Подготовка будущих родителей
методическая разработка
Данная программа ориентирована на молодых людей, на тех, кто сейчас учится в школе и находится на пути личностного и профессионального самоопределения, на будущих потенциальных осознанных родителей. Программа рассчитана на юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_budushchih_roditeley.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка старшеклассников к семейной жизни.
Данная программа ориентирована на молодых людей, на тех, кто сейчас учится в школе и находится на пути личностного и профессионального самоопределения, на будущих потенциальных осознанных родителей. Программа рассчитана на юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет.
В настоящий момент в России отсутствует единая комплексная программа, ориентированная на развитие у подрастающего поколения ответственного отношения к брачно-семейной жизни. В системе школьного образования этому вопросу не уделяется достаточного внимания. Именно Школа является сферой межличностных контактов молодых людей – здесь происходит общение со сверстниками своего и противоположного пола, они начинают активно пробовать себя во взрослой жизни, но взрослые, родители и педагоги считают этот аспект менее важным, чем, например, учёба или ЕГЭ.
Актуальность проблемы усиливается в связи с появлением ранних отношений и во многом искажают картину интернет, социальные сети, СМИ.
Реализация программы в Первомайске, осуществляется в рамках семейного клуба на базе Центра дополнительного образования и вызвана с одной стороны потребностью профилактической работы, в связи с отсутствием центра психолого-педагогической помощи в нашем округе и с другой стороны, запросом родителей и самих старшеклассников.
Для создания востребованной программы были учтены особенности юношеского возраста, которые диктуют необходимость ориенироваться на реальные проблемы и запросы.
Есть опыт 90-х годов, когда программы по подготовке к семейной жизни применялась в общеобразовательных школах, но не получили широкого распространения по многим объективным причинам, в том числе по отстраненности содержания от реальной жизни.
Для выяснения актуальных и волнующих вопросов была проведена предварительная работа с обучающимися 10 классов городского округа и родителями.
Определился круг реальных проблем: трудности во взаимоотношениях со сверстниками своего и противоположного пола, конфликты с родителями, неразделенная любовь, неадекватная самооценка. Поэтому основу программы составляют реальные и волнующие вопросы старшеклассников и их родителей с дополнениями, реальными проблемами юношества.
В нашем случае участниками программы стали старшеклассники 10-классов. Формирование групп проводилось на добровольной основе. Важный момент в комплектовании: группа должна быть разнополая, для возможности юношам и девушкам видеть позиции друг друга. Период реализации программы: 1 год, она состоит из 2- ух разделов : «Юность – время перемен», ориентированный на понимание самого себя, сверстников своего и противоположного пола и «Основы семьи и брака», в основе которого понимание отношений в родительской семье, конфликты, их решение и планирование своей будущей семьи.
Обязательным условием эффективной работы группы является установление правил:
-Активное участие в группе
-Ответственность и искренность в общении
-Конфиденциальность (закрытость) всего происходящего на занятии
- Свобода слова, каждый имеет право на своё мнение
-Уважение друг к другу (к сверстникам и взрослым)
-Правило «Стоп»- тот член группы, который не захочет отвечать, может сказать «стоп», но нельзя его использовать часто.
Реализация программы в рамках семейного клуба на базе Центра дополнительного образования решает одновременно несколько задач. Во – первых, в рамках семейного клуба есть возможность для работы с родителями и детьми, для организации индивидуальных консультаций.
Во–вторых, реализация программы на базе учреждения дополнительного образования является большим плюсом, так как отсутствует привязка к учёбе и школьным вопросам, что позволяет эффективно работать в сфере межличностных контактов в неформальной и свободной обстановке.
Ресурсы необходимые для реализации программы.
Одной из главной задач педагога создание благоприятной эмоционально-благополучной атмосферы в группе, что обеспечит востребованность программы и желание старшеклассников посещать занятия. Важна роль ведущего. Педагогу необходимо иметь опыт работы проведения групповых занятий и умение расположить юношескую аудиторию. Ведущему не следует ни при каких условиях допускать критических замечаний в адрес юношей и девушек.
