Жизнь танца
учебно-методический материал
Дополнительная общеобразовательная программа хореографического объединения "Волшебная туфелька" для детей 6-10 лет сроком реализации 4 года. Разработчики: Любомирская Лариса Борисовна, педагог дополнительного образования, Мамедова Вера Федеровна, Захарова Ирина Анатольевна, Мокроусова Галина Вадимовна - методисты. Программа успешно реализуется в МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи г. Волжского Волгоградской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОП "Жизнь танца" | 67.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Г.ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДТДМ» __________О.В.Бондаренко
«___»______________2017 г.
«ЖИЗНЬ ТАНЦА»
дополнительная общеобразовательная программа
хореографического объединения «Волшебная туфелька»
для детей 6 – 10 лет
сроком реализации 4 года
Разработчики:
Любомирская Лариса Борисовна,
педагог дополнительного образования,
Мамедова Вера Федоровна, методист отдела художественного воспитания
Методисты Мокроусова Г.В., Захарова И.А.
Принята методическим советом вторая редакция
протокол №___
от « »_______20___ г.
Волжский
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы. Программа дополнительного образования «Жизнь танца» для детей в хореографического объединения «Волшебная туфелька»
по содержанию является художественной,
по функциональному предназначению – общекультурной,
по форме организации – групповой, по времени реализации – двухгодичной.
Новизна программы. Программа «Жизнь танца» разработана на основе Примерной программы дисциплины «Историко-бытовой танец» федерального компонента цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта в области культуры и искусства. Некоторые темы программы взяты из модифицированных программ педагогов-хореографов для детских школ искусств. В содержание данной программы они введены с учетом творческих возможностей обучающихся на определенном этапе обучения. Программный учебно-тематический материал структурирован самостоятельно и предполагает варьирование в части репертуара, составлении танцевальных композиций. Такой подход позволит осуществить творческое развитие обучающихся в области танцевального искусства и педагога как балетмейстера.
Актуальность программы. В системе хореографического образования дисциплина «Историко-бытовой танец» является многофункциональной и дает возможность обучающимся практически познать историческое развитие и становление танца на композициях от Средневековья до XX-го века. Танцы, рожденные на основе народной музыки и хореографии, сохранили в себе элементы характера народа, создавшего их. Они являются своеобразными памятниками национальной культуры и отражают определенную эпоху в жизни народа (полонез, вальс, полька, мазурка и др.). Назначение программы «Жизнь танца», предметом изучения которой является историко-бытовой танец, – помочь обучающимся и родителям разобраться на начальном этапе музыкального развития детей в многообразии хореографического искусства и выделить по-настоящему полезное направление с позиции истинной культуры. Историко-бытовой танец многогранен: он сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Танец – одно из средств общения, он еще и воспитывает, оказывая большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Кроме этого, музыка – сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние на формирование индивидуальности, развитие духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. Обучение по данной программе способствует развитию художественного вкуса, культуры общения, знаний в области исторического костюма, танцев и музыки, стимулирует интерес к литературе и истории.
В настоящее время проблема нравственности в обществе стоит очень остро. Красота в танце, выражение эмоций и переживаний личности – это слагаемые, которые помогут сформировать внутренний «нравственный стержень» человека, помочь его социализации в обществе. Кроме этого, танцы дают возможность реализовать двигательную активность ребенка, а грамотно организованный педагогический процесс направит разные формы активности в нужное, полезное направление, каковым является историко-бытовой танец.
Педагогическая целесообразность программы. Историко-бытовой танец – это культурное наследие, которое имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания детей. Он является фундаментом для изучения классического танца. Программа «Жизнь танца» предполагает изучить азы, базовые основы многогранного танцевального искусства. Реализация программы поможет обучающимся детского объединения классического танца «Волшебная туфелька» освоить более сложную программу дополнительного образования «Образ танца» по направлению классический танец. Историко-бытовой танец занимает большое место в репертуаре балетного театра, поэтому грамотное исполнение элементов и выразительных средств историко-бытового танца позволит обучающимся научиться понимать стилистику танцевального искусства, осознанно исполнять классический танец. Режиссерам драмы, кино, руководителям театральных коллективов нередко приходится воссоздавать на сцене картины прошлого, по ходу действия вводить старинные танцы, поклоны, приветствия. Ритмы, фигуры, пластические приемы вальса, полонеза, польки, увлекательные, живые, изящные по форме движения мазурки обогащают знания по истории балета и танцевальных стилей, поэтому часть теоретического материала из программы «Образ танца» может быть освоена более глубоко при работе по настоящей программе.
Техника исполнения историко-бытового танца, приемы исполнения элементов, особенности стиля разных танцев способствуют развитию осанки и костно-мышечного аппарата в целом, а также мышления, воспитывают трудолюбие, коллективизм, ответственность. Занятия способствуют формированию способности к самовыражению в танце, что также является одной из задач программы «Образ танца».
