Рабочая программа "Школа добрых дел"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лофицкая основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на педагогическом совете школы Протокол заседания № 1 от «26» августа 2017 г. | Утверждаю Директор школы ___________ Талыкова Н.И. Приказ № 42 от «26» августа 2017 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
основной уровень
5-9 классы
Срок реализации программы – 1 год
Составил: Светличная Валентина Николаевна
учитель ИЗО, черчение
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения курса.
- Содержание курса.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружковой деятельности «Школа добрых дел» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общая характеристика курса
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» для учащихся 5-9 классов рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, при 35 учебных неделях).
Учебно-методическое обеспечение
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.
13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999
14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
Интернет-ресурсы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
- приобретение школьником социальных знаний,
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение навыков групповой работы;
- исследования;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
- способность регулировать собственную деятельность;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных задач.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Направление . Человек и природа.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
Общественно-полезная деятельность.
1. Акция «Не жгите опавшей листвы». Прогулка-предостережение
2. Акция «Берегите птиц»
3.Операция « Покормите птиц зимой»
4.Сохраним в чистоте нашу землю
5."Осень разноцветная
6.. «Мои домашние животные»
Экскурсии: на пришкольный участок, в лес.
2 . Направление . Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны.
Общественно-полезная деятельность
1.«Чужих стариков не бывает»
2.Мои ручки – не белоручки (помощь маме.)
3.Акция «Поздравь ветерана
4 «День любимых бабушек и дедушек
5.«Как поздравить наших мам, пап»,
6.«Слава героям!»
Экскурсия по родному селу.
3. Направление . Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Общественно-полезная деятельность
1."Береги учебник.
4. Направление .Я и культура
Работа в этом разделе направлена на формирование у детей чувства прекрасного, позволяет развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Общественно-полезная деятельность.1
1.Мастерская «Деда Мороза».
2.«Рождественский сувенир».
3 «В гостях у сказки»
4.«Пасхальная открытка»
5.Город мастеров. Декоративно – прикладное творчество.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
Введение. | 1 | |
Человек и природа. | 7 | |
Человек и общество. | 7 | |
Я учусь дружить и находить друзей. | 1 | |
Я и культура. | 19 | |
Всего | 35 |
Приложение 1
к рабочей программе по внеурочной деятельности
студия «Юный художник» 5-9 классы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | дата | |
План. | Факт. | ||
1. | Введение. Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или учимся работать в команде. | ||
2. | День города и района. Составление коллективной аппликации. | ||
3. | Составление букетов из осенних листьев и цветов. | ||
4. | Акция «Не жгите опавшей листвы», Прогулка-предостережение. Выпуск плаката. | ||
5. | Волонтерское движение «Уметь сочувствовать и помогать другим людям». Акция «Белый цветок». | ||
6. | Акция «Белый цветок». | ||
7. | Аппликация. "Осень разноцветная". | ||
8. | Поделки. «День любимых бабушек и дедушек» | ||
9. | Поделки. «Мама – главное слово». | ||
10. | «Как поздравить наших мам» праздник | ||
11. | Проект "Спорт-это здорово. Плакат. | ||
12. | Плакат. "Спорт-это здорово". Рисунок в цвете. | ||
13. | Мастерская Деда Мороза. Поделки, рисунки. | ||
14. | Мастерская Деда Мороза. Выпуск стенгазеты. | ||
15. | Рождество. Мастерская Деда Мороза «Рождественский сувенир. | ||
16. | Мастерская Деда Мороза Создание коллективной работы ( поздравительная открытки.) | ||
17. | Акция «Берегите птиц». Плакат. | ||
18. | Операция « Покормите птиц зимой». | ||
19. | Проект «Птицы вокруг нас. | ||
20. | Мои домашние животные. Тестопластика (поделки). | ||
21. | Мои домашние животные. | ||
22. | «Мы – будущие защитники Отечества». Эскизы. | ||
23. | «Мы – будущие защитники Отечества». Композиция в цвете. | ||
24. | Аппликации по теме «Мы - будущие защитники Отечества». | ||
25. | Акция. «Поздравь ветерана». | ||
26. | Практическая работа: выполнение головы человека. | ||
27. | Портрет мамы. | ||
28. | Как поздравить наших мам «Подарок маме». Творческая работа. | ||
29. | Подготовка к районной выставке декоративно – прикладного, художественного и технического творчества «Город мастеров». | ||
30. | Выполняем интересные поделки. | ||
31. | Проект «Пасхальная открытка». | ||
32. | Проект «Пасхальная открытка». | ||
33. | Скульптура. Виды скульптуры и материалы для работы. | ||
34. | Практическая работа. Лепка из полимерной глины. «Дары леса». | ||
35. | Мукосольки – история русской тестопластики. Технология работы с соленым тестом. | ||
36. | Практическая работа: лепка деталей для панно. | ||
37 | Панно из соленого теста «У самовара». | ||
38. | Композиция «Старая, старая сказка». | ||
39. | Эскизы «В гостях у сказки». Линейно – конструктивное построение. | ||
40. | «В гостях у сказки». Композиция. Гуашь. Цветовое решение. | ||
41. | Работа над композицией. Проработка переднего плана. | ||
42. | Завершение композиции. | ||
43. | Натюрморты М.Сарьяна, К.Коровина, П.Сезанна, А.Матисса. | ||
44. | Практика. Натюрморт с натуры. | ||
45. | Натюрморт. Ваза с цветами и лимон. | ||
46. | Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»). | ||
47. | Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт. | ||
48. | Лепка формы цветом. Передача материальности. | ||
49. | Рисование на тему «Праздник 9 Мая – День Победы». | ||
50. | Решение композиции, передача светотени и объема. | ||
51. | Монотипия. Пейзаж. Выбор сюжета. Выполнение работы. | ||
52. | Оттиск листьев на бумаге, картоне. | ||
53. | Раздувание краски трубочкой. Знакомство с техникой. Рисунок на тему «Ежики в лесу». | ||
54. | Рисование тычком, палочкой. Ветка рябины. | ||
55. | Ветка рябины, рисование тычком (окончание работы). | ||
56. | Превратим пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге. | ||
57. | Превратим пятна в рисунок. Прорисовка контуров. | ||
58. | Декоративное рисование «Веселые зонтики». Акварель, фломастер. | ||
59. | «Веселые зонтики», украшение зонтиков узорами. | ||
60. | Фотокопия (рисование свечей). | ||
61. | Фотокопия (рисование свечей). | ||
62. | Коллективная детская аппликация. Составление мозаики. | ||
63. | Составление мозаики из кусочков цветной бумаги, ткани, фольги. | ||
64. | Последовательность выполнения аппликации. | ||
65. | Декоративная работа. Композиция на тему «Весенний вернисаж». | ||
66. | Композиция на тему «Весенний вернисаж». Передача светотени и объема. | ||
67. | Композиция на тему «Весенний вернисаж». Гармоничное сочетание цветов. | ||
68. | Экскурсия. Наблюдение за природой. | ||
69. | Пленэр. Изображение уголка леса. | ||
70. | Экспозиция работ. Обсуждение выставки. |
Отметка о выполнении программы и корректировка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
Кл. час на тему: "Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь"
Классный час...
«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...
Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»
Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...
Рабочая программа "Добрая Дорога Детства" (ЮИД)
Программа кружка «Добрая Дорога Добра» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения». Данная программа направлена на формирование у детей...
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Цель:Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.Развитие волонтерского движения в колледже, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.За...