедура "Доброжелательное выспрашивание"

- Процедура "Доведи за меня дело до конца!"

12

2

2

2

2

2

2

Практическая работа

Выполнение практических творческих заданий начальной ступени основ лидерства.

Выполнение практических упражнений. Ответы на вопросы

Знать: основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста

Уметь: использовать основы личностной психологии для преодоления внутренних барьеров с целью успешного развития лидерских качеств.

Отработка практических навыков, относящихся к умению использовать основы личностной психологии для преодоления внутренних барьеров с целью успешного развития лидерских качеств.

33-35

Диагностика лидерских способностей

3

Защита практических работ

Презентация проектных работ, демонстрирующих возможности развития лидерских качеств ученика

Защита практической работы с презентационным материалом

Уметь: использовать личностные  возможности при реализации проектной работы

Отработка основных навыков, относящихся к умению использовать личностные  возможности целенаправленного формирования лидера.


Учебно-тематическое планирование

элективного курса «Воспитание лидера» (10 класс)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

Деловая этика

1

Введение новых знаний

Стратегия задач и программных требований.

Ответы на вопросы

Дискуссия об этике

Изучение пройденного материала.

2

Правила хорошего тона

1

Введение новых знаний

Определение ключевых качеств современного лидера

Ответы на вопросы

Знать: общие принципы хорошего тона

Изучение пройденного материала

3-12

Культура речи:

-культура общения;

-умение слушать;

-речевая культура;

-публичное выступление;

-правила культуры речи 

10

2

2

2

2

2

Практическая работа

Отработка практических навыков, относящихся к развитию речевых лидерских качеств

Выполнение практических упражнений. Ответы на вопросы

Знать: этикет культуры речи

Уметь: применять правила хорошего тона.

Отработка основных навыков.

13-15

Этикет письма

- виды писем; правила написания писем;

-схема написания делового письма;

-составление резюме

3

1

1

1

2

Комбинированный

Технология оформления писем

Ответы на вопросы. Отработка технологических навыков

Знать: этикет письма

Уметь: использовать правила хорошего тона в составлении писем

Отработка основных навыков, относящихся к  переписке

16-17

Правила общения:

- официальное

- неофициальное

2

1

1

Комбинированный

Основы психологии общения

Ответы на вопросы. Выполнение практических навыков делового общения

Знать: принципы хорошего тона в общении

Уметь: применять правила хорошего тона при деловых и неофициальных встречах

Отработка основных навыков

18-25

Жесты. Культура жестикуляции

-общепринятые жесты;

-эмоциональные жесты;

-индивидуальные жесты;

-ритуальные жесты.

8

2

2

2

2

Комбинированный

Культура жестов, как один из основных лидерских признаков

Ответы на вопросы. Выполнение практических упражнений по оцениванию умения жестикуляции лидера

Знать: правила жестикуляции

Уметь: реализовывать характерные жесты, определяющие лидера

Отработка основных навыков

26-27

Психология конфликта

- правила ведения дискуссий

- правила выхода из конфликта

2

1

1

Комбинированный

Основы психологии конфликта

Ответы на вопросы

Знать: основы психологии конфликта

Уметь: использовать основы личностной психологии для преодоления конфликтных ситуаций при общении

Отработка практических навыков, относящихся к умению использовать основы личностной психологии выхода из конфликтной ситуации

28-35

Диагностика лидерских способностей

8

Защита практических проектных работ

Презентация проектных возможностей лидерских качеств личности

Защита практической работы с презентационным материалом

Уметь: использовать личностные  возможности при реализации проектной работы

Отработка основных навыков, относящихся к умению использовать личностные  возможности целенаправленного формирования лидера.


Литература

  1. Фопель А. Создание команды. М.: Генезис. 2003;
  2. Алексеев А, Пигалов В, Деловое администрирование на практике. М., 1993;
  3. Казелецкий Ю. Человек многомерный. Киев. 1991г;
  4. Николай Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика», РИПОЛ Классик. 2007;
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М.
    Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»

Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию  у ребят творческих способност...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".

Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....

Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».

Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...

Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.

Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Школа самоуправления «Лидеры школьной республики «БудуШел»

Дополнительная общеразвивающая программа "Лидеры республики БудуШел" адресована обучающимся, входящим в состав ученического самоуправления школы, которые хотят сделать жизнь школы, города, р...