Принципы обучения основаны на традиционных методиках обучения танцевальному искусству с учетом новых подходов государства к дополнительному образованию, которые определяют его эксклюзивную и одновременно инклюзивную функции (Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»). Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные дидактические принципы:
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность, а также увеличение физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному);
- последовательность в овладении материалом;
- целенаправленность учебного процесса;
- доступность;
- преемственность;
- индивидуальность
- культуросообразность;
- ориентация на удовлетворенность индивидуально-групповых образовательных потребностей участников педагогического процесса (включая педагога),
- результативность.
Все вышеуказанные принципы характеризуют образовательно-культурный смысл, в котором доминируют адаптация и освоение заданных культурных образцов (одним из которых является историко-бытовой танец) в виде знаний, умений и навыков.
Цель программы: овладение танцевальной техникой и базовыми (основными) навыками хореографической композиции историко-бытового танца.
Задачи:
1. Образовательные:
- знать характерные черты танцевального искусства различных исторических периодов, разных стран в пределах, обозначенных программой;
- уметь ретранслировать танцевальные навыки в учебной и концертной деятельности;
- добиваться от обучающихся ритмопластического единства (ансамбля);
2. Развивающие:
- обогатить двигательный опыт обучающихся разнообразными видами движений;
- формировать художественно-творческие способности (гибкость, координацию, культуру движений, ориентацию, «мышечное чувство», выразительность и свободу движений);
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыкально-двигательную память, чувство ритма.
3. Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся чувство коллективизма;
- воспитывать культуру общения и художественный вкус;
- воспитывать волевые качества характера: трудолюбие выносливость, работоспособность;
- приобщать к общечеловеческим ценностям.
Ввиду того, что хореография требует больших физических усилий детского растущего организма (опорно-двигательной системы, мыслительной деятельности, нервно-психического напряжения) перед педагогом особо стоит задача развития и сбережения здоровья.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она по содержанию тесно связана с апробированной в конкретном детском объединении дополнительной образовательной программой по классическому танцу «Образ танца». Эта связь потребовала создания программы «Жизнь танца» (историко-бытовой танец). Программа построена по концентрическому принципу с возможностью возвращения к изученному материалу и дальнейшему изучению (освоению) на более расширенном, углубленном уровне, предполагающему новые композиционные и иные балетмейстерские решения.
«Жизнь танца» состоит из следующих разделов:
- «Введение в программу»;
- «Основы историко-бытового танца»;
- «Танцевальные композиции»;
- «Историко-бытовой танец на сцене».
Тематика раздела «Введение в программу» предполагает изучение исторических сведений о бытовых танцах, их специфических, отличительных особенностях, структуре их построения, музыкального сопровождения, социальную природу танцев: связей с бытом того или иного народа и классовых сословий, кратких сведений их создания и использования (в салонах, на балах, в театрализованных представлениях, на уличных праздниках, карнавалах, народных, календарных праздниках и т.д.), о костюмах, обуви, прическах, аксессуарах, парных, массовых танцах. Также даются сведения о технике безопасности при изучении танцевального искусства, о построении занятий, элементарные знания об анатомии человека, о профилактике болезней костно-мышечного аппарата.
Раздел «Основы историко-бытового танца» – это основные позиции (в применении к историко-бытовому танцу), постановка корпуса, головы, рук, ног, различные виды шагов, поклоны и реверансы, различные продвижения, повороты, их комбинации, вращения, подскоки, элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.
Раздел «Танцевальные композиции» – предполагает изучение, постановочную работу над конкретным танцевальным материалом, соединение элементов в композиции, работу групп, подгрупп, пар, отработку техники исполнения.
В разделе «Историко-бытовой танец на сцене» обучающиеся получают знания об использовании историко-бытового танца в балетных спектаклях, в оперных постановках классических хореографов, современных бытовых танцах, а также их взаимовлиянии, взаимодействии и взаимопроникновении.
Работа педагога и обучающихся по концертно-конкурсной и фестивальной деятельности, по формированию сценической культуры и этике, по отработке выразительности и образности танцев также нашла отражение в этом разделе.
Основная форма активности при обучении танцевальному искусству – движение под музыку, приведение их в соответствие, выражение музыки через пластику тела и эмоции. Поэтому занятие строится по определенному алгоритму (разминка – станок, партер, изучение или повторение танцевального материала, релаксация: игры, упражнения). Такая методика построения занятий является традиционной и правильной с точки зрения физиологии. Формы организации обучающихся – преобладают фронтальная и групповая формы деятельности.
Актуальная для каждого занятия и каждого конкретного ребенка задача развития и сбережения здоровья решается через здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно-оздоровительные,
Это дифференцированный подход к состоянию здоровья на занятии каждого обучающегося, правильное дыхание и осанка, равномерная, постепенная, разумная дозированная нагрузка на группы мышц, связок и суставов, мотивация на ведение здорового образа жизни, динамические паузы, релаксация;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка и гигиенической рациональности,
Это положительная эмоциональная среда на занятиях, соответствующая одежда и обувь, удобное оборудование, чистота помещения, свежий воздух, грамотное использование музыкального сопровождения, оптимальная динамика занятия, смена видов деятельности, применение методов и приемов стимулирования деятельности, активных методов – похвала, поддержка, соревновательные моменты, отсутствие стрессов, адекватность требований, эмоциональные разрядки и снятие мышечного и эмоционального напряжения - шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей;
- валеологическое просвещение родителей.