Какие главные особенности работы с этим возрастом?
Для юношеского возраста работа в группе позволяет эффективнее организовать обсуждение актуальных проблем. При условии не самого активного участия во время обсуждения со сверстниками и взрослым участник делает для себя обоснованное решение и выводы, и может переносить их в реальную жизнь.
Занятия проходят в форме психологического практикума (оптимальная численность детей на занятиях 15-20 человек). Создается непринужденная обстановка, работа чаще всего проводится в круге.
Целесообразней работать в режиме 1 встреча в неделю в идеале.
Для того чтобы увлечь современных юношей и девушек необходимо использовать разнообразные методы психолого-педагогического воздействия и конкретных техники. Эффективны: решение проблемных ситуаций, ассоциативные, проективные методики вербального и рисуночного типа, групповые дискуссии и обсуждение, в том числе видеороликов, тематических сказок, ролевые игры, психогимнастика, мини-лекции. В рамках программы актуальны встречи с узкими специалистами, в нашем случае были встречи с психиатром и наркологом.
В программе предусмотрены домашние задания, например, составить «брачное объявление» или презентация своей будущей семьи. Такого рода задания необходимы для осмысления полученной информации на занятиях, работа по подготовке к семейной жизни не ограничивается рамками занятия, и в большей степени ориентирована на выход в реальную жизнь.
На первых занятиях можно наблюдать некоторое напряжение, в связи с тем, что идёт адаптация и привыкание друг к другу. Именно поэтому на начальном этапе чаще используются упражнения для создания позитивного настроя, активизации участников, а так же задания, которые позволяют переключаться со своих проблем на работу в группе. В конце каждого занятия после основной темы проводится обязательная рефлексия результатов. Важным условием является презентация своего мнения. На занятиях любое мнение имеет место быть.
Конечно, главный результат эффективности данной программы мы сможем увидеть позже, уже во взрослой жизни.
На сегодняшний день, практическим подтверждением результативности программы служат отзывы участников и обращение на индивидуальные консультации родителей и детей.
Наша программа подходит к своему завершению, но уже сейчас можно сделать выводы:
- изменились межличностные отношения внутри группы
-установились более доверительные отношения с педагогом
-повысился уровень принятия и понимания точки зрения собеседника
- позитивные высказывания на тему «семьи»
-наблюдаются изменения в лучшую сторону во взаимоотношениях с родителями
Что касается перспектив в реализации данной программы?
Я планирую продолжить работу в этом направлении с доработкой по отдельным темам и переводом программы на 2-ух годичное обучение.
Хочу закончить своё выступление словами Василия Александровича Сухомлинского
« Мы не учим в школе
самому главному – не учим жить.
Учим всему, знают наши дети
множество нужных
(а иногда и не очень нужных) вещей...,
но ничего не знают о том ,
как человеку готовиться
к семейной жизни,
что это значит – быть женой и мужем,
матерью и отцом своих детей»
В ранней юности в отличие от подросткового возраста у юношей и девушек возникает потребность в общении со взрослыми, особенно в проблемной ситуации. Наша с вами задача помочь подрастающему поколению в развитии ценностного и ответственного отношения к взрослой жизни.
Всем спасибо за внимание! Удачи во всех начинаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
советы родителям будущих первоклассников...
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста....
Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя
Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...
Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования
Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа...
Статья"Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения"
Выступление на методическом совете колледжа....
Роль школы в подготовке будущих кадров для агропромышленного комплекса Татарстана.
Организация производственного труда, несмотря на определенные сложности, — один из самых интересных, экономически эффективных и педагогически значимых способов воспитания социальной компетентности по...
Консультация для родителей "Что нужно знать будущим родителям"
консультация для родителей о нормальном развитии речи ребенка...