Это профилактика заболеваний, режим дня ребенка, распределение нагрузки в течение дня; питание и гигиена девочек и мальчиков, предупреждение преждевременного наступления утомления, формирование волевых качеств личности.
Для успешной реализации программы необходимы материально-технические средства: специально оборудованный танцевальный класс, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, тренировочная одежда и обувь для занятий хореографией, обязательное музыкальное сопровождение каждого занятия (фортепиано, баян, аккордеон, звукозаписи) и достаточное методическое обеспечение (нотные сборники, учебные пособия по хореографии и т.п.). Так как программа предусматривает концертную, конкурсно-фестивальную деятельность, необходимы сценическая обувь и костюмы. Эта форма активности обучающихся призвана стимулировать мотивационную составляющую обучения танцевальному искусству.
Возраст обучающихся 6 – 10 лет. Этот возраст считается наиболее продуктивным для обучения детей хореографии, потому что ребенок отличается высокой двигательной активностью, стремлением многому научиться, находиться в коллективе, в постоянном общении. Также дети уже могут выполнять осмысленные действия, имеют определенный музыкальный опыт, понимают пространственные соотношения.
Формы и методы обучения – это занятия с преобладанием практической части. Теоретические сведения осваиваются параллельно.
Методика изучения танцевального искусства осуществляется по алгоритму: от репродуктивных методов – до элементов творческой практики; освоение учебного материала от музыки – к осмысленному движению через освоение техники исполнительства, от коллективного – до индивидуального.
Данная программа, наряду с развитием творческих способностей, чувства ритма, пластичности и др., предусматривает воспитание других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это – внимание, дисциплина, ответственность, партнерство. Исходя из этих требований, педагог подбирает педагогические методы.
Метод показа. Разучивание нового движения или комбинации педагог начинает с точного безукоризненного показа. На начальном этапе обучения качественному показу придается исключительно большое значение, т.к. он дает первоначальное представление о движении. На следующем этапе показ приобретает иной характер. Он становится более обобщенным, акцентирующим наиболее важные моменты обучения, особенно мышечную работу тела. На конечном этапе обучения показ занимает меньше времени по сравнению с предыдущими этапами.
Практические методы – упражнения, тренаж, отработка навыков исполнительства, выступления и другие формы.
Словесные методы. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Также педагог ставит перед обучающимися определенные задачи, применяет приемы стимулирования деятельности (похвала, одобрение, устная оценка и т.п.) и предъявляет требования. Также используются разнообразные методические приемы использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснения, словесное сопровождение под музыку, где важны интонация и эмоциональность. Таким образом, два важнейших метода – показ и словесный метод – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.
Наглядные методы. Просмотр видеозаписей различных ансамблей танца, собственного исполнения, мастеров танца, фотографий, иллюстраций.
Музыкальное сопровождение. Педагог своими пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию.
Метод использования минимума танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний. Этот метод актуален на первом году обучения. Детальная проработка небольшого количества движений дает возможность их качественного освоения, а большое количество сочетаний из этих элементов создает у детей впечатление новизны и дает простор фантазии.
Методы с элементами творчества. Самостоятельное выполнение учащимися упражнений и танцевальных комбинаций, эмоциональная окраска выступлений.
Важными для самореализации обучающихся являются такие формы как концертная деятельность, отдельные выступления, участие в конкурсах различного ранга, открытые занятия, в том числе и для родителей, анализе результатов всеми участниками образовательного процесса (обучающиеся – элементы самоанализа, родители, педагоги, итоги конкурсов, танцевальных турниров).
Режим занятий. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа (2 по 45 минут).
Оптимальная наполняемость групп 12–15 человек.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Пройдя этапы образовательного процесса по данной программе, обучающиеся приобретут следующие знания, умения и навыки:
- узнают историю происхождения бытовой хореографии;
- познакомятся с художественно-стилевыми направлениями в танцах;
- овладеют манерой исполнения поклонов, танцевальных движений и композиций;
- научатся некоторым важными для танцоров приемам актерского мастерства;
- разовьют свои физические и психические природные, танцевальные способности (прыгучесть, гибкость, вестибулярный аппарат, пластичность, ритмичность, сенсорные умения –чувство ракурса, позы, апломба);
- научатся приемам ансамблевого исполнительства, самоконтроля;
- в определенной степени у обучающихся сформируются терпение, трудолюбие, дисциплинированность, коммуникативность.
- совершенствуются художественно-творческие способности;
- сформируется желание заниматься к танцевальным искусством.
Способы проверки результатов освоения программы.
Педагогический контроль предполагает такие виды как: систематический, промежуточный и итоговый годовой.
Систематический контроль осуществляется педагогом для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность. По итогам занятия педагог оценивает работу обучающихся (группы в целом, подгрупп, индивидуально). Промежуточный контроль осуществляется по итогам I полугодия. Задачами являются: выявить уровень освоения обучающимися программы, определить изменение в уровне развития творческих способностей за данный период. Оценивается правильность исполнения: техничность, активность, знание теоретической и практической части. Форма контроля – открытый показ. Итоговый годовой контроль проходит в конце учебного года и служит для выявления уровня освоения программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей обучающихся за данный период обучения. Формой контроля является итоговый показ (отчетный концерт) и анализ педагогической деятельности, которую делает педагог при планировании на следующий учебный год (сохранение контингента, уровень полноты освоения программы, достижения обучающихся и другие показатели обученности).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Введение в программу | 3 | 2 | 1 |
1.1. | Знакомство с содержанием программы. ТБ при изучении танцевального искусства. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. | 1 | - | |
1.2. | Из истории танцевальной культуры. | 2 | 1 | 1 |
2. | Основы историко-бытового танца | 49 | 2 | 47 |
2.1. | Постановка корпуса, головы, рук, ног. | 10 | - | 10 |
2.2. | Позиции рук и ног в историко-бытовом танце. | 11 | 1 | 10 |
2.3. | Базовые движения. | 25 | - | 25 |
2.4. | Поклоны и реверансы. | 3 | 1 | 2 |
3. | Танцевальные композиции | 13 | 1 | 12 |
3.1. | Менуэт. | 3 | - | 3 |
3.2. | Полонез. | 3 | - | 3 |
3.3. | Полька. | 7 | 1 | 6 |
4. | Историко-бытовой танец на сцене | 7 | 1 | 6 |
4.1. | Историко-бытовой танец в балетных спектаклях | 1 | 1 | - |
4.2. | Приветственный реверанс, танцевальный реверанс | 1 | - | 1 |
4.3. | Поза и жест в танце. | 1 | - | 1 |
4.4. | Средства сценической выразительности. | 1 | - | 1 |
4.5. | Концертная, фестивально-конкурсная деятельность. | 3 | - | 3 |
Всего: | 72 | 6 | 66 |
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с содержанием программы. ТБ.
Знакомство с содержанием программы. Техника безопасности при изучении танцевального искусства. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Форма занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение).
Тема 1.2. Из истории танцевальной культуры.
Народные празднества – источник бытовой танцевальной культуры. Эволюция бытовой танцевальной культуры (Средневековье, эпоха Просвещения).
Структура построения. Музыкальное сопровождение. Костюмы. Бранль – как самый распространенный танец средних веков, его роль в развитии бальной хореографии. Придворные танцы.
Форма занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ.
РАЗДЕЛ 2. Основы историко-бытового танца
Тема 2.1. Постановка корпуса, головы, рук, ног.
Постановка корпуса, головы, рук, ног. Музыкальный счет и ритм. Линия танца.
Тема 2.2. Позиции рук и ног в историко-бытовом танце.
Позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому танцу). Подготовительная позиция.
Тема 2.3. Базовые движения:
Шаги: бытовые, танцевальные, легкие, скользящие.
Изучение шагов на различные музыкальные размеры, темпы и ритмы.
Виды port de bras соло и в паре (4/4 и 3/4)
Поклоны и реверансы для мальчиков и девочек на 4/4, 2/4 и 3/4.
Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4.
Двойной скользящий шаг pas chassé.
Галоп.
Боковой подъемный шаг (pas elevé).
I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé.
Pas balancé:
а) на месте;
б) с небольшим продвижением вперед и назад;
в) с поворотом на 90° и 180°.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ.
РАЗДЕЛ 3. Танцевальные композиции.
Тема 3.1. Полонез:
а) pas полонеза;
б) парами по кругу;
в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.
Тема 3.2. Менуэт:
а) Pas balancé
б) Pas dégagé.
в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога
Тема 3.3. Полька:
а) pas польки на месте вперед и назад;
б) pas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны);
в) pas польки с продвижением вперед и назад;
г) боковое pas польки;
д) боковое pas польки с вращением по кругу соло;
е) простейшие комбинации польки.
Формы занятий: групповые, индивидуально-групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практические (упражнения, импровизации, «музыкальный театр»)
РАЗДЕЛ 4.Историко-бытовой танец на сцене.
Тема 4.1. Историко-бытовой танец в балетных спектаклях.
Классический менуэт из оперы «Дон-Жуан» (В.Моцарт, хореография М.Петипа).
П.И. Чайковский, танцы из балета «Щелкунчик». Полонез из балета «Бахчисарайский фонтан» (постановка Р.Захарова),
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр, слушание музыки с комментированием), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ).
Тема 4.2. Приветственный реверанс, танцевальный реверанс.
Отработка манерности исполнения реверансов и поклонов. Комбинированные движения из chasse и реверанса (женские). Комбинированные движения из balance и реверанса (поклона).
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), практическое исполнение, игра.
Тема 4.3. Поза и жест в танце.
Работа над позами и жестами, используемых в историко-бытовых танцах. Позиции рук и ног, положение головы, наклоны, движения плечами.
Формы занятий: групповые, индивидуальные
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), показ, практическое исполнение, игры, творческие задания, импровизация.
Тема 4.4. Средства сценической выразительности.
Костюм (исторические сведения, характерные особенности, прическа, аксессуары, грим, выражение лица).
Формы занятий: групповые, индивидуальные
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), показ, практическое исполнение, игры, творческие задания, импровизация, «музыкальный театр».
Тема 4.5. Концертная, фестивально-конкурсная деятельность.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях (отчетные по полугодиям, городских, областных)
Второй год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Введение в программу | 4 | 1 | 1 |
1.1. | Эволюция танцевальной культуры (XIX- XX вв.) | 2 | 2 | - |
2. | Основы историко-бытового танца | 36 | 2 | 34 |
2.1. | Постановка корпуса, головы, рук, ног. | 4 | - | 4 |
2.2. | Позиции рук и ног в историко-бытовом танце. | 2 | - | 2 |
2.3. | Базовые движения. | 29 | 1 | 28 |
2.4. | Поклоны и реверансы XIX- XX вв. | 1 | 1 | - |
3. | Танцевальные композиции | 24 | - | 24 |
3.1. | Вальс | 10 | - | 10 |
3.2. | Танец «Па де грас». | 4 | - | 4 |
3.3. | Полька. | 10 | - | 10 |
4. | Историко-бытовой танец на сцене | 6 | 2 | 4 |
4.1. | Историко-бытовой танец в балетных спектаклях | 1 | 1 | - |
4.2. | Средства сценической выразительности. | 1 | 1 | - |
4.3. | Концертная, фестивально-конкурсная деятельность. | 4 | - | 4 |
Всего: | 72 | 7 | 65 |
СОДЕРЖАНИЕ
На втором году обучения тематика курса меняется незначительно ввиду того, что концентрический способ обучения предполагает усвоение учебного материала на более расширенном и увеличивающемся уровне сложности, как в части технического исполнительства, так и по композиционному построению танцев, амплитуде движений. Возрастают педагогические требования к синхронности исполнения, использованию выразительных средств хореографии.
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу
Техника безопасности. Цели и задачи курса «Историко-бытовой танец». Обзор изучаемых в курсе тем. Планы на учебный год. Требования к внешнему виду и поведению воспитанников.
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), просмотр фото- и видеоматериала.
Тема 1.1. Эволюция танцевальной культуры (XIX- XX вв.)
XIX век-эпоха вальса. Бал-маскарад. Принципы взаимодействия пар во время танца на балу. Исторический костюм XIX- XX вв. (по периодам его эволюции), отличительные черты и связь с особенностями историко-бытовых танцев рассматриваемого периода. Аксессуары. Манера носить платья, держать руки. Постановка корпуса Карнавальные костюмы. Массовые бытовые танцы. Стилизованный танец. Выдающиеся балетмейстеры.
РАЗДЕЛ 2 Основы историко-бытового танца.
Тема 2.1. Постановка корпуса, головы, рук, ног.
Постановка корпуса. Позы, жесты, используемые в историко-бытовых танцах. Музыкальные образы. Выразительные движения для создания образа. Позиции рук и ног, положение головы, наклоны, движения плечами.
Тема 2.2. Позиции рук и ног в историко-бытовом танце.
Позиции рук и ног в применении к историко-бытовому танцу. Затакт. Счет и ритм. Выделение сильной доли. Темп.
Тема 2.3. Базовые движения.
Шаги: бытовые, танцевальные, легкие, скользящие.
Изучение шагов на различные музыкальные размеры, темпы и ритмы.
Виды port de bras соло и в паре (4/4 и 3/4)
Поклоны и реверансы для мальчиков и девочек на 4/4, 2/4 и 3/4.
Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4.
Pas degage;
Двойной скользящий шаг pas chassé.
Галоп.
Боковой подъемный шаг (pas elevé).
I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé.
Pas balancé:
а) на месте;
б) с небольшим продвижением вперед и назад;
в) с поворотом на 90° и 180°.
Pas de basgue с продвижением вперед, назад.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практическое исполнение, упражнения, импровизации.
Тема 2.4. Поклоны и реверансы XIX- XX вв.
Бальный этикет. Показ и изучение базовых движений и фигур изучаемых историко-бытовых танцев. Приглашение на танец, поклоны, реверансы. Принципы взаимодействия пар во время танца на балу.
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), практическое исполнение, игра.
РАЗДЕЛ 3.Танцевальные композиции.
Тема 3.1. Вальс.
а) pas вальса вперед и назад по линиям;
б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé;
в) pas вальса вперед с применением port de bras;
г) pas вальса с вращением по кругу соло;
д) вальс с продвижением вперед и назад – вальсовая дорожка;
е) pas de basque;
ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога.
Тема 3.2. Танец «Па де грас».
а) основной шаг;
б) простейшие композиции «Па де грас».
Тема 3.3. Полька.
а) боковое pas польки с вращением в паре по кругу;
б) усложненная композиция польки с использованием pas glissé, галопа, шагов, поклонов, различных port de bras.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практическое исполнение, упражнения, импровизации
РАЗДЕЛ 4. Историко-бытовой танец на сцене.
Тема 4.1. Историко-бытовой танец в балетных спектаклях
Сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф. В. Лопухова).
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр, слушание музыки с комментированием), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ).
Тема 4.2. Средства сценической выразительности.
Поза и жест. Выражение лица (мимика). Грим. Прическа. Сценические танцевальные акценты. Сценический этикет. Линия танца. Акценты. Поклоны. Позиции в паре. Сольное и ансамблевое исполнение. Принципы взаимодействия.
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), показ, практическое исполнение, игры, творческие задания, импровизация, «музыкальный театр».
Тема 4.3. Концертная, фестивально-конкурсная деятельность.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях (отчетные по полугодиям, городских, областных)
Третий год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Введение в программу | 4 | 1 | 1 |
1.1. | Танцевальная культура ХVIII-XIX вв. | 2 | 2 | - |
2. | Основы историко-бытового танца | 36 | 2 | 34 |
2.1. | Постановка корпуса, головы, рук, ног. | 4 | - | 4 |
2.2. | Позиции рук и ног в историко-бытовом танце. | 2 | - | 2 |
2.3. | Базовые движения. | 29 | 1 | 28 |
2.4. | Поклоны и реверансы XVIII-XIX вв . | 1 | 1 | - |
3. | Танцевальные композиции | 24 | - | 24 |
3.1. | Менуэт | 10 | - | 10 |
3.2. | Гавот XVIII века | 4 | - | 4 |
3.3. | Мазурка | 10 | - | 10 |
4. | Историко-бытовой танец на сцене | 6 | 2 | 4 |
4.1. | Историко-бытовой танец в балетных спектаклях | 1 | 1 | - |
4.2. | Средства сценической выразительности. | 1 | 1 | - |
4.3. | Концертная, фестивально-конкурсная деятельность. | 4 | - | 4 |
Всего: | 72 | 7 | 65 |
СОДЕРЖАНИЕ
На третьем году обучения тематика курса меняется незначительно ввиду того, что концентрический способ обучения предполагает усвоение учебного материала на более расширенном и увеличивающемся уровне сложности, как в части технического исполнительства, так и по композиционному построению танцев, амплитуде движений. Возрастают педагогические требования к синхронности исполнения, использованию выразительных средств хореографии.
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу
Техника безопасности. Цели и задачи курса «Историко-бытовой танец». Обзор изучаемых в курсе тем. Планы на учебный год. Требования к внешнему виду и поведению воспитанников.
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), просмотр фото- и видеоматериала.
Тема 1.1. Танцевальная культура XVIII- XIX вв
XVIII век. Эпоха Просвещения. Придворные балы XVIII века, их изысканность и роскошь. Влияние стиля рококо на стиль бальной хореографии, костюм.
XIX век. Век массовых бальных танцев. Придворные и общественные балы и маскарады Принципы взаимодействия пар во время танца на балу. Постановка корпуса. Массовые бытовые танцы. Стилизованный танец. Выдающиеся балетмейстеры.
РАЗДЕЛ 2 Основы историко-бытового танца.
Тема 2.1. Постановка корпуса, головы, рук, ног.
Постановка корпуса. Позы, жесты, используемые в историко-бытовых танцах. Музыкальные образы. Выразительные движения для создания образа. Позиции рук и ног, положение головы, наклоны, движения плечами.
Тема 2.2. Позиции рук и ног в историко-бытовом танце.
Позиции рук и ног в применении к историко-бытовому танцу. Основные положения рук: за платье, за спину, опущенные вниз руки с отведенными локтями и кистями.
Тема 2.3. Базовые движения.
I, II, III, IV формы pas chasse (с поворотом вправо и влево);
Double-chasse;
Pas balance с поворотом на 90° и 180°;
Pas balance — менуэт;
pas de zepfir;
pas de bourree ( название условное) с продвижением вперед;
pas coupe (режущий шаг);
pas gala (парадное па);
pas couru;
pas boiteux ( хромое па) вперед и назад;
«голубец» (pas de talon) с продвижением в сторону;
Открытый и закрытый повороты.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практическое исполнение, упражнения, импровизации.
Тема 2.4. Поклоны и реверансы XVIII – XIX века.
Бальный этикет. Показ и изучение базовых движений и фигур изучаемых историко-бытовых танцев. Приглашение на танец, поклоны, реверансы. Принципы взаимодействия пар во время танца на балу.
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), практическое исполнение, игра.
РАЗДЕЛ 3.Танцевальные композиции.
Тема 3.1. Менуэт
а) основной шаг менуэта вперед и назад;
б) pas grave;
в) pas balance с поворотом на 90° и 180°;
г) pas balance — менуэт;
д) усложненная композиция рисунков по заданию педагога.
Тема 3.2. Гавот
а) легкие шаги с остановкой в позах;
б) различные положения рук соло и в паре;
в) pas balance;
г) pas zephir - воздушный шаг.
Тема 3.3. Мазурка
а) pas gala;
б) pas couru;
в) pas boiteux вперед и назад;
г) pas de talon с продвижением в сторону;
д) простое заключение (ключ);
е) открытый и закрытый повороты.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практическое исполнение, упражнения, импровизации.
РАЗДЕЛ 4. Историко-бытовой танец на сцене.
Тема 4.1. Историко-бытовой танец в балетных спектаклях
Классический менуэт из оперы «Дон Жуан» ( музыка Моцарта, хореография М.Петипа). Гавот и пасспье из сцены охоты балета «Спящая красавица» (музыка Чайковского). Мазурка из балета Л.Минкуса «Пахита».
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр, слушание музыки с комментированием), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ).
Тема 4.2. Средства сценической выразительности.
Поза и жест. Выражение лица (мимика). Грим. Прическа. Сценические танцевальные акценты. Сценический этикет. Линия танца. Акценты. Поклоны. Позиции в паре. Сольное и ансамблевое исполнение. Принципы взаимодействия.
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), показ, практическое исполнение, игры, творческие задания, импровизация, «музыкальный театр».
Тема 4.3. Концертная, фестивально-конкурсная деятельность.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях (отчетные по полугодиям, городских, областных)
Четвертый год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Введение в программу | 4 | 1 | 1 |
1.1. | Эволюция танцевальной культуры (XVII- XIX вв.) | 2 | 2 | - |
2. | Основы историко-бытового танца | 36 | 2 | 34 |
2.1. | Постановка корпуса, головы, рук, ног. | 4 | - | 4 |
2.2. | Позиции рук и ног в историко-бытовом танце. | 2 | - | 2 |
2.3. | Базовые движения. | 29 | 1 | 28 |
2.4. | Поклоны и реверансы XVII- XIX вв. | 1 | 1 | - |
3. | Танцевальные композиции | 24 | - | 24 |
3.1. | Крестьянский бранль | 4 | - | 4 |
3.2. | Французская кадриль | 10 | - | 10 |
3.3. | Фигурный вальс | 10 | - | 10 |
4. | Историко-бытовой танец на сцене | 6 | 2 | 4 |
4.1. | Историко-бытовой танец в балетных спектаклях | 1 | 1 | - |
4.2. | Средства сценической выразительности. | 1 | 1 | - |
4.3. | Концертная, фестивально-конкурсная деятельность. | 4 | - | 4 |
Всего: | 72 | 7 | 65 |
СОДЕРЖАНИЕ
На четвертом году обучения тематика курса меняется незначительно ввиду того, что концентрический способ обучения предполагает усвоение учебного материала на более расширенном и увеличивающемся уровне сложности, как в части технического исполнительства, так и по композиционному построению танцев, амплитуде движений. Возрастают педагогические требования к синхронности исполнения, использованию выразительных средств хореографии.
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу
Техника безопасности. Цели и задачи курса «Историко-бытовой танец». Обзор изучаемых в курсе тем. Планы на учебный год. Требования к внешнему виду и поведению воспитанников.
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), просмотр фото- и видеоматериала.
Тема 1.1. Эволюция танцевальной культуры (XVII- XIX вв.)
Формирование знаний о танцевальной культуре XVII, XVIII, XIX веков, связи народного, бального и театрального танца. Выразительных средств танца. Понятие о танцевальной музыке (вальс, гавот, менуэт, французская кадриль и т.д.) и их специфических особенностях. Связь бального танца со сценическим, влияние на балетный театр. Костюмы и этикет.
РАЗДЕЛ 2 Основы историко-бытового танца.
Тема 2.1. Постановка корпуса, головы, рук, ног.
Постановка корпуса. Позы, жесты, используемые в историко-бытовых танцах. Музыкальные образы. Выразительные движения для создания образа. Позиции рук и ног, положение головы, наклоны, движения плечами.
Тема 2.2. Позиции рук и ног в историко-бытовом танце.
Позиции рук и ног в применении к историко-бытовому танцу. Положения рук в паре.
Тема 2.3. Базовые движения..
Скользящий шаг pas glissé.
Pas degage.
Двойной скользящий шаг pas chassé.
I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé.
Бранль простой, двойной бранль с репризой.
Галоп.
Pas de basgue с продвижением вперед, назад.
Pas jete.
Pas assamble.
Sissone.
Pas balancé.
Tour de Dames.
Das-a-dos.
Pas вальса:
а)"дорожка" вальса вперед и назад ;
б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balance;
Вальс-миньон.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практическое исполнение, упражнения, импровизации.
Тема 2.4. Поклоны и реверансы XVII-XIX вв.
Показ и изучение базовых движений и фигур изучаемых историко-бытовых танцев. Приглашение на танец, поклоны, реверансы. Принципы взаимодействия пар во время танца на балу.
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), практическое исполнение, игра.
РАЗДЕЛ 3.Танцевальные композиции.
Тема 3.1. . Крестьянский бранль.
а) бранль простой;
б) двойной бранль с репризой;
в) композиции в усложненных рисунках по заданию педагога.
Тема 3.2 Французская кадриль
а) фигура 1 - Le Pantalon
б) фигура 2 – L’Ete
в) фигура 3 – La Poule
г) фигура 4 – La Pastourelle
д) фигура 5 – La Finale
Тема 3.3. Фигурный вальс.
а) pas вальса вперед и назад по линиям;
б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé;
в) pas вальса вперед с применением port de bras;
г) pas вальса с вращением по кругу соло;
д) вальс с продвижением вперед и назад – вальсовая дорожка;
е) pas de basque;
ж) усложненные комбинации вальса в сочетании с другими танцевальными элементами по заданию педагога.
Формы занятий: фронтальные, групповые
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение), практический показ, практическое исполнение, упражнения, импровизации
РАЗДЕЛ 4. Историко-бытовой танец на сцене.
«Танец с Подушечками» из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Л.Лавровского. Вальс из балета «Карнавал» ( музыка Ф.Шумана, хореография М.Фокина)
Тема 4.1. Историко-бытовой танец в балетных спектаклях
Формы занятий: групповые.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр, слушание музыки с комментированием), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ).
Тема 4.2. Средства сценической выразительности.
Поза и жест. Выражение лица (мимика). Грим. Прическа. Сценические танцевальные акценты. Сценический этикет. Линия танца. Акценты. Поклоны. Позиции в паре. Сольное и ансамблевое исполнение. Принципы взаимодействия.
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методическое обеспечение: словесные методы и приемы (пояснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные – просмотр), стимулирования деятельности (похвала, одобрение, сравнение, анализ), показ, практическое исполнение, игры, творческие задания, импровизация, «музыкальный театр».
Тема 4.3. Концертная, фестивально-конкурсная деятельность.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях (отчетные по полугодиям, городских, областных)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационными условиями для выполнения программы и санитарно-гигиенических требований является: специальный, оборудованный для занятий классическим танцем кабинет с деревянным нескользким полом. Организационные условия, позволяющие и регламентирующие реализацию содержание учебного курса, указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.4.4.1251-03)
Обязательными средствами обучения в оборудовании является балетная перекладина (станок – специальная отполированная жердь, закрепленная на стене, высота от пола 0,9 – 1,1м, расстояние от стены 0,3 м и зеркала на одной из стен высотой 2,1м, определенные санитарно-гигиеническими требованиями), специальная одежда и обувь, индивидуальные коврики для выполнения движений на полу. Для занятий хореографией обувь и одежда должна обеспечить свободное движение рук, стоп, ног.
Для формирования эстетической культуры предъявляются требования к прическам, чтобы были открыты лицо и шея.
Проводится влажная уборка и проветривание помещения перед занятием.
Костюмы хранятся вне комнаты для занятий. Предусматриваются комнаты для переодевания.
Из дидактического обеспечения имеются видеоматериалы (фрагменты балетных спектаклей), различный иллюстративный материал (книги, фотографии, музыкальные записи – фонограммы программных произведений).
Музыкальное оформление занятий должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. Для обучения классическому танцу необходима «живая» фортепианная музыка, поэтому на занятии обязателен концертмейстер. Возможно использование фонограмм оркестрового исполнения произведений. При подготовке к концертной, фестивально-конкурсной деятельности часть занятия может быть проведена на сцене. Также необходима нотная и иная методическая литература, которая поможет педагогу организовать качественную организацию педагогического процесса.
Дидактическое обеспечение занятий хореографией – комплекс практических упражнений – экзерсис, видео и музыкальные записи (воспроизводящие устройства – музыкальный центр), иллюстративный материал к теоретическим темам. Возможное использование компьютера для поиска, просмотра, анализа отрывков балетных спектаклей, видеозаписей исполнения историко-бытовых танцев известными танцовщиками, коллективами, собственного хореографического исполнительства и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
- Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
- Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.
- Воронина И. Историко-бытовой танец – М.: Искусство, 1980.
- Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968.
Дополнительная литература
- Барышникова Т. Азбука хореографии – М.: Айрис Пресс, 1999.
- Затямина Т, Стрепетова Л. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2009.
- Ильяш Н. Образы танца. – М., Знание, 1970.
- Все о балете. /Словарь-справочник. Под редакцией Ю. Слонимского. – М., 1966.
- Примерная программа дисциплины «Историко-бытовой танец» федерального компонента цикла специальных дисциплин (составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения в области культуры и искусства по направлению 530700 «Искусство балета»)
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. Под общ. ред. Лейбсона В.И. / Боголюбская М.С.и др. Хореографический кружок. – М.: Просвещение, 1981.
- Энтелис А. 100 балетных либретто. – М., Музыка, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Студия свободного танца. Мечта моей жизни.
История нашей студии....
Проект "Танцуйте ради жизни"
Проект "Танцуйте ради жизни"- направлен на создание инклюзивного танца, который поможет инвалидам и их семьям вернуть веру в свои силы и возможности....
Проект "Танцуй ради жизни"
Социальный проект направленный на здоровый образ жизни "Танцуй ради жизни"...
«Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа» художественной направленности, базового уровня реализации разраб...
Танец в моей жизни или почему полезно заниматься танцами?
Наверное, все мамы и папы мечтают, чтобы их дети выросли и стали развитыми и гармоничными личностями. Поэтому некоторые родители задумываются, в какой кружок и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»
Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...